СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка практического занятия для преподавателя Тема: «Духовная культура человека и общества» Предмет «Обществознание» Специальность 34.02.01.«Сестринское дело»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка практического занятия для преподавателя Тема: «Духовная культура человека и общества»

Предмет «Обществознание» Специальность 34.02.01.«Сестринское дело»

Форма организации учебного процесса: практическое занятие.

Технология обучения: системно - деятельностная.

Методы и приёмы обучения: тест-эталонный контроль, анализ текста, документа, работа с понятиями, приведение примеров на изучаемое явление, беседа, структурирование информации в форме таблицы, сравнение, приведение аргументов, рефлексия.

Время занятия: 90 минут.

Цель: формирование УУД средствами предметной области раздела «Духовная культура человека и общества».

 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка практического занятия для преподавателя Тема: «Духовная культура человека и общества» Предмет «Обществознание» Специальность 34.02.01.«Сестринское дело»»




Областное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Курский базовый медицинский колледж»




Рассмотрена и одобрена

на заседании ЦМК ООД, ОГСЭ, ЕН дисциплин

(наименование ЦМК)

Протокол № ___

от «______»_________________ 20___

Председатель ЦМК ___________________________________

(подпись, Ф.И.О.)

Методическая разработка


практического занятия для преподавателя


Тема: «Духовная культура человека и общества»


Предмет «Обществознание»

Специальность 34.02.01.«Сестринское дело»





















2018 г.



Методическая разработка


практического занятия для преподавателя


Тема занятия: Духовная культура человека и общества

Пояснительная записка.

Данная методическая разработка предназначена для преподавателей учебного предмета «Обществознания» и студентов 1 курса всех специальностей.

Тип занятия: комплексного применение знаний, формирования умений.

Форма организации учебного процесса: практическое занятие.

Технология обучения: деятельностная.

Методы и приёмы обучения: тест-эталонный контроль, анализ текста, документа, работа с понятиями, приведение примеров на изучаемое явление, беседа, структурирование информации в форме таблицы, сравнение, приведение аргументов, рефлексия.

Время занятия: 90 минут.

Цель: формирование УУД средствами предметной области раздела «Духовная культура человека и общества».

Задачи:

Учебная:

Выяснить уровень освоения обучающимися дидактических единиц по разделу «Духовная культура человека и общества».

Создать условия для формирования умений работать с текстом:

- анализировать и извлекать из текстов информацию по заданному вопросу

- обобщать информацию по теме, делать выводы, структурировать информацию в форме таблицы,

- излагать полученную информацию в контексте решаемой задачи;

- указывать на обнаруженные противоречия информации из различных источников;

- резюмировать главную идею текста;

- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

- указывать на информацию, полученную из источника, которая подтверждает, дополняет или противоречит предыдущему опыту обучающегося, объясняя связь полученной информации и предыдущего опыта познавательной или практической деятельности.

Развивающая:

Создать условия для совершенствования интеллектуальных умений по анализу текста при выполнении следующих операций:

  • выделения главного ;

  • выявления закономерностей;

  • сравнения,

  • абстрагирования;

  • конкретизации;

Создать условия для совершенствования коммуникативных УУД:

- задавать вопросы на уточнение и понимание текста;

- осуществлять взаимоконтроль и коррекцию деятельности участников группы в процессе решения познавательной задачи;

Создать условия для совершенствования регулятивных УУД:

  • самостоятельно планировать и осуществлять текущий контроль своей деятельности;

  • вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных результатов;

  • формулировать отношение к полученному результату деятельности;

  • указывать причины успехов и неудач в деятельности;

  • называть трудности, с которыми столкнулся при решении задачи и избегание их в дальнейшей деятельности.

Воспитывающая: создать условия для воспитания ответственного отношения к результатам своей деятельности, стремления совершенствовать ранее приобретенные знания.

Обучающийся должен знать: особенности труда ученого, в чем заключается ответственность ученого перед обществом, терминологию темы.

После окончания занятия обучающийся должен уметь: раскрывать роль морали, религии, искусства в жизни людей, смысл понятий: «мораль», «религия», «искусство», различать естественные и социально-гуманитарные науки, называть учреждения культуры, рассказывать о государственных гарантиях свободы доступа к культурным ценностям, освещать проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде, разъяснять понятия: «культура», «духовная культура личности и общества» и демонстрировать её значение в общественной жизни


Межпредметные связи:

Психология общения - толерантность;

Русский язык и литература – работа с текстом;

История – история мировых религий, развитие культуры в различные исторические периоды.

