Краткая информационная справка
Сведения об авторе:
Михина Людмила Ивановна – педагог дополнительного образования
Информация о программе:
Тип программы – модифицированная
Направленность – социально-педагогическая
Уровень освоения – долгосрочный
Возрастной диапазон – младший и средний школьный возраст.
Первичная экспертиза и утверждение программы проведены на методическом совете: протокол Приказ № 124 от 28.11.2009
Программа переутверждена на основании приказа № 133/21 от 31.08.2017
«О переутверждении дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ дополнительного образования»
Контактный телефон: 8 (47548)64-2-22
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
1. Учреждение | Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Первомайская средняя общеобразовательная школа» Первомайского района Тамбовской области |
2. Полное название программы | «Я-патриот» |
3. Сведения об авторах: |
3.1. Ф.И.О., должность | ФИО – педагог дополнительного образования Михина Людмила Ивановна |
4. Сведения о программе: |
4.1. Нормативная база: | Закон РФ «Об образовании»; Типовое Положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей; Концепция модернизации российского образования на период до 2015 года; Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан ПиНа 2.4.4. 1251-03 (зарегистрированного в Минюсте 27.05.03 г. № 4594); Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ от 23 ноября 2009 г. N 655; Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении от 12 сентября 2008 г. N 666; . СанПиН 2.4.1.2660 – 10; Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (утвержденных научно-методическим советом по дополнительному образованию детей Министерства образования Российской Федерации 03.06.2003 г.); Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобразования и науки России от 11.12.2006 г. № 06-1844; |
4.2. Область применения | дополнительное образование |
4.3. Направленность | Социально-педагогическая |
4.4. Тип программы | модифицированная |
4.5. Целевая направленность программы | образовательная |
4.6. Возраст учащихся по программе | 11- 14 лет |
4.7. Продолжительность обучения | 3 года |
5. Рецензенты и авторы отзывов: | |
Блок №1. «Комплекс основных характеристик дополнительной обшеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «Я-патриот»
1.1.Пояснительная записка
Патриотическое воспитание имеет особую значимость в системе воспитания подрастающего поколения и является одним из важнейших задач нашего общества. Об этом много уже сказано и по-прежнему говорится в средствах массовой информации, в разнообразных методических изданиях. Сейчас мы наблюдаем возрождение былых традиций, которые были заложены в те времена, когда мы все проживали в едином советском пространстве.
Основной целью патриотического воспитания является формирование социальных и личностных качеств человека и наиболее полной их реализации на благо общества, для воспитания гражданина, патриота своей Родины. В связи с этим возникает потребность в разработке образовательной программы объединения дополнительного образования детей военно-патриотической направленности. Патриотическое воспитание школьников является одним из главных факторов повышения качества образования, максимального его приближения к требованиям времени.
Данная программа направлена на повышение уровня военно-патриотического воспитания в школе, она должна оказать воздействие на взгляды и мнения учеников и развитие их творческой деятельности.
Направленность программы – социально - педагогичская.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что занятия направлены на повышение уровня военно-патриотического воспитания в школе, она должна оказать воздействие на взгляды и мнения учеников и развитие их творческой деятельности.
Актуальность программы обусловлена тем, что проблема военно-патриотического воспитания школьников выносится на верхние планки государственными органами власти, создаются различные программы по этому роду деятельности, также в связи с тем, что современная молодежь очень далека от элементарных проявлений патриотизма, разрушается сознание гражданственности и любви к Отечеству.
Цель программы: социальное становление, патриотическое воспитание и формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития, подготовка их к защите Отечества.
Задачи:
Обучающие:
Развитие мотивации обучающихся к познанию важнейших духовно-нравственных ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян.
Развивающие:
Компенсация отсутствующих в основном образовании знаний, умений и навыков в области истории Отечества и Вооруженных сил, физкультуры, спорта, медицины; развитие интереса к воинским специальностям и формирование желания получить соответствующую подготовку; выработка готовности к достойному служению обществу и государству.
Воспитательные:
Физическое развитие обучающихся, формирование навыков дисциплины, самоорганизации и умения действовать в сложных и экстремальных ситуациях.
Воспитание силы воли, мужества, стойкости, гражданственности и патриотизма.
Достижение поставленных задач предполагается осуществить на основе интереса подростков к военному искусству, физической силе и красоте, мужеству и стойкости, смелости и решительности, стремлению к самоутверждению.
По уровню освоения программа является общеразвивающей, так как способствует развитию гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.
По целевой установке является образовательной – знания не только усваиваются детьми, но и активно используются в их жизнедеятельности.
Отличительные особенности программы
Данная программа является модифицированной. За основу взята программа А.С. Целовальникова «Патриотическое воспитание учащихся среднего и старшего школьного возраста». Основны отличием от типовой программы является введение разделов «история ВС РФ», «Направление патриотизма», «Гражданственность». Сочетание таких форм работы, как составление планов и программ военно-патриотического воспитания самостоятельно, проведение уроков патриотической направленности в младших классах, посещение ветеранов на дому, открытые встречи с военнослужащими, посещение музея.
Программа предусматривает применение в образовательном процессе современных педагогических технологий, способствующих сохранению здоровья учащихся, активизации познавательной деятельности, креативности мышления, формирования личностных качеств.
В реализации программы участвуют дети в возрасте от 11 до 14 лет.
Продолжительность образовательного процесса – 3 года.
1 год – дети от 11 до 12 лет. Учащиеся знакомятся с понятием патриотизма, узнают о первых патриотах-богатырях, знакомятся с историей зарождения армии.
2 год – дети от 12 до 13 лет. Изучают историю Великой Отечественной войны, углубляют знания о ВС РФ, учатся сопоставлять понятия патриот и гражданин.
3 год – дети от 13 до 14 лет. Учащиеся более углубленно изучают направления патриотизма и сущность гражданственности, закрепляют основы патриотического воспитания.
Обучение по программе рассчитано на 35 рабочих недель.
Программой предусматриваются индивидуальные занятия, как с одарёнными детьми, так и с отстающими детьми.
Формы занятий:
традиционное занятие;
занятие-игра;
занятие-экскурсия;
теоретическое занятие;
практическое занятие;
коллективная работа;
конкурсы;
создание проектов;
защита проекта;
беседы, диспуты, выставки
анкетирования
проведение самостоятельно уроков мужества в младших классах
Режим занятий: 2 часа в неделю
1 год – 70 часов из расчета 2 раза в неделю по 40 минут.
2 год – 70 часов из расчета 2 раза в неделю по 40 минут.
3 год – 70 часов из расчета 2 раза в неделю по 40 минут.
Программой предусматриваются индивидуальные занятия, как с одарёнными детьми, так и с отстающими детьми.
