СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по теме "Совершенствование универсальных учебных действий на уроках биологии"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны овладеть учащиеся. Логика развития универсальных учебных действий строится по формуле: от действия к мысли. Развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование универсальных учебных действий. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаѐт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по теме "Совершенствование универсальных учебных действий на уроках биологии"»

 Совершенствование универсальных учебных действий на уроках биологии  Учитель биологии МБОУСОШ №4 с.Коноково: Каменецкая С.С.

Совершенствование

универсальных учебных действий на уроках биологии

Учитель биологии МБОУСОШ №4 с.Коноково: Каменецкая С.С.

Универсальные учебные действия (УУД) - - не что иное, как конкретизация термина «умение учиться» ,  т.е. действия учащихся, которые обеспечивают самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений.

Универсальные учебные действия (УУД) -

- не что иное, как конкретизация термина «умение учиться» , т.е. действия учащихся, которые обеспечивают самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений.

В состав УУД входят 4 блока 3

В состав УУД входят 4 блока

3

Приёмы совершенствования универсальных учебных действий   обучение приемам поиска информации умения «свертывания» информации

Приёмы совершенствования универсальных учебных действий

  • обучение приемам поиска информации
  • умения «свертывания» информации
Разнообразные приемы работы с  текстом учебника :   найди место в учебнике, где описывается объект, представленный на рисунке; · упражнение « редактор » · поставь вопросы к данному абзацу; · составь суждение по тексту параграфа; · выдели ключевые слова в отрывке текста; · расскажи по опорным словам (разверни информацию); ·· создай таблицу (сверни информацию); · составь план изучения темы; · составь набор понятий темы; · составь предложения по теме, используя слова « так как » , « потому что » , « следовательно » , « если, то » ; · зашифруй понятия темы в символы, систему или последовательность символов; · составь разные предложения с одним и тем же понятием.

Разнообразные приемы работы с текстом учебника :

  • найди место в учебнике, где описывается объект, представленный на

рисунке;

  • · упражнение « редактор »
  • · поставь вопросы к данному абзацу;
  • · составь суждение по тексту параграфа;
  • · выдели ключевые слова в отрывке текста;
  • · расскажи по опорным словам (разверни информацию);
  • ·· создай таблицу (сверни информацию);
  • · составь план изучения темы;
  • · составь набор понятий темы;
  • · составь предложения по теме, используя слова « так как » , « потому
  • что » , « следовательно » , « если, то » ;
  • · зашифруй понятия темы в символы, систему или последовательность
  • символов;
  • · составь разные предложения с одним и тем же понятием.
Умения «свертывания» информации · запишите тему, выделите ключевые слова; · найдите основные разделы текста, дайте им названия; · установите взаимосвязи (стрелки, блоки); · приведите примеры

Умения «свертывания» информации

· запишите тему, выделите ключевые слова;

· найдите основные разделы текста, дайте им названия;

· установите взаимосвязи (стрелки, блоки);

· приведите примеры

  Проблемная ситуация и актуализация знаний.   1. Посмотрите видеофрагмент «Бактерии». Как вы думаете, кто эти организмы?   2. Какие ассоциации у вас возникают, когда говорят о бактериях?  3.Как вы думаете, бактерии: враги или друзья для человека?  4. Что должны знать люди об этих организмах, чтобы противостоять бактериальным инфекциям, чтобы лечить возникшее заболевание, чтобы использовать бактерии в практической деятельности человека?

Проблемная ситуация и актуализация знаний. 1. Посмотрите видеофрагмент «Бактерии». Как вы думаете, кто эти организмы? 2. Какие ассоциации у вас возникают, когда говорят о бактериях? 3.Как вы думаете, бактерии: враги или друзья для человека? 4. Что должны знать люди об этих организмах, чтобы противостоять бактериальным инфекциям, чтобы лечить возникшее заболевание, чтобы использовать бактерии в практической деятельности человека?

Самостоятельное  применение знаний 1.Вставить пропущенные буквы в терминах :  .. б.. лочка, ц..топлазма, ..дро, в..куоли, пл..стиды, хл..р..пласты, п..гмент, хл..р..филл  2. Задание: закончите предложения, используя текст параграфа. 1. Бактерии называют микроорганизмами, потому что... 2. Бактерии, имеющие округлую форму, называются... 3. Клетки, в которых отсутствует ядро, называются... 4. Бактерии размножаются путем... 5. Бактерии, способные образовывать органические вещества из неорганических...

Самостоятельное применение знаний

1.Вставить пропущенные буквы в терминах :

.. б.. лочка, ц..топлазма, ..дро, в..куоли, пл..стиды, хл..р..пласты, п..гмент, хл..р..филл

2. Задание: закончите предложения, используя текст параграфа.

1. Бактерии называют микроорганизмами, потому что...

2. Бактерии, имеющие округлую форму, называются...

3. Клетки, в которых отсутствует ядро, называются...

4. Бактерии размножаются путем...

5. Бактерии, способные образовывать органические вещества из неорганических...

