СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка раздела "Создание изделий из текстильных и поделочных материалов" тема "Материаловедение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка  по технологии ведения дома раздела общеобразовательной програмы "Создание изделий из текстильных и поделочных материалов" по теме "Материаловедение", для 5 класса.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка раздела "Создание изделий из текстильных и поделочных материалов" тема "Материаловедение"»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Починковская средняя школа





Методическая разработка раздела общеобразовательной программы

«Создание изделий из текстильных и поделочных материалов»


Тема:

«Материаловедение»





Класс: 5

Выполнила: Солодина Л.В

учитель технологии










Пояснительная записка

Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической подготовки школьников, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых качеств личности, профессиональное самоопределение учащихся в условиях рынка труда.

Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, информации, объектов природной и социальной сети.

Основная форма обучения – учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. Основная часть учебного времени (не менее 70%) отводится на практическую деятельность – овладение общетрудовыми умениями и навыками. Наряду с традиционными методами обучения рекомендуется применять метод проектов и кооперированную деятельность учащихся. Под проектом понимается творческая, завершённая работа, соответствующая возрастным возможностям учащегося. При выполнении проектов, важно, чтобы учащиеся участвовали в выявлении потребностей семьи, школы, общества.

В программу включены разделы:

«с/х. труд – осенний и весенний период», «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов», «Кулинария», «Черчение и графика» и «Технология ведения дома» и «Проектная деятельность». Обучение учащихся основам технологии осуществляется на базе хорошо оборудованной школьной мастерской.


При изучении раздела «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» необходимо уделять внимание экологическим вопросам, о негативных последствиях влияния трудовой деятельности на окружающую среду и здоровье.

Знания основных видов и свойств тканей, получаемые школьниками при изучении подраздела «Материаловедение. Швейные материалы», необходимы при конструкторской разработке моделей и изготовлении швейных изделий.

На занятиях «Изготовление выкроек и раскрой», учащиеся учатся читать и строить чертёж, знакомятся с особенностями строения женской и детской фигуры, правилам снятия мерок и их условным обозначениям. Так же узнают о различных способах разработки моделей. Видах отделки швейных изделий.

Работе на швейной машине, занятия «Пошив изделия» отводится значительно больше времени, так как овладение навыками этой работы – обязательное условие дальнейшего успешного выполнения программы, залог высокого качества швейных изделий.

Задачам эстетического воспитания посвящён подраздел «Декоративно-прикладное творчество». При изучении учащиеся знакомятся с творчеством народных умельцев, с материалами и инструментами, учатся вышивать несложные узоры и изготавливать изделия в технике лоскутной пластики. Кроме общих задач предмета «Технологии», при изучении раздела «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» необходимо решать дополнительные задачи:

  • развития художественной инициативы; ознакомление с различными видами декоративно-прикладного искусства, народного творчества и ремёсел;

  • воспитание привычки к чистоте, сознательному выполнению сан.-гигиен. правил в быту;

  • воспитание уважения к народным обычаям и традициям;

  • ознакомление учащихся с профессиями по обработке ткани, с профессией дизайнера;

Главная ЦЕЛЬ образовательной области «Технология» - подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.


Процесс обучения учащихся проходит при обязательном применении дидактических принципов обучения:

Научность обучения. Используется правильная терминология (название швов и технологических операций, свойств материалов, видов одежды и др.), условные обозначения мерок, швов и др.

Доступность обучения. Изучение каждой темы строится по принципу от простого к сложному. Содержание, объем, и метод преподавания материала соответствует возрасту и уровню подготовки учащихся, их физическим силам и познавательным возможностям.

Систематичность и последовательность обучения. Преподавание ведётся в логическом порядке. Так, выполнению практической работы по изготовлению швейного изделия должно предшествовать изучение свойств материала, устройства инструментов и швейных машин, используемых для обработки этого материала, ознакомление с различными способами обработки.

