СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка проектной задачи в 5 классе  "Путешествие в Афины"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка проектной задачи в 5 классе  "Путешествие в Афины" 

 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка проектной задачи в 5 классе  "Путешествие в Афины"»


Автор: Ткач Галина Владимировна, учитель истории и обществознания.

ОО: МБОУ «СОШ №30 имени М.К. Янгеля»

Название проектной задачи

Проектная задача «Путешествие в Афины»


Предмет

История

Класс

5

Тип задачи

Предметная, рефлексивная, одновозрастная

Цели педагогические задачи (педагогический замысел)

Создать условия для:

формирования метапредметных компетенций;

закрепления навыков группового взаимодействия;

применения знаний и навыков в квазиреальной ситуации.

Предметные и метапредметные результаты, на которые должен опираться обучающийся

Личностные: 
учебно-познавательная мотивация (заинтересованность при выполнении заданий)

Предметные : 

описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в Древней Греции;

объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников древнегреческой культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;

объяснять смысл основных исторических терминов;

использовать историческую карту как источник информации о расположении древнегреческих колоний.


Метапредметные:

Познавательные:

умения сопоставлять и представлять информацию, представленную в разных видах(текст, рисунок, схема); 

сравнивать и классифицировать предметы;

смысловое чтение текстов;

ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты;

выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;

использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения;

применять информацию из текста при решении учебно-познавательных задач.
Коммуникативные;

умения объяснять свои действия, отстаивать свою точку зрения; 
слушать партнёра, сотрудничать при работе в группах;
умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 
Регулятивные: 
планировать последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата;
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий. 

Планируемый педагогический результат

Демонстрация учащимися:

Усвоения предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях.

Умения, работая в группе, создать конечный “продукт”- рекламный текст «Путешествие в Афины», представить свои результаты.

Способ и формат оценивания результатов работы

Оценивается правильность конечного результата, а так же активность каждого члена группы. Оценка взаимодействия в группе фиксируется в экспертном листе, в котором указываются распределение работы между учащимися группы, взаимодействие учащихся в ходе работы, в какой степени организация работы внутри группы повлияла на полученный результат.

Оборудование

Мультимедийный проектор-1 шт.

Экран -1 шт.

Комплекты заданий для групп

2. Замысел проектной задачи

В проектной задаче описывается реальная ситуация, вплотную приближенная к реальным условиям – требуется составить рекламный текст «Путешествие в Афины». В предложенной проектной задаче проверяются умения работать с терминами, незнакомым публицистическим текстом, исторической картой, рисунками, схемами, способствует формированию навыков осмысления и преобразования информации различных видов.

Опыт использования системы проектных задач на уроках показал, что это способствует повышению мотивации, а также формированию у учащихся умений самостоятельно определять цели и пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемым результатом, организовывать коммуникации и учебное сотрудничество в группе и в парах, которые являются актуальными метапредметными умениями.

Продолжительность проведения проектной задачи – 90 минут (два урока).

3.Цель, которую должны достичь дети:

Актуализировать и обобщить знания учащихся по темам «В афинском порте Пирей», «В городе богини Афины», «В афинском театре». Преобразовать информацию в рекламный текст «Путешествие в Афины» в итоговом продукте, представить и защитить ее.


4.Описание проблемной ситуации. Мотивация.

Обучающиеся просматривают видеоролик «Достопримечательности Греции» (Приложение 1. слайд 2)

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сейчас мы совершили трехминутное путешествие по стране с богатейшей историей и культурным наследием. Греция – страна, где можно устроить настоящее путешествие по развалинам античного мира. Древние греки знали в развалинах толк и в изобилии оставили их потомкам. Не всем сегодня доступно настоящее путешествие. Я предлагаю вам сегодня не просто совершить путешествие в столицу Греции – древние Афины , но самим побывать в роли рекламных агентов туристического агентства «Гермес» (слайд 3)

5. Постановка задачи.

Учитель: Рассмотрите , пожалуйста, пакет с заданиями. Как вы думаете, что вам предстоит сегодня сделать?

Обучающиеся высказывают предположения.

