Методическая разработка учебного занятия по предмету «история».
Иван Грозный - ???
Общая дидактическая цель: создание условий для:
Обобщения и систематизации изученного материала по подтеме «Личность и деятельность Ивана IV».
Выявления уровня усвоения знаний и умений, опыта творческой деятельности.
Триединая дидактическая цель:
Образовательный аспект:
Обобщить знания учащихся, полученные ими в ходе изучения темы «Россия в XVI в.»
Сформировать комплексное представление об исторической эпохе, в которой протекала деятельность Ивана Грозного, осознание её противоречивости.
Проанализировать различные исторические источники и позиции разных исследователей, сформулировать собственную оценку исторического деятеля.
Развивающий аспект: способствовать формированию ОУУН как основы формирования ключевых компетенций обучающихся:
Коммуникативной: работать в группе; участвовать в дискуссии: обосновывать своё суждение и отношение к историческим фактам и личностям: оппонировать другому мнению.
Информационной: уметь в короткий срок подобрать необходимую для решения познавательной задачи литературу; использовать рациональные способы ознакомления с нею. А также её обработки.
Технологическую: организовывать работу группы и себя на выполнение поставленных задач.
Учебно-исследовательской: обобщать и систематизировать учебный материал; доказывать; логично излагать материал.
Социальной: участвовать в учебно-моделируемых играх, вступая в социальное взаимодействие.
Рефлексивной: выявлять трудности в организации и осуществлении собственной учебной деятельности, намечать пути и способы их ликвидации.
Воспитательный аспект: формировать и развивать чувство патриотизма, уважения к истории своей страны.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений.
Форма урока: деловая игра.
ФОПД: *групповая
*фронтальная
Методы обучения, применяемые на уроке:
По источнику информации:
*Наглядные (работа с доской)
* Словесные( вступительное слово, работа групп, фронтальная беседа)
*Практические (работа с текстами источников)
2. По характеру познавательной деятельности учащихся:
* Репродуктивный
*Проблемного изложения
*Частично-поисковый
Педтехнология, используемая на уроке: проблемного обучения.
Структура урока:
Начало урока. Организационный этап.
Этап презентации темы урока, целеполагание и мотивация.
Этап организации групповой работы. Инструктаж.
Этап систематизации и обобщения изученного материала.
Этап применения систематизированного материала. Решение проблемной ситуации.
Этап подведения итогов урока. Рефлексия.
Примечание к уроку: До урока школьники делятся на три группы: «Современники Ивана Грозного», «Историки», «Эксперты». В ходе деловой игры в формате «круглого стола» каждая группа должна систематизировать свои знания ( а также продемонстрировать умение работать с источниками исторической информации) об эпохе, личности и деятельности Ивана Грозного, проанализировать точки зрения самых разных людей, как современников исторического деятеля, так и историков, и дать собственную оценку .
Ход урока.
Начало урока. Организационный этап.
Этап презентации темы урока, целеполагание и мотивация.
А) ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ:
Один из известных исторических деятелей сказал: «Мы живём в великую историческую эпоху- эпоху великих свершений и великих людей. Потомки будут нам завидовать и осуждать нас, восхищаться нами и гневно обличать, всё, что угодно, но не останутся равнодушными».
Как вы думаете, о какой эпохе идёт речь? Почему? Можно ли эти слова отнести к XVI-XVII вв.?
В нашей истории было немало великих людей. Трудно переоценить их А нужно ли их вообще оценивать, вспоминать, говорить о них? Почему?
Кого бы вы сейчас могли назвать из великих деятелей прошлого?
Вот некоторые строки, рисующие образы известных личностей:
«Этот легендарный казачий атаман преподнёс своему царю самый лучший и богатый подарок- Сибирь».
«Великие князья до времён Ольгиных воевали- она правила государством».
«… он родился с пылкими страстями, с воображением сильным, с умом острым…».
«Злодей, зверь, говорун-начётчик с подьяческим умом…» .
«…он был замечательный писатель, пожалуй, даже бойкий политический мыслитель».
«… он имел обширную память, обнаруживал большую деятельность, сам рассматривал все просьбы…».
О ком написаны эти строки? Такие разные мнения об одном и том же человеке. Мы с вами много знаем о первом русском царе, много, и в то же время- мало. Можем ли мы дать ему однозначную оценку? Мы попытаемся сегодня проанализировать высказывания известных историков, мнения современников Ивана4, и дать собственную оценку личности и деятельности первого русского царя.
Б) Формулировка проблемного вопроса.
Иван Грозный – кто он, какой он, что он сделал для нашего государства?
3. Этап организации групповой работы. Инструктаж.
Задача группам:
* Проанализировать исторические источники и высказать мнения современников Ивана IV и историков о личности и деятельности царя;
* Сформулировать собственную оценку и аргументировать её историческими фактами;
* Оценить выступления (экспертам) и сформулировать вывод.
4-5. Этап систематизации, обобщения и применения изученного материала.
Примечание: Формат данного занятия (круглый стол) предполагает объединение двух этапов урока в один, так как студенты получили опережающее задание (изучить дополнительные материалы об Иване Грозном).
*Выступления групп, дискуссия.
*Выступление экспертов.
*Заключительная беседа: выводы и ответ на проблемный вопрос.
6. Этап подведения итогов урока. Рефлексия.
Преподаватель Постникова С.В.