Связь теории с практикой, с жизнью. Подготовка к практической деятельности начинается в процессе овладения теоретическими знаниями. Например, при объяснении теоретического материала, я опираюсь на знания учащихся, их опыт, приводим примеры из их трудовой практики. Перед изучением свойств шерстяных тканей, в беседе с учащимися выясняется, какие ткани чаще используют для пошива зимней одежды, а затем уже рассказывается о теплозащитных свойствах этих тканей.

Наглядность обучения. Применяются плакаты, фотографии, презентации, видеоматериал, коллекция образцов каких либо изделий, демонстрация выполнения отдельных операций и тд.

Прочность усвоения знаний и умений. Закрепление изученного на каждом занятии материала и повторение ранее пройденного, провожу в виде беседы, выполнения различных заданий или в игровой форме. Прочность усвоения практических умений достигается выполнением тренировочных упражнений, заданий и т.д., (упражнение по заправке ниток в машину и работа на ней), изготовление мелких изделий – прихваток, игольницы и т.д.

Дифференцированность обучения – учёт индивидуальных особенностей учащихся. На своих уроках использую как коллективную форму обучения или бригадную, так и индивидуальную. Коллективная форма - сплачивает учащихся, так как они имеют общие цели работы, дружно выполняют задание, помогают друг другу. Но каждый ученик индивидуален, это так, же учитывается, для тех, кому трудно работать вместе со всем классом, даются более лёгкие задания, что придаёт уверенность в собственных силах и вызывает желание трудиться. Важно подобрать задания по уровню сложности для каждой конкретной ученицы, что во многом предотвратит возможность неудачи, будет способствовать развитию интереса к работе, самостоятельности и веры в свои силы.

В программе обеспечивается преемственная связь в содержании учебного материала всех разделов, реализация развивающей и воспитывающей функции учебного предмета.


Цель:

Поиск условий, обеспечивающих широкие возможности для формирования высокообразованной, интеллектуальной, деятельной личности, способной к саморазвитию, к реализации творческих, индивидуальных способностей по теме раздела программы.


Задачи:

Обучающие:

  • Научить учащихся работать на швейной машине, соблюдать правила ТБ. Вырабатывать навыки точности и аккуратности при выполнении швейных работ.

  • Создание в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учётом требований дизайна в виде творческих проектов для повышения конкурентоспособности при реализации.

  • создание эмоционального настроя для успешного выполнения работы.

Развивающие:

  • Овладение общетрудовыми и специальными умениями для поиска и использования технологической информации.

  • Развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, творческих способностей.

  • создание условий для развития творческих способностей.

Воспитывающие:

  • формирование ответственного отношения к качеству выполняемой работы;

  • формирование взаимопомощи; развитие эстетического вкуса.

  • воспитание трудолюбия, усидчивости, терпения, уважение к мастерам своего дела, коммуникативности и причастности к коллективному труду.


Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями


Для того чтобы развивать познавательную деятельность обучающихся, формировать интерес к процессу познания необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка. Важным средством учёта индивидуальных особенностей является применение на занятиях дифференцированного обучения. Для тех, кому трудно работать вместе со всем классом, можно иногда давать более лёгкие задания. Это придаёт уверенность в собственных силах и вызывает желание трудиться. В результате такой доступной и посильной для младших школьников работы на уроках технологии учащиеся усваивают необходимые общетрудовые и специальные знания и приобретают умения и навыки преобразовательной деятельности на высоком уровне осознанности, обобщённости и самостоятельности.



