СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Производственная практика в вузе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Производственная практика в вузе"»

О Т Ч Е Т



о педагогической практике



студентки 3 курса, филологического факультета



1.Анализ учебной и внеаудиторной работы по предмету.

За время практики мной было посещено 6 занятий по русскому языку и 6 занятия по литературе у сокурсников - практикантов. Из них мной проанализированы три занятия по русскому языку и три занятия по литературе. Самостоятельно за время практики мной было проведено 7 уроков русского языка и 11 уроков литературы.

Количество посещенных учебных занятий у педагогов гимназии :

10.02.2020 – литература

26.02.2020 – русский язык

27.02.2020 – биология, физика, география

По учебной дисциплине “русский язык” мной были проведены занятия следующих типов: уроки ознакомления с новым материалом, уроки формирования языковых умений и навыков, уроки обобщения и систематизации знаний. Их тематическая направленность была следующей: изучение сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными, постановка знаков препинания при последовательном подчинении на стыке двух союзов, выполнение синтаксического разбора сложноподчиненного предложения.

Русский язык:

1. Урок объяснения нового материала. Тема: “Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными”.

2.Урок формирования языковых умений и навыков. Тема: “Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными”.

3.Урок объяснения нового материала. Тема: “Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными”.

4.Урок формирования языковых умений и навыков. Тема: “Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными”.

5.Урок объяснения нового материала. Тема: “Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения”.

6.Урок обобщения и систематизации знаний. Тема: “Сложноподчиненное предложение”.

7.Урок обобщения и систематизации знаний. Тема: “ Сложноподчиненное предложение”.

По учебной дисциплине “литература” мной были проведены занятия следующих типов: уроки объяснения нового материала, уроки формирования языковых умений и навыков, урок контроля за овладением связной речи (сочинение). На уроках литературы были изучены и проанализированы поэма Н. В. Гоголя “Мёртвые души”, повесть Н. В. Гоголя “Портрет” и пьеса А. Н. Островского “Бедность не порок ”.

Литература:

1.Урок объяснения нового материала. Тема: “Н.В. Гоголь. Поэма “Мертвые души”. История создания, особенности сюжета, система образов”.

2.Урок объяснения нового материала. Тема: “Галерея помещиков в поэме Н. В. Гоголя “Мёртвые души”.

3. Урок объяснения нового материала. Тема: “Галерея помещиков в поэме Н. В. Гоголя “Мёртвые души”.

4.Комбинированный урок (урок объяснения нового материала + урок контроля за овладением связной речи – сочинение). Тема: “Чичиков у Плюшкина. Роль и место эпизода в поэме Н.В. Гоголя “Мертвые души”.

5.Урок объяснения нового материала. Тема: “Чичиков. Кто же он? Стало быть, подлец?”

6.Урок объяснения нового материала. Тема: “Изображение мира чиновничества в поэме Н.В.Гоголя “Мертвые души”.

7. Урок формирования языковых умений и навыков. Тема: “В губернском городе N… ”.

8.Комбинированный урок ( урок объяснения нового материала + урок формирования языковых умений и навыков). Тема: “Образ автора. Роль лирических отступлений в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души”.

9.Урок объяснения нового материала. Тема: “Повесть Н. В. Гоголя “Портрет”. История о погибели одной души”.

10. Урок формирования языковых умений и навыков (нестандартный вид урока – урок-прогулка). Тема: “Н. В. Гоголь "Портрет" ...Не собирайте сокровищ на Земле...”.

11. Урок объяснения нового материала. Тема: “А .Н. Островский. Страницы жизни и творчества. Пьеса “Бедность не порок”.

Подготовка к учебным занятиям и написание конспектов проводилась самостоятельно, но при согласовании с учителем. Если возникали какие-то вопросы и затруднения, обращалась за помощью к методистам, просила совет о том, как правильно распланировать урок. Многие задания для закрепления изученного материала подбирала самостоятельно, пользуясь учебником Л. М. Рыбченковой и прочими учебными пособиями.

Для подготовки к занятиям мной были использованы:

1. Учебник. Русский язык. 9 класс: учеб. Для общеобразоват. организаций / [Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, О. В. Загоровская, А. Г. Нарушевич]. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2019. - 151с.”

2. Русский язык. Поурочные разработки. 9 класс : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. А. Тростенцова, А. И. Запорожец. – 3-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2014. - 204с.

3. Русский язык [Текст]. В 3ч. Ч. 2. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи: пособие-практикум для подготовки к единому государственному экзамену / Загоровская О. В. – изд. 3-е, испр. – Воронеж: Научная книга, 2006. – 168 с.

4. Пособие для занятий по русскому языку / В. Ф. Греков, С. Е. Крючков, Л. А. Чешко. – 20-е изд. – М.: Просвещение, 1971. – 271 с.