Программа предназначена для освоения учебного материала в течение 3 лет детьми разных возрастных групп: 7 – 13 лет. В зависимости от желания и способности ребенка он может быть зачислен в группу независимо от возрастных рамок.
Ожидаемые результаты освоения программы
К концу обучения по данной программе учащиеся должны
знать:
основные статьи Конституции РФ, Федеральных Законов «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», касающиеся военной службы, поступлению и учёбе в военных профессиональных учебных заведениях;
права и обязанности граждан при поступлении на службу по контракту, требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на контрактную службу, правила заключения контракта на военную службу, испытания для граждан, поступающих на службу по контракту, основные права и обязанности граждан при прохождении службы по контракту, основные правила поступления в военные профессиональные учебные заведения, основные права и обязанности граждан при обучении в военных профессиональных учебных заведениях;
основные военно-учётные специальности, штатные должности военнослужащих и военные профессии, основные военные профессиональные учебные заведения Российской Федерации..
уметь:
объяснять для чего необходимо патриотическое воспитание;
Разработать совместные и личные проекты и сообщения;
Различать проявление героизма в поступках и подвигах.
приобрести навыки:
Проведения уроков мужества и чтения открытых докладов по патриотическому воспитанию в младших классах;
умения применить свои знания в практической деятельности и повседневной жизни;
Личностные результаты:
- осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,
- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
- уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Метапредметными результатами являются:
- способность регулировать собственную деятельность;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.),
- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
- способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,
- совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей,
- приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе),
Регулятивные УУД:
понимать задачи, поставленные педагогом;
знать технологическую последовательность выполнения работы;
правильно оценивать результаты своей деятельности.
Познавательные УУД:
научиться проявлять творческие способности;
развивать сенсорные и моторные навыки.
Коммуникативные УУД:
учиться работать в коллективе;
проявлять индивидуальность и самостоятельность.
Предметные результаты:
- усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;
- знание (на уровне обобщенных представлений и первоначальных понятий) значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, общество, гражданин России, его права и обязанности; Родина, столица, государство, государственная символика, праздники, народы, населяющие Россию (в отдельных примерах); международное сотрудничество, общечеловеческие проблемы; история, предыстория;
- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
Виды и формы контроля ЗУН учащихся:
входной контроль (начальная диагностика) – собеседование, анкетирование;
текущий контроль – беседа в форме «вопрос-ответ», беседы с элементами викторины, контрольные задания, тестирование;
итоговый контроль (итоговая аттестация) – зачетная работа по теме, участие в районных, областных и всероссийских выставках, защита творческих проектов.
предварительный;
устный;
письменный;
фронтальный;
индивидуальный.
Способы проверки ЗУН учащихся:
Формы подведения итогов программы:
участие в конкурсах;
участие в выставках работ;
защита творческих работ и проектов.
Материально – техническое обеспечение программы
Для реализации программы необходимы: плакаты, журналы, природные материалы (дерево, листва, глина), бумага, клей, ножницы, костюмы для праздников, книги, компьютеры, видео и фото оборудование.
Техническое оснащение
проектор;
экран;
видео – диски;
магнитофон;
компьютер.
Дидактическое обеспечение программы
методические разработки по темам программы;
подборка информационной справочной литературы;
сценарии массовых мероприятий, разработанные для досуга учащихся;
наглядные пособия по темам;
карты индивидуального пользования по темам;
образцы творческих работ;
инструктаж последовательного выполнения работы;
диагностические методики для определения уровня ЗУН и творческих способностей детей;
новые педагогические технологии в образовательном процессе;
видео и фотоматериалы.
Методы и приемы обучения
Объяснительно – иллюстративный (беседа, рассказ, экскурсия, объяснение, показ иллюстраций, предметов натурной постановки)
Репродуктивный (изготовление сувенира по образцу, по схеме, демонстрация приемов работы с бумагой)
Проблемно – поисковый (наблюдение, анализ и синтез объекта или сюжетной композиции, индукция – дедукция)
Исследовательский (творческие проекты, самостоятельная работа)
Инновационные технологии, используемые и предусмотренные программой.
Образовательные технологии.
Технология развивающего обучения – активизация памяти, внимания, мышления
Технология эффективности организации и управления образовательным процессом – качество освоения программного материала
Технология интенсификации и активной познавательной деятельности – создание ситуации успешности, поддержки, способствует творческому развитию личности.
Образовательные технологии направлены на развитие важнейших компетенций
обучающихся для современной жизни.
Здоровьесберегающие технологии
Индивидуально – дифференцированный подход, снятие эмоциональной нагрузки, напряжения, закрепощенности.
Дыхательная гимнастика – укрепление физического здоровья.
Игровые динамические паузы – снятие перегрузок, снятие утомляемости глаз (упражнения)
Наблюдения за учащимися показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе позволяет детям более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности.
Санитарно – гигиенические требования
Для реализации программы необходимо иметь:
светлое просторное помещение;
у каждого ребенка должно быть место за партой и набор необходимых канцелярских принадлежностей;
расстояние от глаз до работы должно составлять 35-40см, при меньшем расстоянии может развиться близорукость;
кабинет должен быть оборудован шкафами для хранения принадлежностей и незаконченных творческих работ, методической литературы и наглядных пособий для занятий;
в кабинете осуществляется влажная уборка и проветривание;
в наличии имеется аптечка с медикаментами для оказания первой медицинской помощи.
Кадровое обеспечение программы
Реализация программы и подготовка занятий осуществляется педагогом дополнительного образования в рамках его должностных обязанностей.
Педагог осуществляет дополнительное образование учащихся в соответствии со своей образовательной программой. В ходе реализации программы возможна консультативная помощь психолога для выявления скрытых способностей детей.
Ожидаемые результаты
Личностные – развитие социально и личностно значимых качеств,
индивидуально-личностных позиций, формирование духовных и нравственных
ценностей, формирование эстетического вкуса, воспитание доброжелательности
межличностного общения, обеспечивающих успешность совместной деятельности.
Метапредметные – результатом изучения программы является освоение
учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках
образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Регулятивные УУД:
Учащийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную педагогом;
осуществлять самоконтроль, коррекцию и самооценку результатов своей деятельности
Познавательные УУД:
Учащийся научится:
понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
проявлять индивидуальные творческие способности.
Коммуникативные УУД:
Учащийся научится:
работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
обращаться за помощью;
слушать собеседника;
Предметные – формирование навыков работы с материалами,
принадлежностями, применения технологий, приемов и методов работы по программе,
воспитание основ культуры труда, приобретение опыта творческой и проектной
деятельности.
