Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №12"
Методическая разработка
"РАБОТА над развитием самостоятельного поиска знаний обучающимися".
Из опыта работы.
Работа учителя русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Нуриахметовой Рузили Мунавировны.
г. Березники - 2021 г.
"Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг". К.Д.Ушинский.
Как учитель, я придерживаюсь мнения Аристотеля о том, что"познание начинается с удивления". Удивляешься, познаёшь, восхищаешься тем, что ты что-то узнал, и умело применяешь новое на практике. Глубок смысл китайской пословицы: "Скажи - и я забуду. Покажи - и я запомню. Вовлеки - и я научусь".
"Ученик - это не сосуд, который надо заполнить, а факел, который надо зажечь" (Плутарх).
Тема. Главные и второстепенные члены предложения.
Вариант №1.
Учащиеся анализировали предложение "Отец с сыном пошёл на рыбалку". Обучающиеся должны были определить грамматическую основу предложения. Одни назвали грамматическую основу предложения "Отец пошёл", другие - "Отец с сыном пошёл".
Кто прав?
Вариант №2.
Учащиеся анализировали предложение "Мать с дочерью готовила обед". Обучающиеся должны были определить грамматическую основу предложения. Назвали верно. Какую основу они назвали? Докажите правильность своего ответа.
Вариант №3.
Учащиеся анализировали предложение "Встречающие нас стояли на перроне и махали рукой". Обучающиеся должны были определить грамматическую основу предложения. Одни назвали верно. Другие нет. Какую ошибку они допустили? Аргументируйте свой ответ.
Вариант №4.
В предложении "Родители с сыновьями поехали на море" нужно было определить грамматическую основу и второстепенные члены предложения.
Существительное с предлогом "с сыновьями" является определением или дополнением? Одни задавали вопрос: "Родители (какие?) с сыновьями. С сыновьями - несогласованное определение.
Другие объясняли так: "Поехали (с кем?) с сыновьями. С сыновьями - это косвенное дополнение. Кто из них прав? Обосновать свой ответ.
Тема. Субстантивированные имена существительные.
Вариант№1.
Дано предложение "Встречающие нас стояли на перроне и махали рукой".
Какой частью речи является слово "встречающие"? Аргументировать свой ответ. Приведите подобный пример.
Вариант№2.
Даны предложения.
1) В столовой было просторно.
2) В столовой комнате было просторно.
Чем отличаются эти предложения?
Тема. Морфология.
Вариант №1.
Во время изучения темы "Морфология" предлагается следующее задание:
Чем интересны эти слова "рой", "косой", "почитать", "стекло"?
Вспомогательные вопросы:
- Можно ли определить, к какой части речи относятся эти слова?
- Что для этого вы должны сделать?
- Можно ли эти слова дать по теме "Типы омонимов"? Аргументация своего ответа.
Вариант №2.
К какой части речи относится слово "косой"? Приведите примеры.
Вариант №3.
Внимательно прочитать предложения и найти правильное объяснение значения слова "косой" во второй колонке. Соедините нужные цифры.
1 | 2 |
1. Косой холодный дождь. | 1. Расположенный сбоку, не посередине. |
2.Он толкнул ногой низенькую косую дверь. | 2. В знач. сущ. косо́й. Прост. Заяц. |
3.Из косых Дёмкиных глаз вдруг брызнули слёзы. | 3. Перен.Недоверчивый, подозрительный,недружелюный. |
4. Алексей сразу понял причину косых и недружелюбных взглядов Рогова. | 4.Косоглазый, страдающий косоглазием. |
5. Попался косой, поймали ежа. | 5.Искривлённый, перекошенный (предметы, фигуры...) |
6.Кудри его были тщательно причёсаны на косой прибор. | 6.Идущий наклонно, не прямой, не отвесный. |
Вариант№4.
Даны слова "ворот", "парус", "треугольник", "угол". Можно ли к ним применить слово "косой"? Если да, то нужно объяснить значение слова "косой" в словосочетании.
Для проверяющего.
Косой ворот — | стоячий ворот, застегивающийся сбоку. |
Косой парус — | треугольный парус |
Косой треугольник ( мат.) — | непрямоугольный треугольник. |
Косой угол (мат.) — | угол больше или меньше прямого, то есть тупой или острый угол. |
Вариант №5.
"Косая сажень в плечах, в косую сажень ростом" - фразеологизмы.
Объясните значение этих фразеологизмов. Какая старая мера длины дана в этих фразеологизмах? Можно воспользоваться толковым словарём Ожегова, таблицами.
Вариант №6.
Фразеологизмы на тему «Меры длины (старинные)».
Во все времена люди что-то измеряли. Фразеологизмы на тему «Меры длины (старинные)» вернут нас в старые времена, когда все измеряли на свой лад.
1. Мерить на свой аршин. | 6. От горшка два вершка. |
2. Семь вёрст до небес. | 7. Семи пядей во лбу. |
3. Обойти за версту. | 8. С гаком. |
4. Верста коломенская. | 9. За семь верст киселя хлебать. |
5. Мерить версты. | 10. Кусать локти |
Какие фразеологизмы вам знакомы и вы можете их объяснить?
Какие фразеологизмы объясняют данные предложения? Прокомментировать.
1) - Как добраться до села Мармеладовка?
- Семь верст до небес и все лесом!
2) И пошли они мерить версты да байки сказывать.
3) Пылесосов теперь кусает локти, потому что узнал, каких высот добился его бывший компаньон.
1. Мерить на свой аршин. | О человеке с узким кругозором, который судит обо всем субъективно, со своей точки зрения. — Вам бы все на свой аршин мерить, сказала Анфиса Павловна. |
2. Семь вёрст до небес. | Шутливое, ироничное высказывание о длительной, витиеватой речи или дальней трудной дороге. — Как добраться до села Мармеладовка? - Семь верст до небес и все лесом! |
3. Обойти за версту. | Избегать общения с кем-либо. Лучше этого верзилу обойти за версту. |
4. Верста коломенская. | Так говорят о длинных и худощавых людях. — Я, — сказала Варвара, — верста коломенская, и это существенно портит мне жизнь. |
5. Мерить версты. | Ходить на большое расстояние. И пошли они мерить версты да байки сказывать. |
6. От горшка два вершка. | Ребёнок или низкорослый человек. От горшка два вершка – а туда же, книжки умные подавай. |
7. Семи пядей во лбу. | Так говорят про очень умного человека. — Маркел Леонидович у нас семи пядей во лбу, к нему за советом и пойдем. |
8. С гаком. | С лишним, с лишком. — Немало отвесил мне, пятнадцать килограмм с гаком, — сказала Глафира. |
9. За семь верст киселя хлебать. | Поехать далеко и вернуться ни с чем. — Отправился незнамо зачем, за семь верст киселя хлебать, — возмущалась Августа. |
10. Кусать локти | Сильно сожалеть по поводу чего-либо упущенного. Пылесосов теперь кусает локти, потому что узнал, каких высот добился его бывший компаньон. |