Методы и формы организации деятельности обучающихся


Традиционные методы

обучения, используемые в организации деятельности

учащихся


Традиционные средства

и их дидактические

возможности


Совершенствование

за счёт применения

Электронных Образовательных Ресурсов


Словесные:

рассказ, беседа, объяснение, инструктаж


Устное слово, печатное слово (учебник, учебные пособия, книги). Ведущее средство – живое слово, которое легко сочетается с другими средствами обучения, позволяет в сжатые сроки обогатить память обучающихся обобщёнными научными знаниями


Подача текстовой информации с экрана, сообщение знаний (текст читает диктор программы). Возможность многократного повторения страниц учебного материала. Гиперссылки позволяют быстро найти нужную информацию.


Наглядные:

демонстрация макета, демонстрация трудового приёма или операции, экранная демонстрация


Натуральные объекты, модели, макеты, таблицы, плакаты, схемы, иллюстрации. Статичная демонстрация с экрана. Наблюдение за неподвижными объектами


Мультимедийный показ приёмов и операций; визуализация процессов, невозможных для рассмотрения в реальных условиях. В данном случае учебная информация лучше усваивается, так как привлекает все органы чувств.


Практические:

Лабораторно-практические работы, упражнения, практические и самостоятельные работы


Учебные задания для практической работы, обучающие и проверочные самостоятельные работы


Виртуальное практическое действие, автоматизация отдельных операций. Происходит логическая обработка практического материала, уменьшается количество организационных моментов.






Формы и методы обучения:


На уроках в 5 классах использую:

игровую форму обучения, тем самым стимулируется их познавательная активность, поддерживается интерес к предмету, вовлекаются в творческую деятельность.


Урок – дискуссия «круглый стол», такие уроки позволяют учащимся раскрыть свои индивидуальные способности, выступать с докладом на заданную тему, обсуждать и анализировать предложенные вопросы, высказать свою точку зрения, умение выслушать другое мнение и др.


Урок – мастерская, в процессе выполнения практических работ у учащихся формируются определённые трудовые умения и навыки. Необходимо учитывать последовательно нарастающую сложность (постепенное увеличение объёма и трудности), познавательную ценность.


Урок - беседа, проходит в виде ответы на вопросы: что нового узнали на уроке? Что делали? и т.д.


Лабораторно-практическое занятие, здесь учащиеся обучаются исследовательским навыкам: определение доброкачественности швейного изделия, проведение анализа допущенных ошибок.


Метод проекта, позволяет повысить качество обучения, активизировать познавательную деятельность учащихся, сделать обучение радостным.


Развивающее обучение

Вовлечение детей в общий труд учения, вызывая у них чувство успеха, движения вперёд, развития. Ученик не только усваивает конкретные знания, но и овладевает способами действий.

Формы организации деятельности - устный, фронтальный опрос, защита презентаций. Накопительная система оценивания.


Проблемное изложение

Создание проблемных ситуаций и организации активной деятельности учащихся по их разрешению под руководством учителя.

Формы организации деятельности – решение и составление задач

Исследовательский метод обучения

Самостоятельная поисковая деятельность учащихся (практическая или теоретическая)



Дифференцированный подход

Подбор заданий разной степени сложности для разных категорий обучающихся.

Задания для домашних, самостоятельных и практических работ разбиты на три уровня сложности.

Использование заданий творческого характера для одарённых детей

Содержание раздела программы



Создание изделий из текстильных и поделочных материалов – 34 часа

Материаловедение. Швейные материалы.

2 часа

Изготовление выкроек и раскрой.

4 часа

Работа на швейной машине. Пошив изделия.

10 часов

Декоративно-прикладное творчество.

8 часов



Основные формы обучения


  • Учебно-практическая деятельность

  • Лабораторно-практические работы, упражнения

  • Учебно-практические работы


Организация занятий

Структура деятельности учащихся


Формы организации деятельности.

Занятия проводятся в специально организованном и оборудованном кабинете. Основной формой их организации является сдвоенный урок в 5,6 и 7 классах, включающий как коллективную работу всех уч-ся класса, так и работу, выполняемую индивидуально или бригадами.


Урок включает в себя:

-организационный момент,

-повторение пройденного материала,

-сообщение нового материала и его закрепление,

-практическую работу.


