Совершенствование
универсальных учебных действий на уроках биологии
Учитель биологии МБОУСОШ №4 с.Коноково: Каменецкая С.С.
Универсальные учебные действия (УУД) -
- не что иное, как конкретизация термина «умение учиться» , т.е. действия учащихся, которые обеспечивают самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений.
В состав УУД входят 4 блока
3
Приёмы совершенствования универсальных учебных действий
- обучение приемам поиска информации
- умения «свертывания» информации
Разнообразные приемы работы с текстом учебника :
- найди место в учебнике, где описывается объект, представленный на
рисунке;
- · упражнение « редактор »
- · поставь вопросы к данному абзацу;
- · составь суждение по тексту параграфа;
- · выдели ключевые слова в отрывке текста;
- · расскажи по опорным словам (разверни информацию);
- ·· создай таблицу (сверни информацию);
- · составь план изучения темы;
- · составь набор понятий темы;
- · составь предложения по теме, используя слова « так как » , « потому
- что » , « следовательно » , « если, то » ;
- · зашифруй понятия темы в символы, систему или последовательность
- символов;
- · составь разные предложения с одним и тем же понятием.
Умения «свертывания» информации
· запишите тему, выделите ключевые слова;
· найдите основные разделы текста, дайте им названия;
· установите взаимосвязи (стрелки, блоки);
· приведите примеры
Проблемная ситуация и актуализация знаний. 1. Посмотрите видеофрагмент «Бактерии». Как вы думаете, кто эти организмы? 2. Какие ассоциации у вас возникают, когда говорят о бактериях? 3.Как вы думаете, бактерии: враги или друзья для человека? 4. Что должны знать люди об этих организмах, чтобы противостоять бактериальным инфекциям, чтобы лечить возникшее заболевание, чтобы использовать бактерии в практической деятельности человека?
Самостоятельное применение знаний
1.Вставить пропущенные буквы в терминах :
.. б.. лочка, ц..топлазма, ..дро, в..куоли, пл..стиды, хл..р..пласты, п..гмент, хл..р..филл
2. Задание: закончите предложения, используя текст параграфа.
1. Бактерии называют микроорганизмами, потому что...
2. Бактерии, имеющие округлую форму, называются...
3. Клетки, в которых отсутствует ядро, называются...
4. Бактерии размножаются путем...
5. Бактерии, способные образовывать органические вещества из неорганических...
3. Прочитайте сказку, подчеркните основные процессы жизнедеятельности клетки.
Загляните на часок В нашу клетку-теремок, В цитоплазме там и тут Органоиды живут. Там такое происходит - Цитоплазма кругом ходит, Помогает то движенье В клетке чудным превращеньям.
Их не видел Левенгук, Удивился б Роберт Гук. В клетку пища поступает Очень даже непростая, Днем и ночью круглый год Поступает кислород. Должен пищу он окислить, А из клетки – углекислый. Часть веществ построит клетку, (Так растет листок иль ветка) Часть – отложится в запас, Что не нужно в тот же час Удаляется из клетки. Коли пища поступает, Клетка быстро подрастает. Наступает миг деленья, Это не одно мгновенье. Длится рост и размножение Столько, сколь живет растение. И название “растение” Получило объяснение. Мы вам сказку рассказали. Что о клетке вы узнали?
Постановка проблемы: одна бактериальная клетка за сутки потребляет пищи в 30 раз больше своей массы, – это все равно, как если бы школьник массой 35-40 кг съедал бы в день более тонны пищи.
Задание: прочитайте текст учебника и подумайте: способны ли некоторые бактерии создавать органические вещества из неорганических веществ? Откуда получают органические вещества остальные бактерии? Как называются эти бактерии? Закончите схему:
?
?
Запишите состав клетки
СИНКВЕЙН
Тематические синквейны, текст которых состоит из пяти строк
1 строка – 1 существительное (тема), 2 строка – 2 прилагательных (описание темы ), 3 строка – 3 глагола (описание действий), 4 строка – фраза из 4 слов, показывающих отношение к теме 5 строка – 1 слово (резюме или синоним, который повторяет суть темы).
1.СПИД !
2.Опасный, смертельный.
3.Калечит, уродует, разрушает.
4.Распространяется из-за невежества.
5.Болезнь.
Класс насекомые
Рефлексия. Закончите предложения и оцените работу товарища по парте.
- 1. А вы знаете, что сегодня на уроке я…
- 2. Больше всего мне понравилось…
- 3. Самым интересным сегодня на уроке было...
- 4. Самым сложным для меня сегодня было...
- 5. Сегодня на уроке я почувствовал...
- 6. Сегодня я понял...
- 7. Сегодня я научился...
- 8. Сегодня я задумался…
- 9. Сегодняшний урок показал мне...
- 10. На будущее мне надо иметь в виду...
Итак, что же дают универсальные учебные действия?
Они: - обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять учебную деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать ее результаты; - создают условия развития личности на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность.