РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочной деятельности
«Профессия -учитель)»
11 класс
Автор – составитель: Иоффе Л.В. ,
учитель истории
высшей квалификационной категории
Новокузнецкий городской округ 2023
Содержание
| Стр. |
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности …………..………...….. | 3 |
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации.. | 4 |
3. Тематическое планирование ………………………………………………….…. | 6 |
4. Календарно – тематический план…………………………………..……………. | 7 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Предметные результаты.
Знание общественно-исторической обусловленности человеческих способностей.
Формирование у учащихся положительной установки на педагогическую деятельность.
Понимание роли общих способностей для достижения успешности в обучении и в жизни.
Формирование представления о специальных способностях и их связи с различными видами человеческой деятельности.
Формирование представления о том, что роднит понятия «способности», «талант», «гениальность» и что дает основания их различать.
Раскрытие возможностей педагогической деятельности для творческой самореализации личности будущего педагога.
Личностные результаты
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.
Стремление к поиску наиболее эффективных способов учебной деятельности.
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Профессиональное самоопределение школьников, т.е. готовность к осознанному выбору профиля и ориентация в выбранной профессиональной области.
Социально-педагогическое самоопределение в будущем.
Метапредметные результаты
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ
Раздел 1.Основыпрофессиональнойэтики и деловогоэтикета педагога -16ч.
Профессиональная этика педагога в контексте исторического развития как способ регуляции поведения в конкретных видах профессиональной деятельности. Основные категории педагогической этики. Общие принципы профессиональной
этики: профессиональный долг и особая форма ответственности, профессиональная солидарность и корпоративность. Современные проблемы и деонтологические аспекты профессиональной этикипедагога. Этический кодекс педагогов.Ретроспективные анализ влияния средств массовой коммуникации на нравственное становление личности педагога и обучающегося. Моральные дилеммы информационного общества и информационная этика. Влияние средств массовой коммуникации на этико-нравственное формирование личности. Интернет-имидж педагога.
Раздел 2 .Общие основы педагогическогомастерства-10ч.
Педагогическое мастерство и педагогическая деятельность; специфика
педагогической деятельности; педагогическое мастерство как система;
педагогическое мастерство как комплекс свойств личности педагога. Уровни
педагогического мастерства: репродуктивный, адаптивный, локально-
моделирующий, системно-моделирующий, творческий. Отечественные теоретики и практики о роли и значении педагогического мастерства в становлении педагога. Примеры беззаветного служения педагогической науке и детям: Я. Корчак, Ш. Амонашвили.
Раздел 3 Специфика взаимоотношений педагога в педагогическомпроцессе-8ч.
Этика человеческих контактов. Эмпатия, симпатия и антипатия в общении. Разновидности стилей педагогической деятельности. Особенности формирования индивидуального стиля педагогической деятельности. Самоанализ индивидуального стиля деятельности обучающихся.Проксемика в организации взаимодействия «учитель-ученик». Дистанции в общении. Организация пространства класса и усиление коммуникативного лидерства педагога. Оптимальное зонирование классной комнаты. Организация пространства для общения в инклюзивном классе. Организация неформального и приватного пространства. Типы партнеров в общении, изучение и учет их особенностей. Анализ поведения педагога, детей, родителей, коллег во время общения. Особенности общения педагога с детьми разного возраста, родителями,коллегами .
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(34 часов, 1 час в неделю).
№ | Названия разделов, тем | Количество часов |
1 | Основы профессиональной этики и делового этикета педагога | 16 |
2 | Общие основы педагогического мастерства | 10 |
3 | Специфика взаимоотношений педагога в педагогическом процессе | 8 |
| Итого | 34 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Дата | Наименование разделов и тем | Примечание |
| | Раздел 1. Основы профессиональной этики и делового этикета педагога -16ч. | |
| | Профессиональная этика в системе прикладного этического знания. | |
| | Деловой этикет. Этикет в профессиональной культуре педагога. | |
| | Современные проблемы и деонтологические аспекты профессиональной этики педагога. Этический кодекс педагогов. | |
| | Этикет в профессиональной культуре педагога | |
| | Культура внешнего вида и имиджа педагога | |
| | Характеристика компонентов внешнего облика педагога, влияющих на восприятие его личности детьми, родителями, коллегами. | |
| | Этико-психологические отношения в педагогическом коллективе | |
| | Этика взаимоотношений руководителя образовательной организации с педагогическим коллективом. | |
| | Конфликты в педагогическом коллективе: нравственно-этический аспект. | |
| | Дискурсивная этика как основа развития речевого поведения учителя | |
| | Речевой этикет как средство предотвращения вербальной агрессии. Классный час как ключевой элемент «дискурсивной деятельности». | |
| | Педагогический диалог в ситуации опроса, объяснительная речь учителя. | |
| | Риторический канон как технология подготовки современного публичного выступления. Разработка разных видов публичных выступлений учителя. | |
| | Этические проблемы информационного пространства в профессиональном становлении педагога | |
| | Открытые уроки лучших учителей школы. | |
| | Анализ посещенных уроков | |
| | Раздел 2 .Общие основы педагогического мастерства-10 ч. | |
| | Педагогическое мастерство и его роль в воспитании учащихся. | |
| | Условия становления педагогического мастерства: психолого-педагогическая и специальная подготовка; педагогическая техника; педагогическая технология. | |
| | Педагогические способности:коммуникативные, организаторские, креативные, экспрессивные, перцептивные. | |
| | Педагогические умения: дидактические, гностические, ораторские, организаторские, актерские. | |
| | Педагогическая техника как элемент педагогического мастерства. | |
| | Разработка понятийного коллажа «Моя профессия-учитель». | |
| | Педагогический артистизм. | |
| | Отработка элементов актерского и режиссерского мастерства в педагогической деятельности. Тренинг. | |
| | Основы мимической и пантомимической выразительности преподавателя. | |
| | Способы мобилизации (привлечения), сохранения (удержания), поддержания внимания аудитории. | |
| | Раздел 3 Специфика взаимоотношений педагога в педагогическом процессе-8ч. | |
| | Мастерство педагога в саморегуляции и самоуправлении. | |
| | Способы актуализации эмоционального состояния учащихся. | |
| | Проектирование моделей общения (модель невмешательства, учебно – дисциплинарная и личностно – ориентированная модель). | |
| | Организация пространственной коммуникации в системе классного общения. Проксемика в организации взаимодействия «учитель-ученик». | |
| | Метод убеждения в педагогическом процессе. | |
| | Метод внушения в педагогическом процессе. | |
| | Педагогический такт. | |
| | Анализ педагогических ситуаций. Диалоговые речевые игры и упражнения на развитие умений и навыков доказательства. | |
17