Структура урока меняется в зависимости от его дидактической цели –

обучающая - систематизировать и обобщить теоретические знания, закрепить практические умения, проверить итоговые знания;

развивающая – способствовать развитию речи учащихся, развитию умения анализировать, сравнивать и выделять главное, критично оценивать свою работу, способствовать формированию и развитию познавательного интереса к предмету, развитию самостоятельности;


воспитательная – способствовать формированию у учащихся навыков культуры труда: точности, аккуратности, экономного расхода материалов, умения планировать свою деятельность, воспитанию коммуникабельности.




Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся

Ожидаемые результаты


Знать/понимать:

  • Назначение различных швейных изделий

  • Назначение и свойства материалов

  • Назначение и устройство применяемых инструментов и оборудования

  • Виды, приёмы и последовательность выполнения технологических операций

  • Виды традиционных народных промыслов


Уметь:

  • Выбирать вид ткани для определённых типов швейных изделий

  • Снимать мерки с фигуры человека

  • Строить чертежи простых швейных изделий

  • Выбирать модель с учётом особенностей фигуры

  • Выполнять художественное оформление швейных изделий

  • Проводить примерку изделия

  • Выполнять виды рукоделия с текстильными материалами


Использовать ЗУН в практической деятельности и повседневной жизни:


  • Для получения технико-технологических сведений из различных источников информации

  • Для изготовления изделий из текстильных материалов с использованием швейных машин, оборудования и приспособлений

  • Для обеспечения безопасности труда

  • Для выполнения различных видов художественного оформления изделий












Содержательный аспект раздела предусматривает:


Материаловедение – 2 часа

Теоретические сведения:

Виды растительных волокон. Свойства тканей. Виды тканей. Производство ткани. Определение направления долевой нити в ткани. Определение лицевой стороны ткани. Выбор тканей для изготовления швейных изделий.


Практическая работа:

Изучение видов и свойств х/б и льняных тканей. Определение лицевой стороны ткани. Выбор материалов для проектного изделия.


Варианты объектов труда: образцы х/б и льняных тканей.

____________________________________________________________________________

Изготовление выкроек – 4 часа

Теоретические сведения:

Понятия «снятие мерок», «конструктивные линии», «моделирование». Правила снятия мерок. Изготовление выкройки. Способы моделирования фартука. Понятия «раскрой», «выкраивание». Подготовка ткани к раскрою. Инструменты и приспособления для раскроя. Способы раскладки выкройки на ткань. Экономические требования.


Практические работы:

Снятие мерок для изготовления выкройки. Моделирование выкройки. Подготовка выкройки к раскрою. Раскладка на ткани. Выкраивание проектного изделия.


Варианты объектов труда: чертежи и выкройки швейных изделий - фартук, косынка, сумка. Ткань для изделия.

____________________________________________________________________________

Работа на швейной машине

Пошив изделия – 18 часов

Теоретические сведения:

Правила безопасности труда при выполнении ручных работ. Инструменты и приспособления для швейных работ. Понятия «стежок», «строчка» и «шов». Виды ручных стежков и строчек. Ручные операции: перенос линий выкройки на детали кроя копир.колёсиком, прямыми стежками, с помощью булавок; обмётывание детали; замётывание детали; смётывание детали. Контроль качества.

Правила безопасности труда при выполнении машинных работ. Устройство шв.машины.

Подготовка шв.машины к работе. Правила работы. Неполадки в работе. Регулирующие механизмы: регулятор длины стежка, клавиша шитья назад.

Требования к выполнению машинных работ. Машинные операции: обмётывание, застрачивание и стачивание деталей.

Правила безопасности при выполнении влажно-тепловых работ. Влажно-тепловая обработка: приутюжить, разутюжить и заутюжить шов.

Последовательность изготовления фартука. Контроль качества готового изделия. Выявление дефектов, пути их устранения. Расчёт материальных затрат.


