СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Применение игровых технологий при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта применения игровых технологий при обучении детей с инвалидностью и ОВЗ

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Применение игровых технологий при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью"»

МИНИСТЕРСТВО  СОЦИАЛЬНОГО  РАЗВИТИЯ,  ОПЕКИ  И  ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА  ИРКУТСКОЙ  ОБЛАСТИ ОБЛАСТНОЕ  ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  СОЦИАЛЬНОГО  ОБСЛУЖИВАНИЯ

МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ, ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ "ИРКУТСКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ТЕХНИКУМ"

Применение игровых технологий при обучении

детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

Разработала: преподаватель ОГБПОУСО «ИРТ»

Глушинская Анна Леонидовна

ИРКУТСК, 2021

СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная  записка  ........................................................................................  3 Цели и задачи применения игровой технологии в учебном процессе .............. 5  Описание опыта  применения игровых  технологий  на уроках  истории  и  обществознания для лиц с овз и инвалидностью ............................................... 7  Самоанализ  педагогической  практики  применения игротерапии  в  образовательном  пространстве..........................................................................  12 Список  литературы  ............................................................................................  14 Приложения  ........................................................................................................ 15

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка ........................................................................................ 3

Цели и задачи применения игровой технологии в учебном процессе .............. 5 Описание опыта применения игровых технологий на уроках истории и обществознания для лиц с овз и инвалидностью ............................................... 7 Самоанализ педагогической практики применения игротерапии в образовательном пространстве.......................................................................... 12

Список литературы ............................................................................................ 14

Приложения ........................................................................................................ 15

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

При работе с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья и инвалидность, применяются коррекционно - развивающие педагогические

технологии, способствующие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. Игровые технологии обладают особенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая терапия - метод психотерапевтического воздействия на детей с

использованием игры. В основе различных методик, связанных с этим понятием, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности.

Игра способствует созданию близких отношений не только между участниками группы – студентами, но и между студентами и преподавателем. Игротерапия снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения.

Проблема обучения школьников, студентов с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) становится все более актуальной в современной педагогической практике. Количество ребят с физическими или психическими нарушениями возрастает.

Каждый студент нашего Иркутского реабилитационного техникума с

ОВЗ имеет свои особенности, но можно выделить и общие трудности и проблемы, с которыми мне приходилось сталкиваться на уроке.

В первую очередь, это недостатки развития моторики и речевого развития – ребята пишут очень медленно, не умеют сокращать слова. Мы прекрасно знаем, что речь – это, прежде всего инструмент общения. С развитием речи у ребенка связано формирование личности в целом, развитие основных психических процессов. От богатства словарного запаса, умения выбрать лучшее и точное слово зависит ясность и точность мышления. При

недостаточно развитой речи студента, а тем более при каких-либо пусть и не ярко выраженных проблемах возникают трудности с освоением процессов чтения и письма.

Во-вторых, это проблемы замедленного и ограниченного восприятия, связанные со сложностью понимания, фиксируют свое внимание на единичных образах, а не их совокупности; не видят детали или особенности чего-либо; отвлекаются только на более яркие образы.

В-третьих, недостаточная познавательная активность. Не в полном объеме сформированы психические процессы такие как мышление, память, восприятие. Либо недостаточная познавательная активность связана с природными особенностями самого студента.

Четвертую группу составляют такие проблемы как неуверенность в себе, зависимость от окружающих и т. д. Как показывает практика, этот барьер помогают преодолеть именно приемы игротерапии на уроках.

В организации игры следует придерживаться следующих принципов:

  • отсутствие принуждения;
  • развитие игровой динамики;
  • поддержание игровой атмосферы;
  • переход от простейших игр к сложным;
  • поддержания – к игровой инициативе;
  • взаимосвязь игровой и учебной деятельности;
  • углубление содержания игровых заданий.

Таким образом, игровые технологии позволяют повышать мотивацию и интерес у обучающихся, не только к процессу обучения, но и к изучаемому предмету. Применение игры в дополнение к однообразным, повторяющимся методическим приёмам на уроках, позволяет обучающимся гораздо легче усвоить или закрепить тему урока, а также с удовольствием влиться в процесс обучения.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Современные условия характеризуются о б разо в а т е л ь но го проц есса, о б раще н и ем к лич н ос т и

гуманизацией о б у ч а ю щегос я ,

развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественного подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего учебного процесса.

