СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по теме "Энциклопедичность и новаторство романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе рассматривается роман А.С.Пушкина "Евгений Онегин",  значение романа  для русской литературы. Материалы работы могут быть использованы на уроках литературы.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по теме "Энциклопедичность и новаторство романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин"»

МКОУ Гимовская СШ














Работа по теме

«Энциклопедичность и новаторство романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»


Работу выполнила:

Ульянова Людмила Васильевна,

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

МКОУ Гимовской средней школы












СОДЕРЖАНИЕ.

Вступление……………………………………………………………………..2

Основная часть………………………………………………………………..4

1.Роман «Евгений Онегин» - роман в стихах……………………………...4

2. «Евгений Онегин» - это своеобразный нравственный кодекс поэта….5

3.В.Г.Белинский об энциклопедичности романа Пушкина………………6

4.В.Г.Белинский о главных героях романа «Евгений Онегин»………….13

5.Новаторство романа Пушкина……………………………………………15

6.Пушкин и эпоха. Проблема человека и русского национального

характера…………………………………………………………………….17.

7. Жанр, стилистика и композиция романа «Евгений Онегин»………….19

Практическая часть работы……………………………………………………………………….20

  1. Русский мир в романе Пушкина «Евгений Онегин»………………20

  2. Формы обучения и внеклассная работа…………………………….22

  3. Система уроков «вслед за автором»………………………………...25

  4. Проблемный анализ романа………………………………………...26

  5. Система уроков проблемного анализа романа…………………….28

Выводы………………………………………………………………………30

Библиография……………………………………………………………….32








И было сердцу ничего не надо,

Когда пила я этот жгучий зной…

«Онегина» воздушная громада,

Как облако, стояла надо мной.

Анна Ахматова.

Вступление.

Рассматривая проблему энциклопедичности и новаторства в произведении

А.С. Пушкина «Евгений Онегин», обратимся к значениям этих понятий.

Энциклопедизм (энциклопедичность) – всесторонняя образованность,

глубокая осведомленность в различных областях знаний.

Новаторство – это деятельность новатора – человека, который вносит новые

прогрессивные идеи, приемы в какой-нибудь области деятельности.2

«Евгений Онегин» - самый великий русский роман – является одновременно и самым загадочным, по крайней мере, в школьном изучении. Ходячие формулы – «энциклопедия русской жизни», «лишний человек», «идеал русской женщины» как-то уже перестали осмысляться в их реальной принадлежности к гениальному пушкинскому тексту и остаются в сознании учеников некими неясными характеристиками. Но в прошлом веке все учебники и вся методика внушали нам, что Пушкин необычайно светел, понятен, общедоступен настолько, что и раздумывать о его творчестве нечего, он сам всё нам объяснил, и наша задача лишь усвоить это общедоступное знание. И помнится, что я была крайне поражена, когда впервые прочитала у Достоевского: »По-моему, Пушкина мы ещё и не начинали узнавать : это гений, опередивший русское сознание ещё слишком надолго».А ещё позднее меня смутило глубокое пророчество Гоголя о том , что «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа; что русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет».

Тему «Энциклопедичность и новаторство романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» я выбрала потому, что это произведение мне интересно, и я захотела ещё больше узнать о Пушкине и его гениальном произведении, изучив литературу современных критиков. Эта тема является актуальной и до конца не изученной. О романе «Евгений Онегин» имеется огромная литература, десятки книг, сотни статей, но по выбранной мной теме, оказывается, не так уж и много литературы. Энциклопедичность и новаторство романа подробно освещается в статьях великого русского критика В.Г Белинского. В своей работе я использовала статьи Васильева В., Зуева Н., Кошелева В.А., Краснухина Г., Кулешова С.Ф., Лотмана Ю.В. Непомнящего В.С. Шанского Н.М., Монаховой О.П., Лебедева Ю.В. и др.

Практическая значимость: с данной работой можно выступить на методическом объединении учителей русского языка и литературы, а также использовать на уроках литературы в школе.

Научная гипотеза: в результате исследования данной темы я предполагаю получить методическое пособие, которое можно будет применять на уроках литературы.

Цель настоящей работы - рассмотреть универсальное содержание русского мира, лежащего в основе романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин». В соответствии с целью были определены следующие задачи:

- оценить степень научной изученности русского мира и русского национального характера;

- выявить эстетическое своеобразие пушкинского «свободного романа»;

- рассмотреть роман с позиций историзма и энциклопедического охвата действительности;

- исследовать специфичность пушкинского героя и героини в свете авторского идеала.

- Разработать свою методику работы и систему уроков по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

Работа состоит из вступления основной части, выводов, библиографии. В первой главе дана общая характеристика романа «Евгений Онегин», рассматриваются основные сюжетные линии романа, его значение в русской литературе 19 века, народность, энциклопедичность и новаторство произведения А.С.Пушкина, прблема человека и русского национального характера, жанр, стилистика и композиция романа.

Во второй главе показан русский мир в романе, рассматриваются формы обучения и внеклассная работа. Представлена система уроков по роману, в основном, внимание сосредоточено на проблемном анализе романа.

В заключении работы делаются выводы. Практика показывает, что изучение романа «Евгений Онегин» положительно влияет на развитие нравственных качеств учащихся, пробуждает интерес к чтению художественной литературы.

Основная часть.

Роман «Евгений Онегин» занимает центральное место в творчестве А.С.Пушкина. Это самое крупное художественное произведение, самое богатое содержанием, самое популярное, оказавшее сильное влияние на судьбу всей русской литературы. Пушкин работал над романом более восьми лет – с весны 1823 года до осени 1831 года. В самом начале своей работы над «Евгением Онегиным» он писал поэту П.А.Вяземскому: « Я пишу теперь не роман, а роман в стихах – дьявольская разница».

В самом деле, стихотворная форма придаёт роману черты, резко отличающие его от обычного прозаического произведения. В стихах поэт не только или описывает,- он при этом как-то особенно волнует нас самой формой своей речи: ритмом, звуками, Стихотворная форма гораздо сильнее, чем прозаическая, передаёт чувство поэта, его волнение. Каждый поэтический оборот, каждая метафора приобретают в стихах особую яркость, убедительность.

Все действия романа, все описания, все речи действующих лиц, несмотря на их простоту, полное отсутствие нарочитых эффектов, всё же благодаря стихотворной форме овеяны поэтичностью, музыкальностью. Пушкин не рассказывает нам об Онегине и Татьяне, а «поёт» о них. Своеобразный характер повествования придаёт «Евгению Онегину» и постоянное присутствие в романе самого автора. Онегин встречается с Пушкиным в Петербурге и Одессе, письмо Татьяны хранится у поэта («его я свято берегу»), он рассказывает нам, прерывая ход событий романа, об эпизодах своей биографии, делится своими размышлениями, чувствами, мечтами, В форме лирических отступлений Пушкин включил в свой роман множество прекрасных стихотворений, поэтическое выражение его души:

Ума холодных наблюдений

И сердце горестных замет…[18]

«Евгений Онегин» - это своеобразный нравственный кодекс Пушкина. Проблемы любви, дружбы, чести, долга, счастья, ответственности перед самим собой, народом, родиной – эти и многие другие вопросы нашли отражение в романе.

Глубокое знание обиходной философии, которым обладал Пушкин, сделало “Онегина” произведением оригинальным и чисто русским.

Белинский назвал «Евгения Онегина» «первой истинно национально-русской поэмой в стихах» и добавил к этому, что «в ней народности больше, нежели в каком угодно другом народном русском сочинении». Что мы понимаем под словом «народность»? Народность искусства, литературы - это глубокая связь, которая существует и должна существовать между художественным произведением и жизнью того народа, среди которого оно создано: связь с историей народа, его бытом, его нравственными убеждениями, его взглядом на вещи. Эта связь между созданием поэта и глубинной жизнью народа видна в «Евгении Онегине» в каждой сцене или картине, в каждом герое, в каждом слове писателя-поэта. Читая роман «Евгений Онегин», все время чувствуешь: это Россия, это написано русским поэтом. В романе все неповторимо русское: и картины природы, и нравы, и персонажи, и, главное, та точка зрения, с какой автор смотрит на те или иные события, на людей, на человеческие отношения.

Пушкин изображает в романе в основном представителей дворянского сословия, их жизнь показана в романе в первую очередь. Но это не мешает роману быть народным. Важно ни кого изображает писатель, а как изображает. Все явления жизни и всех героев Пушкин оценивает с общенародной точки зрения. Именно этим и заслужил роман Пушкина название народного.