Практические работы:

Выполнение образцов ручных работ. Заправка швейной машины и выполнение машинных строчек. Выполнение влажно-тепловой обработки образцов и проектного изделия.


Варианты объектов труда: образцы выполнения ручных и машинных операций. Швейные изделия – фартук, косынка,сумка.

____________________________________________________________________________


Декоративно-прикладное творчество – 10 часов


Теоретические требования:

Традиционные виды рукоделия. Народные промыслы России. Вышивка- материалы и инструменты, организация рабочего места, подготовка ткани к работе, заправка ткани в пяльцы, подготовка ниток мулине, технология выполнения ручных прямых, петельных, косых и крестообразных стежков.


Практическая работа:

Выдвижение идей. Выполнение эскиза модели авторского декоративного изделия или выбор модели из банка идей. Освоение приёмов вышивки. Изготовление декоративных изделий.


Варианты объектов труда: образцы вышивки. Изделия с вышивкой – салфетки, сумки.

____________________________________________________________________________














Содержание материала

тема урока, раздел

Кол-во часов

дата

III

Создание изделий из текстильных и поделочных материалов. Технология обработки ткани.

34



Швейные материалы

1.Виды текстильных волокон. Получение ткани. Определение основы и утка, лицевой и изнаночной сторон в ткани.


Изготовление выкроек и раскрой

1.Одежда и мода. Понятия «снятие мерок», «конструирование» и «моделирование».

2.Построение чертежа выкройки. Правила снятия мерок. Конструирование и моделирование швейных изделий.


Пошив изделия

1. Материалы, инструменты и принадлежности для швейных работ. Влажно-тепловая обработка швейных изделий. Правила безопасной работы в мастерской.

2.Ручные швы. Понятия «стежок», «строчка» и «шов».

3.Назначение и устройство швейной машины. Подготовка швейной машины к работе.

4.Заправка нити в швейной машине. Выполнение пробных строчек на швейной машине.

5.Последовательность изготовления швейного изделия.

Пошив изделия для кухни.

6.Работа над проектом.


Декоративно-прикладное творчество

1.Виды рукоделия и декоративно-прикладного творчества.

История вышивки. Материалы и инструменты, применяемые для вышивки.

2.Технология выполнения ручных прямых, петельных, петлеобразных, косых, крестообразных стежков и швов на их основе.

2





4







18













10














ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ


  • Для закрепления знаний учащихся,

  • Для проведения самостоятельных и практических работ,

  • При повторении материала



К теме: Материаловедение. Швейные материалы.

Карточки задания к практической работе№1

  1. Получение пряжи из волокон

вопросы

ответы

1 Какие волокна (химические или натуральные) идут на производство ситца?


2 Для каких волокон сырьём является шерсть животных?


3 Из каких волокон (натуральных или химических) изготавливают капрон?


4 Какие волокна (натуральные или химические) используют для производства льняного полотна?


Ответы: А-химические волокна, Б-натуральные волокна.


Карточки задания к практической работе№2

«Определение в ткани направления нитей основы и утка».

Заполнить данную таблицу

нить

По кромке (вдоль или поперёк кромки)

По степени растяжения

(растягивается больше или меньше)

По звуку (звук тонкий или глухой)

По виду нити: толщина

(толстая или тонкая)

По виду нити:

гладкость

(гладкая или пушистая)

ОСНОВА






УТОК








Заполните данную таблицу

ткани

по внешнему виду

на ощупь

по обрыву нити

хлопчатобумажная




льняная





  1. Нити основы и утка в ткани.

вопросы

ответы

1 Что образуется по краям ткани при её изготовлении?


2 Как называются нити, идущие вдоль ткани?


3 Как называются нити, идущие поперёк ткани?


4 Какие нити в ткани более мягкие и пушистые?


Ответы: А-нити основы, Б-нити утка, В-кромка.