Программой предусмотрена работа родительского всеобуча, по плану которого
проводятся родительские собрания на различные темы.
При проведении данных собраний проводятся отчетные, творческие занятия,
демонстрируются выставки работ обучающихся.
В конце года проводится родительское собрание, на котором родителей знакомят с
итогами работы ребенка за весь учебный год.
Кроме собраний каждый родитель имеет право посетить любое занятие.
Программой предусмотрена работа с одарёнными детьми.
1.3. Содержание программы 1 года обучения
Задачи:
Образовательные - углубить знания о сущности патриотизма.
Воспитательные – воспитать трепетное отношение к своим патриотическим обязанностям.
Развивающие – развивать чувство ответственности и любви к Родине.
Предполагаемый результат первого года обучения:
Знать: определения понятий патриотизм, героизм, герой, основных героев и этапы зарождения армии.
Уметь: объяснять для чего необходимо патриотическое воспитание, разработать совместные и личные проекты и сообщения по теме.
Приобрести навыки: проведения уроков мужества и чтения докладов по патриотическому направлению.
Учебный план
№ п/п | Разделы. Темы. | Всего часов | Теоретические часы | Практические часы | Формы аттестации/ контроля |
1 | Введение. | 1 | 1 | | Собеседование |
Богатырь – символ патриотизма | Собеседование |
2-3 | Былины и их герои | 2 | 1 | 1 | |
4-5 | Патриотизм в исторических песнях | 2 | 1 | 1 | |
6-7 | Добрыня Никитич | 2 | 1 | 1 | |
8-9 | Илья Муромец | 2 | 1 | 1 | |
10-11 | Алеша Попович | 2 | 1 | 1 | |
12-13 | Князья-богатыри | 2 | 1 | 1 | |
14 | Богатырские устои | 1 | 1 | | |
15 | Служба по призванию. | 1 | 1 | | |
История зарождения армии | Собеседование |
16 | Появление княжеской дружины | 1 | 1 | | |
17 | Зарождение государственности | 1 | 1 | | |
18-19 | Военные корабли | 2 | 1 | 1 | |
20-22 | Оружие – символ превосходство | 3 | 1 | 2 | |
23 | Народное ополчение-невиданная сила | 1 | 1 | | |
24-25 | Воинский состав. Воинская повинность. | 2 | 1 | 1 | |
26-28 | Русская рать – никто не может устоять | 3 | 1 | 2 | |
Любовь к Родине | Собеседование |
29-32 | Историческое прошлое земли Тамбовской | 4 | 2 | 2 | |
33-35 | «Люби и знай родной свой край». Моя малая Родина | 3 | 1 | 21 | |
36-39 | «Без корня и полынь не растёт». Мое родословное древо | 4 | 1 | 2 | |
| | | | |
40-45 | «Герои вокруг нас» | 6 | 2 | 4 | |
46-48 | «Уроки России» | 3 | 1 | 2 | |
49-50 | «Патриотизм и современность» | 2 | 1 | 1 | |
51-52 | Что в имени твоем? | 2 | 1 | 1 | |
53-54 | Природная сокровищница России | 2 | 1 | 1 | |
55-56 | Культура родной страны | 2 | 1 | 1 | |
Я-патриот! | Собеседование |
57-58 | Как воспитывается и прививается любовь к Родине? | 2 | 1 | 1 | |
59-61 | Чувство долга. Любовь к Родине | 3 | 1 | 2 | |
62-63 | Патриотами рождаются или становятся? | 2 | 1 | 1 | |
64-68 | Подвиг перед Родиной-высшее проявление патриотизма | 5 | 2 | 3 | |
69-70 | Воспитай в себе патриота | 2 | 1 | 1 | |
Содержание учебного плана
1-й год обучения.
Введение в курс Программы – 1 час.
Ознакомление с программой, целями и задачами курса. Диагностика уровня знаний. Знакомство с понятиями патриотизм, героизм.
Богатырь – символ патриотизма-14 часов.
Теория-8 часов.
Былины и их герои. Патриотизм в исторических песнях. Добрыня Никитич. Илья Муромец. Алеша Попович. Князья-богатыри. Богатырские устои. Служба по призванию.
Практика-6 часов.
Знакомство с героями-богатырями по былинам. Героическием песни. Презентации. Доклады. Конкурс рисунков «Богатырская застава»
История зарождения армии – 13 часов.
Теория-7часов.
Появление княжеской дружины. Зарождение государственности. Военные корабли. Оружие – символ превосходство. Народное ополчение-невиданная сила. Воинский состав. Воинская повинность. Русская рать – никто не может устоять.
Практика-6 часов.
Поиск доказательств увеличения роли князя на Руси. Работа с историческими источниками. Инсценировка одного дня жизни князя. Презентации на тему: «Монгольское нашествие», «Крестоносцы». Доклады. Кроссворды.
Любовь к Родине-29 часов
Теория-11 часов.
Историческое прошлое земли Тамбовской. «Люби и знай родной свой край». Моя малая Родина. «Без корня и полынь не растёт». Мое родословное древо. «Герои вокруг нас». «Уроки России». «Патриотизм и современность». Что в имени твоем? Природная сокровищница России . Культура родной страны.
Практика-18 часов.
Презентация «История заселения земли Тамбовской». Беседа, конкурс рисунков «Моя малая Родина». Составление родословного древа. Круглый стол. Мероприятие «Что в имени твоем?». Урок-практикум.
Я-патриот!-14 часов
Теория-6 часов.
Как воспитывается и прививается любовь к Родине? Чувство долга. Любовь к Родине. Патриотами рождаются или становятся? Подвиг перед Родиной-высшее проявление патриотизма. Воспитай в себе патриота.
Практика-8 часов.
Доклады. Конкурс стихов о Родине. Урок мужества. Лабораторное занятие «Воспитай в себе патриота». Чтение литературных произведений о подвигах героев Вов.
Предполагаемые результаты
К концу обучения по данной программе учащиеся должны
Знать: определения понятий патриотизм, героизм, герой, основных героев и этапы зарождения армии.
Уметь: объяснять для чего необходимо патриотическое воспитание, разработать совместные и личные проекты и сообщения по теме.
Приобрести навыки: проведения уроков мужества и чтения докладов по патриотическому направлению.