Внутрипредметные связи:

Темы:

- Социальный контроль, дидактическая единица социальные нормы;

- Национальные отношения, дидактическая единица межнациональные отношения;

- Познание, дидактическая единица научное познание;

- Человек, дидактическая единица «Потребности человека»;

- тема «Общество и природа», дидактическая единица «Духовная сфера общественной жизни» и «Духовные институты общества».

- тема «Социальные группы», дидактическая единица «Молодёжь как социальная группа».

Литература:

1. Важенин А.Г. Обществознание: учебник. - М.: Академия, 2014.

2. Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учебное пособие. – М., 2014.

Хронокарта занятия

  1. Организационный этап. – 1 мин.

  2. Мотивация, целеполагание. – 4 мин.

  3. Контроль знаний. – 15 мин.

  4. Самостоятельная работа. – 50 мин.

  5. Контроль освоения дидактических единиц – 10 мин.

  6. Рефлексия. Подведение итогов занятия. – 9 мин.

  7. Информация о домашнем задании. – 1 мин.

Организационная структура учебного занятия

Этапы учебного занятия

Содержание

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Формируемые УУД

1. Организационный этап

Общая готовность студентов к занятию. Концентрация их внимания, создание деловой атмосферы.

Приветствует студентов, настраивает их на продуктивную деятельность

Самоконтроль готовности. Настраиваются на продуктивную деятельность

Личностные: стремление к целенаправленной познавательной деятельности, готовность к саморазвитию.

Регулятивные: умение быстро включаться в деловой ритм

Познавательные: умение воспринимать и осмысливать информацию.

2. Мотивация и целеполагание

Активизация мыслительной деятельности студентов, формулирование цели и задач занятия.

Организует деловое общение, стимулирует студентов к работе

Записывают тему, формулируют цели и задачи занятия совместно с преподавателем.

Личностные: стремление совершенствовать ранее приобретенные знания, развитие способности осознавать себя как личность и как часть коллектива, овладение умением работать в группе.

Регулятивные: умение ставить цели и прогнозировать результат.

Коммуникативные: умение высказывать свою точку зрения, слушать собеседника, строить речевое высказывание в соответствии с нормами языка.

3. Контроль знаний

Проверка знаний ведётся стандартизированным методом по тестовым заданиям.

Организует выполнение тестовых заданий и их разбор (Приложение 1)

Выполняют задания, проводят коррекцию знаний в процессе их разбора.

Личностные:

- Моральный выбор.

Регулятивные:

- Выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные :

- установление -причинно-следственных связей;

определение понятий, выбор правильного ответа, аргументация;

Коммуникативные: формулирование собственного мнения, умение строить монологическое высказывание.

4. Вводный инструктаж

Организация дальнейшей самостоятельной деятельности на занятии

Подготовка обучающихся к деятельности.

Задают уточняющие вопросы.

Личностные: стремление к целенаправленной познавательной деятельности, готовность к саморазвитию.

Регулятивные: умение быстро включаться в деловой ритм, настраиваться на самостоятельную работу.

Самостоятельная работа

Анализ документа, составление сравнительных таблиц, выполнение заданий

Приложение 2,3,4.


Организует работу обучающихся, оказывает дифференцированную помощь.

Объясняет правила составления сравнительных таблиц.


Выполняют в паре задания.

Составляют сравнительные таблицы. Осуществляют взаимоконтроль.

Личностные: осознание практической и личностной значимости учебного материала.

Познавательные: умение

- анализировать и извлекать из текстов информацию по заданному вопросу

- обобщать информацию по теме, делать выводы, сравнения, структурировать информацию в форме таблицы.

- указывать на обнаруженные противоречия информации из различных источников;

- резюмировать главную идею текста;

- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

- указывать на информацию, полученную из источника, которая подтверждает, дополняет или противоречит предыдущему опыту обучающегося, объясняя связь полученной информации и предыдущего опыта познавательной или практической деятельности.

- конкретизации текста примерами;

- способности к самостоятельному осмыслению задания.

Регулятивные:

- планирование учебного сотрудничества;

- определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

- управление своим поведением, самоконтроль, коррекция.

Коммуникативные:

- инициативное сотрудничество в поиске и интерпретации информации;

- умение с достаточной полнотой и точностью излагать полученную информацию в контексте решаемой задачи;

- умение отвечать за себя и других участников учебного процесса.

5. Контроль освоения дидактических единиц

Проверка знаний - терминологический диктант. Понятия: «культура», «духовная культура,

культура народная, массовая, элитарная, субкультура,

культура общения, этикет, наука, «толерантность», «диалог культур»;

мораль, искусство¸«религия».

Организует написание диктанта и его разбор

Выполняют задание, проводят коррекцию знаний в процессе их разбора.

Личностные:

- Моральный выбор.

