СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "РАБОТА над развитием самостоятельного поиска знаний обучающимися". Из опыта работы.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "РАБОТА над развитием самостоятельного поиска знаний обучающимися". Из опыта работы.»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №12"




Методическая разработка

"РАБОТА над развитием самостоятельного поиска знаний обучающимися".

Из опыта работы.









Работа учителя русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Нуриахметовой Рузили Мунавировны.














г. Березники - 2021 г.





"Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг". К.Д.Ушинский.


Как учитель, я придерживаюсь мнения Аристотеля о том, что"познание начинается с удивления". Удивляешься, познаёшь, восхищаешься тем, что ты что-то узнал, и умело применяешь новое на практике. Глубок смысл китайской пословицы: "Скажи - и я забуду. Покажи - и я запомню. Вовлеки - и я научусь".


"Ученик - это не сосуд, который надо заполнить, а факел, который надо зажечь" (Плутарх).














Тема. Главные и второстепенные члены предложения.


Вариант №1.

Учащиеся анализировали предложение "Отец с сыном пошёл на рыбалку". Обучающиеся должны были определить грамматическую основу предложения. Одни назвали грамматическую основу предложения "Отец пошёл", другие - "Отец с сыном пошёл".

Кто прав?


Вариант №2.

Учащиеся анализировали предложение "Мать с дочерью готовила обед". Обучающиеся должны были определить грамматическую основу предложения. Назвали верно. Какую основу они назвали? Докажите правильность своего ответа.


Вариант №3.

Учащиеся анализировали предложение "Встречающие нас стояли на перроне и махали рукой". Обучающиеся должны были определить грамматическую основу предложения. Одни назвали верно. Другие нет. Какую ошибку они допустили? Аргументируйте свой ответ.


Вариант №4.

В предложении "Родители с сыновьями поехали на море" нужно было определить грамматическую основу и второстепенные члены предложения.

Существительное с предлогом "с сыновьями" является определением или дополнением? Одни задавали вопрос: "Родители (какие?) с сыновьями. С сыновьями - несогласованное определение.

Другие объясняли так: "Поехали (с кем?) с сыновьями. С сыновьями - это косвенное дополнение. Кто из них прав? Обосновать свой ответ.


Тема. Субстантивированные имена существительные.


Вариант№1.

Дано предложение "Встречающие нас стояли на перроне и махали рукой".

Какой частью речи является слово "встречающие"? Аргументировать свой ответ. Приведите подобный пример.


Вариант№2.

Даны предложения.

1) В столовой было просторно.

2) В столовой комнате было просторно.

Чем отличаются эти предложения?


Тема. Морфология.


Вариант №1.

Во время изучения темы "Морфология" предлагается следующее задание:

Чем интересны эти слова "рой", "косой", "почитать", "стекло"?

Вспомогательные вопросы:

- Можно ли определить, к какой части речи относятся эти слова?

- Что для этого вы должны сделать?

- Можно ли эти слова дать по теме "Типы омонимов"? Аргументация своего ответа.

Вариант №2.

К какой части речи относится слово "косой"? Приведите примеры.

Вариант №3.

Внимательно прочитать предложения и найти правильное объяснение значения слова "косой" во второй колонке. Соедините нужные цифры.

1

2

1. Косой холодный дождь. 

1. Расположенный сбоку, не посередине.

2.Он толкнул ногой низенькую косую дверь.

2. В знач. сущ. косо́й. Прост. Заяц.

3.Из косых Дёмкиных глаз вдруг брызнули слёзы.

3. Перен.Недоверчивый, подозрительный,недружелюный.

4. Алексей сразу понял причину косых и недружелюбных взглядов Рогова.

4.Косоглазый, страдающий косоглазием.

5. Попался косой, поймали ежа.

5.Искривлённый, перекошенный (предметы, фигуры...)

6.Кудри его были тщательно причёсаны на косой прибор.

6.Идущий наклонно, не прямой, не отвесный.

Вариант№4.

Даны слова "ворот", "парус", "треугольник", "угол". Можно ли к ним применить слово "косой"? Если да, то нужно объяснить значение слова "косой" в словосочетании.

Для проверяющего.

Косой ворот — 

стоячий ворот, застегивающийся сбоку.

Косой парус —

треугольный парус

Косой треугольник ( мат.) —

непрямоугольный треугольник.

Косой угол (мат.) —

угол больше или меньше прямого, то есть тупой или острый угол.



Вариант №5.

"Косая сажень в плечах, в косую сажень ростом" - фразеологизмы.

Объясните значение этих фразеологизмов. Какая старая мера длины дана в этих фразеологизмах? Можно воспользоваться толковым словарём Ожегова, таблицами.



Вариант №6.

Фразеологизмы на тему «Меры длины (старинные)».

Во все времена люди что-то измеряли. Фразеологизмы на тему «Меры длины (старинные)» вернут нас в старые времена, когда все измеряли на свой лад.


1. Мерить на свой аршин.

6. От горшка два вершка.

2. Семь вёрст до небес.

7. Семи пядей во лбу.

3. Обойти за версту.

8. С гаком.

4. Верста коломенская.

9. За семь верст киселя хлебать.

5. Мерить версты.

10. Кусать локти


Какие фразеологизмы вам знакомы и вы можете их объяснить?


Какие фразеологизмы объясняют данные предложения? Прокомментировать.


1) - Как добраться до села Мармеладовка?

- Семь верст до небес и все лесом!


2) И пошли они мерить версты да байки сказывать.


3) Пылесосов теперь кусает локти, потому что узнал, каких высот добился его бывший компаньон.



1. Мерить на свой аршин.

О человеке с узким кругозором, который судит обо всем субъективно, со своей точки зрения.
— Вам бы все на свой аршин мерить, сказала Анфиса Павловна.


2. Семь вёрст до небес.

Шутливое, ироничное высказывание о длительной, витиеватой речи или дальней трудной дороге.
— Как добраться до села Мармеладовка?

- Семь верст до небес и все лесом!


3. Обойти за версту.

Избегать общения с кем-либо.
Лучше этого верзилу обойти за версту.

4. Верста коломенская.

Так говорят о длинных и худощавых людях.
— Я, — сказала Варвара, — верста коломенская, и это существенно портит мне жизнь.

5. Мерить версты.

Ходить на большое расстояние.
И пошли они мерить версты да байки сказывать.

6. От горшка два вершка.

Ребёнок или низкорослый человек.
От горшка два вершка – а туда же, книжки умные подавай.



7. Семи пядей во лбу.

Так говорят про очень умного человека.
— Маркел Леонидович у нас семи пядей во лбу, к нему за советом и пойдем.


8. С гаком.


С лишним, с лишком.
— Немало отвесил мне, пятнадцать килограмм с гаком, — сказала Глафира.

9. За семь верст киселя хлебать.

Поехать далеко и вернуться ни с чем.
— Отправился незнамо зачем, за семь верст киселя хлебать, — возмущалась Августа.

10. Кусать локти

Сильно сожалеть по поводу чего-либо упущенного.
Пылесосов теперь кусает локти, потому что узнал, каких высот добился его бывший компаньон.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!