5. Филологические записки. Вып. 22. – Воронеж: Воронежский университет, 2004. – 296 с.

6. Учебник. Литература. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 2. / [В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский]; под ред. В. Я. Коровиной. – 20-е изд. – М.: Просвещение, 2013. - 399с.

7. Поурочные разработки по литературе. 9 класс. [ И. В. Золоторева, Н. В. Егорова];– 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2014. – 416 с.

8. Интернет - ресурсы:

https://nsportal.ru/

https://infourok.ru/

https://kopilkaurokov.ru/



Мною были усвоены следующие формы обучения: самостоятельная работа учеников (анализ литературных героев, выполнение упражнений и заданий), индивидуальная работа (индивидуальные карточки, проверочные работы по пройденному материалу, заполнение таблиц), групповая работа (анализ литературных героев) , фронтальный опрос (обсуждение учебного материала).

Мною были усвоены следующие методы обучения: догматический (объяснение нового материала), эвристический (фронтальная беседа, рассуждения обучающихся), объяснительно-иллюстративный метод (работа со зрительными средствами обучения), репродуктивный метод, метод проблемного изложения, метод контроля и самоконтроля (этап рефлексии) .

Мною были усвоены следующие средства обучения:

  • Зрительные (учебники, раздаточный материал, методические пособия, мультимедийная презентация, таблицы, карточки для проверки орфографических навыков);

  • Звуковые (аудио)

  • Зрительно-звуковые (отрывки из фильмов)



Затруднения возникали при планировании самостоятельной работы на этапе подбора материала. Многие упражнения и задания в методических пособиях дублируются в Интернете, поэтому многие ученики могли посмотреть ответы на определённых сайтах. Мне бы хотелось избежать этого и оценить реальные мысли, знания обучающихся. Но, к сожалению, изолировать школьников от Интернета невозможно.

Следующие затруднения коснулись самого учебного процесса. В силу того, что я только начинающий специалист, у меня отсутствует чувство времени. За 40 минут было очень трудно добиться планируемых результатов учебной деятельности.

Цели внеаудиторной работы:

  • научиться проводить рефлексию: формулировать получаемые результаты, переопределять цели дальнейшей работы, корректировать свой образовательный маршрут;

  • развить такие универсальные умения, как умение учиться самостоятельно, принимать решения, проектировать свою деятельность и осуществлять задуманное;

  • познать радость самостоятельных побед, открытий, творческого поиска.

Подготовкой материала я занималась практически самостоятельно. Пользовалась различными методическим пособиями и советами педагога-методиста. При себе я всегда имела ежедневник, в который постоянно записывала рекомендации педагогов. Мне было очень полезно использовать свои знания и умения на практике.

По началу я очень волновалась выступать перед учащимися. Для меня такая ситуация являлась стрессовой, но с такими эмоциями я, к счастью, справилась. Уже на втором занятии я чувствовала себя более уверенной. Это заметила не только я, но и мои сокурсницы.

Ежедневно на своих занятиях я замечала, что неуспевающие ученики пытаются тоже наладить со мной контакт и достаточно часто отвечали на мои вопросы, выполняли все работы со старанием. Меня это, конечно, очень радует.



2. Анализ воспитательной работы.

За время практики в МБОУ гимназии 9 мной было проведено одно воспитательное мероприятие, которое было организовано мной под руководством классного руководителя. Данное мероприятие помогло мне сблизиться с учениками и понять эмоциональную обстановку, которая царит в школьном коллективе.

Тема занятия: «Постановка комедии Н. В. Гоголя «Женитьба» на российских сценах».

Цели воспитательной работы:

  • обучающая: углубить у детей знание об истории театра, расширить знания о творчестве писателя и о реализации его текстов на сцене театра.

  • развивающая: развить чувство прекрасного у ребёнка, интерес к посещению театральных постановок, способствовать эмоциональному восприятию художественного текста и пониманию авторской позиции с точки зрения режиссёрской задумки.

  • воспитывающая: формировать духовно развитую личность, воспитывать чувство патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.


Форма занятия: урок-экскурсия, викторина.

Методы воспитания, освоенные в период практики: читательская конференция, приобщение учащихся к искусству, творческое чтение.

Формы воспитания: индивидуальная и групповая.

Средства обучения:

  • Зрительное (мультимедийная презентация)

  • Зрительно-звуковое (фильм)



Программу внеаудиторной работы подготавливала самостоятельно, продумывая сценарий и план работы. Сам процесс состоял из двух частей: работа в классе и внеурочная деятельность (посещение драматического театра).

