СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка практической работы "Знакомство с лабораторным оборудованием. Строение пламени свечи"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка практической работы "Знакомство с лабораторным оборудованием. Строение пламени свечи"»


Название современных образовательных технологий, применяемых в учебно-воспитательном процессе

Этапы урока, на которых технология применяется


Технология проблемного обучения

Целеполагание.

Мотивация учебной деятельности обучающихся.


Системно-деятельностный подход

Проблемное обучение

Инструктаж по технике безопасности


Системно-деятельностный подход

Инициативное сотрудничество в группах

Технология исследования

Арт-технология

Организация и выполнение практической части работы


Здоровьесберегающие технологии

Физминутка


Технологическая карта урока № 2






Учитель:

Веселова Л.А.





Предмет:

Химия





Класс:

8





Тема урока:

Приемы обращения с лабораторным оборудованием

Задачи:






Образовательные:

познакомить с видами лабораторного оборудования и лабораторной посуды, приемами обращения с ними, дать представление о строении пламени, активизировать познавательную активность через практическую деятельность

Воспитательные:

вовлечь в активную практическую деятельность, совершенствовать навыки общения, воспитывать общую культуру и эстетическое восприятие окружающего

Развивающие:

продолжить развитие умения анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать и делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, развивать коммуникативные навыки работы в группах

Планируемые результаты:

Личностные:

умение управлять своей познавательной деятельностью, определять общие и индивидуальные правила поведения, формирование ответственного отношения к учению, готовности обучающихся к саморазвитию и самообразованию

Предметные:

объяснение изученных понятий: лабораторный штатив, лапка, муфта, спиртовка, пробиркодержатель, колба, пробирка, мерный цилиндр; структурирование изученного материала, а также приобретение опыта использования различных методов исследования, умения самостоятельно проводить и описывать самостоятельно выполненные химические эксперименты

Метапредметные:

использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, использование основных интеллектуальных операций, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, умение соотносить свои действия с планируемым результатом, осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, вступать в учебное сотрудничество с преподавателем и одноклассниками

Межпредметные связи:

Физика, биология, основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)

Формы деятельности:

Фронтальная, групповая, парная

Формы обучения:

деятельностный способ обучения, практикум, беседа, исследование, групповая и парная работа

Ресурсы:


Основные:

ПК преподавателя, медиапроектор, презентация по теме, интерактивная доска, плакат «Правила работы в кабинете химии», раздаточный материал, учебник, УМК «Вертикаль» О.С. Габриелян

Тип урока:

урок-практическое занятие

Цель:

Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, их применения в знакомой и новой учебной ситуации, проверка уровня усвоения новых знаний и умений, способствовать формированию различных УУД


Этап урока


Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Личностные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Организационный этап (2 мин)

Цели: создание позитив ного эмоционального настроя обучающихся на урок

Приветствие. Раппорт. Проверка готовности класса к уроку. Проверка отсутствующих.

самоопределение, нравственно-этическое оценивание, смыслообразова-ние

формулирование познавательной цели

планирование

контроль

Целеполагание. Мотивация учебной деятельности учащихся (3 мин) Цели и задачи: созда-ние условий для воз-никновения у обуча ющихся внутренней потребности включе-ния в учебную дея-тельность; её плани-рование


Проблемное обучение

Демонстрируя лаб. оборудование, лаб. посуду, предлагает сформулировать тему урока и задачи. Кратко информирует об интересных фактах, связанных с про-ведением экспериментов великими уче-ными в прошлом (Ш. Вюрц), о книге «Нес-частные случаи при химических работах», вышедшей в Германии в начале прошлого века, тем самым мотивирует на изучение ПТБ. Предлагает ответить на проблемные вопросы: Как пользоваться лабораторным оборудованием, посудой? Зачем? Как быст-рее закипятить воду в пробирке для опытов?

формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию

формулирование познавательной цели, выведение следствий, пост-роение логичес-кой цепи рассуж-дений, установ-ление причинно-следственных связей

постановка вопросов инициативное сотрудничество

целеполагание, планирование, прогнозирование

Инструктаж по ПТБ (5 мин)

Цели и задачи: обес-печить безопасность для жизни и здоровья обучающихся

Проблемное обучение


Системно-деятельностнй подход


Личностно-ориентированное обучение

Предлагает ответить на вопрос: зачем нужно знать правила техники безопасности в кабинете химии? Затем предлагает ознакомиться с правилами техники безопасности в кабинете химии при работе с лабораторным оборудованием, лабора-торной посудой, хим. веществами.

Предлагает ответить на вопросы теста по ПТБ при работе с лаб. оборудовани-ем, посудой, с хим. веществами в кабинете химии (см Приложение 1). Предлагает осуществить взаимопровер ку – передать по часовой стрелке ответы и сверить с ответами на Слайде на ИД

реализация основ жизнебезопаснос-ти

знание правил ТБ, применение умений и навыков при работе с хим. веществами

инициативное сотрудничество

планирование

Организация и вы-полнение практичес кой части (12 мин)

Цели и задачи: создать условия для изучения устройства и применения лабора торного оборудов-ания, посуды



Системно-деятельностный подход



Инициативное сотрудничество в группах


















Технология исследования

Блок 1 «Устройство лабораторного штатива и приемы обращения с ним»

1)»Устройство лабораторного штатива»

Работа с учебником – применение штатива.

Комплектующие: подставка, стержень, лапки, кольца, муфт для их крепления к стер жню. Предлагает зарисовать в тетрадь и подписать его части.

2) «Использование лабораторного штатива»

Работа с УМК (тетрадь для лабораторных и практических работ, с.41-42) – ознакомление с инструкцией по работе со штативом. Предлагает выполнить данные рекомендации на местах (работа в парах)

Блок 2 «Спиртовка и приемы обращения с ней»

1 )»Устройство спиртовки»

Работа с УМК – с.42

Части спиртовки: резервуар, фитиль с диском, колпачок.

2)»Применение спиртовки»

Предлагает изучить инструкции по работе со спиртовкой – УМК .с.42 и выполнить описанные приемы, соблюдая правила техники безопасности.

Блок 3 «Строение пламени»

Предлагает изучить инструкцию по п роведению опыта (УМК с.42-43)

Соблюдая ПТБ, предлагает внести кончик спички в каждую зону пламени и заметить, где быстрее загорается спичка, проанализировать и сделать вывод о температуре в каждой зоне пламени. Предлагает сформулировать следствие – нагревание хим. веществ необходимо проводить над верхним слоем пламени, показывая практическую значимость новых открытий кадет о строении пламени.

смыслообразования

моделирование, анализ с целью выделения приз-наков (сущест-венных, несущес-твенных), подве дение под поня-тие, выведение следствий, пост-роение логичес-кой цепи рассуж-дений

постановка вопросов инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

прогнозирование

Физминутка (3 мин)

Цели и задачи: снять физическую и психо-логическую уста-лость.

Здоровьесберегающие технологии

Гимнастика для глаз, шейного, поясничного отделов позвоночника, релаксация.

реализация здорового образа жизни



реализация здорового образа жизни

Организация и вы-полнение практичес кой части (продолже ние) (15 мин)



Системно-деятельностный подход





Арт-технологии
















Технология исследования

Блок 4 «Лабораторное оборудование и основные прием обращения с ним»

1)Вид лабораторного оборудования:

1.Оборудование для нагревания.

2. Оборудование для фиксации и закрепления посуды для опытов с нагреванием.

3. Стеклянная посуда.

4. Фарфоровая посуда.

Предлагает рассмотреть вышеуказанное оборудование и посуду, познакомиться с названиями.

2) Предназначение предметов лабораторного оборудования и посуды.

Демонстрирует применение данного оборудования, предлагает заполнить таблицу:

Название предмета

Рисунок

Назначение

Пробирка

Нагревание хим. реакти-вов, проведе-ние хим. экс-периментов

…………..


……………..

3) Практический эксперимент.