Методическое обеспечение
№ п/п | Название разделов и тем | Формы занятий | Приемы и методы | Дидактический материал, техническое оснащение | Формы подведения итогов |
Введение в курс программы |
1.1 | Вводное занятие | Беседа, занятие объяснение | Словесный, наглядный | Наглядный иллюстративный материал | Опрос |
Раздел 1 «Богатырь – символ патриотизма» |
1.2-1.3 | Былины и их герои | Занятие - путешествие | Словесный, наглядный, практический | Наглядный иллюстративный материал | Опрос, тренировочное упражнение |
1.4-1.5 | Патриотизм в исторических песнях | Коллективная творческая работа | Частично – поисковый | Наглядный иллюстративный материал | Опрос, тренировочное упражнение |
1.6-1.7 | Добрыня Никитич | Коллективная творческая работа | Частично – поисковый | Наглядный иллюстративный материал | Выставка |
1.8-1.9 | Илья Муромец | Занятие – игра | Частично – поисковый, игровой, метод контроля | Наглядный иллюстративный материал | Выставка |
1.10-1.11 | Алеша Попович | Занятие – игра | Частично – поисковый, игровой, метод контроля | Наглядный иллюстративный материал | Выставка |
1.12-1.13 | Князья-богатыри | Викторина | Частично – поисковый, игровой, метод контроля | Наглядный иллюстративный материал | Выставка |
1.14 | Богатырские устои | Занятие – игра | Репродуктивный, игровой | Наглядный иллюстративный материал | Опрос выставка |
1.15 | Служба по призванию. | Занятие – игра | Репродуктивный, игровой | Наглядный иллюстративный материал | Опрос выставка |
Раздел 2 «История зарождения армии» |
2.1 | Появление княжеской дружины | Занятие – игра | Репродуктивный, игровой | Наглядный иллюстративный материал | Опрос выставка |
2.2 | Зарождение государственности | Занятие– игра | Репродуктивный, игровой | Наглядный иллюстративный материал | Опрос выставка |
2.2-2.3 | Военные корабли | Занятие– игра | Репродуктивный, игровой | Наглядный иллюстративный материал | Опрос выставка |
2.4-2.6 | Оружие – символ превосходство | Занятие– игра | Репродуктивный, игровой | Наглядный иллюстративный материал | Опрос выставка |
2.7 | Народное ополчение-невиданная сила | Занятие– игра | Репродуктивный, игровой | Наглядный иллюстративный материал | Опрос выставка |
2.8-2.9 | Воинский состав. Воинская повинность. | Занятие– игра | Репродуктивный, игровой | Наглядный иллюстративный материал | Опрос выставка |
2.10-2.12 | Русская рать – никто не может устоять | Занятие– игра | Репродуктивный, игровой | Наглядный иллюстративный материал | Опрос выставка |
Раздел 3 «Любовь к Родине» |
3.1-3.4 | Историческое прошлое земли Тамбовской | Занятие -объяснение | Словесный, наглядный, практический | Наглядный иллюстративный материал | Опрос, выставка |
3.5-3.7 | «Люби и знай родной свой край». Моя малая Родина | Практическое занятие | Репродуктивный | Наглядный иллюстративный материал | Выставка |
3.8-3.11 | «Без корня и полынь не растёт». Мое родословное древо | Занятие -объяснение | Словесный, наглядный, практический | Наглядный иллюстративный материал | Опрос, выставка |
3.12-3.17 | «Герои вокруг нас» | Практическое занятие | Репродуктивный | Наглядный иллюстративный материал | Выставка |
3.18-3.20 | «Уроки России» | Занятие -объяснение | Словесный, наглядный, практический | Наглядный иллюстративный материал | Опрос, выставка |
3.21-3.22 | «Патриотизм и современность» | Практическое занятие | Репродуктивный | Наглядный иллюстративный материал | Выставка |
3.23-3.24 | Что в имени твоем? | Занятие -объяснение | Словесный, наглядный, практический | Наглядный иллюстративный материал | Опрос, выставка |
3.25-3.27 | Природная сокровищница России | Занятие -объяснение | Словесный, наглядный, практический | Наглядный иллюстративный материал | Опрос, выставка |
3.28-3.29 | Культура родной страны | Практическое занятие | Репродуктивный | Наглядный иллюстративный материал | Выставка |
Раздел 4 «Я-патриот!» |
4.1-4.2 | Как воспитывается и прививается любовь к Родине? | Практическое занятие | Репродуктивный | Наглядный иллюстративный материал | Выставка |
4.3-4.5 | Чувство долга. Любовь к Родине | Занятие -объяснение | Словесный, наглядный, практический | Наглядный иллюстративный материал | Опрос, выставка |
4.6-4.7 | Патриотами рождаются или становятся? | Практическое занятие | Репродуктивный | Наглядный иллюстративный материал | Выставка |
4.8-4.12 | Подвиг перед Родиной-высшее проявление патриотизма | Занятие -объяснение | Словесный, наглядный, практический | Наглядный иллюстративный материал | Опрос, выставка |
4.13-4.15 | Воспитай в себе патриота | Занятие -объяснение | Словесный, наглядный, практический | Наглядный иллюстративный материал | Опрос, выставка |
Содержание программы 2 года обучения
Задачи:
Образовательные - углубить знания о патриотизме, истории создания и предназначения ВС РФ.
Воспитательные – воспитать всесторонне развитую личность, способную уважать и чтить историю своей родины.
Развивающие – развивать чувство ответственности за отечетсво и его судьбу.
№ п/п | Разделы. Темы. | Всего часов | Теоретические часы | Практические часы | Формы аттестации/ контроля |
1 | Введение. | 1 | 1 | | Собеседование |
Они умирали за Родину | Собеседование |
2-5 | Начало Великой Отечественной войны | 4 | 2 | 2 | |
6-9 | Подвиги во имя победы! | 4 | 2 | 2 | |
10-13 | Коренной перелом в ходе войны | 4 | 2 | 2 | |
14-15 | Блокадный Лениград | 2 | 1 | 1 | |
16-19 | Победа! Победа! Победа! | 4 | 2 | 2 | |
20-22 | Вечная память и вечная слава… | 3 | 1 | 2 | |
23-24 | Ими гордится армия и страна | 2 | 1 | 1 | |
25-27 | Героические страницы Вов. | 3 | 1 | 2 | |
28-29 | Великие люди России: полководцы, адмиралы | 2 | 1 | 1 | |
30-32 | Великая Отечественная война в истории моей семьи | 3 | 1 | 2 | |
История создания ВС РФ | Собеседование |
33-36 | Армия и флот в XIV-XVII вв. | 4 | 2 | 2 | |
37-40 | Армия и флот в XVIII-XIX вв. | 4 | 2 | 2 | |
41-44 | Вооруженные силы XX в. | 4 | 2 | 2 | |
45-48 | Вооруженные силы XXI в. | 4 | 2 | 2 | |
ВС РФ-защитники нашего Отечества | Собеседование |
49-51 | Виды ВС, рода войск, Предназначение. | 3 | 1 | 2 | |
52-55 | Национальная безопасность и ВС. | 4 | 2 | 2 | |
Патриот, он же гражданин… | Презентации |
56-57 | Язык – приоритет государства | 2 | 1 | 1 | |
58-59 | Верность культуре-преданность Родине. | 2 | 1 | 1 | |
60-61 | Толерантность и межнациональные отношения. | 2 | 1 | 1 | |
62-64 | Конституция РФ-главный закон страны! | 3 | 1 | 2 | |
65-68 | Имею право знать… | 4 | 2 | 2 | |
69-70 | Я-гражданин России! | 2 | 1 | 1 | |
Краткое содержание изучаемого материала.
