СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка «применение элементов технологии проблемного диалога как эффективного метода введения новых знаний на уроках русского языка в условиях реализации фгос ноо на примере урока в 3 классе по теме “что такое окончание?”»

Нажмите, чтобы узнать подробности

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 

«ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА КАК ЭФФЕКТИВНОГО МЕТОДА ВВЕДЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО НА ПРИМЕРЕ УРОКА В 3 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ ЧТО ТАКОЕ ОКОНЧАНИЕ?»

 

 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «применение элементов технологии проблемного диалога как эффективного метода введения новых знаний на уроках русского языка в условиях реализации фгос ноо на примере урока в 3 классе по теме “что такое окончание?”»»

Администрация муниципального образования городского округа «Сыктывкар»

Управление дошкольного образования АМО ГО «Сыктывкар»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Прогимназия № 81» г. Сыктывкара (МАОУ «Прогимназия № 81»)



РЕКОМЕНДОВАНО

Заместителем директора МАОУ «Прогимназия № 81» по УВР ___________.

...02.2022 г.

СОГЛАСОВАНО

Методическим объединением специалистов ДО МАОУ «Прогимназия № 81»

...02.2022 г., протокол № …

ПРИНЯТО

Педагогическим советом МАОУ

«Прогимназия № 81»

24.02.2022 г., протокол № 7




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


«ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА КАК ЭФФЕКТИВНОГО МЕТОДА ВВЕДЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО НА ПРИМЕРЕ УРОКА В 3 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ ЧТО ТАКОЕ ОКОНЧАНИЕ?»



Составитель:

Учитель начальных классов

МАОУ «Прогимназия № 81»

Касьянова О.Н..








г. Сыктывкар

2022

АННОТАЦИЯ



Данная методическая разработка представляет собой описание опыта работы учителя начальных классов, связанного с применением проблемно-диалогической технологии на уроках русского языка. В методической разработке приведена технологическая карта урока русского языка на тему: «Что такое окончание? Как найти в слове окончание?». В ходе урока распространяется опыт применения проблемно-диалогической технологии.

Технологическая карта урока составлена на основе базового учебника: УМК «Школа России» Русский язык. 3 класс.:  учеб. для общеобразоват. учрежд. с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 2. / Горецкий В. Г., Канакина В.П. – 2-е изд. - М. : Просвещение, 2013. – 159 с., [2] л. Ил.: ил. - (Школа России); С – 46,47, но может так же быть использована при составлении плана урока с другими УМК. Технологическая карта будет полезна учителям начальных классов при составлении плана урока с применением новых технологий.

В технологической карте урока подробно прописаны действия учителя и учащихся, на каждом этапе урока прописаны УУД учащихся.


















Содержание:

1. Введение

4

2. Тезариус

6

3. Основная часть

7

3.1. Теоретическая часть

7

3.2. Практическая часть

18

4. Заключение

31

5. Библиографический список

33




























1. ВВЕДЕНИЕ.

Актуальность.

Как зритель, не видевший первого акта,

В догадках теряются дети.

И все же они ухитряются как-то

Понять, что творится на свете.

С.Я. Маршак


XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Сегодня обществу нужен не только человек, который много знает и умеет, но прежде всего человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения совместного результата.

Основная цель обучения в начальной школе - научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической  деятельности огромные объёмы информации. В настоящее время учителю начальной школы предоставлен достаточно широкий выбор вариативных программ начального образования, различных систем и учебно-методических комплектов обучения. Вместе с тем, практика показывает, что, изменив лишь содержание, оставив без изменения технологию, невозможно достичь положительных результатов обучения.

Работая  в классе, я стала внедрять в свою практику инновационные технологии, которые способствуют формированию у детей таких умений и навыков, которые ведут их к успешности в современном обществе. Среди многообразия современных образовательных технологий выделила следующие: технологии личностно-ориентированного, развивающего, технология продуктивного чтения, проблемного обучения, а также игровые, проектные, здоровьесберегающие и информационно-коммуникативные. На любом современном уроке нельзя обойтись без технологии проблемного обучения или без его элементов. В чем его актуальность?

Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.

Развить  учащихся  - это задача моей работы. Поэтому в обучении я применяю технологию проблемно-диалогического обучения, которая, по моему мнению, помогает растить именно такого творческого человека.  

