СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по учебному предмету "история"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Метадическая разработка по учебному предмету "История" для 11 классов или групп СПО. Тема "Перестройка"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по учебному предмету "история"»











Методическая разработка урока

по истории в 11 классе

Перестройка.  Экономические реформы.



                                                           

























                            

      Раздел:  СССР на этапе перестройки.

Тема: «Перестройка. Экономические реформы».

Цель: познакомить учащихся с хронологическими этапами Перестройки, экономическими реформами этого периода.

Задачи:

Обучающая: обобщить и конкретизировать полученные учащимися знания о развитии страны в «застойный» период 2) обозначить причины перестройки; 3) уяснить такие понятия как «перестройка», «ускорение», термины: «хозрасчёт», «самоокупаемость»; 4) понять суть экономических реформ.

Развивающая: 1) Умение работать с текстом учебника, раздаточным материалом (с документами, плакатами-карикатурами, таблицами), с терминологией, понятиями.

2) умение сравнивать, сопоставлять, что сохранялось от периода застоя, и что стало в период реформирования, различные точки зрения и отношение к перестройке.

Воспитательная: постепенно приучать учащихся к трудолюбию и уважению к друг к другу во время самостоятельной работы, уметь выслушать точку зрения своих товарищей, сообща работать над поставленной проблемой.

Оборудование:

1)Учебник: «История России XX век» - А.А. Данилов  Л.Г. Косулина; 2) Плакаты на доске; 3) Раздаточный материал: журналы, документы,  индивидуальные, групповые задания; дидактический материал: памятки.

 

План урока.

 

1.     Организационный момент.                                                                2 мин.

2.     Постановка целей и задач.                                                                 3 мин.

3.     Подготовка к восприятию нового материала (опрос по вопросам домашнего задания).                                                                          10 мин.

4.     Изучение новой темы.

            а) сформулировать причины перестройки                                  5 мин.

            б) «раскрыть понятие перестройка»

            в) работа с учебником: поиск экономических реформ              3 мин.

            г) работа по группам:                                                                    5 мин.

        с документом;

        с таблицей;

        с учебником;

        с плакатами;

        индивидуальная работа с документом «программа 500 дней»

                    д) отчёт о выполненной работе.                                              10 мин.

                     

     5. Закрепление ТЕСТ (с взаимопроверкой)                                             3 мин.            

     6. Подведение итогов, выставление оценок.                                           4 мин.

     7. Домашнее задание.

 

                                                     Ход  урока.

1.     Организационный момент.

2.     Постановка целей, задач, оборудование.

На доске – Раздел: СССР на этапе перестройки (Горбачёв М. С. и его время).

Учитель: Этому разделу мы посвятим несколько уроков, так как он охватывает длительный период (1985–1991г.г.) и разные сферы общественной жизни.

Какие сферы общественной жизни вы знаете?

Ученики: Политическая, социальная, экономическая, духовная сферы общественной жизни.

Учитель: Тема сегодняшнего урока:

«Перестройка. Экономические реформы».                                             Cлайд 2

Как вы думаете, что станет предметом нашего внимания?

Ученики: Период перестройки, экономические реформы, проводимые

М.С. Горбачёвым.

Учитель: Предположите, чем мы будем заниматься на уроке?

Ученики: выявим причины перестройки, дадим понятие «перестройка», будем говорить о реформировании экономики нашей страны. ……

Учитель: Зачем нам нужно знать этот период?

Ученики: Наша история, в этот период жили наши дедушки и бабушки, мамы и папы, старшие братья и сёстры, произошли большие перемены во всех сферах жизни общества. ……

Учитель: Запишите в тетрадь тему урока.

3.     Подготовка к восприятию нового материала.

Учитель: Начало переменам было положено 11 марта 1985 года, избранием на пост Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачёва.                 Cлайд 3

Как вы считаете, почему личность М.С. Горбачёва вызывала симпатии со стороны общественности?       (вопрос из анкеты для родителей)

Ученики: Был открыт для общения с простыми гражданами, что было не характерно для его предшественников, не уходил от острых вопросов, признавал, что уровень жизни Советских людей значительно отстаёт от уровня жизни в США и других высокоразвитых стран, давал множественные обещания о решении продовольственных проблем.

