СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по теме "Слитное и раздельное написание НЕ с существительными"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение новой темы.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по теме "Слитное и раздельное написание НЕ с существительными"»



Конспект урока


Предмет: русский язык, класс 5 «А»

Ф.И.О. учителя русского языка и литературы: Нестерова Виктория Валерьевна

Программа, по которой работал учитель: «Русский язык. Учебник для 5 класса. С.И. Львова, В.В. Львов»

Тип урока: Изучение нового материала.

Тема урока: Слитное и раздельное написание НЕ с существительными.

Цель урока: сформировать предметные представления учащихся об условиях написания не с именами существительными.

Задачи урока:

Обучающие:

  • актуализировать знания учащихся о написании НЕ с глаголом;

  • охарактеризовать особенности написания НЕ с существительными;

  • представить алгоритм определения слитного или раздельного написания частицы НЕ с именами существительными;

Развивающие:


  • развивать устную и письменную связную речь учащихся посредством организации устных и письменных развернутых ответов школьников;

  • развивать логическое мышление учащихся при работе с таблицами, схемами.

  • совершенствовать слуховую память учащихся посредством использования системы диктантов на уроке;

Воспитательные:

  • воспитывать самостоятельность учащихся при целенаправленной организации самостоятельной работы учеников;

  • воспитывать у школьников уважение к одноклассникам через организацию слушания устных ответов товарищей;

  • формировать интерес к изучению русского языка через использование занимательного материала, мотивацию на практическое использование изученных сведений

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечание

1. Организационный момент

Метод: слово учителя

Прием: приветственное, ведущее, вводное слова учителя

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Откройте ваши тетради, запишите в них дату и вид работы.

Сегодня третье марта. Как вы успели заметить, я не назвала тему сегодняшнего урока. Ее вы узнаете чуть позже.

Слушание глобальное, неоценочное, нерефлексивное, информативное.

Образец записи в тетради:

Третье марта.

Классная работа.


Слайд 1.

2. Повторение изученного материала

Метод: слово учителя

Прием: ведущее слово учителя.

Но прежде чем приступить к изучению новой темы, мы должны с вами вспомнить ранее изученный материал. На прошлом уроке мы с вами изучали «Род имён существительных». Для того чтобы проверить, насколько вы усвоили эту тему, я проведу у вас распределительный диктант.

Метод: диктант

Прием: распределительный диктант

Метод: слово учителя

Прием: инструктирующее слово учителя Итак, Ребята, данную работу вы будете выполнять на отметку. Для этого вам нужно разделить листочки, которые вы видите у себя на столах, на четыре колонки. Я буду диктовать вам языковой материал. Ваша задача: в первый столбик записать слова мужского рода, во второй – женского рода, в третий – среднего рода и, соответственно, в четвертый - имена существительные общего рода. Кто не понял?

Установка на работу

Итак, приступаем.

Озвученное выразительное чтение языкового материала

Языковой материал:

Молоко, кофе, загадка, неряха, автомобиль, береза, огонь, плакса, пьяница, кошка, окно, пилот, морковь, бревно, грязнуля, малина, кино, кактус, ябеда, поле.

Метод: слово учителя

Прием: ведущее слово учителя

Собираем листочки. Завтра вы узнаете свои отметки. А теперь устно обобщим то, что вы знаете об этих словах.

Метод: опрос

Прием: фронтальный опрос.

Вопросы для обсуждения:

1.Какую грамматическую категорию называют родом имен существительных?

2.Все ли существительные в русском языке имеют род?

3.Изменяются ли существительные по родам?

4. Какого рода бывают имена существительные? Приведите примеры.

5. Как определить род имен существительных.


Прием: оценочное, обобщающее слова учителя

Молодцы, ребята! Действительно, род имени существительного – это его постоянная категория, так как сущ. по родам не изменяются. Зачастую мы говорим о трех родах имен существительного – мужском, среднем или женском, однако, как вы правильно отметили, бывают сущ. и общего рода, обозначающие называние именем существительным лицо мужского или женского пола. На категорию рода указывает окончание сущ. и форма слова-помощника, которое можно подобрать к нему по контексту. Как вы правильно заметили и в данном случае, это может быть слово-местоимение или (реже) прилагательное.

