Учитель начальных классов – Гасанова Х.Ю.
4 класс
МКОУ «Гимназия Культуры мира» им. Нуцалова К.Г.
Задачи: - обобщать и расширять представления детей о птицах;
- развивать ответственность за "братьев наших меньших";
- воспитывать любовь к окружающему миру;
Эмблема – летящая ласточка с письмом, на конверте – КВН.
Учитель: Ребята! Сегодня мы отмечаем традиционный праздник «День птиц». А проведем мы его в форме КВН,
в честь этого праздника назовем – ПТИЧИЙ КВН.
В нем участвуют две команды: «Дятел» и «Синица».
1 конкурс «Конкурс капитанов»
По очереди капитаны называют зимующих птиц нашей местности.
(Воробей, синица, ворона, сорока, дятел, снегирь)
2 конкурс «Кто лучше и больше знает жизнь птиц?»
Вьют ли перелетные птицы гнезда на юге? (нет)
Когда улетают от нас последние гуси и утки? (это водоплавающие птицы, улетают, когда замерзают водоемы)
Какая птица вылупляется из гнезда, но сама яиц не несет? (самец любого рода птиц)
Что бывает у вороны через 3 года? ( идет четвертый год)
Назовите басни И. А. Крылова, где участвуют птицы? («Ворона и лисица», «Голубь и чиж»)
У какой птицы самый длинный язык? (у дятла)
Какие птицы не летают? (пингвин, страус)
Какая птица двигается по вертикальному стволу вверх – вниз, а какая только вниз? (поползень; дятел)
Какие виды синиц вы знаете? (большая синица, хохлатая, лазоревка, московка)
Как птицы находят дорогу? В какое время суток они летят? (по звездам и солнцу; утки, гуси – ночью, ласточки, стрижи – днем)
Какая наша птица быстрее всех летает? (стриж)
Какая маленькая птица вскармливает птенцов рыбой? (зимородок)
3 конкурс
«Кто больше знает поговорок и пословиц о птицах.»
( это д/задание)
Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
Цыплят по осени считают.
Птицу узнают в полете, человека – в работе.
Человек без Родины, что соловей без песни.
Был бы сад, соловьи прилетят.
Мал соловей, да голос велик.
Счастье не птица, само не прилетит.
Кукушка приносит весточку о лете, ласточка – теплые дни.
Соловей месяц поет, а ворона круглый год каркает.
4. конкурс Загадки
Если мне за букву А
Ь дадите,
Сразу сорную траву
В птицу превратите.
(лебеда – лебедь)
Я глубока и многоводна,
И ты, как все, гордишься мной.
А если букву мне прибавишь,
Я птицей сделаюсь лесной.
(Волга – иволга)
Красные лапы, длинная шея,
Щиплет за пятки, беги без оглядки.
(гусь)
Хвост с узорами,
сапоги со шпорами,
Ночью распевает,
время возвещает.
(петух)
Хоть я не молоток,
по дереву стучу.
В нем каждый уголок
обследовать хочу. (дятел)
Как сажа черна, как снег бела,
Люблю всем в лесу
Рассказать где была.
(сорока)
Маленький мальчишка
в сером зипунишке
По дворам шныряет,
крохи подбирает. воробеи
В воде купался, сух остался.
(гусь)
Днем спит, ночью летает,
прохожих пугает. (сова)
Живет в лесу, ухает как
разбойник. (филин)
В пестром наряде,
ходит как на параде.
Часов не имеет,
а время разумеет. (петух)
Сероспиный, красногрудый,
В зимних рощах обитает.
Не боится он простуды,
С первым снегом прилетает.
(снегирь)
4 конкурс «Таинственное письмо»
- Ребята, только что мы получили ПИСЬМО, но оно оказалось ТАИНСТВЕННЫМ и прочитать его мы не смогли. Помогите прочитать это письмо.
ари игот
ети нел
щпт тов
овы . мик
тся? вам
ица, дём
Мыв идо
отч его
Ваш асж
(расставлены стрелки от слога к слогу)
Мы вас ждем, товарищ птица, отчего вам не летится?
Ваши домики готовы!
иле кого
алё мсд
льн ко
тим! ропр
юга. ика
При ш
Ско веет
Привет школьникам
с далёкого юга.
Скоро прилетим!
5 конкурс «Птичья столовая»
- Ребята, вы, конечно, хорошо знаете. Что зима – самое трудное время года для птиц. Много птиц погибает от того, что они не находят себе корма. Зимой птицам не страшен холод, а страшен голод. Вот и переселяются они поближе к жилью человека, а он в свою очередь проявляет много заботы о пернатых друзьях, устраивая настоящие птичьи столовые.
- Я хочу узнать, какие птицы чаще всего прилетают к кормушке? Вы мне поможете.
| с | | |
н | |
| ч | | | е | | | | | л | | |
| е | с | | г | | | а | |
п | ч | и | | и | | | з | с |
о | е | н | | р | з | щ | в | о | о |
п | т | и | ч | ь | я | | м | д | е | г | о | р | й | о |
о | к | ц | и | | б | о | я | г | а | р | е | к | л |
л | а | а | ж | | л | с | т | о | л | о | в | а | я |
з | | | и | к | е | л | к | б | к | | п |
е | к | о | л | | а | е | а | к |
н | | в | | | й | | а |
ь | к | |
| а | |
Выступление детей:
На нашей планете живут
Чудесные созданья.
Они летают и поют
И землю свято берегут.
Скажите, дети,
Можно жить без птиц на свете?
Что случится, если птицы
На земле вдруг пропадут?
Букашки, жучки, червячки
На деревья нападут
И съедят кору, листочки,
Обгладают ветки, почки.
Вот, что будет,
Если птицы, если птицы
Все исчезнут, пропадут.
И не будет щебетанья,
Дивных трелей соловья,
И сороки стрекотанья,
Чик – чирика воробья.
Скучно будет, знают дети,
Жить без птиц на белом свете!
Зерен хочется синице, воробью
И каждой птице.
Будь смелее, не робей!
Прилетай же к нам скорей!
6 конкурс «Портрет пернатого друга»
Задача участника конкурса - рассказать о птице, чье изображение он нарисовал, и рассказать что-то интересное об этой птице.
Подведение итогов конкурса.