Регулятивные:

- Выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные :

- выделение существенных признаков;

определение понятий;

Коммуникативные: формулирование собственного мнения, умение строить монологическое высказывание.

Подведение итогов занятия Рефлексия.


Развитие рефлексии содержания и формы текста, рефлексии деятельности на занятии.

Организует работу обучающихся. Предлагает заполнить рефлексивную карту.


Осмысливают информацию,

отвечают на вопросы рефлексивной карты:

Сегодня я узнал...

Было трудно…

Я понял, что…

Я научился…

Я смог…

Было интересно узнать, что…

Меня удивило…

Мне захотелось….

Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха и неуспеха.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия.

Регулятивные:

- управление своим поведением, самоконтроль, коррекция, оценка действий.

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;


Домашнее задание

Тема следующего практического занятия: Основные проблемы мировой экономики

Инструктаж и разъяснения по подготовке к нему.

Задают уточняющие вопросы, записывают задание.

Личностные:

- моральный выбор.

Регулятивные:

- постановка учебной задачи.

Коммуникативные:

- умение задавать вопросы по существу.







Приложение 1

Тема: «Духовная культура человека и общества»

I вариант



1. К видам искусства относятся:

1) история;

2) литература;

3) химия;

4) религия.

2. К видам науки относятся:

1) музыка;

2) религия;

3) литература;

4) история.

. 3. Религиозные представления основаны в первую очередь на:

1) рационализме;

2) этике;

3) вере;

4) тра­диции.

4. Верны ли следующие суждения о религиозных представлениях?

А. «Христианство является политеистической религией»

Б. «Христианство представлено тремя ветвями: буддизм, православие, католицизм».

1)

Верно только А

2)

Верно только Б

3)

Верны и А и Б

4)

Оба суждения неверны

5. К мировым

религиям не относится:

  1. индуизм

  2. ислам

  3. буддизм

  4. христианство



6. Искусство от других форм духовной деятельности отличает:

1) объяснение фактов вмешательством сверхъестественных сил

2) решение фундаментальных проблем бытия

3) обеспечения развития отдельных отраслей производства

4) образное восприятие  окружающего мира

  1. Верны ли следующие суждения об образовании?

А. В системе современного образования все большее значение приобретает тенденция к его гуманизации,  к учету индивидуальных особенностей школьников.

Б. Социальная функция образования заключается в том, что человек овладевает социальным опытом, происходит социализация личности.

  1. верно только А 3) верны оба суждения

  2. верно только Б 4) оба суждения неверны

8. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование; высшее образование

2) неполное высшее, высшее образование;

3) бакалавриат; специалитет, магистратура

4) дополнительное образование.

9.Мир этой культуры многолик: приключенческая и детективная литература; любовная лирика; щекочущая нервы кинематографическая продукция со сценами драк, убийств, ужасов, эротики; поп-музыка, рок, рэп, регги ит. п.;. О какой форме культуры идёт речь?

  1. массовой 3) элитарной

  2. народной 4) национальной

10. Соотнесите положения левого столбца таблицы с положениями правого столбца.

1. К науке как особой системе знаний относится...

А. Закон всемирного тяготения

2. К науке как системе организаций и учреждений относится...

Б. Лабораторные исследования

В. Открытие нового вируса

3. К науке как особому виду деятельности относится...

Г. Институт биохимии Академии наук

Д. Конкретно-исторический метод исследования

11.Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного , характеризуют

понятие «мораль». Найдите этот термин.

1. Социальная норма; 2. право; 3. Добро и зло;. 4. Духовность; 5. Общественное порицание



Тема: «Духовная культура человека и общества»

2 вариант

1. К видам искусства относится:

1) мораль;

2) наука;

3) кино;

4) политика.

2. Определите, какое из перечисленных понятий относится к морали:

1) творчество;

2) конфессия;

3) эксперимент;

4) со­весть.

3. Терпимое отношение к людям другой культуры:

1) вандализм;

2) атеизм;

3) толерантность;

4) конформизм.

4. Центральными категориями религии являются представления о:

1) прекрасном и безобразном;

2) добре и зле;

3) сакральном и безбожном;

4) искус­ственном и естественном.

5. Верны ли следующие суждения о религиозных представлениях?

А. «Ислам является политеистической религией»

Б. «Буддизм является политеистической религией».

1)

Верно только А

2)

Верно только Б

3)

Верны и А и Б

4)

Оба суждения неверны





6. Образование в РФ подразделяется на:

1) общее, профессиональное, дополнительное и непрерывное образование.

