СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по теме "Физические и химические явления. Повторение"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по теме "Физические и химические явления. Повторение"»

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования

«Центр дополнительного образования детей городского округа Стрежевой»

Структурное подразделение «Детский эколого-биологический центр»















Номинация: Методические разработки






Физические и химические явления. Повторение




Конспект учебного занятия









Автор-составитель

Гуз Галина Ивановна,

педагог дополнительного образования.

Разработано в 2023 году












Стрежевой, 2024 г

Содержание


Аннотация………………………………………………………………………………………...3

Пояснительная записка…………………………………………………………..........................4

Заключение……………………………………………………………………………………….6

Список рекомендуемой литературы…………………………………………………………….7

Приложение






Аннотация


Данное занятие проводится по программе «Химия вокруг нас», разработанной для учащихся 5-7 классов, ещё не изучающих химию в школе. Программа рассчитана на два года. В первый год обучающиеся знакомятся с правилами техники безопасности, химической посудой, а также некоторыми первоначальными понятиями и отдельными химическими веществами. Второй год начинается с повторения материала, пройденного в прошлом году. Занятие по теме «Физические и химические явления. Повторение» проводится для обучающихся второго года при повторении раздела «Физические и химические процессы вокруг нас», с которым знакомились в первый год обучения.

Продолжительность занятия девяносто минут включая десятиминутный перерыв.

На занятии актуализируются знания о физических и химических явлениях, о признаках и условиях протекания химических реакций (явлений) через самостоятельную практическую деятельность обучающихся: выполнение лабораторных опытов, а также выполнение заданий школьного этапа всероссийской олимпиады школьников.

Данное занятие способствует формированию навыков планирования и проведения химического эксперимента.

Цель: Закрепить у обучающихся представление о различиях физических и химических явлений.

Задачи:

образовательные: актуализировать знания о физических и химических явлениях, их отличиях, о условиях и признаках протекания химических реакций;

развивающие: продолжить формирование навыков планирования и проведения химического эксперимента, умений наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы;

воспитательные: продолжить развитие навыков работы в группе, коммуникативных навыков, аккуратности, ответственности.

Для проведения занятия необходимо следующее оборудование:

Технические средства обучения: ноутбук, мультимедийный проектор.

Дидактические материалы: карточки с заданиями.

Химическая посуда и оборудование: пробирки, спиртовки, спички, пробиркодержатель, штативы, фарфоровая чашка, лопатки, стакан, пробка с газоотводной трубкой, тигельные щипцы, ступка с пестиком.

Реактивы: растворы гидроксида натрия, соляной кислоты, фенолфталеина, хлорида железа (III), желтой кровяной соли, сульфата меди (II), железо (скрепки), парафин, малахит, мел, вода, растительное масло.



Пояснительная записка


Структура занятия


I. Организационный момент (5 минут)

Сообщается, что сегодня на занятии будет работа в группах. Обучающиеся делятся на три группы. Объявляется тема занятия.


II. Основная часть (80 минут с перерывом)

  • Команды получают карточки с текстом, в котором необходимо вставить пропущенные слова. Работа с карточками (5 минут)

При физических явлениях новые вещества _________, только изменяется _________ или _________. При химических явлениях _________ новые вещества с другим _________ и _________ О протекании химического явления (реакции) могут свидетельствовать следующие признаки: изменение _________, образование или растворение _________, выделение _________, выделение или поглощение _________. Чтобы химическая реакция началась необходимо _________ вещества, а иногда и _________.

  • Затем осуществляется проверка (по одному человеку из группы зачитывают вставленные слова) и обсуждение (5 минут)

При физических явлениях новые вещества не образуются, только изменяется форма или агрегатное состояние. При химических явлениях образуются новые вещества с другим составом и свойствами. О протекании химического явления (реакции) могут свидетельствовать следующие признаки: изменение цвета, образование или растворение осадка, выделение газа, выделение или поглощение тепла. Чтобы химическая реакция началась необходимо смешать вещества, а иногда и нагреть.

  • Обучающиеся в группах выполняют лабораторные опыты в соответствии с полученными инструктивными карточками (представлены в приложении 1). Результаты опытов заносят в таблицу (30 минут).

№ опыта

Что делали (описание опыта)

Что наблюдали

Вывод: физическое или химическое явление













Перед началом опытов проводится инструктаж по работе со спиртовкой и с кислотами.