Учитель: Назовите отрицательные итоги периода застоя? (опрос по домашнему заданию)

Ученик 1. В период застоя была проведена аграрная реформа, на проведение которой было затрачено много средств (за 1966 – 1980г.г. их сумма составила почти 400 млрд. рублей), использовалась крайне не эффективно. Часть их расходовалась на строительство гигантских комплексов, дорогостоящую технику, на непродуманную мелиорацию и химизацию почвы.

      Введение стабильных денежных окладов в колхозах обернулось ростом иждивенческих настроений. К началу 80-х годов колхозы и совхозы в целом оказались убыточными. Сократилась пашня. Потери сельскохозяйственной продукции составили от 20% до 40% от урожая. Страна с чернозёмными землями стала самым крупным импортёром зерна и продуктов питания.

Ученик 2. Реформа в промышленности пошла на убыль. Поползли в низ плановые показатели: среднегодовые темпы прироста национального дохода, снизились темпы роста производительности труда. Это объяснялось: неблагоприятной демографической ситуацией и снижением удельного веса трудоспособного населения; истощением традиционной сырьевой базы и резким удорожанием добычи полезных ископаемых; физическим износом и моральным старением оборудования; значительным ростом военных расходов.

Ученик 3 . С приходом к власти Брежнева увеличилось финансирование оборонных программ. Те средства, которые шли на гонку вооружения могли быть использованы на повышение жизненного уровня советских людей, напротив, разработка перспективных моделей вооружений консервировали уровень жизни людей, а порой подрывали его. Проводилась борьба с дессиденством (инакомыслящий человек, не разделяющий господствующую идеологию). Стало широко применяться практика заключения в специальные психиатрические лечебницы, находившиеся на балансе МВД и КГБ.

 Ученик 4. Несмотря на первоклассные, а порой и уникальные разработки советских учёных в фундаментальной науке, в практической жизни прогресс (развитие и совершенствование) науки и техники не ощущался. Даже к началу 80-х гг. вручную работали 40% рабочих промышленности, до 60% строителей, до 75% работников сельского хозяйства.

 К 1985 году, когда в США действовало 1,5 млн. новейших ЭВМ и 17 млн. персональных компьютеров и ЭВМ, в СССР насчитывалось несколько десятков тысяч аналогичных машин, преимущественно устаревших моделей. Ситуация обострилась из-за предпринятых Западом санкций в отношении СССР после начала Афганской войны, когда доступ в страну лучших зарубежных образцов техники и наукоёмких технологий фактически прекратился. В результате к середине 80-х гг. СССР вновь оказался перед угрозой нового стадиального отставания от стран Запада.

Учитель: Как отражался негатив застоя на жизни общества? Был ли это кризис экономики?

Ученик 5.  Решение экономических задач на экстенсивной основе предопределило и слабость социальных программ.

Социальная сфера финансировалась исключительно по остаточному принципу. Сокращалось жилищное строительство, несмотря на рост населения. Урезаны расходы на здравоохранение. Рост населения и падение темпов сельскохозяйственного производства вновь привели к обострению продовольственной проблемы. Потребление продуктов было в СССР втрое ниже, чем это допускалось медицинскими нормами. В тоже время резко увеличились импортные поставки продовольствия (за 1970 – 1987 гг. закупки мяса и мясопродуктов выросли в 5,2 раза; рыбы и рыбопродуктов в 12,4 раза; растительного масла в 12,8 раза; зерна в 13,8 раза; масла животного в 183,2 раза). Главным источником средств для этих закупок стал экспорт нефти: доля топлево-сырьевого экспорта поднялась с 16,2% до 54,4%, а доля машин и оборудования упала с 20,7% до 12,5 %.

   Уже в 70-е гг. в некоторых областях начала вводиться карточная система распределения продуктов. Прирост реальных доходов на душу населения упал с 5,9% в 1966 – 1970 гг. до 2,1%  в 1981 – 1985 гг.

    Рост дефицита товаров народного потребления, и продуктов питания.

Ученик 6. К середине 80-х годов 20 млн. хронических алкоголиков, не поддающихся лечению  на страну, насчитывающую 280 млн. человек. Официальные лица утверждали, что доход от алкогольной торговли достигал 60 млрд. рублей. Однако в годы гласности новый генсек назвал другую цифру – 150 млрд. рублей. Их называли «пьяные годы». Росло социальное иждивенчество, которое устраивало 60 – 70%  «работников». Жизнь становилась сплошным праздником.

    Каждое воскресенье – День какой-нибудь профессии. Золотой запас страны сократился с 2050 до 577 тонн – его проели, пропили (как и доходы от нефти, оружия, водки).