2) дошкольное, профессиональное, дополнительное образование

3) дошкольное, начальное, профессиональное, дополнительное образование

4) основное, профессиональное образование

7. Произведения массового искусства, в отличие от элитарного

1) имеют авторство

2) предусматривают широкое тиражирование

3) обладают жанровым разнообразием

4) используют систему художественных образов

8. Алексей Б. учится на первом курсе медицинского колледжа. Это означает, что он получает:

1) основное образование

2) полное (среднее) образование

3) среднее профессиональное образование

4) высшее профессиональное образование

9. Наука отражает мир в

1) понятиях и терминах

2) художественных образах

3) символах веры

4) обыденных представлениях

10. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и за­пишите цифру, под которой оно указано.

  1. Стиль и образ жизни; 2) субкультура; 3) ценности; 4)навыки и умения; 5) потребности.

11. Соотнесите положения левого столбца таблицы с положениями правого столбца.


  1. массовая

А. премьера телесериала

  1. народная

Б. празднование Масленицы

3. элитарная культура

В. балет Щелкунчик

Г. концерт поп-звезд

Д. выступление на празднике фольклорного коллектива




Приложение 2

Задание 1

Документ Из работы испанского философа Х. Ортеги-и-Гассета «Человек и люди».

Абсолютно надежных человеческих достижений нет и никогда не было. Даже то, что кажется устоявшимся и несомненным, может исчезнуть спустя несколько поколений. Так называемая «цивилизация», материальные и духовные блага, знания, ценности, короче, то, на что мы рассчитываем и что составляет систему «надежных» средств, созданных человеком как cвoeгo рода плот для спасения в жизненном кораблекрушении, - все это абсолютно проблематично и исчезает в мгновение ока при малейшей небрежности. Так называемые «безусловные достижения» выскальзывают у нас из рук, обращаясь в бестелесные, летучие призраки. История человечества - это череда кризисов, отступлений, упадков. Хуже тoгo: опасность peгpecca куда более радикальногo, чем известные до сих пор, существует и поныне...
Вопросы и задания к документу
1. Как вы понимаете основную идею приведенного фрагмента
2. Разделяете ли вы точку зрения автора отрывка о том, что «абсолютно надежных человеческих достижений нет и никогда не было»
3. могут ли, по-вашему моральные и религиозные ценности, общечеловеческие нормы морали предотвратить «тотальное вырождение человечества как тaкoвoгo, возврат к животному состоянию, к окончательному и полному отчуждению».
4. Что вы скажете о ценности Веры, Надежды и Любви Можно ли их рассматривать в качестве надежного «плота спасения». Аргументируйте свою позицию по данному вопросу.

Задание 2

Разница между наукой и религией

Научное знание способно оказывать существенное воздействие на мировоззрение человека. Влияет оно и на восприятие Бога, и на отношение к миру в целом. Наука и религия по-разному относятся к различным явлениям нашей действительности. Чем же они отличаются? Попробуем разобраться.

Наука — это одновременно и система знаний, и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе. Наукаэто вид деятельности, целью которого является позна­ние мира, получение новых знаний и их рациональное осмысление. Наука возникла исторически позже других видов человеческой деятель­ности. Ее появление было обусловлено расслоением общества и выделением умственного труда в особую сферу деятельности че­ловека. Кроме того, накопление практических знаний неизбежно должно было привести к их осмыслению.

В результате исследования конкретный учёный или научный коллектив получают новые знания, делают открытия, которые становятся прорывными для деятельности в конкретной сфере жизни. Одновременно они становятся достоянием всего общества. Становясь достоянием общества, эти знания приобретают форму общественного сознания — научного.

Если в других формах общественного сознания рациональное познание объективной действительности, её упорядоченное и систематизированное отражение является вторичной целью, то в науке критерий рационального осознания мира занимает центральное место.

Наука — это базовая форма общественной деятельности, сфера жизни общества, её исторически сложившийся системообразующий институт, целенаправленный на познание и преобразование действительности. Это такая духовная деятельность, которая имеет своим продуктом предметно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования.