С точки зрения Белинского, большое значение этому произведению Пушкина придает то, что в нем правдиво показана русская действительность: «в «Онегине» мы видим поэтически воспроизведенную картину русского общества, взятого в одном из интереснейших моментов его развития».

Это делает роман историческим «в полном смысле слова». И к этому Белинский позднее добавит: «Онегина» можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением. Удивительно ли, что эта поэма была принята с таким восторгом публикою и имела такое огромное влияние и на современную ей и на последующую русскую литературу? А ее влияние на нравы общества? Она была актом сознания для русского общества»[5].

Значение романа, по мнению Белинского, и в том, что от него (так же, как и от комедии Грибоедова «Горе от ума») начинается подлинно зрелая, реалистическая русская литература. «Без «Онегина», - утверждает Белинский, - был бы невозможен «Герой нашего времени», так же, как без «Онегина» и «Горя от ума» Гоголь не почувствовал бы себя готовым на изображение русской действительности, исполненное такой глубины и истины».

Свои статьи об «Евгении Онегине», полные тонких наблюдений и мыслей, Белинский заключает прекрасными и пророческими словами: «Пусть идет время и приводит с собою новые потребности, новые идеи, пусть растет русское общество и обгоняет «Онегина»; как бы далеко оно ни ушло, но всегда будет оно любить эту поэму, всегда будет останавливать на ней исполненный любви и благодарности взор...»

В своем стихотворном романе — в собственно повествовательной его части и в многочисленных лирических отступлениях, которые Пушкин назвал “болтовней”, — поэт изображает русскую жизнь с небывало широким, подлинно энциклопедическим размахом, но в то же время делает это лаконично, в предельно сжатой форме, действительно приближаясь к краткости энциклопедических статей и заметок. В “Евгении Онегине” автор показывает нам холодный и эгоистичный Петербург, патриархальную Москву, деревню, хранящую традиции и обычаи, создает реалистические портреты дворян того времени, сословия, к которому сам принадлежал и жизнь которого хорошо знал. В этом и заключается “энциклопедичность” романа. Пушкин в предельно сжатой форме рассказал о быте, нравах, обычаях России первой четверти XIX века.

Безусловно, основное место в романе занимает описание жизни главного героя — молодого столичного “повесы” Евгения Онегина, на примере жизни которого автор показывает быт и нравы светского общества. Мы узнаем о типичном воспитании детей дворян в то время.

Образование было поверхностным, “чему-нибудь и как-нибудь”, а в необходимый набор знаний входил только французский язык, умение танцевать мазурку, “кланяться непринужденно” и “наука страсти нежной”. Мы видим и круг чтения молодых людей того времени: сентиментальные романы и латынь “из моды вышли”, и молодые люди увлеклись Адамом Смитом, “певцом Гяура и Жуана” Байроном и другими романтическими авторами, а также романами, в которых “отразился век и современный человек изображен довольно верно”. Подробно в первой главе показан распорядок дня молодого повесы: бесцельное прожигание жизни на бульварах, в ресторанах и театрах, на беспечных пирах. Мы видим и одежду главного героя (“надев широкий боливар”), и его кабинет, в котором есть “все, чем для прихоти обильной торгует Лондон щепетильный и по Балтическим волнам за лес и сало возит нам”, подробно описано и меню в ресторанах.

Не менее подробно описан и быт поместного дворянства. Пушкин достаточно много времени жил в своем имении Михайловское и хорошо знал жизнь провинциальных помещиков. О жизни крестьян он мог судить по рассказам своей няни Арины Родионовны, чей образ отчасти создал в лице няни Татьяны Лариной. Автор показывает занятия уездных помещиков: их встречи, пиры, праздники, работы, соления грибов, разговоры “о сенокосе, о вине, о псарне и своей родне”; круг чтения: сентиментальные романы и сонник Мартына Задеки. О жизни провинциального дворянства мы можем судить на примере семьи Лариных, занятиям старухи Лариной.

В седьмой главе показана патриархальная Москва. Ее описание очень похоже на грибоедовское, что не случайно. Автор лишний раз хотел подчеркнуть ее патриархальность, верность традициям, консерватизм.