            4. Изучение новой темы.

Учитель: Вы перечислили отрицательные итоги периода застоя, и как они отразились на жизни общества. На слайде 4    представлены предпосылки перестройки. Попробуйте сформулировать причины перестройки. (работа парами, обсуждение 2 мин.)

Ученики:

1. Падение производительности труда.

2. Падение темпов роста промышленного производства.

3. Научно-технический разрыв с Западом.

4. СССР превращается в сырьевой придаток СЭВ (экспорт нефти).

5. Сокращение доходов от экспорта, рост внешнего долга.

6. Непосильная гонка вооружений, рост внешнеполитической изоляции.

7. Не эффективное использование финансовых средств.

8. Падение дисциплины, паралич общественного сознания.

     9. Отсутствуют или находятся в большом дефиците отечественные товары массового спроса, затоваривание некачественными продуктами.

Учитель: В тетрадь записывается тема урока, хронологические рамки перестройки. Слайд 5        

 Так что же такое «Перестройка »?             Слайд 6                              

 Определение понятия «Перестройка» (на рабочем листе)

Перестройка – стратегический курс, выработанный КПСС на XXVII съезде партии, направленный на глубокое, радикальное обновление всех сторон жизни советского общества, придание социализму самых современных форм организации, наиболее полное раскрытие его достоинств во всех аспектах: экономическом, социально-политическом и идеологическом.

Учитель: Как объяснял М.С. Горбачёв необходимость перестройки и в чем видел её суть?                                                                                      

 Фонограмма речи Горбачёва (прослушивается);                                    Слайд 6

Учитель: Используя текст учебника, начните заполнять таблицу «Эволюция перестройки» и внесите в каждый этап пункты по реформированию экономики (используется рабочий лист урока, как раздаточный материал).     

Ученики:   (парная работа, 3 мин.)  Данные проделанной работы комментируются  учащимися и проверяются.                                         Слайд 7

         Таблица1                                         «Эволюция перестройки».                                                                                 

апрель 1985 –

первая пол. 1987 года

вторая пол. 1987 –

первая пол. 1989 года

вторая пол. 1989 –

первая пол. 1991года

Экономическая

1.Антиалкогольная компания;

2. Госприёмка;

3.Закупка импортного оборудования;

4. Сокращение закупок ширпотреба за рубежом.

1. Расширение самостоят. гос. предприятий на принципах хозрасчёта и самоокупаемости;

2. Разрешение индивидуальной трудовой деятельности;

3. Разрешена аренда земли и семейный подряд

4.Самостоятельность местных рынков.

5. Конверсия;

6.Интеграция в мировой рынок;

7.Сокращение отраслевых министерств.

Экономические программы:

1.Абалкина;

2.Российская «500 дней» -

 Шаталина-Явлинского;

3.Правительственная  Павлова;

4. Президентская.

 

«Закон о государственном предприятии» - госзаказ.

 

Учитель: Давайте разберём новые термины урока, которые у Вас имеются на рабочих листах урока:

Хозрасчёт – метод планового хозяйствования, который предполагает достаточную прибыльность, рентабельность и самоокупаемость предприятий.

Самофинансирование – предприятие само окупает все затраты на производство, не требуя дополнительного финансирования.

                                (термины лучше дать в виде раздаточного материала)

Учитель: Класс делится на группы (дифферецированный подход).

                 Раздаются задания.

1 группа. Работа с документом «Главный вопрос… в том, как и за счёт чего страна может добиться экономического развития». Из доклада М.С. Горбачёва на Пленуме ЦК КПСС 23 апреля 1985 года. Вопрос звучит в названии документа. При ответе используйте памятку для анализа исторического документа.

2 группа. Анализ таблицы «Сравнительная производительность труда в СССР и США»  (Производительность труда в США – 100%)

1960 – 1969 г.г.

1970 – 1979 г.г.

1980 – 1986 г.г.

в промышленности  44%

в промышленности 53%

в промышленности 55%

сельском хозяйстве 25%

 

 Анализ таблицы «Экономическое развитие СССР».

Среднегодовые показатели, %

1986

1987

1988

1989

1990

Темпы прироста производительности труда.

 

    2,1

 

1,6

 

4,8

 

2,2

 

-3

Найдите подтверждение своих выводов в тексте учебника.