Функции науки

познавательная функция является основополагающей, заданной самой сутью науки, назначение которой заключается в познании природы, человека и общества в целом, а также в рационально-теоретическом постижении мира, объяснении процессов и явлений, открытии закономерностей и законов, осуществлении прогнозирования и т.д. Данная функция сводится к производству новых научных знаний. Мировоззренческая функция во многом переплетается с познавательной. Они взаимосвязаны, поскольку ее целью является разработка научной картины мира и соответствующего ей мировоззрения. Также эта функция подразумевает исследование рационалистического отношения человека к миру, разработку научного миропонимания, что означает, что ученые (наряду с философами) должны разрабатывать научные мировоззренческие универсалии и соответствующее ценностные ориентации. Что цвет глаз способен рассказать о том, какой вы человек? Как улучшить отношения со своей кошкой 7 фраз, разрушительных для психики ребенка. Производственная функция, которую также можно назвать технико-технологической функцией, необходима для внедрения инноваций, новых форм организаций процессов, технологий и научных нововведений в производственные отрасли. В связи с этим наука превращается в производительную силу, работающую на благо общества, своего рода «цех», в котором разрабатываются и внедряются новые идеи и их воплощения. В этом плане ученых даже иногда относят к производственным работникам, что как нельзя более полно характеризует производственную функцию науки. Социальная функция начала выделяться особенно существенно в последнее время. Это связано с достижениями научно-технической революции. В связи с этим наука превращается в социальную силу. Это проявляется в ситуациях, когда данные науки используются в разработках программ социального и экономического развития. Поскольку такие планы и программы имеют комплексный характер, то их разработка предполагает тесное взаимодействие различных отраслей естественных, общественных и технических наук. Культурные функции науки (или образовательные) сводится к тому, что наука является своего рода феноменом культуры, важным фактором развития людей, их образования и воспитания. Достижения науки существенно влияют на учебно-воспитательный процесс, содержание программ образовани, технологии, методы и форму обучения. Эта функция реализуется через систему образования, СМИ, публицистическую и просветительную деятельность ученых.

Религия — это форма общественного сознания, основой которой становится вера в сверхъестественное. Она включает в себя религиозные представления, религиозные чувства, религиозные действия.Религия — это явление общественной жизни, присущее чело­веческому обществу на протяжении всей его истории. До сих пор она охватывает огромные массы людей. Всего в мире существова­ло и существует более пяти тысяч религий.

Таким образом, религияэто форма мировоззрения, одна из сфер духовной жизни общества, социальных групп, индивидов.

Важнейшей функцией религии, присущей только ей, является удовлетворение мистической потребности — успокоение тайных душевных сил, приведение в порядок чувств и мыслей человека.

Регулятивную функцию религия выполняет наряду с другими формами сознания и деятельности человека и общества, такими как мораль и право. Эта функция заключается в создании и обосновании норм общественного поведения, которые регулируют поведение человека во всех, даже в самых интимных отношениях, таких как питание и сексуальная сфера.

Компенсаторная (утешительная) функция религии проявляется в том, что религия дает верующему человеку облегчение в страданиях, показывает выход из трудных, кажущихся безвыходными ситуаций.

Коммуникативная функция проявляется в том, что люди вступают в отношения между собой, общаются по поводу отправления религиозных обрядов; религия объединяет людей одной конфессии, даст им определенные мировоззренческие ориентиры.

Воспитательная функция заключается в том, что религия способствует социализации индивида, прививая определенные правила и навыки поведения в обществе, формируя систему ценностей, включающую и общечеловеческие.



Принципиальное различие состоит в том, что наука способна подвергнуть сомнению любые аксиомы и факты, лежащие в ее основе. Научное знание иногда может быть опровергнуто. Религия же базируется на бездоказательных, непроверяемых аксиомах (постулатах, догмах), постижение которых, как считается, недоступно человеческому разуму, а потому они не исследуются и не проверяются. Религия претендует на полную, абсолютную истинность.

Наука, в отличие от религии, направлена на максимально объективное исследование окружающего мира. Наука неотъемлема от динамики, движения, развития. Она опирается на рациональное познание. Религия же консервативна, статична по природе своей. Ее опора – иррациональное сознание.

Основа науки – опыт, эксперимент. Основа религии – вера в сверхъестественное, мистический опыт. Наука должна все подвергать сомнению, переосмыслению. В религии сомнения недопустимы, тот, кто ими злоупотребляет, может быть обвинен в грехе маловерия.

Наука старается ответить на вопросы «Как?» и «Почему?» Религия пытается дать ответ на вопрос «Зачем?» Наука хочет понять, как устроен мир. Религия же стремится к познанию смысла существования нашего мира.

Наука доступна не для всех, она требует развитого интеллекта, долгой и упорной учебы. К религии может обратиться каждый.

Оформить работу в таблице:


общее

различное

Наука



Религия



Задание 3

Составить сравнительную таблицу «Мировые религии».

текст

Мировые религии — понятие, которое применяется по отно­шению к буддизму, христианству и исламу.

Самая древняя из трех мировых религий — буддизм, возник­ший в Индии в VI в. до н.э., основателем которой был Будда. Этим именем назвался царевич Гаутама. В 29 лет он ушел из дома и стал отшельником. Шесть лет он бродил по долинам реки Ганг, беседовал с мудрецами и проповедниками, вел аскетический об­раз жизни. К 35 годам у Гаутамы появилось предчувствие близкого открытия истины, и он погрузился в медитацию, в которой пре­бывал без еды и питья, по разным версиям, от четырех до семи недель. В процессе медитации он достиг просветления и стал Буд­дой, которому были открыты все законы мироздания. Впослед­ствии Будда в течение 45 лет ходил по стране и проповедовал свое учение. Умер он в возрасте 80 лет.