Кроме зарисовок жизни России, данных непосредственно в повествовательной части романа, многое мы узнаем и из авторских лирических отступлений. Постоянно прерывая повествование романа своими замечаниями, автор сообщает нам свое мнение по поводу тех или иных событий, дает характеристики своим героям, рассказывает о себе. Так, мы узнаем о друзьях автора, о литературной жизни, о планах на будущее, знакомимся с его размышлениями о смысле жизни, о друзьях, о любви и многом другом, что дает нам возможность составить представление не только о героях романа, о жизни русского общества того времени, но и о личности самого автора. Это лишний раз подтверждает слова Белинского о том, что роман Пушкина “Евгений Онегин” - это “энциклопедия русской жизни” первой четверти XIX века[23].

Виссарион Григорьевич Белинский написал несколько статей о романе А. С. Пушкина и утверждал: «„Онегина“ можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением» .

"Евгений Онегин" - уникальное произведение. Уникальным его делает широта охвата действительности, многосюжетность, описание отличительных особенностей эпохи, ее колорита. В нем, как в энциклопедии, можно узнать все об эпохе: о том, как одевались и что было в моде, что люди ценили больше всего, о чем они разговаривали, какими интересами они жили. В "Евгении Онегине" отразилась вся русская жизнь. Кратко, но лаконично изобразил автор глухую помещичью провинцию, крепостную деревню, барскую Москву, светский Петербург, губернские города (в путешествии Онегина) . Пушкин правдиво изобразил ту среду, в которой живут главные герои его романа. Автор воспроизвел атмосферу городских дворянских салонов, в которых прошла молодость Онегина. Подробно описывает жизнь провинциальных помещиков.

Также всесторонне изображены самые главные и самые характерные тенденции жизни русского общества 20-х годов XIX века. Пушкин полно и глубоко вскрыл появление опасной и модной болезни разочарования, объяснил её причины разобщенностью передового дворянского интеллигента и народа, наметил выход из кризисного состояния. Он думал о сближении образованной России с Россией простонародной.

Роман А. С. Пушкина оказал огромное влияние на современную и последующую литературу. "Пусть идет время и приводит с собою новые потребности новые идеи, пусть растет русское общество и обгоняет "Онегина": как бы далеко оно ни ушло, но всегда будет оно любить эту поэму, всегда будет останавливать на ней исполненный любви и благодарности взор"[22].

Царствование Александра I, ссылка, изгнание, декабрь 1825 года. Иных уже не было, другие томились в ссылке. За это время многое переменилось в жизни. Много осталось поводов для раздумий и разочарований. А тут знаменитая Болдинская осень. 30-летний Пушкин завершал работу над романом «Евгений Онегин». Работа над романом захватывала, стих лился легко и свободно. Работая над ним, поэт чувствовал свой «полдень».

В романе возникло отражение легко узнаваемой жизни Москвы, Петербурга, сонной провинции, замелькали лица дворян и дворовых, военных и штатских, старых и молодых — вся Россия.

Как в зеркале, отразились в нем история и культура, национальные черты. Ведь истинная национальность, по словам Гоголя, «состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа», а им пронизано все произведение. И хотя Пушкин представил в романе в основном дворянское сословие, к которому принадлежал сам, в нем «почти исключительно выразился прогресс» эпохи двадцатых годов XIX века.

Онегин принадлежал к высшему кругу общества, который диктовал свои законы воспитания, образования, поведения. Многие, как и отец героя, служили, но жили долгами, балами, препоручив воспитание детей гувернерам-иностранцам, а те учили «чему-нибудь и как-нибудь» Свет завершал образование «наукой страсти нежной».

В Россию через молодежь, обучавшуюся в университетах Германии, как Ленский, проникали западные прогрессивные идеи, которые не прививались, а лишь вызывали споры, брожение умов. «Волшебный край» искусства захватывал, завораживал на время, но устаревшие течения вызывали критику: сентиментализм наводил сон, а романтизм был темен и вял.

Попадая в суету света, отдавая себя балам, обедам, театрам, даже лучшие из лучших вели праздную жизнь, без цели, забот и труда. Когда «Петербург неугомонный» уже бывал пробужден к трудовой жизни, Онегин только возвращался домой, чтобы к вечеру опять погрузиться в водоворот развлечений и удовольствий.

