Пищевые добавки
Занятие кружка «Химия вокруг нас»
Данное занятие является частью темы «Химия и питание», проводится после знакомства обучающихся с основными веществами пищи, имеющими для человека энергетическую и пищевую ценность: с белками, жирами, углеводами, витаминами, минеральными веществами.
Цель: сформировать у обучающихся адекватное отношение к пищевым добавкам.
Задачи:
познакомить обучающихся с разнообразием пищевых добавок, их классификацией и назначением;
сформировать у обучающихся умение читать этикетки пищевых продуктов;
продолжить формирование навыков проведения химического эксперимента;
продолжить развитие умения анализировать информацию и делать выводы.
Дидактические материалы: информаторы «Пищевые добавки», карточки-инструкции «Изучение этикеток пищевых продуктов», фотографии моделей молекул глутамата натрия, лимонной кислоты, аспартама, цикламата, сахарина.
Оборудование: упаковки и этикетки от продуктов питания, чипсы, сухарики, пробирки, фильтровальная бумага, стаканы химические, пипетки.
Реактивы: раствор нитрата серебра, раствор иода.
Ход занятия
I. Обозначение проблемы (беседа с обучающимися)
Вы уже знаете, что с пищей человек получает вещества, необходимые для нормального функционирования его организма, для роста и развития. Но кроме полезных веществ продукты питания могут содержать ненужные, а иногда и вредные для нас компоненты.
Сегодня вы познакомитесь с веществами, которые добавляют в пищевые продукты с целью их сохранения и придания им необходимых человеку свойств, - с пищевыми добавками.
? В каких пищевых продуктах и с какой целью используются пищевые добавки?
? Как вы считаете, вредны ли пищевые добавки для человека?
II. Ознакомление обучающихся с классификацией пищевых добавок (рассказ педагога с использованием информатора)
Число пищевых добавок, используемых в пищевой промышленности разных стран, достигает 2000. В зависимости от назначения добавки разделяют на группы, которые вы видите в информаторе. Все пищевые добавки обозначаются числом с индексом Е.
Красители используются в хлебобулочных, макаронных, кондитерских изделиях, безалкогольных напитках и др. В качестве красителей используются пигменты сока клюквы, брусники, красной смородины (желтый, розовый и красные цвета). Из винограда и чая получают красители от желтого до оранжевого цветов, из ботвы моркови и капусты – зеленый краситель. Красный краситель кармин добывается из кошенили – особого вида тлей, живущих на кактусах в Африке, Южной Америке.
Консерванты используются для предотвращения развития микроорганизмов, вызывающих порчу пищевых продуктов. Консерванты применяются при консервировании фруктовых, овощных, яичных, мучных изделий, рыбных продуктов сыров. В колбасные изделия, мясные копчености, некоторые виды мясных консервов, молочных продуктов также входят консерванты. Сорбиновая кислота, применяемая в качестве консерванта, содержится в незрелых плодах, в рябине.
Усилители вкуса и аромата применяются в производстве большей части пищевых продуктов: в кондитерских изделиях, в безалкогольных и кисломолочных напитках и др. Часто используемой добавкой является глутамат натрия, который может придавать продукту вкус мяса или грибов (демонстрируется фотография модели молекулы глутамата натрия).
Подсластители являются частичными или полными заменителями сахара в безалкогольных напитках, кондитерских изделиях, переработанных фруктах и овощах, мороженом, жевательной резинке и др. (Демонстрируются фотографии моделей молекул сахарина, аспартама и цикламата). Сахарин приблизительно в 300 раз слаще сахара, не усваивается организмом и выводится в неизменном виде. Цикламат в 30 раз слаще сахара. Аспартам в 100-200 раз слаще сахара, разрушается при нагревании и в растворах.
III. Изучение обучающимися этикеток пищевых продуктов
Обучающиеся работают индивидуально, каждый изучает по этикеткам состав минимум пяти пищевых продуктов. Результаты исследования заносятся в таблицу карточки-инструкции, на основании которой формулируется вывод о преобладании тех или иных добавок в определенных группах продуктов. После завершения работы несколько обучающихся зачитывают свои выводы, все вместе отвечают на вопрос: «В каких пищевых продуктах содержится больше всего добавок»? Обучающиеся получают домашнее задание: продолжить заполнение таблицы.
IV. Проведение лабораторных опытов по изучению состава чипсов и сухариков
Обучающиеся еще раз читают состав чипсов и сухариков и совместно с педагогом решают, наличие каких веществ они могут доказать экспериментально. Кроме соли, являющейся пищевой добавкой, обучающиеся доказывают наличие в чипсах и сухариках растительного масла и крахмала.
? Как доказать большое содержание в чипсах и сухариках крахмала и растительного масла?
Обучающиеся выполняют индивидуально три опыта.
Опыт 1. Определение жира.