Согласно учению Будды жизнь есть дар природы, а бесценным даром природы является сознание. Поэтому жаль человека, кото­рый из-за своего незнания тратит жизнь на преодоление трудно­стей и обстоятельств, им же созданных, на погоню за материаль­ными благами.

Эти идеи Будды были сформулированы в виде четырех ос­новных положений его учения:

  1. сущность жизни есть страдание;

  2. причина страданий — желания, привязанности, страсти;

  3. чтобы избавиться от страданий, надо с корнем вырвать желания, привязанности и страсти;

  4. для этого необходимо жить по законам правильного поведения и нравственного знания, через которое достигается нирвана.

Нирвана в переводе с санскрита означает «затухание», «угаса­ние». Этим понятием обозначается полное исчезновение, осво­бождение от земных уз, высшее состояние духа, в котором все земные привязанности преодолены, нет никаких желаний и стра­стей. В этом состоянии угасают все чувства человека, а вместе с ними и окружающий мир. «Мудрые, — говорил Будда, — угаса­ют, как лампады».

В буддистском учении в процессе его развития появилась идея о двух путях спасения: хинаяна и махаяна.

Хинаяна — монашеская форма буддизма: Будда почитается не как божество, а как человек — великий учитель, указавший лю­дям путь к спасению; состояние нирваны может достигнуть толь­ко монах в процессе монашеской жизни.

Основная идея махаяны заключается в том, что спастись (до­стичь нирваны) может не только монах, как утверждает хинаяна, но и любой мирянин, стремящийся к духовному совершенству, соблюдающий обеты, возносящий молитвы, прибегающий к по­мощи монахов и одаривающий их.

Христианство возникло в I в. н. э. Основу христианства состав­ляет учение о богочеловеке Иисусе Христе сыне божьем, спаси­теле мира, который сошел с неба на землю, принял страдание и смерть за грехи человеческие, воскрес и вознесся на небо. В буду­щем, по христианскому учению, произойдет второе пришествие Христа для суда над живыми и мертвыми.

Основная идея христианства — спасение человека от того, что порождает несчастья, страдания, болезни, войны, все зло в мире. Причиной зла в христианстве считается грех, т.е. акт личности, направленный против совести, Бога, против нравственного зако­на, который дан только человеку среди мира живых существ.

Один из основных догматов христианства — учение о троице. Его суть заключается в том, что Бог — не только личное суще­ство, но и духовная сущность. Он выступает в трех лицах (ипоста­сях) — Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой. Все три лица состав­ляют единую Святую Троицу, нераздельную в своей сущности. Бог-Отец не рождается и не исходит от другого лица. Им из ниче­го созданы мир видимый и мир невидимый. Он предопределил спасение людей через своего Сына, воплощенного в богочеловека Иисуса Христа. Хрис­тос — тоже истинный Бог, существующий «прежде всех век». Тре­тьей ипостасью является Дух Святой. Он вместе с Отцом и Сыном породил духовную жизнь человека, внушил людям страх Божий, даровал благочестие и вдохновение, способность познания и муд­рость.

Вероучение христианства изложено в Библии, которая состоит из двух частей — Ветхого Завета, или Священного писания, и Нового Завета. В них представлена история человечества, начиная с сотворения мира и человека и кончая описанием конца света в Апокалипсисе. Граница между Ветхим и Новым Заветами — рож­дение Иисуса Христа. Это событие положило начало Новой эре.

Разновидности христианства составляют православие, католи­цизм и протестантизм.

Православие в переводе с греческого — «правильное учение». Это означает признание в качестве истинных только тех положе­ний вероучения, которые были утверждены первыми семью Все­ленскими Соборами (в IV—VIII вв.). В XI в.

Римско-католическая церковь в одностороннем порядке внесла в общецерковное испо­ведование веры принципиально новое положение о Святой Трои­це, что послужило одной из причин «Великого раскола». Восточ­ные церкви с того времени стали называться православными, а все западные епархии, подчиненные Риму, оказались в Римско- католической церкви.

Главные положения православия (догматы) зафиксированы в двух источниках: Священном писании (Библии) и Священном предании (положениях Вселенских и поместных Соборов IV— VIII вв., трудах церковныхх авторитетов того времени, называемых «святыми отцами», древней богослужебной практике). Хотя все христианские вероисповедания основываются на Биб­лии, понимание ее учения в целом различно у христианских вет­вей. Критерием верного понимания Священного писания для ка­толиков выступает в конечном счете слово Папы, для протестан­тов — убеждение основателя данной конфессии, для православ­ных — Священное предание.