Обучение с применением игротерапии должно быть развивающим,

обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности.

Игра – это способ преодоления пассивности обучающихся; это пространство для формирования возможностей, для личности обучающихся, которая осуществляется средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому обучающемуся, с учетом психофизических возможностей, путем осуществления специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и обучения во многом зависят от понимания учителем

ф у н кци й и к л а сс и ф и к а ц и и п е д агог и ч ес к и х и г р . И гр о в ая д е я т ел ь но с т ь и с пол ь з у е т ся в сл е д у ю щ и х с л у ч а я х: к ак самос т о я т ел ь н ая т е х ноло г и я ,

технология урока, форма внеурочной деятельности, технология усвоения материала.

Игра для детей с ограниченными возможностями здоровья имеет

большее значение. Посредством игры мы активизируем все психические процессы обучающегося, тем самым занимательность игры положительно влияет на деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации. Таким образом, игра - это свобода самораскрытия разума и творческого потенциала и его саморазвития.

Цель игровых технологий – создание побуждающей, стимулирующей и мотивационной основы для формирования навыков и способностей обучающихся в зависимости от условий учебного процесса, формирование способности обучаться.

Игровые технологии направлены на решение следующих задач:

  • дидактические : расширение кругозора, познавательная деятельность; применение знаний, умений и навыков в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.
  • воспитывающие : воспитание самостоятельности, воли; формирование

определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

  • р азвивающие : развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.
  • социализирующие : приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, само регуляция; обучение общению; психотерапия.

Важно отметить, что обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, имеют свои преимущественные особенности и трудности, которые при особых условиях социализации и окружающей среды могут, в зависимости от характера нарушения, полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания, другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться. А игра, так или иначе, позволяет преодолеть существующие трудности и решить возникающие проблемы.

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ ДЛЯ

ЛИЦ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ

Для активизации познавательной деятельности студентов с ОВЗ и инвалидностью, для активного включения в работу на уроке, нужно ставить перед обучающимися посильные задачи. Ситуация успеха, мотивация на урок стимулирует их познавательную активность, повышает самооценку.

Большое значение на своих уроках по истории, обществознанию уделяю методам визуализации, постоянному использованию наглядного материала: презентаций к урокам, раздаточный материал, иллюстрации, схемы, таблицы и многое другое. Данные методы и формы могут применяться на любом этапе урока. Инфографику можно применять при проведении игровых викторин по теме, например, на этапе изучения или закрепления учебного материала (рис.1).

Рис.1. Инфографика в преподавании истории

Кроме этого, просмотр видеофрагментов, мультфильмов, видеоуроков является важной составляющей в организации учебного процесса, применяемые на разных этапах урока. Например, при изучении темы

«Семейный  бюджет»  по  обществознанию  можно  посмотреть  мультфильм  (рис.2). Рис.2.  Скриншот  мультфильма  «Уроки  тетушки  совы.  Семейный  бюджет» Эффективная работа на уроках истории и обществознания получается  при использовании пазлов (рис.3). Для этого заранее требуется распечатать  картинку  (портрет  деятеля,  карту  и пр.)  и разрезать  ее  на  части.  Либо выполнять  работу  можно  с  помощью технических  средств  обучения.  Студенты с  интересом выполняют  эту  работу.  После  выполнения  обязательно подвести обобщение. Кстати, при использовании метода “Пазл”  можно использовать не только рисунки или картинки,  но и собирать текст на определенную тему. Рис. 3. Пазлы  по  истории

«Семейный бюджет» по обществознанию можно посмотреть мультфильм (рис.2).

Рис.2. Скриншот мультфильма «Уроки тетушки совы. Семейный бюджет»

Эффективная работа на уроках истории и обществознания получается при использовании пазлов (рис.3). Для этого заранее требуется распечатать картинку (портрет деятеля, карту и пр.) и разрезать ее на части. Либо выполнять работу можно с помощью технических средств обучения. Студенты с интересом выполняют эту работу. После выполнения обязательно подвести обобщение. Кстати, при использовании метода “Пазл” можно использовать не только рисунки или картинки, но и собирать текст на определенную тему.