Проблемно-диалогические методы обучения универсальны, так как реализуются на любом предметном содержании и любой образовательной ступени.

В своей методической разработке я хочу рассказать о том, как я использую технологию проблемного обучения на уроках русского языка, где происходит совместный с учениками поиск и творческое решение проблемы.


Цель методической разработки: повышение собственного профессионального уровня путем изучения и внедрения в образовательный процесс проблемно-диалогической технологии; раскрытие опыта, использования проблемно-диалогической технологии на уроках русского языка. 


Задачи:

  • изучить и проанализировать научную литературу по теме «Проблемно-диалоговое обучение на уроках русского языка»;

  • проанализировать свои планы уроков и выделить отдельные элементы уроков с применением проблемно-диалогической технологии;

  • апробировать применение проблемно-диалогической технологии (или отдельных элементов технологии) для организации учебно-познавательной деятельности и повышения качества обучения;

  • разработать технологические карты уроков по русскому языку с применением проблемно-диалогической технологии.








2. ТЕЗАРИУС


С технологией проблемного обучения связаны следующие основные понятия:

Технология проблемного диалога - современная образовательная технология деятельностного типа и позволяет реализовывать ФГОС.

Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.

Поиск решения – этап формулирования нового знания.

Проблемно - диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога.

Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают работать ученику творчески.  Учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.

Подводящий диалог –  цепочкавытекающих один из другого вопросов, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе. Этот диалог активизирует и развивает логическое мышление учеников.

Сообщение темы с мотивирующим приемом - сообщение готовой темы либо интригующим материалом (прием «яркое пятно»), либо характеристикой значимости темы для самих учащихся (прием «актуальность»).





3. Основная часть

3.1. Теоретическая часть.

Технология проблемного диалога

для учителя - ключ к успеху и творчеству

для ученика - интересный и понятный урок

для образования - реализация развивающего обучения

для всех и каждого - технология «открытия» знаний учениками  

Е. Л. Мельникова (соавтор программы «Школа 2100)


Традиционный урок формировал пассивную, инертную личность. Такой урок не отвечает современным требованиям, и поэтому учителю приходится искать другие пути для того, чтобы воспитать и развить в ребенке активную, смелую, решительную личность. Личность, которая умеет сама добывать знания и применять их в нестандартных ситуациях.

Развивающее образование предполагает переход на такие формы работы, которые опираются на совместную или самостоятельную учебно-познавательную деятельность. В задачу учителя в связи с этим входит организация исследовательской работы детей, с тем,  чтобы они сами додумались до решения ключевой проблемы урока и могли объяснить, как действовать в новых условиях.

Решению этой задачи способствует технология проблемного диалога. Она универсальна, так как применима на любом предметном содержании и любой ступени обучения, легко и доступно изложена Е.Л. Мельниковой в книге «Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками».

Технология проблемного диалога дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.

Слово «диалог» означает, что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Различают два вида диалога используемых на этапе постановки проблемы: побуждающий и подводящий [Мельникова 2006: 144-180].

У двух вышеперечисленных диалогов различные функции, и поэтому они обеспечивают разную учебную деятельность и имеют разный развивающий эффект.

ПОБУЖДАЮЩИЙ ДИАЛОГ состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески, и поэтому развивает творческие способности учащихся. На этапе постановки проблемы этот метод выглядит следующим образом. Сначала  мною создается проблемная ситуация, а затем произносятся специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы учениками. На этапе поиска решения я побуждаю учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечиваю «открытие» знаний путем проб и ошибок.

ПОДВОДЯЩИЙ ДИАЛОГ представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий, которая активно задействует и соответственно развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы я пошагово подвожу учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку к новому знанию, т.е. ведет к «открытию» прямой дорогой. При этом подведение к знанию может осуществляться как от поставленной проблемы, так и без нее.

Проблемный диалог состоит из двух этапов:

  • этап постановки проблемы;

  • этап поиска решения.