С помощью фронтальной беседы в классе, системы вопросов мне удалось добиться поставленных целей, грамотно распланировать занимательную часть деятельности. Учащимся было интересно узнать какие-то новые сведения о творчестве писателя и о реализации его текстов на сцене театра. Работа в классе является своеобразным подготовительным этапом основной деятельности (посещения драматического театра). Мне было интересно узнать какие спектакли посещали учащиеся, какие эмоции они испытывали при просмотре. Аналогичные вопросы дети задавали и мне.

Мной был выбран этот нетрадиционный способ изучения программного произведения, потому смена обстановки способствует наиболее эффективному освоению всех учебных задач.

Я считаю, что каждый школьник должен присутствовать на таких мероприятиях регулярно, так как просмотр спектакля позволяет по-новому посмотреть на то или иное литературное произведение. У современных подростков отсутствует интерес к чтению, поэтому театральные постановки могут побудить детей к читательской активности, наглядно показать действия, разворачивающиеся на страницах произведений.

После проведения данного мероприятия в неофициальной обстановки каждый ребёнок смог показать свои наилучшие качества в общении с классом. А главное, что мне удалось наладить дружеские и приятные отношения с каждым из них.



3.Анализ индивидуального (собственного) стиля педагогической деятельности практиканта.

Для того, чтобы проанализировать собственный стиль педагогической деятельности, я прошла опросник на сайте https://multiurok.ru для определения особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности по классификации А. К. Марковой. На основе данного теста я могу сделать вывод, что у меня эмоционально-методический стиль. Я согласна с таким результатом.

При подготовке к урокам я обязательно следовала всем методическим рекомендациям и реализовывала их в процессе обучения. После каждой пройденной темы я не упускала этапы закрепления и повторения для наилучшего усвоения знаний учащихся, что очень важно в работе педагога. Каждый урок русского языка и литературы начинался с повторения основных моментов прошлых занятий.

В общении со школьниками к меня не возникало проблем никогда. Даже, когда мне пришлось на две недели остаться без педагога-методиста. Я стремилась настроить дружеские отношения с детьми, пыталась достаточно интересно преподнести материал урока (выбирала нестандартные виды работы), чтобы каждый ученик был вовлечен в процесс обучения. Конечно, я поддерживала дисциплину в классе, ученики меня внимательно слушали и проявляли интерес к учебному предмету. На занятиях я старалась использовать групповую форму организации познавательной деятельности, пыталась мотивировать учащихся на самостоятельные выводы и суждения.

На уроках литературы у меня был важный принцип, и перед началом своей практики я озвучила его ученикам: я беру во внимание и поощряю ответы каждого ученика, даже если они недостаточно точны. Мне очень важно, чтобы ребенок мог высказывать свои мнения, переживания и эмоции. Главное, чтобы ребенок общался на уроке, умел высказываться по любому поводу, так как это лучше, чем он молчал бы весь урок!

Я считаю, что у меня сформировались субъект-субъектные отношения с 9 «Д» классом.

Но какой бы стиль педагогической деятельности не был, всегда нужно проявлять уважение к ученикам, стараться поощрять их работу, внимательно слушать ответы каждого из них, но нельзя быть чрезмерно мягкой и доброй, в любом деле нужно соблюдать “золотую середину”.



4.Общие выводы по практике.

Когда-то в детском саду я сказала всем, что хочу быть учителем… Время шло, взгляды менялись. И вот я здесь…

От практики я получила только положительные впечатления. Несмотря на некоторые сложности, я считаю, что я справилась с этим жизненным этапом достойно.

Ради детей я всегда с удовольствием готовилась к урокам, с хорошим настроем проводила каждый урок, даже если он начинался в 8:00. Когда я чувствовала эмоциональную отдачу от учеников, их активность, их открытость, то готова была хоть 6 уроков подряд вести. Не зря же говорят, что дети – это цветы жизни, они делают нас лучше. Несомненно, работа с детьми доставляет именно мне удовольствие.

Каждый ребёнок индивидуален, у каждого свои психические особенности и предрасположенности. Например, в моем классе есть мальчик, Байдерин Даниил. У него неудачные сочинения по литературе и абсолютная дисграфия, но тем не менее, он является уже несколько лет подряд победителем международных фестивалей по робототехнике. Он разработал человекоподобного робота, который может распознавать потенциалы мозга парализованных пациентов, лишенных способности говорить. Это очень талантливый мальчик! Я горжусь, что в наших российских школах обучаются такие школьники. И считаю, что учителя должны только поддерживать и поощрять таких учеников, потому что мы, учителя, должны прочувствовать каждого ученика и развить до максимума их способности. Именно школа является фундаментом для будущей жизни ребёнка.

…Во время практики я поняла, что учитель – это не только профессия, но и образ жизни. Если бы в детском саду у меня ещё раз спросили «Кем я хочу стать?», то я не поменяла бы своего решения стать учителем. Именно тут я чувствую себя на своём месте.


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!