2-й год обучения.
Введение в курс Программы – 1 час.
Ознакомление с содержанием программы второго года обучения, целями и задачами на учебный год. Краткое повторение пройденного в прошлом учебном году.
Они умирали за Родину-32 часа
Теория-14 часов.
Начало Великой Отечественной войны. Подвиги во имя победы! Коренной перелом в ходе войны. Блокадный Ленинград. Победа! Победа! Победа! Вечная память и вечная слава… Ими гордится армия и страна. Героические страницы Вов. Великие люди Рос сии: полководцы, адмиралы. Великая Отечественная война в истории моей семьи.
Практика-18 часов.
Практическое занятие: начало Вов, предпосылки и причины. Презентации. Доклады. Викторина «Ими гордиться армия и страна». Конкурс стихов и рисунков. Беседа. Круглый стол. Просмотр видеофильмов. Посещение ветеранов на дому. Посещение краеведческого музея.
История создания ВС РФ-16 часов
Теория-8 часов.
Армия и флот в XIV-XVII вв. Армия и флот в XVIII-XIX вв. Вооруженные силы XX в. Вооруженные силы XXI в.
Практика-8 часос.
Доклады. Презентации. Круглый стол. Просмотр видеофильмов.
ВС РФ-защитники нашего Отечества-7 часов
Теория-3 часа.
Виды ВС, рода войск, Предназначение. Национальная безопасность и ВС.
Практика-4 часа.
Доклады. Рисунки. Презентации. Круглый стол. Кроссворд.
Патриот, он же гражданин…-15 часов
Теория-7 часов.
Язык – приоритет государства. Верность культуре - преданность Родине. Толерантность и межнациональные отношения. Конституция РФ-главный закон страны! Имею право знать… Я - гражданин России!
Практика-8 часов.
Тематическое занятие по обобщению знаний о Конституции РФ. Анализ взаимосвязи Конституции с международными правовыми документами. Диспут «Гражданин и обыватель». Викторина «Права человека»; интеллектуальная игра «Имею право…». Доклады. Презентации.
Предполагаемый результат второго года обучения:
Знать: определения понятий патриотизм, героизм, герой, основных участников Вов
Уметь: объяснять для чего необходимо патриотическое воспитание, разработать совместные и личные проекты и сообщения по теме.
Приобрести навыки: проведения уроков мужества и чтения докладов по патриотическому направлению.
Методическое обеспечение
№ п/п | Название разделов и тем | Формы занятий | Приемы и методы | Дидактический материал, техническое оснащение | Формы подведения итогов |
Введение в курс программы |
1.1 | Вводное занятие | Беседа, занятие объяснение | Словесный, наглядный | Наглядный иллюстративный материал | Опрос |
Раздел 1 «Они умирали за Родину» |
1.2-1.5 | Начало Великой Отечественной войны | Занятие - путешествие | Словесный, наглядный, практический | Наглядный иллюстративный материал | Опрос, тренировочное упражнение |
1.6-1.9 | Подвиги во имя победы! | Коллективная творческая работа | Частично – поисковый | Наглядный иллюстративный материал | Опрос, тренировочное упражнение |
1.10-1.13 | Коренной перелом в ходе войны | Коллективная творческая работа | Частично – поисковый | Наглядный иллюстративный материал | Выставка |
1.14-1.15 | Блокадный Лениград | Занятие – игра | Частично – поисковый, игровой, метод контроля | Наглядный иллюстративный материал | Выставка |
1.16-1.19 | Победа! Победа! Победа! | Занятие – игра | Частично – поисковый, игровой, метод контроля | Наглядный иллюстративный материал | Выставка |
1.20-1.21 | Вечная память и вечная слава… | Викторина | Частично – поисковый, игровой, метод контроля | Наглядный иллюстративный материал | Выставка |
1.22-1.23 | Ими гордится армия и страна | Занятие – игра | Репродуктивный, игровой | Наглядный иллюстративный материал | Опрос выставка |
1.24-1.26 | Героические страницы Вов. | Занятие – игра | Репродуктивный, игровой | Наглядный иллюстративный материал | Опрос выставка |
1.27-1.28 | Великие люди России: полководцы, адмиралы | Занятие – игра | Репродуктивный, игровой | Наглядный иллюстративный материал | Опрос выставка |
1.29-1.31 | Великая Отечественная война в истории моей семьи | Занятие – игра | Репродуктивный, игровой | Наглядный иллюстративный материал | Опрос выставка |
Раздел 2 «История создания ВС РФ» |
2.1-2.4 | Армия и флот в XIV-XVII вв. | Занятие – игра | Репродуктивный, игровой | Наглядный иллюстративный материал | Опрос выставка |
2.5-2.8 | Армия и флот в XVIII-XIX вв. | Занятие– игра | Репродуктивный, игровой | Наглядный иллюстративный материал | Опрос выставка |
2.9-2.12 | Вооруженные силы XX в. | Занятие– игра | Репродуктивный, игровой | Наглядный иллюстративный материал | Опрос выставка |
2.13-2.16 | Вооруженные силы XXI в. | Занятие– игра | Репродуктивный, игровой | Наглядный иллюстративный материал | Опрос выставка |
Раздел 3 «ВС РФ-защитники нашего Отечества» |
3.1-3.3 | Виды ВС, рода войск, Предназначение. | Занятие -объяснение | Словесный, наглядный, практический | Наглядный иллюстративный материал | Опрос, выставка |
3.4-3.7 | Национальная безопасность и ВС. | Практическое занятие | Репродуктивный | Наглядный иллюстративный материал | Выставка |
Раздел 4 «Патриот, он же гражданин… |
4.1-4.2 | Язык – приоритет государства | Практическое занятие | Репродуктивный | Наглядный иллюстративный материал | Выставка |
4.3-4.4 | Верность культуре-преданность Родине. | Занятие -объяснение | Словесный, наглядный, практический | Наглядный иллюстративный материал | Опрос, выставка |
4.5-4.6 | Толерантность и межнациональные отношения. | Практическое занятие | Репродуктивный | Наглядный иллюстративный материал | Выставка |
4.7-4.9 | Конституция РФ-главный закон страны! | Занятие -объяснение | Словесный, наглядный, практический | Наглядный иллюстративный материал | Опрос, выставка |
4.10-4.13 | Имею право знать… | Занятие -объяснение | Словесный, наглядный, практический | Наглядный иллюстративный материал | Опрос, выставка |
4.14-4.15 | Я-гражданин России! | Практическое занятие | Репродуктивный | Наглядный иллюстративный материал | Выставка |
69-70 | Я-гражданин России! | | 2 | тематический |
Краткое содержание изучаемого материала.
