СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка повторительно - обобщающего урока по обществознанию 10 класс на тему "Право"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 повторительно - обобщающего урок

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка повторительно - обобщающего урока по обществознанию 10 класс на тему "Право"»

Контрольная работа блок "Право" вариант 1

1. Задание 1 

Ниже приведен ряд характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «правовая норма».

1) установлена государством; 2) имеет письменную форму; 3) представление о добре; 4) содержит в нормативно-правовых актах; 5) внутреннее побуждение; 6) охраняется и защищается государством

 Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.



2. Задание 1 

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к личным неимущественным правам:

1) имя гражданина; 2) наследство; 3) авторство; 4) ценные бумаги; 5) достоинство личности; 6) деловая репутация. 

Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.



3. Задание 14 

Выберите верные суждения о субъектах гражданского права. Запишите цифры, под которыми они указаны.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) Гражданская дееспособность физического лица в полном объеме возникает с момента рождения человека.

2) Субъектами гражданского права могут выступать физические и юридические лица, а также государство и муниципальные образования.

3) Объём правоспособности у всех дееспособных граждан одинаков.

4) Недееспособными по решению суда признаются граждане, которые вследствие психического расстройства не могут понимать значения своих действий или руководить ими.

5) Частично дееспособными принято называть граждан по достижении 16 лет.













4. Задание 16 

16-летняя Зоя заключила трудовой договор с работодателем. Что отличает её правовой статус от правового статуса совершеннолетнего работника? Запишите цифры под которыми указаны соответствующие черты отличия.

1) требование соблюдать дисциплину труда

2) обязательное прохождение предварительного медицинского осмотра

3) ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 31 календарный день в удобное для работника время

4) необходимость согласия родителей (опекунов) на заключение трудового договора

5) запрет на привлечение к сверхурочной работе

6) выполнение работы в соответствии с трудовым договором



5. Задание 14 

Выберите верные суждения о семейном праве в РФ и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.

1) Семейное право регулирует имущественные и личные неимущественные отношения между членами семьи.

2) Брак приостанавливается вследствие объявления органом ЗАГС одного из супругов умершим.

3) Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС).

4) Законный режим имущества супругов устанавливается только брачным договором.

5) Родители обязаны предоставлять содержание своим несовершеннолетним детям.



6. Задание 14 

Найдите в списке примеры административных проступков и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Гражданин Н. ради забавы распылил на улице баллончик со слезоточивым газом.

2) Гражданка К. припарковала свой автомобиль на газоне в парке.

3) Бригада строителей нарушила сроки строительства загородного коттеджа для гражданина П.

4) Молодой человек, гуляя в парке с подругой, написал на скамейке свое имя и имя девушки ярким маркером.

5) Директор фирмы уволил заместителя главного бухгалтера на основании утраты им доверия.



7. Задание 15 

Установите соответствие между мерами и видами юридической ответственности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

МЕРА ЮРИДИЧЕСКОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ

А) выговор

Б) предупреждение

В) замечание

Г) дисквалификация

Д) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения


ВИД ЮРИДИЧЕСКОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ

1) административная

2) дисциплинарная

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д



8. Задание 15 

Установите соответствие между жизненными обстоятельствами и основаниями для прекращения или расторжения трудового договора, к которым они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ЖИЗНЕННОЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВО

А) желание сменить место работы

Б) признание работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением

В) сокращение численности или штата работников организации

Г) зачисление работника в образовательную организацию

Д) отсутствие работника на рабочем месте более 4-х часов без уважительной причины


ОСНОВАНИЕ ПРЕКРАЩЕНИЯ ИЛИ

РАСТОРЖЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА

1) по инициативе работодателя

2) по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон

3) по инициативе работника

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

9. Задание 22 

Граждане РФ Марина и Фёдор накануне регистрации брака решили заключить брачный договор. По обоюдному согласию они включили в него пункты о способах участия в доходах друг друга, о разделении бытовых обязанностей, о взаимной обязанности супругов сообщать друг другу содержание всей личной и деловой переписки, а также пункт о порядке несения каждым супругом семейных расходов. Нотариус, к которому они обратились за удостоверением брачного договора, указал на необходимость исключить два пункта.