3. Прочитайте сказку, подчеркните основные процессы жизнедеятельности клетки. Загляните на часок  В нашу клетку-теремок,  В цитоплазме там и тут  Органоиды живут.  Там такое происходит -  Цитоплазма кругом ходит,  Помогает то движенье  В клетке чудным превращеньям.   Их не видел Левенгук,  Удивился б Роберт Гук.  В клетку пища поступает  Очень даже непростая,  Днем и ночью круглый год  Поступает кислород.  Должен пищу он окислить,  А из клетки – углекислый.  Часть веществ построит клетку,  (Так растет листок иль ветка)  Часть – отложится в запас,  Что не нужно в тот же час  Удаляется из клетки.  Коли пища поступает,  Клетка быстро подрастает.  Наступает миг деленья,  Это не одно мгновенье.  Длится рост и размножение  Столько, сколь живет растение.  И название “растение”  Получило объяснение.  Мы вам сказку рассказали.  Что о клетке вы узнали?

3. Прочитайте сказку, подчеркните основные процессы жизнедеятельности клетки.

Загляните на часок В нашу клетку-теремок, В цитоплазме там и тут Органоиды живут. Там такое происходит - Цитоплазма кругом ходит, Помогает то движенье В клетке чудным превращеньям.

Их не видел Левенгук, Удивился б Роберт Гук. В клетку пища поступает Очень даже непростая, Днем и ночью круглый год Поступает кислород. Должен пищу он окислить, А из клетки – углекислый. Часть веществ построит клетку, (Так растет листок иль ветка) Часть – отложится в запас, Что не нужно в тот же час Удаляется из клетки. Коли пища поступает, Клетка быстро подрастает. Наступает миг деленья, Это не одно мгновенье. Длится рост и размножение Столько, сколь живет растение. И название “растение” Получило объяснение. Мы вам сказку рассказали. Что о клетке вы узнали?

Постановка проблемы: одна бактериальная клетка за сутки потребляет пищи в 30 раз больше своей массы, – это все равно, как если бы школьник массой 35-40 кг съедал бы в день более тонны пищи. Задание: прочитайте текст учебника и подумайте: способны ли некоторые бактерии создавать органические вещества из неорганических веществ? Откуда получают органические вещества остальные бактерии? Как называются эти бактерии? Закончите схему: ? ?

Постановка проблемы: одна бактериальная клетка за сутки потребляет пищи в 30 раз больше своей массы, – это все равно, как если бы школьник массой 35-40 кг съедал бы в день более тонны пищи.

Задание: прочитайте текст учебника и подумайте: способны ли некоторые бактерии создавать органические вещества из неорганических веществ? Откуда получают органические вещества остальные бактерии? Как называются эти бактерии? Закончите схему:

?

?

Запишите состав клетки

Запишите состав клетки

СИНКВЕЙН Тематические синквейны, текст которых состоит из пяти строк 1 строка – 1 существительное (тема),   2 строка – 2 прилагательных (описание темы ),   3 строка – 3 глагола (описание действий),   4 строка – фраза из 4 слов, показывающих отношение к теме   5 строка – 1 слово (резюме или синоним, который повторяет суть темы).   1.СПИД ! 2.Опасный, смертельный. 3.Калечит, уродует, разрушает. 4.Распространяется из-за невежества. 5.Болезнь.  

СИНКВЕЙН

Тематические синквейны, текст которых состоит из пяти строк

1 строка – 1 существительное (тема),  2 строка – 2 прилагательных (описание темы ),  3 строка – 3 глагола (описание действий),  4 строка – фраза из 4 слов, показывающих отношение к теме  5 строка – 1 слово (резюме или синоним, который повторяет суть темы).

 

1.СПИД !

2.Опасный, смертельный.

3.Калечит, уродует, разрушает.

4.Распространяется из-за невежества.

5.Болезнь.

 

Класс насекомые

Класс насекомые

Рефлексия.  Закончите предложения и оцените работу товарища по парте.   1. А вы знаете, что сегодня на уроке я… 2. Больше всего мне понравилось… 3. Самым интересным сегодня на уроке было... 4. Самым сложным для меня сегодня было... 5. Сегодня на уроке я почувствовал... 6. Сегодня я понял... 7. Сегодня я научился... 8. Сегодня я задумался… 9. Сегодняшний урок показал мне... 10. На будущее мне надо иметь в виду...

Рефлексия. Закончите предложения и оцените работу товарища по парте.

  • 1. А вы знаете, что сегодня на уроке я…
  • 2. Больше всего мне понравилось…
  • 3. Самым интересным сегодня на уроке было...
  • 4. Самым сложным для меня сегодня было...
  • 5. Сегодня на уроке я почувствовал...
  • 6. Сегодня я понял...
  • 7. Сегодня я научился...
  • 8. Сегодня я задумался…
  • 9. Сегодняшний урок показал мне...
  • 10. На будущее мне надо иметь в виду...
Итак, что же дают универсальные учебные действия? Они:  - обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять учебную деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать ее результаты;  - создают условия развития личности на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность.

Итак, что же дают универсальные учебные действия?

Они: - обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять учебную деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать ее результаты; - создают условия развития личности на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!