Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области
«МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ №1»
Специальность
34.02.01 «Сестринское дело»
Цикловая методическая комиссия
общеобразовательных, гуманитарных и естественнонаучных дисциплин
ОУД.10 Химия
1 курс, 1семестр
Методическая разработка
занятия
для студента
по теме:
«Практическая работа №1
Моделирование молекул углеводородов и их галогенопроизводных»
Разработчик: преподаватель – Чернышова Н.И.
2022 год
Специальность: 34.02.01 «Сестринское дело»
Разработчик: преподаватель Чернышова Надежда Ивановна
ГБПОУ МО «Московский областной медицинский колледж № 1»
Рассмотрено и утверждено на заседании ЦМК общеобразовательных, гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Протокол №____от________________2020 г. Председатель ЦМК_____________________ ТринченкоЕ.Л. | Согласовано Зам. директора по УР « » ____________________ 2022 год ____________________________________ Шабарова М. Н. |
Методическая разработка предназначена для проведения комбинированного занятия по дисциплинеОУД.10 Химия по теме: «Практическая работа №1
Моделирование молекул углеводородов и их галогенопроизводных» для студентов первого года обучения по программе подготовки специалистов среднего звена специальности 34.02.01 «Сестринское дело».
Содержание.
Структура занятия | | 4 |
План-конспект занятия | | 5 |
Приложение 1 | | 6 |
Приложение 2 | | 10 |
Приложение 3 | | 11 |
Список использованной литературы | | 12 |
Структура занятия
№ п/п. | Этапызанятия | Ориентир. время | Методические рекомендации |
1 | Организационная часть, целевая установка | 5 минут | Объявление темы, проверка присутствующих |
2 | Мотивация изучения темы | 5 минут | Применение в профессиональной деятельности |
3 | Исходный контроль | 10 минут | Фронтальный опрос: Общая формула алканов? Изомерия и номенклатура. |
| Опорный конспект | 20 минут | Приложение 1 |
4 | Выполнение задания по закреплению знаний и формированию ПК | 15 минут | Приложение 2 |
5 | Подведение итогов занятия | 3 минуты | Выставление оценок Организуется беседа с целью осмысления своих собственных действий в ходе занятия. Вопросы: 1. Что нового вы для себя узнали на занятии? 2. Понятен ли был материал? 3. Понравился ли вам занятие? |
6 | Домашнее задание | 2 минуты | Разъяснение домашнего задания Приложение 3 |
План-конспект занятия.
по дисциплине ОУД.10 Химия
Тема: «Практическая работа №1
Моделирование молекул углеводородов и их галогенопроизводных»
Тип занятия: практическое занятие.
Цели:
Образовательная:
обобщить и систематизировать знания учащихся о теории строения органических соединений;
закрепить умение составлять структурные формулы углеводородов;
отработать навыки давать названия по международной номенклатуре;
повторить решение задач на определение массовой доли элемента в веществе;
Воспитательная: приобретение навыков общения и самоорганизацию.
Предполагаемый состав слушателей – 11 мс/о,12мс/о,13 мс/о группы, 34.02.01 «Сестринское дело», 16 студентов в бригаде.
Приложение№1
Практическая работа №1
“Изготовление моделей молекул органических веществ и их галогенопроизводных.
Составление структурных формул углеводородов”.
Цель работы:
Научиться составлять модели молекул органических веществ.
Научиться записывать структурные формулы углеводородов и назвать их по международной номенклатуре.
Теоретический материал. Углеводороды это органические вещества, состоящие из атомов углерода и водорода. Атом углерода во всех органических соединениях четырехвалентен. Атомы углерода могут образовывать цепочки прямые, разветвленные, замкнутые. Свойства веществ завися не только от качественного и количественного состава, но и от порядка соединения атомов между собой. Вещества, имеющие одинаковую молекулярную формулу, но разное строение называются изомерами. Приставки указывают количество ди – два, три – три, тетра - четыре; цикло - означает замкнутый.
Суффиксы в названии углеводородов указывают на наличие кратной связи:
ан одинарная связь между атомами углерода (С С);
ен двойная связь между атомами углерода (С = С);
ин тройная связь между атомами углерода (С С);
диен две двойных связи между атомами углерода (С = С С = С);
Радикалы: метил -СН3; этил -С2Н5; хлор -Сl; бром -Br.
Пример. Составьте модель молекулы пропана.
Молекула пропана C3H8 содержит три атома углерода и восемь атомов водорода. Атомы углерода соединены между собой. Суффикс – ан указывает на наличие одинарной связи между атомами углерода. Атомы углерода располагаются под углом 109 28 минут.
Молекула имеет форму пирамиды. Атомы углерода изображайте черными кругами, а атомы водорода – белыми, атомы хлора – зелеными.