О каких пунктах из перечисленных выше идёт речь? Свой ответ объясните.

Какое условие необходимо, чтобы составленный в письменной форме и удостоверенный нотариусом брачный договор вступил в силу?

Какие ещё полномочия, кроме названного в условии задачи, есть у нотариуса? (Назовите любые два полномочия.)

10. Задания Д27 C4 

В семье гражданки РФ и гражданина Франции, проживающих на территории РФ, родился сын. Используя обществоведческие знания, объясните, как может быть решён вопрос о гражданстве сына. Какие существуют способы обретения гражданства России помимо по праву рождения? Укажите еще два способа (основания).


Прочитайте текст и выполните задания 11-13

В гражданском праве и его доктрине издавна выделяется большая и практически важная группа близких по своим признакам прав в отношении материальных благ, которые получили наименование вещных прав. Этот термин отражает предмет таких прав: ими являются разнообразные материальные ценности, начиная с земли и природных ресурсов, производственных объектов и строений и кончая предметами повседневного быта и денежными знаками.

Основанием для выделения вещных прав является не только их материальный объект, предопределяющий практическое значение этих прав, но и важные юридические особенности. Вещные права позволяют непосредственно воздействовать на их предмет — материальные блага характеризуются продолжительностью или даже бессрочностью действия и дают носителям таких прав правовую защиту против всех третьих лиц. Поэтому вещные права входят в категорию так называемых абсолютных прав.

Эти черты вещных прав и механизм их действия существенно отличают вещные права от обязательственных, предметом которых является возможность требовать определённого поведения от другого субъекта гражданского права. В своём юридическом содержании вещные права шире и дают носителям таких прав больше возможностей для реализации собственных правомочий и интересов.

К числу вещных прав относятся право собственности, а также иные длительные и устойчивые правомочия в отношении материальных благ: долгосрочное пользование земельными участками, сервитуты, право хозяйственного ведения и оперативного управления имуществом и некоторые другие. Эта вторая группа получила в литературе наименование ограниченных вещных прав.

Переход Российской Федерации к рыночным отношениям и расширение имущественного оборота потребовали введения в систему гражданского права категории вещных прав и определения их режима.

Вещные права и прежде всего право собственности являются необходимой предпосылкой, а затем и результатом участия в современном рыночном обороте, выступление в котором требует наличия устойчивых правомочий в отношении материальных ценностей. Для граждан обладание вещными правами создаёт условия для нормальной повседневной трудовой жизни и отдыха.

Вещным правам посвящены обширный раздел II ГК и нормы многих законов, прежде всего о земле, лесах, водах, природных ресурсах и животном мире. Изданы специальные законы об отдельных видах имущества, представляющих особую значимость (о недвижимости, транспортных средствах, драгоценных металлах, валюте). Этот обширный законодательный массив образует в составе гражданского права важнейшую его подотрасль — вещное право.

В системе вещных прав основополагающим является право собственности, которое практически предопределяет все стороны жизни современного государства и общества и существующие в них общественные отношения. В законодательном плане значимость права собственности вообще и в системе вещных прав, в частности, подтверждают Конституция РФ и раздел ГК о вещных правах.

(по Р.Т. Мухаеву)

11. Задание 17 

В какую категорию, согласно тексту, входят вещные права? Назовите два основания, указанные автором, для выделения вещных прав. Укажите предмет обязательственных прав, названный автором.

12. Задание 18 

Опираясь на знание обществоведческого курса, объясните смысл понятия «отрасль права».

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

регулирования имущественных отношений в отношении которых изданы специальные законы.

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)


13. Задание 19 

Автор пишет, что «вещные права и прежде всего право собственности являются необходимой предпосылкой, а затем и результатом участия в современном рыночном обороте». Назовите два любых объекта собственности, названных автором. Приведите по два примера, иллюстрирующих способы приобретения каждого из них юридическим лицом. (Сначала указывайте объект, затем приводите примеры, которые иллюстрируют способы его приобретения.) (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)


14. Задание 24 

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Экологические права граждан и способы их защиты». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.