Рассмотрим эти этапы в двух видах диалога:

Таблица 1

Побуждающий диалог

Подводящий диалог

Этап постановки проблемы:

  • Учитель создаёт проблемную ситуацию, противоречие;

  • Учитель специальными репликами помогает ученикам осознать противоречие и сформулировать проблему

Этап постановки проблемы:

  • Учитель пошагово подводит детей к формулированию темы урока

Этап поиска решения:

  • Учитель побуждает учеников выдвигать и проверять гипотезы, то есть обеспечивает открытие знаний путём проб и ошибок

Этап поиска решения:

  • Учитель выстраивать логическую цепочку к новому знанию, то есть обеспечивает открытие без ошибок, «царственной дорогой»


Таким образом, на проблемно-диалогических уроках я сначала с помощью диалога помогаю поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования. Тем самым у школьников вызывается интерес к новому материалу, бескорыстная познавательная мотивация. Затем я с помощью диалога организую поиск решения, т.е. «открытие» знания школьниками. ПРИ ЭТОМ ДОСТИГАЕТСЯ ПОДЛИННОЕ ПОНИМАНИЕ МАТЕРИАЛА УЧЕНИКАМИ, ИБО НЕЛЬЗЯ НЕ ПОНИМАТЬ ТО, ДО ЧЕГО ДОДУМАЛСЯ ЛИЧНО.

Центральную часть технологии составляет характеристика проблемно-диалогических методов обучения, которые представляют собой способы деятельности учителя на этапе введения знаний.

Классификация методов обучения Таблица 2

Этап

Проблемно-диалогические методы

постановка учебной проблемы

побуждающий от проблемной ситуации диалог

подводящий к теме диалог

сообщение темы с мотивирующим приёмом

поиска решения

побуждающий к гипотезам диалог

подводящий диалог от проблемы

подводящий диалог без проблемы


В рамках технологии разработаны приемы создания проблемной ситуации и для каждого прописан текст диалога, описаны способы реагирования учителя на предлагаемые учениками формулировки учебной проблемы; установлена предметная специфика приемов создания проблемной ситуации [Мельникова 2006: 144-180].


Рассмотрим проблемно-диалогические методы и приёмы обучения.

Методы постановки учебной проблемы

Побуждающий от проблемной ситуации диалог представляет собой сочетание приема создания проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих учеников к осознанию противоречия и формулированию учебной проблемы.

Приёмы создания проблемной ситуации Таблица 3

Приемы создания проблемной ситуации

Побуждение к осознанию противоречия

Побуждение к формулированию проблемы

1. Одновременно предъявить ученикам противоречивые факты, теории, мнения.

Проблемная ситуация с противоречивыми положениями создается одновременным предъявлением классу противоречивых фактов, теорий, мнений. В данном случае факт понимается как единичная научная информация, теория – система научных взглядов, мнение – позиция отдельного человека.

-Что вас удивило?

-Что интересного заметили?

- Какие факты налицо?


Выбрать подходящее:
















Какой возникает вопрос?







Какая будет тема урока?

2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал.

-Вопрос был один? А сколько мнений? Или Задание было одно? А как его выполнили?

-Почему так получилось? Чего мы не знаем?

3. Шаг 1. Выявить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку»

Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, расчетом, экспериментом, наглядностью

– Вы сначала как думали?

А как на самом деле?

4. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.

Проблемная ситуация с противоречием между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя

-Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие?

Пример (проблемная ситуация с противоречивыми положениями):

Урок русского языка по теме «Правила переноса слов»

АНАЛИЗ

УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИКИ

Постановка    проблемы

Актуализация изученного

-Прочитайте слова на доске?

-Соль, Анна, майка, объявил


-Объясните орфограммы

Объясняют


-Что это? (Читает загадку о березе)

-Это береза!


-Напишу слово «береза» на строке (продолжает запись).

Наблюдают, что новое слово на строке не помещается.


-Что же мне делать, ребята?

-Надо перенести.


-А что значит перенести?

-Одну часть слова оставить на строке, а другую перенести на следующую строку.


-Какой знак нам нужен?

-Знак переноса.


Задание на новый материал.

-Помогите мне перенести слово «береза». Работайте в парах.

Пары добавляют знак переноса в слово «береза» на своем листе.


Проверка задания.

-Посмотрим, что вы предлагаете (фиксирует работу пар на заготовленном шаблоне).

Видят варианты:

Бер-еза      бере-за

Бе-реза      берез-а

(ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ)


Побуждение к осознанию

-Задание было одно?

-Да


-А выполнили его как?

-Мы выполнили по-разному.

