СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по теме "Пищевые добавки"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по теме "Пищевые добавки"»

Пищевые добавки

Занятие кружка «Химия вокруг нас»


Данное занятие является частью темы «Химия и питание», проводится после знакомства обучающихся с основными веществами пищи, имеющими для человека энергетическую и пищевую ценность: с белками, жирами, углеводами, витаминами, минеральными веществами.

Цель: сформировать у обучающихся адекватное отношение к пищевым добавкам.

Задачи:

  1. познакомить обучающихся с разнообразием пищевых добавок, их классификацией и назначением;

  2. сформировать у обучающихся умение читать этикетки пищевых продуктов;

  3. продолжить формирование навыков проведения химического эксперимента;

  4. продолжить развитие умения анализировать информацию и делать выводы.

Дидактические материалы: информаторы «Пищевые добавки», карточки-инструкции «Изучение этикеток пищевых продуктов», фотографии моделей молекул глутамата натрия, лимонной кислоты, аспартама, цикламата, сахарина.

Оборудование: упаковки и этикетки от продуктов питания, чипсы, сухарики, пробирки, фильтровальная бумага, стаканы химические, пипетки.

Реактивы: раствор нитрата серебра, раствор иода.


Ход занятия

I. Обозначение проблемы (беседа с обучающимися)

Вы уже знаете, что с пищей человек получает вещества, необходимые для нормального функционирования его организма, для роста и развития. Но кроме полезных веществ продукты питания могут содержать ненужные, а иногда и вредные для нас компоненты.

Сегодня вы познакомитесь с веществами, которые добавляют в пищевые продукты с целью их сохранения и придания им необходимых человеку свойств, - с пищевыми добавками.

? В каких пищевых продуктах и с какой целью используются пищевые добавки?

? Как вы считаете, вредны ли пищевые добавки для человека?

II. Ознакомление обучающихся с классификацией пищевых добавок (рассказ педагога с использованием информатора)

Число пищевых добавок, используемых в пищевой промышленности разных стран, достигает 2000. В зависимости от назначения добавки разделяют на группы, которые вы видите в информаторе. Все пищевые добавки обозначаются числом с индексом Е.

  • Красители используются в хлебобулочных, макаронных, кондитерских изделиях, безалкогольных напитках и др. В качестве красителей используются пигменты сока клюквы, брусники, красной смородины (желтый, розовый и красные цвета). Из винограда и чая получают красители от желтого до оранжевого цветов, из ботвы моркови и капусты – зеленый краситель. Красный краситель кармин добывается из кошенили – особого вида тлей, живущих на кактусах в Африке, Южной Америке.

  • Консерванты используются для предотвращения развития микроорганизмов, вызывающих порчу пищевых продуктов. Консерванты применяются при консервировании фруктовых, овощных, яичных, мучных изделий, рыбных продуктов сыров. В колбасные изделия, мясные копчености, некоторые виды мясных консервов, молочных продуктов также входят консерванты. Сорбиновая кислота, применяемая в качестве консерванта, содержится в незрелых плодах, в рябине.

  • Усилители вкуса и аромата применяются в производстве большей части пищевых продуктов: в кондитерских изделиях, в безалкогольных и кисломолочных напитках и др. Часто используемой добавкой является глутамат натрия, который может придавать продукту вкус мяса или грибов (демонстрируется фотография модели молекулы глутамата натрия).

  • Подсластители являются частичными или полными заменителями сахара в безалкогольных напитках, кондитерских изделиях, переработанных фруктах и овощах, мороженом, жевательной резинке и др. (Демонстрируются фотографии моделей молекул сахарина, аспартама и цикламата). Сахарин приблизительно в 300 раз слаще сахара, не усваивается организмом и выводится в неизменном виде. Цикламат в 30 раз слаще сахара. Аспартам в 100-200 раз слаще сахара, разрушается при нагревании и в растворах.

III. Изучение обучающимися этикеток пищевых продуктов

Обучающиеся работают индивидуально, каждый изучает по этикеткам состав минимум пяти пищевых продуктов. Результаты исследования заносятся в таблицу карточки-инструкции, на основании которой формулируется вывод о преобладании тех или иных добавок в определенных группах продуктов. После завершения работы несколько обучающихся зачитывают свои выводы, все вместе отвечают на вопрос: «В каких пищевых продуктах содержится больше всего добавок»? Обучающиеся получают домашнее задание: продолжить заполнение таблицы.

IV. Проведение лабораторных опытов по изучению состава чипсов и сухариков

Обучающиеся еще раз читают состав чипсов и сухариков и совместно с педагогом решают, наличие каких веществ они могут доказать экспериментально. Кроме соли, являющейся пищевой добавкой, обучающиеся доказывают наличие в чипсах и сухариках растительного масла и крахмала.

? Как доказать большое содержание в чипсах и сухариках крахмала и растительного масла?