Контрольная работа блок "Право" вариант 2

1. Задание 1 

Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, являются участниками уголовного судопроизводства со стороны обвинения.

 

1) адвокат (защитник); 2) обвиняемый; 3) прокурор; 4) потерпевший; 5) следователь; 6) дознаватель

 

Найдите два термина «выпадающих» из общего ряда, и запишите в цифры, под которыми они указаны.

2. Задание 14 

Выберите верные суждения об экологическом праве и экологических правонарушениях и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Право каждого на благоприятную окружающую среду закрепляет Красная книга РФ.

2) Экологическое право регулирует общественные отношения, связанные с куплей-продажей земли и других природных ресурсов.

3) Гражданин имеет право на возмещение ущерба, который был причинен его здоровью или имуществу в результате совершения экологического правонарушения.

4) Совершение экологических правонарушений влечет дисциплинарную, гражданскую, административную или уголовную ответственность.

5) К способам защиты благоприятной окружающей среды относится предъявление в суд исков о возмещении вреда, нанесённого природе.

3. Задание 16 

Александру в этом году исполнилось 14 лет. Какие действия в пределах объёма дееспособности он может теперь осуществлять в отличие от его 12-летнего брата? Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) самостоятельно распоряжаться своей стипендией

2) совершать сделки по свободному распоряжению средствами, предоставленными родителями

3) совершать сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды и не требующие нотариального подтверждения

4) вносить вклады в кредитные организации и распоряжаться ими

5) осуществлять права автора изобретения

6) совершать мелкие бытовые сделки

4. Задание 16 

Автомеханик Роман нашёл новую работу по специальности. Для заключения трудового договора он принёс документы воинского учёта и трудовую книжку. Что ещё согласно Трудовому кодексу РФ Роман должен предъявить работодателю? Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие документы. Цифры укажите в порядке возрастания.

 

1) свидетельство о регистрации права собственности на жилое помещение

2) документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учёта, в том числе в форме электронного документа

3) паспорт гражданина РФ

4) налоговое уведомление

5) диплом о профильном образовании

6) выписку из финансово-лицевого счёта

5. Задание 16 

Граждане РФ Марианна и Георгий хотят заключить брак. Найдите в списке обстоятельства, препятствующие заключению брака в соответствии с Семейным кодексом РФ, и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) зарегистрированный брак одного из будущих супругов с другим лицом

2) близкое родство жениха и невесты

3) отказ вступающих в брак пройти медицинское обследование

4) признанная судом недееспособность одного из лиц, желающих заключить брак, вследствие психического расстройства

5) нахождение одного из будущих супругов в местах лишения свободы по приговору суда

6) отсутствие основного общего образования у одного из супругов

6. Задание 14 

Выберите верные суждения об альтернативной гражданской службе и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.

2) Срок прохождения альтернативной гражданской службы равен сроку службы по призыву в Вооруженных Силах РФ.

3) Лица, проходящие альтернативную гражданскую службу, получают заработную плату и имеют право на оплачиваемый отпуск.

4) Альтернативная гражданская служба – это особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства.

5) На альтернативную гражданскую службу направляются граждане, которые имеют основания для освобождения от призыва на военную службу.

7. Задание 15 

Установите соответствие между отраслями права и частями системы права, к которым они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОТРАСЛЬ ПРАВА

А) гражданское

Б) административное

В) конституционное

Г) уголовное

Д) трудовое

ЧАСТЬ СИСТЕМЫ ПРАВА

1) публичное

2) частное

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

8. Задание 15 

Установите соответствие между примерами обстоятельств расторжения брака и порядком расторжения брака. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ПРИМЕР ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

РАСТОРЖЕНИЯ БРАКА

А) Супруг гражданки Н. отказывается

подать заявление о расторжении брака.

Б) Супруги Анна и Пётр, не имеющие

общих несовершеннолетних детей, дали

взаимное согласие на расторжение брака.

В) Супруга гражданина Л., подавшего

заявление на расторжение брака,

признана судом недееспособной.