(Осознание противоречия)


Побуждение к проблеме

-Почему так получилось?

Чего мы пока не знаем?

-Как переносятся слова.

(Неточная формулировка темы)


Тема

-Верно. Тема урока сегодня «Правила переноса слов»

(Фиксирует тему на доске).




Подводящий к теме диалог                                                         

представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока. По ходу диалога необходимо принимать даже ошибочные ответы учащихся.

Пример: 

Урок русского языка по теме  «Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода» 

АНАЛИЗ

УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИКИ

Постановка    проблемы

Подводящий к теме диалог.

-Посмотрите на два столбика слов на доске

На доске:

мяч                        дочь

шалаш                  печь

камыш                   мышь


-Что заметили общего?

-В каждом столбике имена существительные, которые заканчиваются на шипящий согласный.


-В чем различие?

В первом столбике имена существительные пишутся без мягкого знака, а во втором столбике – с мягким знаком на конце слова.


Тема

-Значит, какая сегодня будет  тема урока?

(Фиксирует тему).

Мягкий знак после шипящих на конце существительных.



Сообщение темы с мотивирующим приемом.                         

Суть метода заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом (прием «яркое пятно»), либо характеристикой значимости темы для самих учащихся (прием «актуальность»). В некоторых случаях оба мотивирующих приема используются одновременно.

Пример: 

Урок  русского языка по теме  «Дательный падеж»

АНАЛИЗ

УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИКИ

Постановка    проблемы

«Яркое пятно» в форме шуточного стихотворения

-Сегодня мы познакомимся с падежом, про который Лежебокин, герой стихотворения Г.Граубина, сказал так:

Такой падеж как …..

Я с детства не терплю.

Давать, делиться чем-нибудь

С друзьями не люблю.



-Кто догадался, о каком падеже идет речь?

-О дательном


Тема

-Значит, тема нашего урока?

(Фиксирует тему на доске)

-Дательный падеж



Подводящий к теме диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование («открытие») нового знания учениками. Подводящий диалог можно развернуть как от поставленной учебной проблемы, так и без нее.

Пример:

Урок  русского языка по теме «Самостоятельные и служебные части речи».

АНАЛИЗ

УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИКИ

Постановка    проблемы

Подводящий без проблемы диалог.

-Прочитайте стихотворение по учебнику.

Читают


-Определите, какой частью речи является каждое слово.

Определяют


-Какие части речи нам встретились? (По ходу ответов фиксирует части речи на доске).

-Существительные, глаголы, прилагательные, предлоги, союзы, наречия.


-Какие части речи не встретились в этом стихотворении? (По ходу  ответов фиксирует части речи на доске).

-Междометия и местоимения.


-Разделите все известные вам части речи на две группы. Объясните, по какому признаку вы их разделили. (По ходу ответов разносит части речи по двум столбикам).

-В 1-ю группу входят части речи, к которым можно задать вопрос (перечисляют), во 2-ю – к которым нельзя задать вопрос (перечисляют).


Вывод

Части речи 1-й группы называются самостоятельными, 2-й служебными (Фиксирует термины на доске).

Дайте определение.

Формулируют определение.

(Открытие нового знания)


Учебник

-Сверимся с учебником. Что заметили интересного?

-Междометия не относятся к служебным частям речи.


-Верно. Это особая группа слов. (Фиксирует  на доске).



Задание на формулирование темы

-Значит, какую новую тему мы только что освоили и сейчас будем закреплять?

-Самостоятельные и служебные части речи (Тема).



Все приёмы обеспечивают мотивацию учеников к изучению нового материала, разница – в характере учебной деятельности.

При систематическом использовании побуждающего диалога ученики умеют осознавать противоречие и формулировать проблему.

Однако реальный урок – это не только методы, но еще  формы и средства обучения. Установлены взаимосвязи проблемно-диалогических методов с формами обучения: групповой, парной, фронтальной. Например, проблемная ситуация с разбросом мнений, характерная для уроков русского языка, легко создается в ходе групповой работы. Прослеживается связь методов с такими средствами обучения, как опорные сигналы, учебник и мультимедиа.