Рис. 3. Пазлы по истории

Для активизации учебной деятельности по изучению новых тем на своих уроках часто используется работа с таблицами, схемами. Но для студентов с ОВЗ достаточно сложно систематизировать материал, вписывать информацию в нужную строчку или колонку. Некоторые студенты (например, с ДЦП) испытывают большие трудности при написании даже небольшого текста. В данном случае можно предложить таблицы/текст с пропусками (рис.4). Студенты, объединившись в мини-группы или пары должны заполнить пропуски. Этап проверки знаний так же очень важен. Обучающиеся с ОВЗ очень часто не уверены в себе или уверены в том, что у них ничего не получится, и считают, что даже не стоит начинать выполнять задание. Большой объём информации в учебнике, который нужно прочитать и усвоить, пугает их.

Рис. 4. Пример текста с пропусками

Как отмечалось выше, ребята с ОВЗ очень медленно пишут, или не могут писать вообще. В данном случае важно использовать облегченную форму заданий. Например, разрезать текст на отдельные части и предложить студенту разложить на парте в соответствии с характеристикой того или иного процесса, явления. При изучении новых терминов и определений предлагается группам наборы слов, из которых нужно составить определения. Например, политическая элита — обладающих, положением, влиянием, лиц, политическим, и привилегированным, в обществе, совокупность.

Особое место в системе игр на уроках истории и обществознания занимают настольные игры:

  • кроссворды (приложение 1);
  • шарады (приложение 2);
  • ребусы - применяются чаще всего для словарно-терминологической работы, при знакомстве с новыми понятиями, или же при закреплении ранее изученного материала (приложение 3);
  • "крестики-нолики" (приложение 4). Рисуется (распечатывается) игровое поле. Учитель зачитывает 9 утверждений (показывает на слайде презентации), обучающиеся отмечают в игровом поле – О - ответ «нет», Х – ответ «да».

Особенностью этих игр является то, что при ознакомлении с ними учитель предлагает детям различные варианты игр (индивидуальные и групповые), а после того, как учащиеся освоят возможности этой игровой формы, возможно предложить детям самостоятельно создать подобную. Это может стать формой проверки домашнего задания.

В последнее время особую популярность в своей педагогической деятельности получили конкурсные игры, борьба команд. Эти игры носят состязательный характер.

Конкурсные игры использую как проверяющий метод с целью повторения/обобщения уже пройденного материала. Разрабатываются игры на основе популярных телепередач:

  • «Своя игра» - https://multiurok.ru/files/svoia-igra-na-temu-razvitie- zapadnoevropeiskoi-kul.html «Умники и умницы» - https://multiurok.ru/files/razrabotka-intielliektual- noi-ighry-umniki-i-umnitsy-1.html «Где логика?» - https://multiurok.ru/files/intellektualnaia-igra-gde-logika- 6.html «Морской бой» - https://multiurok.ru/files/igra-morskoi-boi-8.html другие.
  • «Своя игра» - https://multiurok.ru/files/svoia-igra-na-temu-razvitie- zapadnoevropeiskoi-kul.html
  • «Умники и умницы» - https://multiurok.ru/files/razrabotka-intielliektual- noi-ighry-umniki-i-umnitsy-1.html
  • «Где логика?» - https://multiurok.ru/files/intellektualnaia-igra-gde-logika- 6.html
  • «Морской бой» - https://multiurok.ru/files/igra-morskoi-boi-8.html другие.

Данные ссылки расположены на моем сайте.

Такие игры хороши тем, что проводиться они могут с любым возрастом детей и по любой теме. Используя такую форму игры можно повторить как большой раздел, так и отдельную тему. Особенность таких игр в том, что в них могут быть включены разноплановые вопросы (на повторение дат, имен, терминов, фактов, карты). К подготовке таких игр можно привлекать обучающихся.