Слушание: глобальное, неоценочное, нерефлексивное.








Слушание: детальное, неоценочное, нерефлексивное.





Образец выполнения:

Муж.р

Жен.р

Ср.р

Общий род

Кофе

Автомобиль

Огонь

Пилот

кактус




Загадка

Береза

Кошка

Морковь

Малина


Молоко

Окно

Бревно

Кино

Поле



Неряха

Плакса

Пьяница

Грязнуля

Ябеда

Слушание: глобальное, неоценочное, нерефлексивное.


Устные ответы учеников:

1.Род имён существительных – морфологический признак данной части речи, обозначающий ее способность  сочетаться с определёнными для каждой родовой разновидности формами согласуемых слов.

2. Все существительные имеют категорию рода.

3.Существительные не изменяются по родам, а значит, этот признак для них является постоянным.

4. Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода (дневник (он мой) – м.р, ягода (она моя) – ж.р., море (оно моё) – ср.р. Некоторые имена существительные относятся к общему роду, принадлежность к которому обозначает лицо мужского и женского пола, например, плакса или неряха.

5.Для того чтобы определить род имени существительного, нужно посмотреть, на что оканчивается слово и подставить к существительному местоимения – помощники.

Слушание: детальное, неоценочное, нерефлексивное.


3.Объяснение нового материала

Организация проблемной ситуации

Метод: слово учителя

Прием: ведущее, инструктирующее слово учителя

Итак, ребята, чтобы раскрыть тайную тему нашего сегодняшнего урока (а мы продолжаем изучать имя существительное), я прочитаю вам стихотворение. Ваша задача – внимательно его послушать и по его содержанию определить тему занятия. Кто не понял?

Слушание: детальное, неоценочное, нерефлексивное.





Установка на слушание:

Сосредоточились. Слушаем.

Озвученное выразительно чтение языкового материала

Языковой материал:

Побывал я однажды в стране,

Где исчезла частица “НЕ”.

Посмотрел я вокруг с доумением:

Что за лепое положение?

Но кругом было тихо-тихо,

И во всем была разбериха.

И на взрачной клумбе у будки

Голубые цвели забудки.

И погода стояла настная,

И гуляла собака счастная.

И, виляя хвостом уклюже,

Пробегала пролазные лужи.

Мне навстречу без всякого страха

Шел умытый, причесанный ряха.

А за ряхой по травке свежей

Шел несуразный дотепа и вежа.

И навстречу всем утром рано

Улыбалась Царевна Смеяна…

Очень жаль, что только во сне

Есть страна без частицы…“НЕ”.

Вопрос к аудитории:

Итак, какова же тема нашего урока сегодня?

Метод: слово учителя

Приём: ведущее слово, вводное слово

Да, верно. Записываем тему занятия в тетрадь. Цель урока – сформировать ваши предметные представления об особенностях написания частицы НЕ с именами существительными.

Метод: беседа

Прием: репродуктивная беседа

Ведущее слово учителя

Перед изучением нового правила вспомним правило написания не с глаголами. Вы уже знаете эту тему.

Вопросы для обсуждения:

1. Как пишется НЕ с глаголом? Приведите примеры.

2. В каких случаях НЕ с глаголом пишется слитно? Поясните примерами.

Метод: слово учителя

Прием: оценочное, обобщающее слова учителя

Да, совершенно верно, ребята, молодцы! С глаголами частица НЕ пишется раздельно. Исключением являются слова, которые без НЕ не употребляются. Вы привели правильные примеры.

Методы: слово учителя, беседа.

Прием: сообщающее слово, эвристическая беседа.

У существительных тоже есть свои правила для слитного или раздельного написания НЕ с данной частью речи. И одно из них совпадает с глагольным. Как вы думаете с каким? Если вы внимательно слушали стихотворение, то, наверняка, ответите мне на этот вопрос.

Метод: слово учителя

Прием: оценочное учителя

Совершенно верно, ребята.

Метод: слово учителя

Прием: ведущее, сопровождающее, сообщающее слова учителя

Однако правило написания НЕ с существительными включает в себя больше условий, чем правило, определяющее особенности написания НЕ с глаголами.