Часто в своей работе использую сообщение темы с мотивирующим приемом «яркое пятно». При работе с младшими школьниками метод используется часто, причем «ярким пятном» служат фрагменты мультфильмов, загадки, ребусы и кроссворды, шуточные стихи и песенки, (например при записи под диктовку словарных слов)

С помощью технологии проблемного диалога, школьники на каждом уроке учатся ставить цель, составлять план её достижения, осуществлять поиск решения.

Формируются УУД.

  • Регулятивные: умение решать проблемы.

  • Коммуникативные: умение вести диалог.

  • Познавательные: извлекать информацию, делать выводы и т.п.

  • Личностные: в случае если ставилась проблема нравственной оценки ситуации, гражданского выбора. 

На каком из уроков ребята больше думают, чаще говорят, и, следовательно, активнее формируют мышление и речь? Я убедилась: только на проблемном уроке. Даже далёкому от педагогики человеку ясно, что дети усваивают не то, что получили готовеньким и зазубрили, а то, что открыли сами и выразили по-своему. 

Результативность:

- повышается интерес к учебе;

- обеспечивается развивающий эффект и мотивация учения;

- не допускается переутомления на уроке;

- обеспечивается атмосфера сотрудничества учителя и ученика;

- развитие речи, логического мышления;

развитие личности ребенка, его творческих способностей и интереса к предметам;

- вырабатывается активная позиция детей.

Проанализировав свою работу, я пришла к выводу: проблемные уроки эффективны и детям очень нравятся. Постоянная постановка перед ребёнком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить. Войдя в жизнь, ребёнок будет более защищён от стрессов и готов к решению проблемных ситуаций.



3.2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе с применением элементов технологии проблемного диалога по теме: «Что такое окончание? Как найти в слове окончание?».

Тип урока: открытие новых знаний (ОНЗ)

Учебный предмет: русский язык

Учитель: Касьянова О.Н.

Класс: 3

Цель: формировать представления об окончании как изменяемой части слова и его роли в предложении; развивать умение находить окончание в словах.

Задачи:

Образовательные:

  1. называть и определять части слова (корень, окончание);

  2. научить способам нахождения окончания;

  3. понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «окончание», «нулевое окончание»;

  4. развивать орфографическую зоркость.

Воспитательная: создать условия для положительной мотивации к учению, оценки собственной деятельности, адекватной самооценки успешности/неуспешности обучения, для успешной коммуникации при работе в парах.

Развивающие:

  1. развивать умения определять и формулировать задачи на уроке с помощью учителя;

  2. формировать умение строить высказывания, логические рассуждения и доказательства.

Планируемые результаты (УУД):

Предметные:

  1. умение называть и определять части слова (корень, окончание);

  2. умение находить окончания в словах;

  3. умение грамотно писать.

Личностные:

  1. развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности;

  2. развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;

  3. становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения.

Метапредметные:

Познавателные:

  1. анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;

  2. осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление;

  3. составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;

  4. строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

Регулятивные:

  1. принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  2. овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, проявлять познавательную инициативу;

  3. учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

  4. выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации.

Коммуникативные:

  1. Выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);

  2. ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

  3. участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;

  4. учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его.

Образовательный ресурс: Учебник: Русский язык. 3 класс.:  учеб. для общеобразоват. учрежд. с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 2. / Горецкий В. Г., Канакина В.П. – 2-е изд. - М. : Просвещение, 2013. – 159 с., [2] л. Ил.: ил. - (Школа России); С – 46,47

Предлагаемая технология – технология проблемного диалога.

Оборудование: презентация, тесты двух вариантов, распечатанные однокоренные слова.



Этапы урока


Деятельность педагога

Деятельность детей

Формируемые УУД


1.Этап мотивации

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

1.1. Проверка готовности

-Проверьте, на столе должны лежать: учебники, рабочая тетрадь, пенал

1.2.Работа с пословицей

-На доске: Делу – время, потехе - час.

- Как вы понимаете эту пословицу? (Всему свое время. Во время учебы нет времени для игр и развлечений.)

- Почему мы начинаем урок с этой пословицы? (На уроке надо заниматься делом.)

-Кто готов заниматься делом?

-Молодцы! Мы начинаем урок!


Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Занимают рабочие места.


- Внимание.

- Старание.

- Хорошее настроение.







Коммуникативные УУД:

- строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей;

Регулятивные УУД:

- самостоятельно организовывать свое рабочее место;

- настраивать себя на продуктивную работу;

- планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.