Одним из наиболее распространенных видов игровых моментов на уроках являются викторины. Их проведение возможно при изучении практически любой темы, со всем классом или с группой детей. Викторины могут быть по определенной теме, по датам, по терминам и т.д. Викторина может быть как настенной для коллектива ребят, так и настольной для индивидуальной работы с бумагой и карандашом в руках, например:

- «Знаток ФинЗОЖ» - https://multiurok.ru/files/finansovaia-igra-znatok- finzozh.html

- Познавательная викторина «Космическая одиссея»

-

https://multiurok.ru/files/ko-dniu-kosmonavtiki-poznavatelnaia-viktorina- kosm.html .

Для эффективной работы со студентами с ОВЗ требуется сочетание ра з лич н ы х у сл о в и й, а и ме нно : осо б ое в ни ма ни е, т а к т и ч но с т ь , к ропо т ли в а я

подготовка к занятиям, разнообразие заданий, их разноуровневость, смена деятельности на уроке (смена положения, физминутки, разминки и прочее),

наглядность, готовность самого педагога работать со студентами с особыми образовательными потребностями, которые полны доверия, наивности и

верят, что в их жизни все должно получиться.

Таким образом, использование игровых приёмов позволяют разнообразить учебную деятельность, полнее учитывать особенности школьников и удовлетворять естественную тягу обучающихся к играм.

САМОАНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОТЕРАПИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ

ПРОСТРАНСТВЕ

Игра сама по себе универсальный стимулятор. Игровые технологии в обучении детей с ОВЗ являются эффективным обучающим инструментом, который понятен и интересен обучающимся. Главное, в поддержании игрового интереса чуткость, наблюдательность педагога, проявление творческого подхода в организации игры, умение заинтересовать обучающегося игровым сюжетом. Для того, чтобы занятия вызывали интерес и приносили положительные результаты я применяю различные материалы: реальные предметы, головоломки, карандаши, фломастеры, книги, иллюстрации и др.

Каждый вид игры выполняет специфические функции. Я использую всевозможные игры в зависимости от темы урока, и исходя из конкретных задач. Цель игры – помочь обучающемуся осознать самого себя, свои достоинства и недостатки, трудности и успехи, способствовать социальной адаптации, коммуникативным навыкам и умению высказывать свою позицию, делиться эмоциями.

Считаю особенно важным условием игры - занимательность, вызывающая интерес. Процесс обучения посредством игры надолго увлекает

обучающихся, захватывает все внимание, поднимает настроение. Помимо этого у ребят формируется учебная мотивация, благодаря чему обучающиеся

с удовольствием выполняют поставленные задачи, закрепляют, обобщают, систематизируют полученные знания.

Проводя анализ использования игровых технологий в учебных группах

1 - 3 - и х к у рс о в п о и с т ории и о б щ е с тв озн а н ию н ел ь зя н е о т ме т и т ь преимуществ игры:

- позволяют активизировать и интенсифицировать учебный процесс.

  • осуществляются межпредметные связи, интеграция учебных дисциплин.
  • повышается мотивация обучения
  • наблюдается сокращение времени накопления опыта (опыт, который в обычных условиях накапливается в течение нескольких лет, может быть получен с помощью деловых игр в течение недели).
  • возможность перенесения полученных знаний и умений на игровые упражнения, которые моделируют возможные реальные ситуации.
  • формирование навыков работы в команде, умения общаться в

соревновательном аспекте, конструктивного ведения диалога и дискуссий, что для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью мегаактуально.

Кроме н езн а ч и т е л ь ные

пр е им у щес т в и гро в ой т е х но л ог ии, отрицательные характеристики, среди

наблюдаются к о т ор ы х можно

выделить следующие:

  • акцентирование внимания участников игры на выполнение игровых действий и поиск путей, ведущих к победе, а не на содержании материала.
  • высокие временные трудозатраты в подготовке к учебному занятию
  • сложность при оценивании обучающихся (не всегда все члены команды работают в этой самой команде.).
  • сложность в организации и проблемы с дисциплиной.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ «Игровые методы  в  психокоррекции.  Их роль  при  работе  с  детьми». -  [Электронный  ресурс].  -  https://multiurok.ru/files/doklad-na-temu-igrovye-  metody-v-psikhokorrektsii-i.html  (дата  обращения:  20.02.2021). Методические   рекомендации   по  использованию   технологии «Игротерапия».  -  [Электронный  ресурс].  -  https://podrostok.68edu.ru/wp-  content/uploads/2017/04/Metodicheskie-rekomendatsii-po-ispolzovaniyu-  tehnologii-IGROTERAPIYA_.pdf  (дата  обращения:  20.02.2021). Создание условий, способствующих успешному обучению и социальной  адаптации детей  с  ОВЗ,  на  уроках истории  и  обществознания  в  условиях  реализ а ци и  Ф Г О С.  -  [Э л е к т рон н ый  ре с у рс ] .  - https:// www.1urok.ru/categories/8/articles/19776  (дата  обращения:  24.02.2021)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  • «Игровые методы в психокоррекции. Их роль при работе с детьми». - [Электронный ресурс]. - https://multiurok.ru/files/doklad-na-temu-igrovye- metody-v-psikhokorrektsii-i.html (дата обращения: 20.02.2021).
  • Методические рекомендации по использованию технологии

«Игротерапия». - [Электронный ресурс]. - https://podrostok.68edu.ru/wp- content/uploads/2017/04/Metodicheskie-rekomendatsii-po-ispolzovaniyu- tehnologii-IGROTERAPIYA_.pdf (дата обращения: 20.02.2021).

  • Создание условий, способствующих успешному обучению и социальной адаптации детей с ОВЗ, на уроках истории и обществознания в условиях реализ а ци и Ф Г О С. - [Э л е к т рон н ый ре с у рс ] . - https:// www.1urok.ru/categories/8/articles/19776 (дата обращения: 24.02.2021)

П Р И Л О Ж Е Н И Я

П Р И Л О Ж Е Н И Я

Приложение  1 Кроссворд  «Для чего  нужна  экономика?» Наука,  изучающая  правила  ведения  всего  хозяйства  людей. Работа,  которую  люди  выполняют,  чтобы  удовлетворить  те  или  иные  потребности  других  людей. Всё,  что  нужно людям  для  жизни. То,  что  создано  руками  людей  для  производства  новых  товаров  и  услуг. В ещ и ,  пр е д ме т ы,  с  по мощ ь ю  к о т ор ы х  л ю д и  у д о в л е т в ор я ю т  с в о и потребности

Приложение 1

Кроссворд «Для чего нужна экономика?»

  • Наука, изучающая правила ведения всего хозяйства людей.
  • Работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить те или иные потребности других людей.
  • Всё, что нужно людям для жизни.
  • То, что создано руками людей для производства новых товаров и услуг.
  • В ещ и , пр е д ме т ы, с по мощ ь ю к о т ор ы х л ю д и у д о в л е т в ор я ю т с в о и потребности

КРОССВОРД

КРОССВОРД "БЮДЖЕТ

СЕМЬИ"

По горизонтали

1. Деньги, которые семья тратит за 1 месяц.

4. Доходы и расходы семьи за 1 год.

6. Комплекс обозначений, состоящий из текста, отдельных графических и цветовых символов.

10. Запланированные доходы бюджета превышают расходы бюджета

По вертикали

  • «Урезание» запланированных бюджетом расходов
  • Под этим словом понимают деньги или материальные ценности, получаемые в виде заработной платы

5. Выгода, получающаяся в результате такой бережливости, расчетливости.

  • Если же складывается ситуация, при которой доходы больше расходов, то бюджет будет назваться
  • Денежная компенсация, которую работник получает в обмен на свой труд.
  • Запланированные расходы бюджета превышают доходы бюджета.

Приложение  2 ШАРАДЫ В  Африке известная  река, К  ней  прибавьте  срочно  букву  « К ».  Слово  всё  наоборот  прочтите,  Город в Подмосковье  получите. Из  «люка»  уберите  букву « К », Добавьте  блюдо  из  муки  и  молока.  Предлог  добавьте  круглый  и  простой  -  В итоге  будет  город  под  Москвой . Началом слова жнец проворный  Мгновенно срежет сноп отборный.  Серёдка  слова  век от  века Есть  орган слуха  человека. В  конце  - предлог  совсем  простой,  Всего  из  буковки  одной. Теперь  все  части  склейте  вы  -  И  будет  город  близ Москвы . Повозка  я,  но  «Т»  прибавьте  вы  -  И  превращусь  я  в улицу  Москвы. _ _ _  _  -  _  _  _ _  Т Халат из  мягкой ткани  сшили,  И  получился  он  на  славу. Но  будет  озеро  в  Сибири , Коль  «Л»  припишем  к слову  справа. _ _  _ _  _  -  _  _  _ _  _  Л С «А» на клумбах расцветает,  С  «И»  в  Москву-реку  впадает. А  _  _ _  _  - И _  _  _ _