Перерыв 10 минут

  • По одному представителю от группы сообщают о результатах эксперимента (10 минут)

Сообщают название опыта, наблюдение и вывод, какое это явление.

  • Каждая группа получает карточки с текстом, в котором необходимо отметить физические и химические явления. Работа с карточками (10 минут)

Тексты взяты из заданий школьного и пригласительного этапов ВсОШ по химии для 8 класса за 2022/2023 учебный год. Тексты представлены в приложении 2.

  • По одному человеку от группы представляют результаты работы с текстом (10 минут)

Называют явление и к каким явлениям (физическим или химическим) оно относится.


III. Подведение итогов (5 минут).

Ещё раз проговариваются отличия химических явлений от физических, признаки и условия протекания химических явлений.




Источники информации


  1. Разделение однородных смесей // ЯКласс – URL: https://www.yaklass.ru/p/himija/8-klass/pervonachalnye-khimicheskie-poniatiia-i-teoreticheskie-predstavleniia-15840/razdelenie-smesei-metody-ochistki-veshchestv-179819/re-f291ca17-2e30-46d6-9383-72bc212acd6c

  2. Olimpiada.ru – информационный сайт об олимпиадах и других мероприятиях для школьников - URL: https://olimpiada.ru/activity/76/tasks/2022?class=8




Заключение


Данное занятие проводится по программе «Химия вокруг нас» для обучающихся второго года при повторении раздела «Физические и химические процессы вокруг нас», с которым знакомились в первый год обучения.

Занятие по теме «Физические и химические явления. Повторение» направлено на закрепление представлений о различиях физических и химических явлений. На занятии актуализируются знания о физических и химических явлениях, о признаках и условиях протекания химических реакций (явлений) через самостоятельную практическую деятельность обучающихся: выполнение лабораторных опытов, а также выполнение заданий школьного этапа всероссийской олимпиады школьников.

Данное занятие способствует формированию навыков планирования и проведения химического эксперимента.






Список рекомендуемой литературы


  1. Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс. М.: Дрофа, 2007.

  2. Естествознание. Учебник для 6 кл. общеобразоват. шк. / Б.Ш. Абдиманапов, С.Е. Нуркенова, А.У. Абулгазиев, Г.У. Ауезова. Алматы: Атамура, 2018.

  3. Естествознание. Учебник для 6 классов общеобразоват. шк. / Е.А. Очкур, Т.Г. Белоусова, Н.А. Паимцева, В.М. Ударцева. Алматы: Мектеп, 2018.

  4. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011.

  5. Савинкина Е.В., Логинова Г.П. Мир веществ. Учебник по химии для 8-го класса общеобразовательной школы / Под ред. А.А. Вахрушева . – М.: Баласс, 2006.









Приложение 1


Карточки – инструкции к опытам


Карточка №1


Выполните опыты и заполните таблицу.


Смешивание растворов солей

Налейте в пробирку 0,5 мл раствора хлорида железа (III) и добавьте несколько капель раствора желтой кровяной соли.


Плавление парафина

Фарфоровую чашку с кусочком парафина поместите на кольцо штатива. Нагревайте чашку до плавления парафина.


Действие кислоты на мел

Небольшой кусок мела измельчите в ступке, одну лопатку полученного порошка поместите в пробирку и добавьте 2 мл соляной кислоты.


№ опыта

Что делали (описание опыта)

Что наблюдали

Вывод: физическое или химическое явление

















Карточка №2


Выполните опыты и заполните таблицу.


Дистилляция воды

Соберите прибор, изображенный на рисунке.

В пробирку, закреплённую в лапке штатива, налейте 5 мл водопроводной воды. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой и нагревайте.


Действие соляной кислоты на малахит

В пробирку насыпьте 1/5 часть шпателя малахита и прилейте 1 мл соляной кислоты.


Нагревание медной проволоки

Кусок медной проволоки зажмите тигельными щипцами и нагревайте в пламени спиртовки.


№ опыта

Что делали (описание опыта)

Что наблюдали

Вывод: физическое или химическое явление
















Карточка 3


Выполните опыты и заполните таблицу.


Смешивание растворов кислоты и щёлочи

Налейте в пробирку 0,5 мл раствора гидроксида натрия, добавьте 2 капли фенолфталеина и 0,5 мл соляной кислоты.


Погружение железного изделия в раствор соли меди

В пробирку налейте 3 мл раствора сульфата меди (II) и опустите цепочку из скрепок, последнюю скрепку закрепите на горлышке пробирки. Нагревайте пробирку до кипения раствора.