3-й год обучения.
Задачи:
Образовательные - углубить знания о патриотизме, истории создания и предназначения ВС РФ.
Воспитательные – воспитать всесторонне развитую личность, способную уважать и чтить историю своей родины.
Развивающие – развивать чувство ответственности за отечетсво и его судьбу.
Предполагаемый результат первого года обучения:
Знать: определения понятий права и свободы человека и гражданина, долг и обязанность. Символы РФ.
Уметь: объяснять для чего необходимо патриотическое воспитание, разработать совместные и личные проекты и сообщения по теме.
Приобрести навыки: проведения уроков мужества и чтения докладов по патриотическому направлению.
№ п/п | Разделы. Темы. | Всего часов | Теоретические часы | Практические часы |
1 | Введение | 1 | 1 | Собеседование |
Гражданственность |
2-5 | Права и свободы | 4 | 2 | 2 |
6-9 | Законы, традиции и обычаи | 4 | 2 | 2 |
10-13 | Долг или обязанность | 4 | 2 | 2 |
14-15 | Обязанности школьника | 2 | 1 | 1 |
16-19 | Нарушение законов и наказание | 4 | 2 | 2 |
20-21 | Религиозность | 2 | 1 | 1 |
Патриотизм-качество защитника Отечества |
22-23 | Воинский долг Родине служить | 2 | 1 | 1 |
24-25 | Памяти поколений –дни воинской славы | 2 | 1 | 1 |
26-28 | Ледовое побоище 1242г. | 3 | 1 | 2 |
29-31 | Куликовская битва1380г. | 3 | 1 | 2 |
32-34 | Освобождение Москвы от польской интервенции 1612г. Минин и Пожарский | 3 | 1 | 2 |
35-37 | Полтавская битва 1709г. | 3 | 1 | 2 |
38-39 | Победа у мыса Гангут над шведами 1714 г. | 2 | 1 | 1 |
40-41 | Взятие крепости Измаил 1790г. | 2 | 1 | 1 |
42-44 | Бородинское сражение 1812г. | 3 | 1 | 2 |
45-46 | Синопское сражение | 2 | 1 | 1 |
Символы государства Российского |
47-52 | Герб, гимн, флаг. Из истории… | 6 | 2 | 4 |
53 | Символы воинской части | 1 | 1 | |
54-58 | Боевое знамя | 5 | 2 | 3 |
59-62 | Ордена-почетные награды | 4 | 1 | 3 |
63-64 | Ритуалы ВС РФ | 2 | 1 | 1 |
Заключение |
65-67 | Что олицетворяет патриотизм? | 3 | 1 | 2 |
68-70 | Родина-любовь-патриот | 3 | 1 | 2 |
|
Краткое содержание изучаемого материала.
3-й год обучения.
Введение в курс Программы – 1 час.
Ознакомление с содержанием программы второго года обучения, целями и задачами на учебный год. Краткое повторение пройденного в прошлом учебном году.
Гражданственность-20 часов
Теория-10 часов.
Права и свободы человека и гражданина. Законы и традиции. Долги обязанность. Обязанности школьника. Нарушение законов и наказание.
Практика-10 часов.
Практическое занятие: права и свободы человека и гражданина. Презентации. Доклады. Беседа. Круглый стол. Просмотр видеофильмов.
Патриотизм-качество защитника Отечества -25 часов
Теория-10 часов.
Воинский долг Родине служить. Памяти поколений –дни воинской славы. Ледовое побоище 1242г. Освобождение Москвы от польской интервенции 1612г. Минин и Пожарский. Куликовская битва1380г. Победа у мыса Гангут над шведами 1714 г.
Практика-15 часов.
Доклады. Презентации. Круглый стол. Просмотр видеофильмов.
Символы государства Российского -18 часов
Теория-7 часов.
Герб, гимн, флаг. Символы воинской части. Боевое знамя. Ритуалы ВС РФ
Практика-11 часов.
Доклады. Рисунки. Презентации. Круглый стол. Кроссворд.
Заключение -6 часов
Теория-2 часа.
Что олицетворяет патриотизм? Родина-любовь-патриот
Практика-4 часа.
Тематическое занятие по обобщению знаний о патриотическом воспитание, правах и обязанностях человека. Диспут «Гражданин и обыватель». Викторина «Права человека»; интеллектуальная игра «Имею право…». Доклады. Презентации.
Предполагаемый результат первого года обучения:
Знать: определения понятий права и свободы человека и гражданина, долг и обязанность. Символы РФ.
Уметь: объяснять для чего необходимо патриотическое воспитание, разработать совместные и личные проекты и сообщения по теме.