2.Этап актуализации и пробного учебного действия

Цель: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.


2.1.Повторение темы прошлого урока

С чего начнём работу на уроке? (С повторения необходимых знаний).

1)начнём с орфографической разминки.

- вначале запишем число, «Классная работа».

Отгадайте слово по загадке.

Дунул ветерок немножко

В серебристые ладошки,

Задрожала ими сильно

Боязливая ... (ОСИНА).


(РК) Осина – дерево популярное, его можно встретить в любом уголке России, в том числе и в нашей республике коми.

Что вы можете рассказать об этом дереве?

Древесина мягкая, поэтому её легко обрабатывать, почти без сколов и трещин, влагоустойчивая. Древесина осиновая часто используется для строительства и отделки бань, изготовления мебели и различной утвари.


2) Запишите слово осина, поставьте ударение, назовите орфограмму.

В какой части слова находится орфограмма? (в корне)

А чтобы выделить корень, что для необходимо подобрать? (однокоренные слова)

Подберём к слову осина однокоренные слова и запишем их в столбик, под словом осина.

Осинка

Осинник (разрастаясь , деревья образуют целые…)

Подосиновик

Осиновый




- Выделим корень.

- Почему эти слова однокоренные?

Однокоренные слова – это слова с

общей частью и с одним и тем же

значением.

Корень – это общая часть

однокоренных слов.

Чтобы найти корень, надо

подобрать однокоренные слова и

выделить в них общую часть.


-Ребята, поздравляю вас с успешным повторением прошлой темы урока. Вы проявили большую старательность и внимательность. Теперь можем перейти к новому материалу.























(Буква О обозначает безударный гласный звук [а], непроверяемый ударением) Однокоренные слова – это слова, который имеют одинаковый корень с одним и тем же значением.

корень – это главная значимая часть слова.

Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть.






3.Этап выявления места и причины затруднения

Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения.


    1. Постановка проблемной ситуации

На слайде:

Меня увидел бурый медвежата.

- Что за запись на доске?

-Получилось ли предложение? Почему?

- Какая часть речи служит для связи слов в предложении? (Предлог)

- Какой предлог тут можно употребить?

Обсудите в парах

-Какой вывод сделаем?

- Какое получим предложение?

Меня увидели бурые медвежата.

- Что мы изменили в словах? Какую часть слова?

-А вы знаете, что такое окончание?


3.2.Определение темы и цели урока

-Как вы думаете, какова будет тема нашего урока? (слайд)

-Какую цель поставим перед собой?


Обсуждение в парах


Вывод: Предлог не нужен, а надо изменить некоторые слова




Окончание

Что такое окончание? Как найти в слове окончание?

Узнать, что такое окончание и как его выделять.




Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с

помощью учителя;

- формулировать проблему;

Коммуникативные УУД:

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- принимать и сохранять учебную задачу;


4.Этап построения проекта выхода из затруднения

Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

Ребята, а чтобы достигнуть цели урока, какие задачи поставим перед собой?

-Верно. Сегодня мы:

1.Узнаем, что такое окончание.

2.Узнаем его роль в речи.

3. Научимся обозначать окончание.









Высказывают свои предположения.



Познавательные УУД:

-использовать информацию из учебника, используя ее для решения поставленной задачи;

Коммуникативные УУД:

- сотрудничать в совместном решении проблемы;

Регулятивные УУД:

- оценивать свои учебные достижения, поведение;

- работать по плану;

5.Этап реализации построенного проекта

Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.



5.1. Работа с учебником.

-Ребята, начнем работать над решением задач. Откройте учебник на странице 79 и найдите упражнение 142 и прочитайте текст.

-Выделенные слова имеют одно лексическое значение или разные?

-Что обозначает это слово?

-Что в нем изменялось?

-Ребята, давайте спишем выделенные слова и обозначим изменяемую часть рамочкой (пример в учебнике)

-Проверим.

-Какой вывод сделаем?


5.2.Работа с учебником. Упр. 145, с.80

-Ребята, скажите, а вы знаете какова роль окончаний в речи?

-Какой вывод сделаем? Для чего нужны окончания?

-Проверим ваши предположения, прочитав правило.