Г) Гражданин Живов, чья супруга подала

заявление о расторжении брака, осуждён

за совершение преступления к лишению

свободы на срок 5 лет.

Д) Дееспособные супруги Петровы,

родители 9-летнего Ивана, подали

заявление о расторжении брака.


























ПОРЯДОК РАСТОРЖЕНИЯ

БРАКА

1) в органах ЗАГС

2) в судебном порядке

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

9. Задание 15 

Установите соответствие между действиями по охране окружающей среды и элементами правового статуса гражданина Российской Федерации: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ДЕЙСТВИЯ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

А) выдвигать предложения о проведении экологической общественной экспертизы и участвовать в её проведении

Б) принимать участие в собраниях и митингах по вопросу окружающей среды

В) направлять обращения в органы местного самоуправления

Г) сохранять природу и окружающую среду

Д) бережно относиться к природным богатствам

ЭЛЕМЕНТ ПРАВОВОГО СТАТУСА ГРАЖДАНИНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1) обязанности

2) права

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

A

Б

В

Г

Д



10. Задания Д26 C4 

Назовите и проиллюстрируйте примерами три основных правомочия собственника (права собственности). (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

11. Задания Д27 C4 

Гражданин Н., 17 лет, обратился с исковым заявлением в суд с ходатайством о признании себя полностью дееспособным (эмансипации). Суд удовлетворил ходатайство.

Укажите два обстоятельства, которые могли стать основанием для удовлетворения иска Н. В каком случае полная дееспособность несовершеннолетнего наступает автоматически без решения суда?



Прочитайте текст и выполните задания 12-13

Административное право находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации. Нормы административного права содержатся в Конституции РФ, федеральных законах и подзаконных актах, нормативных актах региональных органов государственной власти.

В административном праве отношения между гражданами и государственными органами основаны на принципе власти и подчинения, поэтому обязательным субъектом административных отношений является исполнительный орган, реализующий властные полномочия. Наказания за нарушение норм административного права могут налагаться не только судом, но и органами исполнительной власти, а также должностными лицами, которым закон даёт такие полномочия. Предусмотрена отдельная юридическая ответственность для должностных лиц. При этом за одно и то же правонарушение граждане и должностные лица несут различную ответственность — у должностных лиц она значительно строже. За одно правонарушение ответственность могут одновременно нести сразу несколько лиц — гражданин, должностное лицо и организация. Например, за торговлю товарами с просроченным сроком годности штраф может быть наложен одновременно на директора магазина и на торговую организацию.

Каким же образом административные органы охраняют общественный порядок и безопасность граждан? Прежде всего, путем применения административно-предупредительных мер, то есть мер, направленных на предупреждение возможных правонарушений или причинения вреда жизни, здоровью, собственности граждан или интересам государства. Административно-предупредительные меры не связаны с совершением правонарушения и носят профилактический характер. К административно предупредительным относятся такие меры, как проверка документов, досмотр вещей, введение карантина, прекращение движения транспорта по опасным участкам дороги.

Для прекращения противоправных действий применяются меры административного пресечения. Цель этих мер — не только пресечь противоправные действия, но и свести к минимуму их последствия, не дать административному проступку перерасти в уголовное преступление. Административно-восстановительные меры призваны восстанавливать порядок вещей, нарушенный противоправными действиями. Наконец, меры административной ответственности выражаются в наложении взыскания на лицо, совершившее правонарушение.

(По С. А. Лосеву)

12. Задание 17 

Чем, по мнению автора, отличаются административно-предупредительные меры от других видов мер, которые используют административные органы для обеспечения общественного порядка и безопасности граждан? Почему, по мнению автора, реализующий властные полномочия исполнительный орган является обязательным субъектом административных отношений? В чем видит автор особенности наложения административных взысканий по сравнению с уголовными наказаниями? (Укажите любые три особенности.)

13. Задание 19 

Автор указывает, что административные взыскания могут накладываться широким кругом должностных лиц в пределах их компетенций и полномочий. Приведите три примера наложения взыскания различными должностными лицами. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)


14. Задание 24 

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Особенности уголовного процесса». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!