Неудивительно, что «рано чувства в нем остыли», «наскучил света шум» и что им овладела «русская хандра». Трагедия Онегина и ему подобных в том, что нет в их жизни высокой цели, что они оторваны от национальной культуры, но связаны условностями света, их страшит «шепот, хохотня глупцов», а естественные человеческие чувства и порывы прячутся, подавляются. Свет признает лишь тех,

Кто в двадцать лет был франт

Кто в пятьдесят освободился

От частных и других долгов,

Кто славы, денег и чинов

Спокойно в очередь добился...[18]

Не отличается ни в чем от столицы и белокаменная Москва, «ярмарка невест», хотя она более привержена старине и несколько отстает от моды:

Все тоже лжет Любовь Петровна,

Иван Петрович так же глуп,

Семен Петрович так же скуп...[18]

Те же обеды, разговоры, альбомы, сплетни — «бессвязный, пошлый вздор».

Помещики ездят по работам, ведут расходы, солят на зиму грибы, бранятся с ключницами и приказчиками, наказывают слуг, а в остальном, как и в столице, много едят, пьют, устраивают балы, молятся без усердия.

Так живут Пустяковы, Буяновы — помещики с «говорящими» фамилиями. Так живут и Ларины, так жили их отцы и деды. Черты народного быта отмечены Пушкиным штрихами: у помещика Пустякова мужики нищие, мать Татьяны скора на расправу, девушки- крестьянки, собирая ягоды, поют,

Чтоб барской ягоды, тайком

Уста лукавые не ели...[18]

Образы, созданные Пушкиным, вместили в себя очень много. Одно точно подобранное слово — эпитет, метафора — и вот перед нами целый мир. Мир человека и природы тесно связаны на страницах романа. Пейзаж нередко является реальным фоном, на котором развертываются события, указывает на движение времени, оттеняет чувства героев, подчеркивает народную основу:

Татьяна (русская душою,

Сама не зная почему)

С ее холодною красою

Любила русскую зиму...[18]

Превосходны лирические отступления — комментарий автора, пожалуй самого главного героя романа. В них много мягкого юмора, душевной теплоты, нежности, мудрости и сердца.

Великий критик Белинский, давая общую характеристику роману «Евгений Онегин», писал: «В своем романе Пушкин сумел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русской природы, русского общества. Поэтому-то «Онегина» можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением».

Критические статьи (8-я и 9-я) В. Г. Белинского, посвященные роману А. С. Пушкина “Евгений Онегин”, были последовательно опубликованы в 1844—1845 годах в журнале “Отечественные записки”. В свое время роман “Евгений Онегин” вызвал многочисленные отклики современников. Все эти отклики, в высшей степени противоречивые, отражали неустойчивость эстетического сознания эпохи. Однако при всех разногласиях их объединяло одно — непонимание гениального новаторства, оригинальности и подлинного смысла пушкинского произведения. Белинский поставил себе цель: “Раскрыть по возможности отношение поэмы к обществу, которое она изображает”,— и весьма преуспел в этом.

Говоря о романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” в целом, Белинский отмечает его историзм в воспроизведенной картине русского общества. Критик считает “Евгения Онегина” поэмой исторической, хотя в числе ее героев нет ни поэтических ее мгновений; взял ее со всем холодом, со всею ее прозою и пошлостью...— отмечает Белинский.— “Онегин” есть поэтически верная действительности картина русского общества в известную эпоху”.

“"Онегина" можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением”,— утверждает Белинский. Он указывает на “народность” как характерную черту данного романа, считая, что в “Евгении Онегине” народности больше, нежели в каком угодно другом народном русском сочинении. — Если ее не все признают национальною, то это потому, что у нас издавна укоренилось престранное мнение, будто бы русский во фраке или русская в корсете — уже не русские и что русский дух дает себя чувствовать только там, где есть зипун, лапти, сивуха и кислая капуста. Тайна национальности каждого народа заключается не в его одежде и кухне, а в его, так сказать, манере понимать вещи”[15].