  1. Нити основы и утка в ткани. Вставьте пропущенные слова.

1 Кромка направленна вдоль нитей ______(каких?).

2 Ткань растягивается больше по направлению нитей______(каких?).

3 При резком растяжении ткани (хлопком) по направлению нитей____(каких?) звук получается глухим.

4 Нити___(какие?) более тонкие, ровные.

5 Нити___(какие?) более толстые, пушистые


  1. Отделка ткани.

Признаки лицевой и изнаночной сторон в ткани

Лицевая или изнаночная сторона

Технические узелки и ворсинки на поверхности ткани.


Гладкая, блестящая поверхность ткани.


Чётко виден печатный рисунок.


Ворс на поверхности ткани.


Печатный рисунок на ткани виден слабо.


Поставь против перечисленных признаков буквы Л-лицевая сторона, И-изнаночная сторона.


  1. Отделка ткани.

вопросы

ответы

У какой ткани на изнаночной стороне плохо виден рисунок?


Какая ткань имеет на лицевой стороне ворс?


У каких тканей лицевую сторону определяют по чистоте отделки?


Ответы: А-ткань с печатным рисунком, Б-пёстротканая ткань,

В-гладкокрашенная ткань, Г-ворсовая ткань.


Отметьте в скобках знаком /+/ все правильные ответы.


1. Волокна растительного происхождения получают из:

а) крапивы
б) льна
в) шерсти
г) хлопка
д) шёлка


2. Процесс получения ткани из ниток путём их переплетения называется:

а) прядением
б) ткачеством
в) отделкой


3. Физико-механические свойства тканей:

а) прочность
б) осыпаемость нитей
в) сминаемость
г) драпируемость

4. Гигиенические свойства тканей:

а) гигроскопичность
б) пылеёмкость
в) усадка
г) теплозащитность
д) раздвижка нитей


5. Технологические свойства тканей:

а) усадка
б) гигроскопичность
в) сминаемость
г) раздвижка нитей
д) осыпаемость нитей



к теме: Изготовление выкроек


Карточки для повторения материала.

1. От какой мерки зависит ширина нижней части фартука?

2.Почему точки. Расположенные на линии низа нагрудника, обозначаются буквам «Т»?

3.Покажите на эскизе фартука положение отрезка ВТ.

4.Для чего снимается мерка «Полуобхват бёдер»?

5.Для чего снимают мерку «Полуобхват талии»?


Отметьте в скобках знаком /+/ все правильные ответы.


1. Впишите нужное слово в оставленное место:

Мерки снимаются для ………………..

2. Назовите мерки:

а) ПОт
б) ПОб

в) Дн

г) Днч

3. Конструирование – это?

4.Моделирование – это?

5.Для чего снимают мерки?

6.Покажите как снимают мерки?

7.Назовите изменения которые можно внести в фасон фартука путём моделирования.

8.Назовите детали фартука.

9.Чем снимают мерки?


10. Укажите цифрами последовательность раскроя изделия:

а) вырезание деталей
б) выполнение экономной раскладки
в) обводка
г) фиксирование булавками
д) припуски на швы

К теме: Работа на швейной машине. Пошив изделия.


Технико-технологическая документация


Правила техники безопасности при работе ножницами, иголкой и булавками


  1. Ножницы класть сомкнутыми лезвиями от работающего.

  2. Передавая ножницы, держать их за сомкнутые лезвия.

  3. Хранить ножницы в определённом месте.

  4. Хранить иглы и булавки в определённом месте – в игольнице, в подушечке.

  5. Шить с напёрстком.

  6. Нельзя пользоваться ржавой иглой.

  7. Запрещено брать иглы и булавки в рот.


Правила техники безопасности при работе шв.машине с ручным приводом


  1. На машине не должны лежать посторонние предметы.

  2. Перед работой проверить, не остались ли в изделии булавки и иглы.