Учитель: Вы правы, сегодня на уроке вам предстоит проложить маршрут по карте из греческой колонии в афинский порт, еще раз посетить древние Афины, вспомнить исторические термины, поработать с незнакомым текстом. Главной вашей задачей станет создание рекламного текста «Путешествие в Афины» и его публичное представление. При работе в группе вы должны определить, кто какое задание будет выполнять или все задания вы будете выполнять сообща, определите последовательность выполнения заданий. Давайте вспомним правила работы в группе (слайд 4)


6.Выполнение заданий группами.

Задание 1. Обозначьте на карте Грецию, Пелопоннес, Аттику, Афины, Ольвию. Представьте, что вы купцы из древней Ольвии, везёте в Афины зерно и шкуры животных. Начертите ваш путь. По каким морям он пройдет? (обозначить). Кто из греческих богов мог бы вам оказать помощь?

КАРТА. Приложение 2.


Задание 2. Соотнести термины их значение.

1.Полис

Город –государство в Греции

2. Аттика

Область в Средней Греции

3. Стратег

Военачальник в Греции

4. Ареопаг

Совет знати

5.Архонты

Правители Афин

6. Портик

Полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживают колонны

7.Народное собрание

Собрание граждан Афин

8.Мрамор

Твердый блестящий камень с красивым узором

9.Демос

Простой народ Аттики

10.Граждане

Свободные коренные жители полиса


Задание 3. «История +математика»

  1. Парфенон- древнегреческий  храм, расположенный на афинском Акрополе. Построен в 447-438г.г.дон.э. архитектором Калликратом. Посчитай сколько лет назад начал строится это храм?

  2.  Наибольшее развитие театральные представления получили в Афинах со времени прочного установления демократии , то есть с начала V века до н.э. В России.


Задание 4. Восстанови текст «Афины-сердце Греции»

В V в. до н.э. главным портом Афинского государства стал_____________________. В порту можно было увидеть военные греческие корабли с тремя рядами весел - _______________. Корабли из разных стран прибывали в торговую_________________. За право торговать в Афинах купцы должны были платить _________________. Иноземцы привозили в Афины________________,

_____________,_______________,_______________,____________________. Из Афин в различные страны везли_______________,______________________,_________________,_________________. Из порта в город вела дорога, вдоль которой располагались__________________. В городе район гончарных мастерских назывался_________________. Здесь мастера изготавливали краснофигурные и чернофигурные _______________, а также огромные ______________.Главная площадь Афин называлась______________, которая была местом для _________________и ________________.Театральные представления устраивались в здании, называемом_______________.

Лишь одна дорога вела на холм с крутыми обрывистыми склонами-__________________. При входе на холм справа на уступе скалы стоит небольшой храм богини ___________, которую изображали ____________________. Вершину холма украшает бронзовая статуя ______________. Статую создал скульптор_____________. Самым прекрасным творением греческих строителей был храм _____________. На том месте ,где согласно мифу спорили между собой ____________ и _____________, находится храм Эрехтейон. В одном из портиков вместо обычных колонн стоят_________________.


_________________. Кто из греческих богов мог бы вам оказать помощь?



Задание 5. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

Древнегреческий театр, возникший из религиозного культа бога природы Диониса, развивался очень быстро. Сюжеты для трагедий и комедий стали брать не только из жизни Диониса. В трагедиях Эсхила и Софокла рассказывалось о героических событиях, происходивших в незапамятные времена. В их основе лежали древние предания, мифы. Боги в трагедиях выступали как грозная сила. Герои вступали, с ними в борьбу, иногда погибали, но стойко переносили удары судьбы. Герои комедий Аристофана — не легендарные личности, а жители современных автору Афин: торговцы, ремесленники, рабы. В комедиях нет такого почтения к богам, как в трагедиях. Их иногда даже высмеивали. 

Театральные представления по обычаю проходили в праздник Великих Дионисий. На круглой площадке — «орхестре» («площадка для пляски») размещался хор. Позади орхестры находилось небольшое деревянное строение — «скена» («палатка»), где актеры готовились к выступлению в новой роли. Поскольку в античном спектакле было принято музыкальное сопровождение, от актера требовалось не только хорошо читать стихи, но и петь и танцевать. В древнегреческом театре женские роли всегда исполнялись мужчинами.