Обучающиеся выполняют индивидуально три опыта.

Опыт 1. Определение жира.

Раздавите кусочек чипса (сухарик) на согнутой пополам фильтровальной бумаге.

? Что наблюдаете? О чем это свидетельствует?

Опыт 2. Качественная реакция на крахмал.

Нанесите на кусочек чипса (сухарик) 1-2 капли раствора иода.

? Что наблюдаете? О чем это свидетельствует?

Опыт 3. Качественная реакция на хлорид натрия (поваренную соль).

Несколько кусочков чипсов (измельченный сухарик) поместите в пробирку, добавьте 2 мл воды, встряхните. Жидкость слейте в другую пробирку и добавьте несколько капель раствора нитрата серебра. О наличии соли свидетельствует выпадение белого осадка.

? Что наблюдаете?

По результатам опытов обучающиеся делают вывод о содержании в чипсах и сухариках большого количества соли, крахмала и жира.

V. Подведение итогов занятия

Обучающимся в конце занятия снова адресуются вопросы:

? В каких пищевых продуктах и с какой целью используются пищевые добавки? Можно ли обойтись без них?

? В каких продуктах содержится много пищевых добавок?

? Как вы считаете, вредны ли пищевые добавки для человека?

Литература:

  1. Булдаков А.С. Пищевые добавки. Справочник. – СПб, 1996. – 240.

  2. Тихонравова Н.К. Чипсы, кока-кола и здоровье. Занятие элективного курса «Химия вокруг нас». 9 класс.// Химия. - №23. – 2008. – С. 25-28.

  3. Эткинс П. Молекулы. – 1991. – 216 с.

Приложение 1

Информатор «Пищевые добавки»


Классификация пищевых добавок


индексы добавок

назначение

индексы вредных добавок

Е100-Е182

красители (устанавливают или восстанавливают цвет продукта)

Е103, Е105, Е121, Е123, Е125, Е126, Е127, Е130, Е171, Е173, Е180

Е200-Е299

консерванты (повышают срок хранения продуктов, защищая их от микробов, грибков)

Е213, Е214, Е215, Е216, Е217, Е226, Е230, Е231, Е232, Е240

Е300-Е399

антиокислители, или антиоксиданты (защищают от окисления, например, от прогоркания жиров и изменения цвета)

Е311, Е312, Е313

Е400-Е499

стабилизаторы (сохраняют заданную консистенцию) и загустители (повышают вязкость)

Е463, Е464, Е465

Е500-Е599

эмульгаторы (создают однородную смесь несмешиваемых веществ, например, воды и масла)


Е600-Е699

усилители вкуса и аромата


Е700-Е899

запасные индексы


Е900-Е999

пеногасители (предупреждают или снижают образование пены)

Е918, Е919, Е922, Е923, Е924, Е926, Е929



Расшифровка индексов некоторых пищевых добавок


Красители

Е100 – куркума

Е101 – витамин В2

Е120 – кармины

Е140 - хлорофилл

Е160, Е161 – каротиноиды

Е162 – красный краситель из свеклы

Е163 – экстракты из кожицы винограда или черной смородины

Е164 - шафран


Консерванты

Е200 – сорбиновая кислота

Е210 – бензойная кислота

Е220 – сернистая кислота

Е249, Е250 – нитриты

Е251, Е252 - нитраты

Е260 – уксусная кислота

Е280 – пропионовая кислота

Е290 – углекислый газ

Е296 – яблочная кислота

Е202, Е203, Е211, Е221-228, Е261, Е262 – соли сорбиновой, бензойной, сернистой, уксусной кислот


Другие вещества

Е330 – лимонная кислота

Е400 – альгинат натрия (из морских водорослей)

Е406 – агар

Е420 – сорбит и сорбитовый сироп

Е422 – глицерин

Е440 – пектины, желатин

Е460 – целлюлоза

Е901 – воск пчелиный белый и желтый

Е902 – воск свечной

Е905с – парафин

Е1420 – крахмал ацетилированный

Е1510 – спирт этиловый

Приложение 2

Карточка-инструкция «Изучение этикеток пищевых продуктов»


Найдите на этикетках продуктов индексы или названия пищевых добавок, занесите их в таблицу


название продукта


красители

Е100-Е182

консерванты

Е200-299

антиокислители

Е300-Е399

стабилизаторы и загустители

Е400-Е499

эмульгаторы

Е500-Е599

усилители вкуса и аромата

Е600-Е699

пеногасители

Е900-Е999

другие добавки




























































































Сделайте вывод, в каких продуктах какие пищевые добавки преобладают

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 3

Фотографии моделей молекул



Рис. 1. Модель молекулы глутамата натрия



Рис. 2. Модель молекулы лимонной кислоты



Рис. 3. Модель молекулы аспартама



Рис. 4. Модель молекулы цикламата


Рис. 5. Модель молекулы сахарина


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!