  3. Не наклоняться близко к движущимся и вращающимся частям машины.

  4. Следить за правильным положением рук.

  5. Сидеть за шв.м. надо прямо, на всей поверхности стула, слегка наклонив корпус и голову вперёд.

  6. Свет должен падать на рабочую поверхность с левой стороны или спереди.

  7. Стул должен стоять так, чтобы игла находилась прямо перед вами.


Работа на швейной машине


Подготовка машины к работе:

- установить приводной рычаг в рабочее положение;

- поставить машину на рабочий ход;

- заправить верхнюю и нижнюю нитки;

- установить длину стежка;

Начало работы:

- положить подготовленную для обработки ткань под лапку;

- проколоть ткань иглой, придерживая концы ниток;

- опустить лапку и приступить к работе;

Выполнение работы:

- вращать рукоятку привода от себя;

-придерживать ткань левой рукой и следить, чтобы намеченная линия строчки находилась между рожками лапки;

Окончание работы:

- поднять иглу, поднять лапку;

- отвести ткань от себя левой рукой, обрезать нитки, оставив концы длиной 10-15 см.;

-подложить кусочек ткани под лапку и опустить её;

- поставить машину на холостой ход;


Последовательность заправки верхней нити


Установите машину на рабочий ход и поднимите иглу в верхнее положение.

  1. катушечный стержень

  2. верхний нитенаправитель

  3. регулятор натяжения верхней нити

  4. компенсационная пружина

  5. рычаг нитепритягивателя

  6. нитенаправитель на фронтовой доске

  7. нитенаправитель на игловодителе

  8. игла




Последовательность заправки нижней нити


Установите машину на рабочий ход и поднимите иглу в верхнее положение.

  1. вставьте шпульку с намотанной ниткой в шпульный колпачок

  2. заправьте нитку под пластинчатую пружину шпульного колпачка, оставив конец нитки длиной 10-15 см.

  3. вставьте шпульный колпачок в челночное устройство, чтобы послышался щелчок. Палец колпачка должен войти в прорезь челночного устройства.

  4. закройте задвижную пластину

  5. выведите нижнюю нитку наверх через отверстие игольной пластины

  6. концы обеих ниток заведите назад, под лапку

  7. подложите под лапку ткань, опустите иглу, затем лапку




Последовательность выполнения «закрепки»


  1. установите рычаг регулятора длины стежка ниже нулевого деления (до конца вниз)

  2. выполните строчку длиной в 1 см.

  3. поднимите рычаг регулятора выше нулевого деления (до конца вверх)

  4. продолжайте выполнять строчку

  5. установите рычаг регулятора длины стежка ниже нулевого деления на необходимую длину по шкале с делениями от 1 до 4 мм.

Тонкие ткани сшивают мелкими стежками.

Толстые и плотные ткани – более длинными стежками.










Терминология машинных работ


Термин

Содержание работы

Применение

Стачать

Соединительные швы

Соединить детали, примерно равные по величине, строчками по намеченным линиям

Стачать части пояса, части оборки

Обтачать

Соединить две детали с последующим вывёртыванием их на лицевую сторону

Обтачать нагрудник, бретели, верх кармана

Настрочить

Проложить строчку при наложении одной детали на другую для их соединения

Настрочить накладные карманы

Застрочить

Шов вподгибку:

- с открытым срезом

- с закрытым срезом

Краевые швы

Проложить строчку для закрепления подогнутого края детали или изделия


Застрочить низ изделия, верх накладного кармана




Технологическая последовательность выполнения машинных швов



Название шва

Последовательность выполнения работы

Стачной

  1. Сложить две детали лицевыми сторонами вовнутрь.

  2. Выполнить на изнаночной стороне машинную строчку по намеченной линии


Накладной

  1. Подогнуть на изнаночную сторону срез детали 1 см.