Приобрести навыки: проведения уроков мужества и чтения докладов по патриотическому направлению
Методическое обеспечение
№ п/п | Название разделов и тем | Формы занятий | Приемы и методы | Дидактический материал, техническое оснащение | Формы подведения итогов |
Введение в курс программы |
1.1 | Вводное занятие | Беседа, занятие объяснение | Словесный, наглядный | Наглядный иллюстративный материал | Опрос |
Раздел 1 «Гражданственность» |
1.2-1.5 | Права и свободы | Занятие - путешествие | Словесный, наглядный, практический | Наглядный иллюстративный материал | Опрос, тренировочное упражнение |
1.6-1.9 | Законы, традиции и обычаи | Коллективная творческая работа | Частично – поисковый | Наглядный иллюстративный материал | Опрос, тренировочное упражнение |
1.10-1.13 | Долг или обязанность | Коллективная творческая работа | Частично – поисковый | Наглядный иллюстративный материал | Выставка |
1.14-1.15 | Обязанности школьника | Занятие – игра | Частично – поисковый, игровой, метод контроля | Наглядный иллюстративный материал | Выставка |
1.16-1.19 | Нарушение законов и наказание | Занятие – игра | Частично – поисковый, игровой, метод контроля | Наглядный иллюстративный материал | Выставка |
1.20-1.21 | Религиозность | Викторина | Частично – поисковый, игровой, метод контроля | Наглядный иллюстративный материал | Выставка |
Раздел 2 «Патриотизм-качество защитника Отечества» |
2.1-2.2 | Воинский долг Родине служить | Занятие – игра | Репродуктивный, игровой | Наглядный иллюстративный материал | Опрос выставка |
2.3-2.4 | Памяти поколений –дни воинской славы | Занятие– игра | Репродуктивный, игровой | Наглядный иллюстративный материал | Опрос выставка |
2.4-2.7 | Ледовое побоище 1242г. | Занятие– игра | Репродуктивный, игровой | Наглядный иллюстративный материал | Опрос выставка |
2.8-2.10 | Куликовская битва1380г. | Занятие– игра | Репродуктивный, игровой | Наглядный иллюстративный материал | Опрос выставка |
2.11-2.13 | Освобождение Москвы от польской интервенции 1612г. Минин и Пожарский | Коллективная творческая работа | Частично – поисковый | Наглядный иллюстративный материал | Выставка |
2.15-2.17 | Полтавская битва 1709г. | Занятие – игра | Частично – поисковый, игровой, метод контроля | Наглядный иллюстративный материал | Выставка |
2.18-2.19 | Победа у мыса Гангут над шведами 1714 г. | Занятие – игра | Частично – поисковый, игровой, метод контроля | Наглядный иллюстративный материал | Выставка |
2.20-2.21 | Взятие крепости Измаил 1790г. | Викторина | Частично – поисковый, игровой, метод контроля | Наглядный иллюстративный материал | Выставка |
2.21-2.23 | Бородинское сражение 1812г. | Коллективная творческая работа | Частично – поисковый | Наглядный иллюстративный материал | Выставка |
2.24-2.25 | Синопское сражение | Викторина | Частично – поисковый, игровой, метод контроля | Наглядный иллюстративный материал | Выставка |
Раздел 3 «Символы государства Российского» |
3.1-3.6 | Герб, гимн, флаг. Из истории… | Занятие -объяснение | Словесный, наглядный, практический | Наглядный иллюстративный материал | Опрос, выставка |
3.7 | Символы воинской части | Практическое занятие | Репродуктивный | Наглядный иллюстративный материал | Выставка |
3.8-3.13 | Боевое знамя | | | | |
Раздел 4 «Патриот, он же гражданин… |
4.1-4.3 | Что олицетворяет патриотизм? | Практическое занятие | Репродуктивный | Наглядный иллюстративный материал | Выставка |
4.4-4.6 | Родина-любовь-патриот | Занятие -объяснение | Словесный, наглядный, практический | Наглядный иллюстративный материал | Опрос, выставка |
Блок №2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
С целью успешной реализации данной программы разработаны и оформлены: календарный учебный график (для каждой группы учащихся),
планы-конспекты занятий, дидактические и оценочные материалы.
2.1. Календарный учебный график
Начало учебного года для учащихся первого года обучения с 1 сентября, окончание учебного года 31 мая; для учащихся второго года обучение с 1 сентября, окончание учебного года 31 мая. Каникулы с 1 июня по 31 августа.
1 год обучения - 35 учебных недель, 70 учебных дней.
2 год обучения - 35 учебных недель, 70 учебных дней.
3 год обучения - 35 учебных недель, 70 учебных дней.
2.2.Условия реализации программы: организация образовательного процесса в легкой и доступной форме, ориентация на личностные интересы, потребности и способности учащихся, вовлечение родителей в процесс жизнедеятельности творческого объединения.
Материально – техническое обеспечение
Материал, необходимый для одного ребенка 1 года обучения:
Рабочая тетрадь, Конституция РФ, альбом для рисования, цветные карандаши.
Материал, необходимый для одного ребенка 2 года обучения:
Рабочая тетрадь, Конституция РФ, альбом для рисования, цветные карандаши.
Материал, необходимый для одного ребенка 3 года обучения:
Рабочая тетрадь, Конституция РФ, альбом для рисования, цветные карандаши.
Техническое оснащение
проектор;
интерактивная доска;
видео и аудио – диски;
компьютер.
Дидактическое обеспечение программы
методические разработки по темам программы
таблицы
демонстрационный материал
наборы открыток по истории
научно-познавательная литература
Санитарно – гигиенические требования
Для реализации программы необходимо иметь:
светлое просторное помещение;
у каждого ребенка должно быть место за партой и набор необходимых принадлежностей;
кабинет должен быть оборудован шкафами для хранения принадлежностей и незаконченных работ, методической литературы и наглядных пособий для занятий;
в кабинете осуществляется влажная уборка и проветривание;
в наличии имеется аптечка с медикаментами для оказания первой медицинской помощи.
Кадровое обеспечение программы
Реализация программы и подготовка занятий осуществляется учителем истории и обществознания в рамках его должностных обязанностей.
Педагог осуществляет дополнительное образование учащихся в соответствии со своей образовательной программой. В ходе реализации программы возможна консультативная помощь психолога для выявления скрытых способностей детей.
2.3. Формы подведения итогов реализации программы
- участие в конкурсах;
- участие в выставках творческих работ;
- творческий отчет;
- защита творческих работ и проектов.
Формы отслеживания результатов освоения образовательной общеразвивающей программы
Входной контроль (начальная диагностика) – собеседование, анкетирование.
Текущий контроль - беседа в форме «вопрос – ответ», беседы с элементами викторины, контрольные задания, тестирование, творческий отчет.
Итоговый контроль (промежуточная и итоговая аттестация) –итоговая творческая работа по теме, участие в муниципальных, зональных, областных и всероссийских выставках, защита творческих проектов.
- тематический
- предварительный
- устный
- письменный
- фронтальный
- индивидуальный
2.4.Оценочные материалы, способы проверки ЗУН учащихся
В творческом объединении «Я-патриот» в начале первого года обучения проводится диагностика уровня знаний, умений и навыков учащихся, для второго и третьего годов обучения проводится диагностика сохранности знаний, умений и навыков учащихся. Для выявления уровня освоения программы проводится промежуточная и итоговая аттестация, которая позволяет определить уровень теоретической и практической подготовки учащихся.
- Начальная диагностика проводится с детьми в начале учебного года, чтобы выявить уровень знаний, умений и навыков;
- Промежуточная аттестация проводится в конце первого и второго учебного года;
- Итоговая аттестация проводиться в конце третьего года обучения. Теоретическую часть итоговой аттестации можно провести в форме викторины, тестовых заданий, практическую часть в виде самостоятельной творческой работы.