По мнению Белинского, в лице Онегина, Ленского и Татьяны Пушкин изобразил русское общество в одной из фаз его образования и развития. Критик дал характеристику образам романа. Характеризуя Онегина, он замечает: “Большая часть публики совершенно отрицала в Онегине душу и сердце, видела в нем человека холодного, сухого и эгоиста по натуре. Нельзя ошибочнее и кривее понять человека!.. Светская жизнь не убила в Онегине чувства, а только охолодила к бесплодным страстям и мелочным развлечениям... Онегин не любил расплываться в мечтах, больше чувствовал, нежели говорил, и не всякому открывался. Озлобленный ум есть тоже признак высшей натуры...”. Онегин не претендует на звание гения, не лезет в великие люди, но бездеятельность и пошлость жизни душат его. “Онегин — страдающий эгоист... Его можно назвать эгоистом поневоле,— считает Белинский,— в его эгоизме должно видеть то, что древние называли „fatum". Этим объясняется понимание Онегина как характера “незавершенного”, судьба которого трагична вследствие этой незаконченности. Белинский не соглашается с теми критиками, кто считал Онегина “пародией”, находя в нем типическое явление русской жизни.

Достаточно простым и ясным представляется Белинскому характер Ленского — типичного для эпохи “идеального” существования, “оторванного от действительности”. Это было, по его мнению, совершенно новое явление. Ленский был романтик и по натуре, и по духу времени. Но в то же время “он сердцем милый был невежда”, вечно толкуя о жизни, никогда не знал ее. “Действительность на него не имела влияния: его печали были созданием его фантазии”,— пишет Белинский. Ленский полюбил Ольгу и украсил ее достоинствами и совершенствами, приписал ей чувства и мысли, которых у нее не было и о которых она и не заботилась. “Ольга была очаровательна, как все "барышни", пока они еще не сделались "барынями"; а Ленский видел в ней фею, сельфиду, романтическую мечту, нимало не подозревая будущей барыни”,— пишет критик.

“Люди, подобные Ленскому, при всех их неоспоримых достоинствах, нехороши тем, что они или перерождаются в совершенных филистеров, или, если сохранят навсегда свой первоначальный тип, делаются этими устарелыми мистиками и мечтателями, которые так же неприятны, как и старые идеальные девы, и которые больше враги всякого прогресса, нежели люди просто, без претензий, пошлые... Словом, это теперь самые несносные пустые и пошлые люди”,— заключает Белинский свои размышления о персонаже Ленского.

Татьяна, по мнению Белинского,— “существо исключительное, натура глубокая, любящая, страстная. Любовь для нее могла быть или величайшим блаженством, или величайшим бедствием жизни, без всякой примирительной середины. При взаимности любовь такой женщины — ровное, светлое пламя; в противном случае — упорное пламя, которому сила воли, может быть, не позволит прорваться наружу, но которое тем разрушительнее и жгучее, чем больше оно сдавлено внутри. Счастливая жена, Татьяна спокойно, но тем не менее страстно и глубоко любила бы своего мужа, вполне пожертвовала бы собою детям, но не по рассудку, а опять по страсти, и в этой жертве, в строгом выполнении своих обязанностей нашла бы свое величайшее наслаждение, свое верховное блаженство”. “Это дивное соединение грубых, вульгарных предрассудков со страстию к французским книжкам и с уважением к глубокому творению Мартына Задеки возможно только в русской женщине. Весь внутренний мир Татьяны заключался в жажде любви, ничто другое не говорило ее душе, ум ее спал...”,— писал критик. По мнению Белинского, для Татьяны не существовал настоящий Онегин. Она не могла ни понимать, ни знать его, потому что она и себя саму так же мало понимала и знала. “Есть существа, у которых фантазия имеет гораздо более влияния на сердце... Татьяна была из таких существ”,— утверждает критик.

Белинский дает великолепный социально-психологический этюд о положении русской женщины. Он посылает нелицеприятные реплики в адрес Татьяны, которая не отдалась, а отдана, но возлагает вину за это не на Татьяну, а на общество. Именно это общество пересоздало ее, подчинило ее цельную и чистую натуру “расчетам благоразумной морали”. “Ничто так не подчинено строгости внешних условий, как сердце, и ничто так не требует безусловной воли, как сердце же”. В этом противоречии и состоит трагизм судьбы Татьяны, в конечном счете подчинившейся этим “внешним условиям”[1].

В чем новаторство образа автора в романе «Евгений Онегин»?