Чтобы выделиться из хора, актер надевал обувь на высоких подставках — котурнах. Греческие актеры носили на лице маски, менявшиеся в различных ролях и даже на протяжении исполнения одной роли, если в состоянии изображаемого персонажа происходили резкие перемены.

Один и тот же актер на протяжении пьесы играл несколько ролей. Театральные маски изготавливались по преимуществу из холста, которому с помощью гипса придавалась нужная форма, или из глины. Маски первоначально имели культовое значение, но в театре они были необходимы и потому, что женские роли исполнялись мужчинами, а главное, потому, что размеры греческого театра были огромны, вследствие чего живая мимика лица совершенно не была бы замечена зрителями. Каждому определенному характеру и настроению соответствовала «своя» маска. Так, силу и здоровье представлял смуглый цвет лика маски, болезненность — желтый, хитрость — красный, а гнев — багровый. Гладкий лоб выражал веселое настроение, а крутой — мрачное. Выразительность масок была необходима для наглядности, кроме того, маска выполняла и роль рупора, усиливавшего голос актера.

Костюмы актеров соответствовали характеру постановок: для трагедий актеры облачались в длинные цветные костюмы с дорогой отделкой, такой роскошный костюм походил на тот, что носили жрецы Диониса во время религиозных церемоний. Хитон актера в отличие от обычного был длинным, до пят, и вместо прорезей для рук имел длинные рукава; расшитый пояс хитона завязывался высоко под грудью, что наряду с необычной длиной хитона зрительно увеличивало рост актера, поверх длинного хитона надевался плащ. Комедии игрались в других (комедиальных масках), в коротких костюмах, нередко надевался кожаный фалл, накладные животы, зады, горбы - все это придавало телу актера гротескные формы. Вначале все роли в пьесе исполнял один актер. Эсхил ввел второе действующее лицо, сделав действие динамичным; ввел декорации, маски, котурны, летательные и громоносные машины. Софокл ввел третье действующее лицо. Но и трем актерам приходилось играть много ролей, перевоплощаться в разных лиц.

Театральные представления начинались утром, а заканчивались с заходом солнца. В один день ставили и трагедию, и драму, и комедию. Театральные зрелища были особенно любимы эллинами. Социальные, этические, политические проблемы, вопросы воспитания, глубокая обрисовка героических характеров, тема гражданского сознания составляют жизнеутверждающую основу древнегреческого театра.


4.1.Что означают слова:

  1. «орхестра»_____________________

  2. «котурны»_____________________

  3. «скене»________________________

  4. «хитон»________________________

Отметь цифрами эти слова в таблице



4.2.Какое утверждение не соответствует тексту:

1.Маски актерам нужны были для того, чтобы скрывать свои внешность.

2. Маски указывали на общее состояние персонажа .

3. Маска выполняла роль рупора, усиливая голос актера.

4.Маска нужна была актеру, потому что ему приходилось играть несколько ролей за спектакль.


Задание 6. Представьте себя древнегреческим художником. Перед вами глиняный сосуд. Вам предстоит его украсить. Выберите из предложенных рисунков тот, который на ваш взгляд подходит для амфоры, раскрасьте и наклейте его. Приложение 3.Рисунки для вазы.


Задание 7 (итоговое).

На схеме древних Афин расположите символы главных достопримечательностей древнего города Приложение 4.Рисунки для схемы. Придумайте рекламу туристического маршрута по этим местам. Представьте свою работу одноклассникам.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


7. Проверка заданий (по мере выполнения)

Задание 1. Слайд 6.

Задание 2. Слайд 7.

Задание3. Слайд 8.

Задание 4. Слайды 9,10.

Задание 5. Слайды 11,12.

Задание 6. Слайд 13.

Задание 7. Защита итогового продукта. Приложение 7 . Лист оценки итогового продукта.

Группа 1

Группа 2

Группа 3

Группа 4

Группа 5

Слайды 14-17

Слайды 18-21

Слайды 22-25

Слайды 26-29

Слайды 30-33


8. Самооценка обучающихся. Приложение 5. Лист самооценки.


9. Оценка работы в группе. Приложение 6. Лист оценки работы в группе.


10. Рефлексия.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!