Раздавите кусочек чипса (сухарик) на согнутой пополам фильтровальной бумаге.
? Что наблюдаете? О чем это свидетельствует?
Опыт 2. Качественная реакция на крахмал.
Нанесите на кусочек чипса (сухарик) 1-2 капли раствора иода.
? Что наблюдаете? О чем это свидетельствует?
Опыт 3. Качественная реакция на хлорид натрия (поваренную соль).
Несколько кусочков чипсов (измельченный сухарик) поместите в пробирку, добавьте 2 мл воды, встряхните. Жидкость слейте в другую пробирку и добавьте несколько капель раствора нитрата серебра. О наличии соли свидетельствует выпадение белого осадка.
? Что наблюдаете?
По результатам опытов обучающиеся делают вывод о содержании в чипсах и сухариках большого количества соли, крахмала и жира.
V. Подведение итогов занятия
Обучающимся в конце занятия снова адресуются вопросы:
? В каких пищевых продуктах и с какой целью используются пищевые добавки? Можно ли обойтись без них?
? В каких продуктах содержится много пищевых добавок?
? Как вы считаете, вредны ли пищевые добавки для человека?
Литература:
Булдаков А.С. Пищевые добавки. Справочник. – СПб, 1996. – 240.
Тихонравова Н.К. Чипсы, кока-кола и здоровье. Занятие элективного курса «Химия вокруг нас». 9 класс.// Химия. - №23. – 2008. – С. 25-28.
Эткинс П. Молекулы. – 1991. – 216 с.
Приложение 1
Информатор «Пищевые добавки»
Классификация пищевых добавок
индексы добавок | назначение | индексы вредных добавок |
Е100-Е182 | красители (устанавливают или восстанавливают цвет продукта) | Е103, Е105, Е121, Е123, Е125, Е126, Е127, Е130, Е171, Е173, Е180 |
Е200-Е299 | консерванты (повышают срок хранения продуктов, защищая их от микробов, грибков) | Е213, Е214, Е215, Е216, Е217, Е226, Е230, Е231, Е232, Е240 |
Е300-Е399 | антиокислители, или антиоксиданты (защищают от окисления, например, от прогоркания жиров и изменения цвета) | Е311, Е312, Е313 |
Е400-Е499 | стабилизаторы (сохраняют заданную консистенцию) и загустители (повышают вязкость) | Е463, Е464, Е465 |
Е500-Е599 | эмульгаторы (создают однородную смесь несмешиваемых веществ, например, воды и масла) | |
Е600-Е699 | усилители вкуса и аромата | |
Е700-Е899 | запасные индексы | |
Е900-Е999 | пеногасители (предупреждают или снижают образование пены) | Е918, Е919, Е922, Е923, Е924, Е926, Е929 |
Расшифровка индексов некоторых пищевых добавок
Красители
Е100 – куркума
Е101 – витамин В2
Е120 – кармины
Е140 - хлорофилл
Е160, Е161 – каротиноиды
Е162 – красный краситель из свеклы
Е163 – экстракты из кожицы винограда или черной смородины
Е164 - шафран
Консерванты
Е200 – сорбиновая кислота
Е210 – бензойная кислота
Е220 – сернистая кислота
Е249, Е250 – нитриты
Е251, Е252 - нитраты
Е260 – уксусная кислота
Е280 – пропионовая кислота
Е290 – углекислый газ
Е296 – яблочная кислота
Е202, Е203, Е211, Е221-228, Е261, Е262 – соли сорбиновой, бензойной, сернистой, уксусной кислот
Другие вещества
Е330 – лимонная кислота
Е400 – альгинат натрия (из морских водорослей)
Е406 – агар
Е420 – сорбит и сорбитовый сироп
Е422 – глицерин
Е440 – пектины, желатин
Е460 – целлюлоза
Е901 – воск пчелиный белый и желтый
Е902 – воск свечной
Е905с – парафин
Е1420 – крахмал ацетилированный
Е1510 – спирт этиловый
Приложение 2
Карточка-инструкция «Изучение этикеток пищевых продуктов»
Найдите на этикетках продуктов индексы или названия пищевых добавок, занесите их в таблицу
название продукта | красители Е100-Е182 | консерванты Е200-299 | антиокислители Е300-Е399 | стабилизаторы и загустители Е400-Е499 | эмульгаторы Е500-Е599 | усилители вкуса и аромата Е600-Е699 | пеногасители Е900-Е999 | другие добавки |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
Сделайте вывод, в каких продуктах какие пищевые добавки преобладают
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 3
Фотографии моделей молекул
Рис. 1. Модель молекулы глутамата натрия
Рис. 2. Модель молекулы лимонной кислоты
Рис. 3. Модель молекулы аспартама
Рис. 4. Модель молекулы цикламата
Рис. 5. Модель молекулы сахарина