При изображении моделей соблюдайте соотношение размеров атомов.
Молярную массу находим, пользуясь периодической таблицей
М (С3Н8 ) = 12 · 3 + 1 · 8 = 44 г/моль.
Что бы назвать углеводород надо:
Выбрать самую длинную цепочку.
Пронумеровать, начиная с того края, к которому ближе радикал или кратная связь.
Указать радикал, если радикалов несколько указывают каждый. (Цифра перед названием).
Назвать радикал, начиная с меньшего радикала.
Назвать самую длинную цепочку.
Указать положение кратной связи. (Цифра после названия).
Пример
При составлении формул по названию надо:
Определить число атомов углерода в цепочке.
Определить положение кратной связи. (Цифра после названия).
Определить положение радикалов. (Цифра перед названием).
Записать формулы радикалов.
В последнюю очередь определить количество и расставить атомы водорода.
Массовая доля элемента определяется по формуле:
где
– массовая доля химического элемента;
n – число атомов химического элемента;
Ar – относительная атомная масса химического элемента;
Mr – относительная молекулярная масса.
При решении задачи примените формулы расчета:
Относительная плотность газа Dг показывает во сколько раз плотность одного газа больше плотности другого газа. D(Н2) - относительная плотность по водороду. D(воздуха) - относительная плотность по воздуху.
Приложение №2
Практическая работа №1
“Изготовление моделей молекул органических веществ и их галогенопроизводных.
Составление структурных формул углеводородов”.
Цель работы:
Научиться составлять модели молекул органических веществ.
Научиться записывать структурные формулы углеводородов и назвать их по международной номенклатуре.
оборудование: Набор шаростержневых моделей молекул, пластилин разных цветов, спички, таблица “Предельные углеводороды”, периодическая таблица. Индивидуальные задания.
Ход работы. Выполнение заданий по вариантам.
Вариант №1.
Задание №1. Составьте модели молекул: а) бутана, б) циклопропана. Зарисуйте модели молекул в тетради. Напишите структурные формулы этих веществ. Найдите их молекулярные массы.
Задание №2. Назовите вещества:
Задание №3. Составьве структтурные формулы веществ:
а) бутен-2, напишите его изомер;
б) 3,3 - диметилпентин-1.
Задание №4. Решите задачи:
Задача 1 Определить массовую долю углерода и водорода в метане.
Задача 2. Сажа применяется для производства резины. Определить сколько г сажи (С) можно получить при разложении 22 г пропана?
Вариант №2.
Задание №1. Составьте модели молекул: а) 2-метилпропана, б) циклобутана. Зарисуйте модели молекул в тетради. Напишите структурные формулы этих веществ. Найдите их молекулярные массы.
Задание №2. Назовите вещества:
Задание №3 Составьве структурные формулы веществ:
а) 2-метилбутен-1, напишите его изомер;
б) пропин.
Задание №4. Решите задачи:
Задача 1. Определить массовую долю углерода и водорода в этилене.
Задача 2. Сажа применяется для производства резины. Определить массу сажи (С), которую можно получить при разложении 36г пентана?
Вариант №3.
Задание №1. Составьте модели молекул: а) 1,2-дихлорэтана, б) метилциклопропана
Зарисуйте модели молекул в тетради. Напишите структурные формулы этих веществ. Определите во сколько раз дихлорэтан тяжелее воздуха?
Задание №2. Назовите вещества:
Задание №3. Составьве структурные формулы веществ:
а) 2-метилбутен-2 напишите его изомер;
б) 3,4-диметилпентин-1.
Задание №4. Решите задачи:
Задача 1. Найти молекулярную формулу вещества, содержащего 92,3% углерода и 7,7% водорода. Относительная плотность по водороду равна 13.
Задача 2. Какой объем водорода выделится при разложении 29 г бутана (н.у.)?
Вариант №4.
Задание №1. Составьте модели молекул: а) 2,3-диметилбутана, б) хлорциклопропана. Зарисуйте модели молекул в тетради. Напишите структурные формулы этих веществ. Найдите их молекулярные массы.
Задание №2. Назовите вещества
Задание №3. Составьве структурные формулы веществ:
а) 2-метибутадиентен-1,3; напишите изомер.
б) 4-метилпентин-2.
Задание №4. Решите задачи:
Задача 1. Найти молекулярную формулу вещества, содержащего 92,3% углерода и 7,7% водорода. Относительная плотность по водороду равна 39.
Задача 2. Какой объем углекислого газа выделится при полном сгорании 72 г автомобильного топлива, состоящего из пропана?
Домашнее задание . О.Е. Саенко Химия для колледжей гл2 с204№4,5
Список использованной литературы
1. О.Е. Саенко Химия для колледжей - Ростов н/Д Феникс,2017 гл2п1