3 группа. Учащиеся анализируют предложенные учителем статью «Нужен успех и не дутый! Отрезвление без умаления» из журнала «Трезвость и культура» № 10 1988 г. и плакаты, которые вывешиваются на доску:

1. Плакат «Найти и обезвредить», авторы: С. Гулевский и Ю. Гулевская;

2. Плакат «ТК», автор Ю. Леонов;

3. «Освободись от того, что мешает», автор В.И. Вештан.

Что между ними общего?

Ученик. Индивидуальное задание: Проанализировать отрывок из программы «500 дней». При ответе используйте памятку для анализа исторического документа.

1. Какое значение для ускорения экономического развития могла сыграть программа «500 дней»?

  -  Личная заинтересованность в своём труде, чтобы каждый на своём месте работал добросовестно и с полной отдачей.

2. В чём суть программы «500 дней»?

  -  Переход к рыночной экономике. Провести приватизацию государственных предприятий, чтобы создать реальную основу для экономического союза республик, повысить жизненный уровень граждан и преодолеть отставание от других стран.

3. Почему рыночная экономика не была принята на этапе перестройки?

 -  Эта программа значительно урезала власть Центра. Под давлением консерваторов Горбачёв отказался от поддержки этой программы.

Возможные ответы учащихся, которые работали в группах:

Группа 1.

       «Главный вопрос… в том, как и за счёт чего страна может добиться ускорения экономического развития». Из доклада М.С. Горбачёва на Пленуме ЦК КПСС 23 апреля 1985 год.

       «Страна может добиться ускорения   экономического развития, если поставить интенсификацию экономики и ускорение научно-технического прогресса, перестроить управление и планирование, структурную и инвестиционную политику, повсеместно повысить организованность и дисциплину, коренным образом улучшить стиль деятельности. Сравнительно быструю отдачу можно получить, если привести в действие организационно- экономические и социальные резервы, и в первую очередь, активизировать человеческий фактор, добиться того, чтобы каждый на своём месте работал добросовестно и полной отдачей».

Группа 2.

Из таблицы «Сравнительная производительность труда в СССР и США» видно, что производительность труда в США принята за 100% тогда как производительность труда в промышленности СССР за последние годы составляет 55% - это почти в 2 раза меньше. Если оценивать сельское хозяйство, то производительность труда в СССР в 4 раза меньше чем в США.

Из таблицы «Экономическое развитие СССР» видно, что реформы в области экономики в 1988 году достигли наивысшего показателя, но в последующие годы наблюдается спад. Очевидно, эти реформы носили на завершённый или не продуманный до конца характер.

         В подтверждение нашей версии  А.А. Данилов и Л.Г.  Косулина утверждают, что реформы не носили последовательного характера, большинство проводимых мероприятий откладывались или растягивались на неопределённый период. Ни одна из реформ не была доведена до логического завершения, а значит, не могла дать положительных результатов.

Группа 3. Статья и плакаты отражают и обличают алкоголизм в нашей стране.                                                                                 Слайд 8, гиперссылка

Статья 1. «Нужен успех, и не дутый! Отрезвление без умаления».

2. Журнал «Трезвость и культура» № 10, 1988, С.1.

3. Статья компрометирует пьянство в нашей стране, в которой умение пить «лошадиными дозами» почиталось за доблесть. Пили как руководители, так и подчинённые. Статья призывает не останавливаться на достигнутом в борьбе с пьянством, а продолжать борьбу в открытую.

1. Плакат «Найти и обезвредить», авторы: С. Гулевский и Ю. Гулевская (3 премия на Всесоюзном конкурсе «Трезвость – норма социалистического образа жизни») призывает к борьбе с самогоноварением.

2. Плакат «С 14-00 – до 20-00», автор Ю. Леонов, призывает прислушаться к своему здоровью, говорит о вреде алкоголизма и зависимости от алкогольной продукции большого количества населения.

3. «Освободись от того, что мешает», автор В.И. Вештан (плакат-участник Всесоюзного конкурса «Трезвость – норма социалистического образа жизни» бутылка в виде кнопки, которая находится в обуви и соответственно приносит боль.

Учитель: Экономические реформы сопровождались сопутствующими факторами, которые отрицательно повлияли на экономику нашей страны.

Они отражены на слайде 9.                                           Слайд 10, гиперссылка

Какие же конкретные результаты в социально-экономической сфере мы получили в ходе перестройки? Они отражены на слайде 12          Слайд 11                                                                                                                                              

Задайте вопрос своим родителям и подумайте вместе с ними

Стали ли мы лучше жить, после экономических преобразований?     Слайд 12

5.     Закрепление:      Тест.