Приложение 2

ШАРАДЫ

  • В Африке известная река,

К ней прибавьте срочно букву « К ». Слово всё наоборот прочтите, Город в Подмосковье получите.

  • Из «люка» уберите букву « К »,

Добавьте блюдо из муки и молока. Предлог добавьте круглый и простой - В итоге будет город под Москвой .

  • Началом слова жнец проворный Мгновенно срежет сноп отборный. Серёдка слова век от века

Есть орган слуха человека.

В конце - предлог совсем простой, Всего из буковки одной.

Теперь все части склейте вы - И будет город близ Москвы .

  • Повозка я, но «Т» прибавьте вы - И превращусь я в улицу Москвы.

_ _ _ _ - _ _ _ _ Т

  • Халат из мягкой ткани сшили, И получился он на славу.

Но будет озеро в Сибири ,

Коль «Л» припишем к слову справа.

_ _ _ _ _ - _ _ _ _ _ Л

  • С «А» на клумбах расцветает, С «И» в Москву-реку впадает.

А _ _ _ _ - И _ _ _ _

Будет озеро с «И» кратким,  Глубже всех  оно,  ребятки. А  без  «И»  в единый  миг Будет город , где рудник.  На  Урале  город  тот, Он железо нам  даёт. _ _  Й _  _  _  - _  _ _  _  _ С «П» - подземное жилище,  Спелеологи в нём  рыщут. С  «М»  - лесной,  озёрный  край ,  Луговой,  равнинный  рай, Между Клязьмой и Москвой,  Колпью,  Судогдой,  Окой. П _  _  _  _ _  -  М  _ _  _  _  _ С «М» в Германии живёт,  Ест  сосиски,  пиво  пьёт. С «Н» в России проживает ,  Да  оленей  погоняет. _ _  М  _  _  -  _  _  Н  _  _ С  буквой  «О»  - поля  пахала,  С  «А» - республикою  стала.  Не  в заморской  стороне, А  в  родной твоей стране. _  О  _ _  -  _  А  _  _ Ответы  на  шарады. (Лю  +  Блин  +  О  =  Люблино.) (Нил + К = Клин.)  (С о ха  -  С а ха.)  (Байка - Байка л .)  (Ба й кал - Бакал.)  (Не м ец -  не н ец.) (Арба -  Арба т ) ( А стра -  И стра.)  ( П ещера  -  М ещера.) (Серп  +  Ухо  +  В  =  Серпухов.)
  • Будет озеро с «И» кратким, Глубже всех оно, ребятки.

А без «И» в единый миг

Будет город , где рудник. На Урале город тот,

Он железо нам даёт.

_ _ Й _ _ _ - _ _ _ _ _

  • С «П» - подземное жилище, Спелеологи в нём рыщут.

С «М» - лесной, озёрный край , Луговой, равнинный рай, Между Клязьмой и Москвой, Колпью, Судогдой, Окой.

П _ _ _ _ _ - М _ _ _ _ _

  • С «М» в Германии живёт, Ест сосиски, пиво пьёт.

С «Н» в России проживает , Да оленей погоняет.

_ _ М _ _ - _ _ Н _ _

  • С буквой «О» - поля пахала, С «А» - республикою стала. Не в заморской стороне,

А в родной твоей стране.

_ О _ _ - _ А _ _

Ответы на шарады.

(Лю + Блин + О = Люблино.)

(Нил + К = Клин.) о ха - С а ха.) (Байка - Байка л .) (Ба й кал - Бакал.) (Не м ец - не н ец.)

(Арба - Арба т )

( А стра - И стра.) ( П ещера - М ещера.)

(Серп + Ухо + В = Серпухов.)