5.3.Работа с учебником. Упр. 147 с. 81

-Скажите, а как найти в слове окончание? Попробуйте составить алгоритм.

-Давайте выполним следующее упражнение, а после откорректируем алгоритм. Прочитайте текст упр.147

-В чем сходство и различие каждой пары выделенных слов?

-Спишите, ставя второе слово во мн.ч., выделяя окончание.

-Проверим.

-Какой вывод сделаем?

-Проверим ваш алгоритм, прочитав правило.

-Закройте учебники и проговорите алгоритм друг другу в паре.





Одно

Дерево

Окончание


Изменяемая часть слова называется окончанием. При изменении слова образуются его формы, а лексическое значение остается прежним


Слово дождь не в нужной форме

Изменить окончание


Работа с правилом






Предположения детей


Второе слово во мн.ч.



Алгоритм



Познавательные УУД:

- использовать новую информацию для решения учебных заданий;

- извлекать информацию из текста;

Коммуникативные УУД:

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- осуществлять работу в паре.

Регулятивные УУД:

- планировать своё действие в группе;

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;


6.Динамическая пауза

Цель: профилактика утомления.

Физкультминутка

Гимнастика для глаз

Наблюдают за круговыми движениями

Регулятивные УУД:

- проводить физическую разгрузку в ходе работы.

7. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.


Работа с учебником. Упр. 149 с.82

-Ребята, как вы думаете, может быть такое, что в слове нет окончания.

-Давайте проверим ваши предположения.

-Прочитайте упр. 149. Спишите, выделяя окончания.

-Проверим.

-В каких словах вы не увидели окончания?

-Какой вывод сделаем?

-Верно, такие окончания называются нулевыми. И обозначаются знаком рамочки после слова. Обозначьте в своих тетрадях.

Физминутка для глаз







Обед, ужин

В некоторых словах окончание может быть не выражено буквами


Познавательные УУД:

- использовать новую информацию для выполнения учебных заданий;

- осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

Коммуникативные УУД:

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД:

- планировать своё действие;

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

8.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Цель: переход извне внутрь нового способа действия и достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.


-Сейчас у вас будет небольшая самостоятельная работа по пройденной теме.

-Будет 2 варианта.

-Не бойтесь задавать вопросы, я всегда вам помогу.

1 Вариант

1. Вставьте пропущенные окончания и выделите их :

Стоит у стен___ , растёт около лес___ , гулял перед дожд___ , живёт за Москв___, написано на доск___ .

2Измените форму слов на множественное число, выделите окончания :

 

диван - _____________________________

 

собака - _____________________________

 

чёрное - _____________________________

 

первая - _____________________________

 

лестница - _____________________________

 

2 Вариант

1. Вставьте пропущенные окончания и выделите их :

Лежит на стол___ , играют около школ___ , тучи перед гроз___ , весна приходит за зим___, лежит на земл___ .

2. Измените форму слов на множественное число, выделите окончания :

 

стакан - _____________________________

 

дедушка - _____________________________

 

большая - _____________________________

 

четвёртое - _____________________________

 

мечтал - _____________________________

-Проверьте себя на слайде.

-У кого какие ошибки? В чем причина их возникновения?

-У кого нет ошибок?

Самостоятельная работа учащихся





































Самоанализ

Познавательные УУД:

- осуществлять поиск информации в тексте;

Коммуникативные УУД:

- строить письменное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей;

Регулятивные УУД:

- самостоятельно контролировать время при выполнении задания;

- осуществлять самоконтроль;

- осуществлять анализ учебного материала.


9.Этап включения в систему знаний и повторение

Цель: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.


-Подведем итоги.

Слайд

Окончание – это ____ _______ часть __________,

которая образует _____________ слова и служит для _________ слов в __________ и ________________.

-Как обозначаем окончание?



Ответы детей

Познавательные УУД:

- систематизировать, обобщать изученное, делать выводы.

Коммуникативные УУД:

- строить монологическое высказывание;

- оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.

Регулятивные УУД:

- соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения;

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и, что   нужно усвоить.

10.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.


-Вот и подошел к концу урок. Пришло время подвести итоги.

-Какова была тема нашего урока?

-Какую цель ставили пред собой?

-Какие задачи ставили перед собой?

-А теперь проанализируйте свою работу на уроке, покажите улыбающийся смайлик, если вам на уроке всё было понятным, печальный смайлик – если остались вопросы.