1. Назовите главное направление первоначального варианта экономических реформ, предложенного М.С. Горбачёвым:

а) ускорение социально-экономического развития;

б) переход к регулируемому рынку;

в) переход к свободной рыночной экономике;

2. Экономическая реформа 1987 г. предусматривала:

а) расширение самостоятельности предприятий;

б) внедрение хозрасчёта и самофинансирования;

в) постепенное возрождение частного сектора;

г) отказ от монополии внешней торговли.

3. Когда была разработана программа «500 дней»?

а) 1988 г.;

б) 1989 г.;

в) 1990 г.;

4. Авторами программы 500дней» были:

а) М.С. Горбачёв;

б) С.С. Шаталин;

в) Е.Т. Гайдар;

г) Г.А. Явлинский;

5. Главными причинами неудач экономических реформ в годы перестройки были:

а) тактические просчёты;

б) предлагавшиеся им меры не носили последовательного характера;

в) реформы носили половинчатый характер

г) все варианты ответов.

Ученики  обмениваются результатами теста, и идёт взаимная проверка со       слайда 13          

                                                                                                                                     

 Ответы:  1 – а; 2 – а, б; 3 – в; 4 – б, г; 5 – г.

 

       6. Подведение итогов:

Учитель: Что нового узнали вы сегодня на уроке?

Ученики: Что такое перестройка, экономические реформы периода перестройки, сопутствующие факторы, результаты…

              Выставление оценок.

       7. Домашнее задание: & 49.

 

 

Рабочий лист урока.

Тема: Перестройка. Экономические реформы.

 

Новые термины урока:

   

Перестройка – стратегический курс, выработанный КПСС на XXVII съезде партии, направленный на глубокое, радикальное обновление всех сторон жизни советского общества, придание социализму самых современных форм организации, наиболее полное раскрытие его достоинств во всех аспектах: экономическом, социально-политическом и идеологическом.

Хозрасчёт – метод планового хозяйствования, который предполагает достаточную прибыльность, рентабельность и самоокупаемость предприятий.

Самофинансирование – предприятие само окупает все затраты на производство, не требуя дополнительного финансирования.

                                                                                                                 Таблица1                                       

                                 «Эволюция перестройки».                                                                                 

                      Сферы         апрель 1985- –

первая                            пол. 1987 года

вторая пол. 1987 –

первая пол. 1989 года

вторая пол. 1989 –

первая пол. 1991года

                        Политическая

                 Экономическая

                    Социальная

                   Духовная

 

 

 

 

 

 

                                          Задания на урок.

1 группа. Работа с документом «Главный вопрос… в том, как и за счёт чего страна может добиться экономического развития». Из доклада М.С. Горбачёва на Пленуме ЦК КПСС 23 апреля 1985 года.

    Вопрос звучит в названии документа. При ответе используйте памятку для анализа исторического документа.

 

2 группа. Анализ таблицы «Сравнительная производительность труда в СССР и США»  (Производительность труда в США – 100%)

1960 – 1969 г.г.

1970 – 1979 г.г.

1980 – 1986 г.г.

в промышленности  44%

в промышленности 53%

в промышленности 55%

сельском хозяйстве 25%

 

 Анализ таблицы «Экономическое развитие СССР».

Среднегодовые показатели, %

1986

1987

1988

1989

1990

Темпы прироста производительности труда.

 

    2,1

 

1,6

 

4,8

 

2,2

 

-3

Найдите подтверждение своих выводов в тексте учебника.

 

3 группа. Проанализируйте предложенную статью «Нужен успех и не дутый! Отрезвление без умаления» из журнала «Трезвость и культура» № 10 1988 г. и плакаты, которые на доске:

1. Плакат «Найти и обезвредить», авторы: С. Гулевский и Ю. Гулевская;

2. Плакат «ТК», автор Ю. Леонов;

3. «Освободись от того, что мешает», автор В.И. Вештан.

Что между ними общего?

 

Ученик. Индивидуальное задание: Проанализировать отрывок из программы «500 дней». При ответе используйте памятку для анализа исторического документа.

1. Какое значение для ускорения экономического развития могла сыграть программа «500 дней»?

2. В чём суть программы «500 дней»?

3. Почему рыночная экономика не была принята на этапе перестройки?

 

 





















































 



13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!