Предлагает изучить инструкцию по выполнению оптов – УМК с.47, напоминает о выполнении ПТБ, предлагает выполнить описанные практические действия:

*** нагревание воды в пробирке,

*** сборка прибора для получения газов и проверка его на герметичность.

По окончании работы напоминает о необходимости сделать выводы по теме работы.

смыслообразования, самоопреде-ление

умения знаково-символические, моделирование, синтез как состав ление целого из частей, воспол-няя недостающие компоненты, построение логической цепи рассуждений

управление поведе-нием партнёра умение точно выра-жать свои мысли контроль, коррекция

планирование, коррекция

Информация о до-машнем задании

(2 мин)

Цели: определить объем материала для самосто-ятельной работы

Предлагает записать в дневники Д/З: Повторить § 2-3, выполнить письменно упр. 3, 4 с.13, устно упр.5, 8 с.14.

Творческое задание – составить инструкцию по ПТБ для детей младшего школьного возраста

смыслоопределение

умения знаково-символические

управление поведением своим и партнёра коррекция

коррекция

Оценочно-рефлек-сивный этап (3 мин)

Цели и задачи: под-вести итоги занятия, оценить деятель-ность кадет, соотнес-ти поставленную цель урока с достигнутым результатом

Предлагает подвести итоги урока. Что нового узнали на уроке? Чем запомнился урок? Было интересно/не интересно? Оценивание работ по результатам проверки.

смыслоопределе-ние

установление причинно-след-ственных связей, построение логических цепей рассуждений

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

коррекция оценка




Приложение 1

Тест на знание правил техники безопасности.

1. Вещество на вкус: а) можно пробовать, б) нельзя пробовать, в) надо спросить у преподавателя

2. Знакомясь с запахом вещества надо: а) поднести пробирку к носу, б) направить воздух рукой от пробирки к носу.

3. Число склянок, которое можно одновременно открыть при проведении опыта: а) 1 б) 2 в) много

4. Спиртовка имеет следующие части: а) резервуар, б) фитиль, в) стержень, г) колпачок, д) муфта

5. Выберите правильные суждения: а) спиртовку можно зажигать от другой спиртовки, б) нельзя дуть на спиртовку

в) тушить пламя спиртовки можно колпачком, г) пробирку с веществом сразу греют в нужном месте.

д) при нагревании отверстие пробирки должно быть направлено в сторону от себя и соседей.

6. Стеклянную пробирку: а) можно класть на стол, б) ставят только в штатив, в) можно все время держать в руке



Приложение 2

Таблица «Виды лабораторного оборудование и его применение»

Пробирки

Используются для проведения опытов и монтажа приборов

Химические стаканы

Служит для проведения простейших операций

Колба плоскодонная (нетермостойкое стекло)

Используется для проведения химических реакций при комнатной температуре или для хранения реактивов

Колба круглодонная (из термостойкого стекла)

Используется для проведения разнообразных химических реакций при нагревании

Воронка

Для разнообразных целей, например, переливания жидкости из одного сосуда в другой, фильтрования

Стеклянная палочка

Для разнообразных химических целей, например перемешивание веществ в стакане

Шпатель

Используется для насыпания твердых веществ

Пробиркодержатель

Используется для удержания пробирок

Тигельные щипцы

Используется для переноса тигля и фарфоровой чашки с веществами

Фарфоровая чашка

Применяется для выпаривания жидкостей

Тигль

Применяется для нагревания и прокаливания твердых веществ

Ложечка для сжигания

Применяется для сжигания твердых веществ

Фарфоровая ступка с пестиком

Служит для размельчения и растирания твердых веществ

Мерный цилиндр

Используется для измерения объема жидкости

Ареометр

Предназначен для измерения плотности растворов

Термометр

Предназначен для измерения температуры реакционной смеси или температуры кипения и плавления

Делительная воронка

Используется для разделения двух несмешивающихся жидкостей или для прикапывания раствора какого-либо вещества

Химическая пипетка

Служит для отбора пробы жидких веществ

(Прибор для взятия определенного объема жидкости)

Штатив для пробирок

Служит для закрепления пробирок при проведение опытов

Мерная колба

Служит для приготовления растворов определенной концентрации

Чашка Петри

Используется для высушивания различных веществ


10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!