-Спасибо за работу!


Отвечают на вопросы




  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

«И один человек может привести табун лошадей к водопою,

но и сто не заставят их напиться».

Когда мы детей побуждаем к учению, тогда они с удовольствием получают знания, которые мы им даем.

Решая любую проблему, мы учимся жить в современном обществе. Если учитель в своей работе использует проблемно-диалогическое обучение, то у учащихся идёт развитие:

  • умственных способностей учащихся (возникающие затруднения заставляют учащихся задумываться, искать выход из проблемной ситуации);

  • самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения);

  • креативного мышления (самостоятельное применение знаний, способов действий, поиск нестандартных решений).             

Проблемный диалог развивает следующие общеучебные умения:

  • Организационные – умение решать проблемы

  • Коммуникативные – работать в диалоге

  • Интеллектуальные – извлекать информацию, делать логические выводы и т.п.

  • Оценочные – в случае если ставилась проблема нравственной оценки ситуации, гражданского выбора

Проблемное обучение

  • вносит свой вклад в формирование готовности к творческой деятельности;

  • способствует развитию познавательной активности;

  • осознанности знаний;

  • предупреждает появление формализма, бездумности;

  • обеспечивает более прочное усвоение знаний;

  • делает учебную деятельность учащихся более привлекательной.

 Но проблемное обучение имеет и недостатки

  • не всегда легко сформулировать учебную проблему, 

  • не весь учебный материал можно построить в виде проблем; 

  • недостаточный уровень языковой подготовки в отдельных группах;

  • трудность вовлечения учащихся со слабой языковой подготовкой в обсуждение;

  • непривычность подобной формы работы;

  • проблемное обучение не способствует отработке навыков, не экономично  требует больших затрат времени.

Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации – акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода. 

Таким образом, можно сделать вывод, что данная технология позволяет спланировать свою работу, которая направлена на достижение цели современного начального образования – развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья и добиться хороших результатов. Уверена, что технология проблемного диалога представляет ребенку возможность самостоятельного приобретения знаний. Знания, приобретенные детьми на уроках русского языка с использованием технологии проблемного диалога, не даются ему в готовом виде, а задаются как предмет поиска. Ребенок встает в позицию первооткрывателя и, как результат, происходит обогащение его субъектного опыта и формирование творческого мышления. В технологии проблемного диалога учтены все условия успешного обучения: проблематизация учебного материала (истинные знания рождаются в результате удивления и любопытства); активность и “субъектность” ребенка в приобретении знаний (знания должны усваиваться с “аппетитом”); связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.

«То, что я хочу познать - это яблоня. То, что я познаю - это ветвь яблони. То, что я передам ученику - это яблоко. То, что он возьмет от меня - это семечко. Но из семечка может вырасти яблоня!»









  1. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК,

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

№ п/п

Название материалов, автор

Источник (сайт, пособие, издательство)

1

Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками

Пособие для учителя. – М., 2002. – 168 с.

2

Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика // Образовательная система «Школа 2100» – качественное образование для всех.

Сб. материалов. – М., Баласс. 2006. С. 144–180.

3

Мельникова Е.Л. Технология проблемного диалога и пути ее освоения учителем // Актуальные проблемы развития системы повышения квалификации. Начальное и дошкольное образование.

Сб. научных ст. -М., 2003.

4

Мельникова Е.Л. Технология проблемно-диалогического обучения // Образовательная система «Школа 2100».

Сб. программ. Дошкольное образование. Начальная школа. – М.: Баласс, 2008. С. 75–90.

5

Мельникова Е.Л. Технология проблемно-диалогического обучения // Образовательная система «Школа 2100»

Сб. программ. - М., 2004.

6

Мельникова Е.Л. Проблемный диалог: вчера, сегодня, завтра //

Начальная школа плюс До и После. 2005. - № 6.

7

Гришина Елена Петровна. Методические материалы по технологии проблемно-диалогического обучения

https://multiurok.ru/blog/mietodichieskiie-matierialy-po-tiekhnologhii-probliemno-dialoghichieskogho-obuchieniia.html

8

Технология проблемного диалога

www.school2100.ru.

9

Cайт Е. Л. Мельниковой    

http://pdo-mel.ru




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!