Православие отличается от западного христианства (католи­цизма и протестантизма) также своим толкованием понятия «Цар­ствие Божие». Западное христианство понимает Царствие Божие как место, где христианин, чьи грехи искуплены Христом, полу­чит от Бога после всеобщего воскресения возможность бесконеч - ного блаженства. Православие под Царствием Божиим (спасени­ ем) понимает не награду за добрые дела, а состояние души, очи­щенной от всякого зла.

Специфической особенностью католицизма выступает также положение о главенстве Папы Римского над всеми христианами. Он провозглашается наместником Христа на земле, преемником апостола Петра, который, по христианскому преданию, был пер­вым римским епископом.

Протестантизм возник в Северной Европе в начале XVI в. в ходе Реформации, в рамках которой антифеодальные выступле­ния широких народных масс и движение нарождающейся буржу­азии приобрели религиозную окраску. От католицизма откололась значительная часть верующих, образовавших новое направление западного христианства. Протестанты отвергают догмат о спаса­ющей роли церкви и настаивают на личной связи человека и Бога. Поэтому они отрицают роль священников как посредников между человеком и Богом. Единственным источником учения в протестантизме признается Священное писание. Авторитет Свя­щенного предания отвергается. Библия, по мнению протестан­тов, должна переводиться на национальные языки. Самостоя­тельное чтение и толкование Библии считается обязанностью каждого верующего.

Одним из принципов протестантизма является положение о всеобщем священстве. Каждый христианин, будучи крещенным, получает посвящение на общение с Богом, право проповедовать, совершать богослужение. Служитель культа в протестантизме ли­шен права исповедовать и отпускать грехи. Большинство протес­тантских церквей не признает поклонения святым, почитания мощей, икон, скульптурных изображений.

Важный принцип протестантизма - положение о том, что спа­сение человека достигается не добрыми делами, а только исклю­чительно личной верой в Бога. Вследствие грехопадения человек утратил способность совершать добро. Поэтому он не может за­служить спасение своими добрыми делами. Спасение — результат избранности человека, божественного вмешательства. В протестан­тизме Богослужение сводится к проповеди пастора, совместной молитве и совместному пению псалмов на родном языке.

Протестантизм имеет ряд течений. Одним из направлений ран­ней Реформации западной церкви стало лютеранство. Лидером этого направления был католический священник Мартин Лютер (1483—1546), который в 1517 г. обнародовал 95 тезисов, обосно­вывающих необходимость реформ католицизма. Основная цель лю­теранского учения направлена на разрушение власти церкви. Лю­тер перевел Библию на немецкий язык, и каждый верующий по­лучил возможность ее самостоятельно читать и толковать. Лютер отверг господство церковной власти над светской и выдвинул лозунг подчинения церкви государству.

Следующее направление протестантизма — кальвинизм. Его ос­нователем был французский теолог Жан Кальвин (1509—1564). В центре его учения стоит доктрина об абсолютном предопределении, согласно которой все люди делятся на избран­ных и осужденных. Ни своей верой, ни добрыми делами человек не может повлиять на свою судьбу. Профессиональные успехи в торговле и предпринимательстве, накопление богатства служат свидетельством избранности данного человека.

Третьей крупной разновидностью протестантизма выступает ан­гликанство. Оно по своей структуре и вероисповеданию ближе других направлений реформаторства стоит к Римско-католичес­кой церкви. Это направление сохранило католическую обрядность и церковную иерархию. В его доктрине наряду с католическим учением о спасающей роли церкви существует положение о спа­сении личной верой.

Англиканская церковь является государственной. Ее глава — английский монарх.

Ислам — самая молодая из всех мировых религий, возникшая в конце VI в. в Аравии. Одним из важнейших хозяйственных и духовных центров Аравии того времени была Мекка, в которой располагалась святыня, почитавшаяся большинством племен, — языческий храм Кааба, окруженный изваяниями различных пле­менных богов. Именно в Мекке были произнесены первые пропо­веди новой религии — ислама — его основателем пророком Му­хаммедом. В 610 г. он выступил с проповедью учения о едином боге, которое назвал исламом (в переводе с арабского — «покор­ность», «предание себя богу»). Последователи ислама — мусуль­мане — «покорн^хе». Мухаммед провозгласил, что существует лишь один великий Аллах и что все должны быть покорны его воле, служить ему в ожидании конца мира, судного дня и установления царства справедливости и мира на Земле.