Смешивание воды и масла

В стакан налейте 20 мл воды и 5 мл растительного масла и перемешайте.


№ опыта

Что делали (описание опыта)

Что наблюдали

Вывод: физическое или химическое явление

















Приложение 2


Карточки с текстами


Карточка 1


Прочитайте историю и отметьте знаком ✅ все химические явления, а знаком ❌ все физические. Все явления выделены жирным шрифтом.


Однажды ранним утром Незнайка отправился в поход, бодро шагая по траве, покрытой каплями росы. Через час он решил устроить привал и разжёг костёр, повесив над ним котелок. В воде, подогреваемой огнём, стали образовываться пузырьки, и вскоре она закипела. Сначала Незнайка сварил сырое куриное яйцо себе на завтрак, а потом, вымыв котелок, вскипятил ещё одну порцию воды, чтобы сделать черный чай. Когда наш герой бросил в чай кусочек лимона, цвет напитка стал заметно светлее. Чай был такой вкусный, что Незнайка решил не идти дальше, просто устроился поудобнее и стал любоваться горением древесных поленьев.



Карточка 2


Прочитайте историю и отметьте знаком ✅ все химические явления, а знаком ❌ все физические. Все явления выделены жирным шрифтом.


Как-то раз Незнайка гулял по Солнечному городу и заметил, что на многих бронзовых памятниках и куполах появился красивый зеленоватый налёт. Интересно, имеет ли этот процесс что-то общее с потемнением серебряного кольца и появлением ржавчины на гвозде? Надо подумать. В парке Незнайка купил бутылку газировки и налил немного в стакан, со дна которого начали активно подниматься пузырьки. Увы, не успел Незнайка попробовать напиток, как набежали грозовые тучи, и сверкнула молния.



Карточка 3


Прочитайте историю и отметьте знаком ✅ все химические явления, а знаком ❌ все физические. Все явления выделены жирным шрифтом.


Путешествуя по волшебной стране, Элли с Тотошкой встретили добрую волшебницу — мастерицу зельеварения. Она как раз готовила компоненты будущего зелья, нагревая железные опилки на воздухе и в результате получая бурый порошок. Нужный компонент волшебница приготовила растворением бурого порошка в азотной кислоте; затем, выпарив раствор, зельевар получила красивые светло‑фиолетовые кристаллы. Наконец, прокалив полученные кристаллы на воздухе при высокой температуре, волшебница получила чёрный порошок, который притягивается к магниту.



Ответы, которые должны дать обучающиеся


Карточка 1


Однажды ранним утром Незнайка отправился в поход, бодро шагая по траве, покрытой каплями росы❌. Через час он решил устроить привал и разжёг костёр, повесив над ним котелок. В воде, подогреваемой огнём, стали образовываться пузырьки❌, и вскоре она закипела. Сначала Незнайка сварил сырое куриное яйцо✅ себе на завтрак, а потом, вымыв котелок, вскипятил ещё одну порцию воды, чтобы сделать черный чай. Когда наш герой бросил в чай кусочек лимона, цвет напитка стал заметно светлее✅. Чай был такой вкусный, что Незнайка решил не идти дальше просто устроился поудобнее и стал любоваться горением древесных поленьев✅.



Карточка 2


Как-то раз Незнайка гулял по Солнечному городу и заметил, что на многих бронзовых памятниках и куполах появился красивый зеленоватый налёт✅. Интересно, имеет ли этот процесс что-то общее с потемнением серебряного кольца✅ и появлением ржавчины на гвозде✅? Надо подумать. В парке Незнайка купил бутылку газировки и налил немного в стакан, со дна которого начали активно подниматься пузырьки❌. Увы, не успел Незнайка попробовать напиток, как набежали грозовые тучи, и сверкнула молния❌.



Карточка 3


Путешествуя по волшебной стране, Элли с Тотошкой встретили добрую волшебницу — мастерицу зельеварения. Она как раз готовила компоненты будущего зелья, нагревая ❌ железные опилки на воздухе и в результате получая ✅ бурый порошок.Нужный компонент волшебница приготовила растворением ✅ бурого порошка в азотной кислоте; затем, выпарив ❌раствор, зельевар получила красивые светло‑фиолетовые кристаллы. Наконец, прокалив полученные кристаллы на воздухе при высокой температуре, волшебница получила чёрный порошок, который притягивается ❌ к магниту.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!