  2. Наложить на лицевую сторону основной детали к намеченной линии, закрепить булавками.

  3. Выполнить машинную строчку на расстоянии от сгиба 1-3мм.


Вподгибку с закрытым срезом

  1. Подогнуть на изнаночную сторону срез детали два раза.

  2. Закрепить подогнутый край булавками или смёточными стежками.

  3. Выполнить машинную строчку на расстоянии от сгиба 1-2 мм.


Обтачной

  1. Сложить две детали лицевыми сторонами вовнутрь.

  2. Выполнить на изнаночной стороне машинную строчку по намеченной линии.

  3. Вывернуть детали на лицевую сторону.




Требования к качеству машинных швов


  1. Все строчки, кроме отделочных, выполняются нитками в цвет ткани. Концы строчек закрепить.

  2. Ширина шва равномерная по всей длине.

  3. Строчка ровная.

  4. Шов аккуратно заутюжен или проутюжен.

  5. После выполнения машинной работы нитки всех временных строчек (смётывания, намётывания и т.д.) удаляют.


Отметьте знаком /+/ правильный ответ.

1. В машинной игле ушко находится:

а) в середине иглы
б) рядом с остриём
в) там же, где у швейной иглы


2. Укажите цифрами в скобках правильную последовательность заправки нижней нитки швейной машины:

а) провести нитку через косую прорезь челнока
б) вставить челнок в челночное устройство
в) вытянуть нижнюю нитку наверх через отверстие в игольной пластине
г) намотать нитку на шпульку
д) вставить шпульку в челнок


3. В бытовой швейной машине имеются регуляторы:

а) длины стежка
б) ширины стежка
в) ширины зигзага
г) натяжения верхней нити


4. Обрыв верхней нити может произойти по причине:

а) неправильного положения прижимной лапки
б) слишком большого натяжения верхней нити
в) неправильной заправки верхней нити
г) неправильной установки иглы
д) вставленного не до упора челнока


5. К соединительным швам относятся:

а) стачной
б) настрочной
в) накладной
г) в подгибку с открытым срезом


6. Для обработки нижнего среза изделия используют машинные швы:

а) стачной
б) настрочной
в) в подгибку с закрытым срезом


Основная и дополнительная литература для подготовки и проведения занятий



Программа:

 Программы начального и основного общего образования

«Технология» под редакцией Хохлова М.В., Самородский П.С., Симоненко В.Д. Москва, издательский центр «Вентана–Граф», 2011 год.


Учебный материал:

Технология, 5 класс, под редакцией И.А.Сасовой, Москва, издательский центр «Вентана–Граф», 2008 год.

Технология поурочные планы по учебнику И.А.Сасовой, 5 класс, 2009 год.


Дополнительный материал:

1.Как шить красиво / Перевод А.Юрасовской – М, «Мир» 1990

2.Жданова Л.С. и др. Одежда новая и обновлённая. – Петрозаводск 1993

3.Литвинец Э.Н. «И дивный видится узор» М.,1988

4.Сёстры Сорины Тайны и секреты женской одежды.- Ростов 1999

5.Моисеенко Ю.Е. и др. Волшебный стежок. – М.,2000

6.Школа и производство / научно-методический журнал – Мин. просвещения РСФСР

7.Вышивка шёлковыми лентами: Техника, приёмы, изделия. Чотти Д. М., «АСТ-ПРЕСС»

8.«Школа рукоделия» - ЗАО. Изд.-во ЭКСМО – Пресс, 1999г


Интернет ресурсы

Учитель.ru//http://new.teacher.fio.ru/15

Открытый класс Сообщество учителей//http://www.openclass.ru

Непрерывная подготовка учителя технологии//http://tehnologiya.ucoz.ru

Сообщество взаимопомощи учителей http;//www.Pedsovet.su

Учительский портал http;//www.uchportal.ru

Международный Современный Учительский портал http;// www.easyen.ru











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!