Работа учителя по заданию логопеда. Тема: "Ударение в слове"
Разработала учитель-логопед Ткаченко Нина Евгеньевна МКОУ «НОШ№1» ЗАТО п. Солнечный |
Дидактические задачи при изучении темы – научить детей следующим действиям:
проговаривать слово, выделяя голосом ударный гласный:
- по подражанию
- самостоятельно
определять ударный гласный в произношении другого и в своем;
воспроизводить ритм слова с выделением ударного слога (отстукивание, отхлопывание);
определять ударный гласный в процессе написания слов.
Цель:
П
На столе кружки.
оказать обучающимся смыслоразличительную и фонетическую роль ударения. Тренировать их в произнесении и определении ударного гласного звука в словах.
1.Учитель демонстрирует детям две картинки с общей подписью
Дети молча читают подпись. Учитель просит показать картинку, соответствующую подписи. Дети читают в слух предложения, в котором слово кружки произносится то как с ударение на гласную (у) , то на гласную (и). Изменение значения слова связывается с перемещением ударения. Ученики наблюдают звучание этих слов и убеждаются в том, что ударный гласный произносится более громко и длительно, чем безударные гласные.
На столе кружки.
Так же рассматривается второе предложение. Я плачу( ударная А). Я плачу (ударная У).
Я плачу.
2. Для подтверждения вывода о смыслоразличительной роли ударения рассматриваются пары слов:
Замок – замок, хлопок – хлопок, белки – белки, полки – полки, вычитал – вычитал, скачки – скачки.
Устно составить предложения, выделяя голосом ударный гласный звук в слове.
3. Учитель предлагает детям приготовить для устной работы наборы гласных букв. Услышав слово, ученики проговаривают его слитно (без деления на слоги), но с усилением на ударном гласном, поднимая соответствующую гласную букву;
Малина, порядок, голуби, голубчик, восемь, ракета, воротник, поэзия, стрекоза, утята, весёлый.
4. Учитель диктует слова. Ученики записывают только ударные гласные (через запятую).
Картон, бумага, продукты, магазин, пионер, телефон, береза, алфавит, крапива, арбуз, библиотека.
5. Прочитать и записать текст. В словах – омоформах указать ударные гласные:
За дверью слышны голоса. У Зины сегодня нет голоса. Эти горы высоки. На склоне горы пасётся стадо. Мы знаем реки нашей Родины. Вдоль берега реки бежит тропинка. Я мою старшую сестру.
6. «Узнай свое имя». Учитель отстукивает ритм (ударный слог громче). Встают те дети,чьи имена соответствуют услышанному ритму.
7. Графический диктант, текст записывается одним ударным гласным:
Осенью идут дожди. о у и
Вода размыла дорогу. о ы о
Трудно добираться в школу у а - о