Обратите внимание на слайд. Перед вами таблица. Давайте вместе проанализируем ее содержание. Итак, в таблице две колонки, обозначающие условия слитного или раздельного написания НЕ с сущ. Как вы успели заметить, не с существительными пишется слитно, если, как мы уже выяснили, без «не» употребляется, например, неряха, невежа, а также если «не» является приставкой и к сущ. можно подобрать синоним без «не», например, недруг – враг. Раздельно «не» с сущ. пишется только в том случае, если в предложении или словосочетании есть противопоставление с союзом а. Например, ты не тетрадь дома забыл, а совесть.

Кто не понял?

Установка на письменную работу

Перенесите таблицу себе в тетрадь.





Прием: ведущее слово учителя

Ребята, а теперь откройте учебники на странице семьдесят шестой и прочитайте теоретическую статью о написании НЕ с именами существительными.

Прием: репродуктивная беседа

Вопросы к аудитории:

Узнали ли вы что-то новое об имени существительном? Совпали ли наши ответы об этой части речи с тем, что представлено в учебнике?

Прием: обобщающее слово учителя

А теперь давайте обобщим изученный материал. Итак, имена существительные пишутся с НЕ слитно, если: а) имя существительное без «не» употребляется, например, неряха, невежа; б) если «не» является приставкой, и можно подобрать к сущ. синоним без «не», например, недруг – враг. Раздельно «не» пишется только в том случае, если в словосочетании или предложении есть противопоставление с союзом а.

























Устные ответы учеников:

Изучение частицы НЕ с имена существительными!



Образец записи в тетради учащегося:

Слитное и раздельное написание не с именами существительными.





Слушание: глобальное, неоценочное, нерефлексивное.

Образец устного ответа:

Не с глаголами пишется раздельно (не знать, не хотеть, не смотреть), а слитно пишется только в том случае, если без не «не» употребляется. Например, невзлюбить, негодовать, ненавидеть, недоумевать.

Слушание: глобальное, неоценочное, нерефлексивное.





Устные ответы учеников:

Наверное, есть существительное, которые без «не» не употребляются, например, неряха, несчастный, недоразумение.








Слушание: детальное, неоценочное, нерефлексивное.











Образец записи:

Слитно

Раздельно

Слово без не «не» употребляется.

Неряха

Невежа

Можно подобрать синоним без не.

Недруг - враг

Есть противопоставление с союзом а.

Ты не тетрадь дома забыл, а совесть.

Слушание: детальное, оценочное, рефлексивное


Неозвученное выразительное чтение статьи учебника



Устные ответы учеников



Слушание: глобальное, неоценочное, нерефлексивное.
























Слайд 2.





















































Слайд 3.

4. Закрепление изученного материала

Метод устного комментирования языкового материала

Метод: слово учителя

Прием: ведущее слово учителя

А сейчас закрепим изученный материал. Вначале выполним упражнение пятьсот шестьдесят третье. Выполнять будем устно. Пользуясь схемой, представленной в учебнике, объясните выбор слитного или раздельного написания не в каждом случае.

Итак, по цепочке устно с первой парты начинаем работать. Читаем предложение и объясняем, почему пишем слитно или раздельно. Это упражнение закрепит ваше умение определять условия написания НЕ с сущ. Рома, начинай.

Языковой материал (см. в учебнике на семьдесят шестой ) .


Метод: слово учителя

Прием: оценочное, ведущее слово учителя

Молодцы, ребята! Отлично справились с заданием. Только что мы потренировались с умением определять условия написания НЕ с сущ. устно, а теперь закрепим это умение письменной работой.

Метод: слово учителя

Прием: ведущее, инструктирующее слово

Разделим тетрадь на две колонки. Назовем их так: первая колонка - «НЕ слитно», вторая - «НЕ раздельно». Я буду читать вам слова, а вы записывайте их в ту или иную колонку, в зависимости от написания.

Я вызываю двух человек к доске, остальные работают в тетради. У доски ответы объясняем. Кто не понял?

Метод: диктант

Прием: комментированный распределительный диктант

Установка на работу

Итак, приступаем.

Озвученное выразительное чтение языкового материала

Языковой материал:

  1. (не)доверие;

  2. (не)ряха;

  3. Это (не)правда;

  4. (не)видимка;

  5. (не)вежливость, а воспитанность;

  6. (не)настье.

  7. (не)красавица, а умница.

  8. (не)горе.

  9. (не)счастье постигло его

  10. (не)счастье , а удача помогла ему.

Метод: слово учителя

Прием: ведущее слово

Итак, ребята. Вы выполнили самостоятельное задание и потренировались в объяснении особенностей написания НЕ с сущ. А сейчас выполним еще одно задание на закрепление тех же умений и знаний, на отметку.

Метод: слово учителя

Прием: инструктирующее слово

Метод: диктант

Прием: программированный диктант

Я проведу у вас программированный диктант. Работать будем так: я читаю вам предложения, в которых есть существительные с «не». Если вы решаете, что нужно писать слитно, пишете цифру один. Если решаете писать раздельно, пишете цифру два. Пишем в строчку. Кто не понял? После диктанта я соберу у вас листочки на проверку. Итак, приступаем.

Озвученное выразительное чтение языкового материала

Языковой материал:

1.Мне хочется (не)веждам старинные напомнить мненья.

2. (Не)котёл варит, а стряпуха.

3. Все мы порою, как дети,
Часто смеёмся и плачем.
Выпали нам на свете
Радости и (не)удачи

4. (Не)силой борются, а умением

5.Заколдован невидимкой дремлет лес под сказку сна.

6. Непогода нынче в моде.

7. Не погода испортила мои планы, а твои капризы.

8. Незабудка долго лежала на его неподвижных коленях (Какое слово определяем?(незабудка, потому что это имя существительное) А слово «неподвижный» к какой части речи относится?(прилагательное)).

9. Не деньги делают людей счастливыми.

Метод: слово учителя

Прием: обобщающее слово учителя

Итак, ребята, вы закрепили полученные знания на практике и, надеюсь, научились правильному написанию НЕ с существительными.

Слушание: детальное, оценочное, рефлексивное


Образец устного ответа:

Не доверие, а сомнение (пишем раздельно, так как есть противопоставление с союзом а).

Неразумность (пишем слитно, та как без не не употребляется)

Не приятель, а знакомый (пишем раздельно, т.к. есть противопоставление с союзом а).

Нелепость (пишем слитно, т.к. без не не употребляется)

Несчастье (пишем слитно, так как можно заменить синонимом без не - беда)

Не счастье, а беда (пишем раздельно, т.к. есть противопоставление с союзом а).

Не друг, а враг (пишем раздельно, т.к. есть противопоставление с союзом а).

Невиновность (пишем слитно, так как можно подобрать синоним честность, непричастность)

Невзгоды (пишем слитно, т.к. без не не употребляется)

Железо кузнец, а не молот кует (пишем раздельно, т.к. есть противопоставление с союзом а).

Слушание: детальное, оценочное, рефлексивное



















Образец объяснения

«Не» слитно

«Не» раздельно

Недоверие (можно подобрать синоним: сомнение)

Неряха (без НЕ не употребл.)

Это неправда (синоним ложь)

Невидимка (без НЕ не употребл.)

Ненастье(без НЕ не употребл.)

Несчастье постигло его (синоним беда)


Не красавица, а умница (есть противопоставление)

Не горе (подразумевается противопоставление)

Не счастье, а удача помогла ему (есть противопоставление)





Слушание: детальное, оценочное, рефлексивное


Образец записи:

121211212























Слушание: глобальное, неоценочное, нерефлексивное


5. Домашнее задание.

Прием: ведущее, инструктирующее слова учителя

А сейчас запишем домашнее задание: упражнение пятьсот шестьдесят четвертое на странице семьдесят седьмой. Вам нужно будет списать предложения, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Не забывайте проговаривать про себя, почему вы выбрали тот или иной способ написания НЕ с сущ. Кому не понятно?

Слушание: детальное, оценочное, рефлексивное



6. Обобщение изученного материала

Метод: слово учителя

Прием: оценочное, обобщающее слово учителя

Итак, ребята, на сегодняшнем уроке мы изучили одну из важных тем в разделе имени существительного! Надеюсь, что вы разобрались с этим материалом хорошо и положили эти знания в свой багаж! Вы хорошо справились со всеми заданиями, а значит, закрепили знания об изученном материале.

Заключительное слово учителя

Всем спасибо за работу! Урок окончен.

Слушание: глобальное, неоценочное, нерефлексивное





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!