Диагностические методики, позволяющие определить достижения учащихся:
- развитие познавательной деятельности учащихся;
- методика выявления уровня самооценки учащихся;
- личностное достижение учащихся;
- методика отслеживания творческих достижений учащих
Информационные ресурсы
Для педагога:
1. Государственная программа " Патриотическое воспитание граждан Российской федерации на 2016-2020 годы»
2. Рекомендации “Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации”
3. Методические рекомендации Минобразования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьей .
4. Героико-патриотическое воспитание в школе: детские объединения, музеи, клубы, кружки, поисковая деятельность /Авт.-сост. Т. А.Орешкина. – Волгоград: Учитель, 2007. –
5. Касимова, Т. А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие
/ Т. А.Касимова, Д. Е.Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2005.
6. Николаев, Г. Г. Воспитание гражданских качеств подростков в детских общественных объединениях. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004.
7. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков,
разработки занятий /Авт.-сост. И. А.Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006.
Для детей:
Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н. П.Овчинникова – СПб: КАРО, 2004.
Лебедева, О. В. Классные часы и беседы по воспитанию гражданственности: 5-10 классы. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
Календарно – тематический план
1 год обучения(1 группа)
№ п/п | Тема занятия | дата | часы | Виды, формы, контроль занятий | |
| Вводное занятие | | 1 | устный |
2-3 | Былины и их герои | | 2 | Тематический |
4-5 | Патриотизм в исторических песнях | | 2 | тематический |
6-7 | Добрыня Никитич | | 2 | устный |
8-9 | Илья Муромец | | 2 | входной |
10-11 | Алеша Попович | | 2 | тематический |
12-13 | Князья-богатыри | | 1 | тематический |
14 | Богатырские устои | | 1 | тематический |
15 | Служба по призванию. | | 1 | устный |
16 | Появление княжеской дружины | | 1 | Тематический |
17 | Зарождение государственности | | 1 | тематический |
18-19 | Военные корабли | | 2 | устный |
20-22 | Оружие – символ превосходство | | 3 | входной |
23 | Народное ополчение-невиданная сила | | 1 | тематический |
24-25 | Воинский состав. Воинская повинность. | | 2 | тематический |
26-28 | Русская рать – никто не может устоять | | 3 | тематический |
29-32 | Историческое прошлое земли Тамбовской | | 3 | устный |
33-35 | «Люби и знай родной свой край». Моя малая Родина | | 3 | Тематический |
36-39 | «Без корня и полынь не растёт». Мое родословное древо | | 4 | тематический |
40-45 | «Герои вокруг нас» | | 6 | устный |
46-48 | «Уроки России» | | 3 | входной |
49-50 | «Патриотизм и современность» | | 3 | тематический |
51-52 | Что в имени твоем? | | 2 | тематический |
53-54 | Природная сокровищница России | | 2 | тематический |
55-56 | Культура родной страны | | 2 | устный |
57-58 | Как воспитывается и прививается любовь к Родине? | | 2 | Тематический |
59-61 | Чувство долга. Любовь к Родине | | 4 | тематический |
62-63 | Патриотами рождаются или становятся? | | 3 | устный |
64-68 | Подвиг перед Родиной-высшее проявление патриотизма | | 5 | входной |
69-70 | Воспитай в себе патриота | | 2 | тематический |
Календарно – тематический план
2 год обучения(2 группа)
№ п/п | Тема занятия | дата | часы | Виды, формы, контроль занятий | |
1 | Вводное занятие | | 1 | устный |
2-5 | Начало Великой Отечественной войны | | 4 | Тематический |
6-9 | Подвиги во имя победы! | | 4 | тематический |
10-13 | Коренной перелом в ходе войны | | 4 | устный |
14-15 | Блокадный Лениград | | 2 | входной |
16-19 | Победа! Победа! Победа! | | 4 | тематический |
20-22 | Вечная память и вечная слава… | | 3 | тематический |
23-24 | Ими гордится армия и страна | | 2 | тематический |
25-27 | Героические страницы Вов. | | 3 | устный |
28-29 | Великие люди России: полководцы, адмиралы | | 2 | Тематический |
30-32 | Великая Отечественная война в истории моей семьи | | 3 | тематический |
33-36 | Армия и флот в XIV-XVII вв. | | 4 | устный |
37-40 | Армия и флот в XVIII-XIX вв. | | 4 | входной |
41-44 | Вооруженные силы XX в. | | 4 | тематический |
45-48 | Вооруженные силы XXI в. | | 4 | тематический |
49-51 | Виды ВС, рода войск, Предназначение. | | 3 | тематический |
52-55 | Национальная безопасность и ВС. | | 4 | устный |
56-57 | Язык – приоритет государства | | 2 | Тематический |
58-59 | Верность культуре-преданность Родине. | | 2 | тематический |
60-61 | Толерантность и межнациональные отношения. | | 2 | устный |
62-64 | Конституция РФ-главный закон страны! | | 3 | входной |
65-68 | Имею право знать… | | 4 | тематический |
69-70 | Я-гражданин России! | | 2 | тематический |
Календарно – тематический план
3 год обучения(3 группа)
№ п/п | Тема занятия | дата | часы | Виды, формы, контроль занятий | |
1 | Вводное занятие | | 1 | устный |
2-5 | Права и свободы | | 4 | Тематический |
6-9 | Законы, традиции и обычаи | | 4 | тематический |
10-13 | Долг и обязанность | | 4 | устный |
14-15 | Обязанности школьника | | 2 | входной |
16-19 | Нарушение законов и наказание | | 4 | тематический |
20-21 | Религиозность | | 2 | тематический |
22-23 | Воинский долг Родине служить | | 2 | тематический |
24-25 | Памяти поколений -дни воинской славы | | 2 | устный |
26-28 | Ледовое побоище 1242г | | 3 | Тематический |
29-31 | Куликовская битва 1380г. | | 3 | тематический |
32-34 | Освобождение Москвы от польской интервенции 1612г. Минин и Пожарский | | 3 | устный |
35-37 | Полтавская битва 1709г. | | 3 | входной |
38-39 | Победа у мыса Гангут над шведами 1714г. | | 2 | тематический |
40-41 | Взятие крепости Измаил 1790г. | | 2 | тематический |
42-44 | Бородинское сражение 1812г. | | 3 | тематический |
45-46- | Синопское сражение | | 2 | устный |
47-52 | Герб, гимн, флаг. Из истории… | | 6 | Тематический |
53 | Символы воинской части | | 1 | тематический |
54-58 | Боевое знамя | | 5 | устный |
59-62 | Ордена-почетные награды | | 4 | входной |
63-64 | Ритуалы ВС РФ | | 2 | тематический |
65-67 | Что олицетворяет патриотизм? | | 3 | тематический |
68-70 | Родина-любовь-патриот | | 3 | тематический |