При жизни пророка его высказывания, воспринимаемые как прямые слова Аллаха, передавались устно. Лишь спустя два деся­тилетия после смерти Мухаммеда было собрано и переписано то, что говорилось им в проповедях. Это и составило текст священной книги мусульман Корана.

Несколько позднее Корана появились хадисы — рассказы о деяниях и высказываниях Мухаммеда и его сподвижников, соста­вившие сборники под названием «Сунна». На основе Корана и Сунны мусульманские богословы разработали шариат — свод норм мусульманского права, морали, религиозных предписаний и ри­туалов, призванный охватить всю жизнь мусульманина от рожде­ния до смерти. В нем встречаются нравственные нормы общечело­веческого значения: не убий, не прелюбодействуй, не лги, будь честным, добрым, чти отца и мать своих. Однако есть наставления чисто исламские, проповедующие покорность Аллаху и власти, ибо она от бога.

В исламе наиболее последовательно проводится принцип мо­нотеизма, чем в других мировых религиях. Вера в единого бога Аллаха — основа ислама. Аллах сотворил все сущее, он — выс­ший, всемогущий, мудрый верховный судья.

В исламе проповедуется бессмертие души. После смерти она покидает тело и воскресает в день страшного суда. Как и в христи­анстве, утверждается существование ада и рая в загробном мире. Ислам утверждает веру в божественное предопределение. Все под­чинено воле Аллаха.

Основные культовые требования ислама выражены в пяти «стол­пах веры». Каждый правоверный мусульманин обязан их неукосни­тельно соблюдать. Первое культовое требование (предписание) — произнесение краткой формулы, которая содержит основную суть ислама: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — пророк его». Второе — ежедневная пятикратная молитва (намаз). Третье — со­блюдение поста (уразы) в течение месяца по лунному календарю в месяц рамазан. Четвертое — закят. Первоначально это была доб­ровольная благотворительность во имя Аллаха. Затем она превра­тилась в обязанность для очищения грехов. В настоящее время за­кят — это уплата налога, взимание которого предписано по Кора­ну. Пятое культовое требование — паломничество в Мекку (хадж).

Основные направления ислама — суннизм и шиизм. Суннизм — наиболее многочисленное направление в исламе. Основу религи­озной и общественной практики суннитов кроме Корана состав­ляет Сунна. Верховная власть в халифате (государстве мусульман), по мнению суннитов, должна принадлежать халифам, избирае­мым всей общиной. Шииты же признают законной лишь наслед­ственную передачу власти потомкам пророка Мухаммеда по ли­нии его двоюродного брата Али.

В суннитском исламе отсутствуют церковь и священнослужите­ли, а суннитские богословы (улемы), в отличие от шиитских, не пользуются правом выносить собственные решения по наиболее важным вопросам религиозной и общественной жизни. Их функ­ция сводится лишь к толкованию священных текстов.

Шиизм не представляет единого целостного учения или единой церковной организации. Многочисленные шиитские течения и секты (имамиты, исмаилиты, друзы, алавиты и многие другие) связаны общими историческими корнями и идейными положе­ниями. Главное из них — признание четвертого халифа Али и его потомков единственно законными преемниками пророка Мухам­меда в качестве духовного и светского главы мусульманской об - щины (имама).

В настоящее время во многих странах, где распространен ис­лам, действуют мусульманские политические партии и обществен­ные организации. Существует также целая сеть международных исламских организаций (Организация исламской конфедерации, Лига исламского мира и др.), действующих как на государствен­ной, так и на неправительственной основе. Одни из них сосредо­точили свою деятельность в религиозно-культурной сфере, дру­гие — в политике, третьи — в сфере экономики.

Ислам распространен среди значительной доли населения на­шей страны. При этом подавляющая его часть — сунниты. Они объединены в несколько самостоятельных духовных управлений с центрами в крупных городах России. Действуют мусульманский институт и ряд средних учебных заведений (медресе). Ежегодно многие мусульмане отправляются для совершения паломничества в Мекку.





















































Приложение 3 Вариант заполненной таблицы.



Вриант заполненной табли
































Приложение 4

Задание 3

Проанализируйте устав нашего учебного заведения. Охарактеризуйте его основные положения. Как в нем определены ваши права и обязанности?

Задание 4

Советский биолог Н. И. Вавилов сказал: «Мы на крест пойдем, а от своих убеждений не откажемся». Что имел в виду ученый? Как в этих словах проявляется научная этика?


Как вы понимаемее эти слова «Есть две морали: одна – пассивная, запрещающая делать зло, другая – активная, повелевающая делать добро» (П. Буаст).

Задание5

Практикум Важенина с.71 задание 4,5 и с.82 задание 4.







Преподаватель: Литвинова О.А.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!