Отгадайте слова, в которых разместилась Древняя Русь.

  • _ РУСЬ _

(Гимнастический снаряд.) (Невесёлое чувство.) (Робость, боязливость.)

(Стекло высокого сорта с красивым блеском.) (Любимый детский аттракцион.)

  • _ РУС _ Ь

3. _РУС _ _ _ Ь

4. _ РУС _ _ _ Ь

5. _ _ РУС _ _ Ь

(Брусья.) (Грусть.) (Трусость.) (Хрусталь.) (Карусель.)

Отгадайте слова, в которых раскинулась Российская Федерация - РФ.

(Музыкальный инструмент.) (Мифологический певец.) (Одежда для шеи.)

1. _ РФ _

2. _ РФ _ _

(Скважина для разведки полезных ископаемых.) (Горючее полезное ископаемое.)

(...-Посадница, историческая личность России.)

3. _ _ РФ

(Место постройки и ремонта судов.) (Болеутоляющее средство из мака.) (Вид водного спорта.)

(Красные водоросли и пурпурная мантия монарха.)

(Древний город-государство в Северной Африке.) (Храм на Акрополе в Афинах.)

4. _ _ РФ

5. _ _ РФ

6. _ _ РФ _

7. _ _ РФ _

8. _ _ РФ _ _

9. _ _ РФ _ _ _

10. _ _ РФ _ _ _

11. _ _ РФ _ _ _ _

12. _ _ РФ _ _ _ _

13. _ _ РФ _ _ _ _ _ _ (Устройство для пробивания отверстий.) 14. _ _ РФ _ _ _ _ _ _ (Косметические и гигиенические товары.)

15. _ РФ _ _ Р _ Ф _ _ (Правила написания слов.)

(Арфа.)

(Орфей.)

(Торф.)

(Шарф.)

(Марфа.)

(Сёрфинг.)

(Верфь.)

(Порфира.)

(Перфоратор.)

(Шурф.)

(Парфюмерия.)

(Карфаген.) (Парфенон.)

(Морфин.)

(Орфография.)

Приложение  3 Ребусы  по  обществознанию Государство Б ю дж ет Стоимость У с л у г а

Приложение 3

Ребусы по обществознанию

Государство

Б ю дж ет

Стоимость

У с л у г а

То в ар Де н ь г и З а к аз В ыр у ч к а

То в ар

Де н ь г и

З а к аз

В ыр у ч к а

Приложение 4

Пример игры «Крестики-нолики»

Тема «Великие географические открытия»

  • Согласны ли Вы, что деньги на экспедицию Христофора Колумба к берегам Америки дал португальский принц Энрике Мореплаватель? (Нет)
  • Согласны ли Вы, что Колумб совершил четыре

плавания к берегам Америки, был назначен вице-королём всех открытых им земель, но умер в безвестности, всеми забытый и больной, а слава к нему пришла через несколько десятилетий после его смерти? (Да)

  • Согласны ли Вы, что Америку так называли, благодаря мореплавателю Америго Веспуччи, чьи письма о новом континенте были опубликованы в Германии в 1505 г., а затем там же вышла книга с описанием его путешествий? (Да)
  • Согласны ли Вы, что первое кругосветное путешествие совершил

португальский мореплаватель Фернан Магеллан в 1519 – 1521 гг., но сам из него так и не вернулся? (Да)

  • Согласны ли Вы, что испанцев и португальцев, поплывших в Новый Свет на поиски золота, стали называть конкистадорами (завоевателями)? (Да)
  • Согласны ли Вы, что одним из отрядов конкистадоров командовал

недоучившийся студент Эрнандо Кортес, и благодаря ему, в Европу из Америки были завезены лошади? (Нет)

  • Согласны ли Вы, что бывший свинопас Франсиско Писарро нашёл сказочную страну Эльдорадо на территории современной Мексики? (Нет)
  • Согласны ли Вы, что благодаря великим географическим открытиям

главные торговые пути переместились из внутренних морей в океаны, а ведущую роль стали играть города Венеция и Генуя? (Нет)

  • Согласны ли Вы, что революция цен – это падение цен на золото и вздорожание всех товаров? (Да)

О

Х

Х

Х

Х

О

О

О

Х


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!