«Евгений Онегин» — не типичное для русской литературы начала XIX века произведение. Его необычность заключается прежде всего в особенностях жанра. «Евгений Онегин» — это роман в стихах, то есть лиро-эпическое произведение. Естественно, что для гармоничного сочетания столь разных литературных родов в одном произведении, для придания роману условности требовался особый персонаж. В «Евгении Онегине» таким персонажем стал образ Автора[14].

Как мы видим, образ Автора в романе — это повествователь, являющийся действующим лицом. Более того, некоторые литературоведы считают именно Автора, а не Онегина или Татьяну, главным героем романа.

Образ Автора в романе «Евгений Онегин» многогранен. Пушкин в этом произведении нарушает романтический принцип и не отождествляет себя с главным героем в отличие от Байрона. Автор откровенно симпатизирует Онегину, ценит в нем «неподражательную странность» и «резкий, охлажденный ум», но в то же время в изображении Евгения Онегина присутствует иронический пафос. Автор даже противопоставляет себя главному герою. Их различия прослеживаются через их отношение к природе: Онегин в деревне скучает и практически не замечает того, что его окружает; для Автора природа — это родственная душа, это гармоничный мир, это источник вдохновения. Различно отношение героев к искусству: для Онегина театр — это всего лишь один из способов развлечься, который в конце концов надоедает; Автор относится к театру восторженно, даже называет его «волшебным миром». В отличие от образа Автора Онегин не может «ямба от хорея... отличить», ему «тошен» литературный труд. В любви Онегин более рационален, чем Автор. Все это объясняется разницей характеров героев: в Онегине больше развито умственное начало, в Авторе — чувственное. Но в то же время и Автор, и Евгений Онегин являются носителями передовых идей, философами, они склонны к самоанализу, к эволюции, что их, безусловно, роднит[20].

Как я уже упоминала, образ Автора многогранен: он выступает и в качестве рассказчика, повествующего о событиях, и в качестве персонажа, например Автор говорит о том, что лично знаком с Онегиным, и как лирический герой, выражающий свое отношение ко всему происходящему и окружающему его. Автор рассуждает о теме времени, философски осмысливает тему смены поколений и приходит к выводу, что это естественно и неизбежно. В романе можно встретить раздумья Автора о свободе, о гармонии, о вдохновении, о поэте и поэзии. Автор говорит о том, что он пишет «не для похвал», но в то же время он страшится забвения.

Автор открыто выражает свое отношение к персонажам. Он симпатизирует главным героям, но в то же время признает, что и они не идеальны. Автор ценит ум и склонность к самоанализу в Онегине, но осуждает в нем честолюбие. Он восхищается Татьяной, видит в ней свой идеал, свою музу, но в то же время признает, что героиня далека от реальной жизни, возможно, излишне сентиментальна. Ленский близок Автору как поэт, как человек, способный искренне любить, но над его юношеским наивным романтизмом Автор смеется. Подобно всем главным героям романа, образ Автора подвергается эволюции[7].

В чём же новаторство романа «Евгений Онегин»?

Пушкин – основоположник новой русской литературы, критического реализма. Роману «Евгений Онегин» присущ подлинный историзм. Поэт показал зависимость характера человека от социальной среды, от жизненных условий и , шире, от эпохи. Пушкин преодолел односторонность, условность, схематизм в изображении человека. Так Онегин не только «повеса» , но и и думающий, страдающий , тонко чувствующий человек. Характеры своих героев Пушкин показывает в развитии .Онегин в конце романа уже не тот, каким он был вначале.

В ходе написания романа «Евгений Онегин» и его публикации менялся автор, менялся читатель, менялась эпоха.

В своей книге «Роман Пушкина «Евгений Онегин» Г.П. Макогоненко отмечает, что «типичными чертами характера молодого человека этой поры было недовольство, равнодушие, охлажденность души»[13]. Центральной темой романа «Евгений Онегин» явилась судьба героя времени, его духовно-нравственное самоопределение, неудовлетворенность сущим и поиски места в жизни. Определяющей чертой своего поколения и его судьбы, смыслом его исторической драмы Пушкин считал трагическое противоречие между огромными скрытыми возможностями личности и ее общественной невостребованностью[9].

Пушкин и его эпоха. «Проблема человека» и русского национального характера.

По наблюдению Ю.М. Лотмана, «одной из характерных сторон пушкинского творчества 1822-1823 гг., наряду с тяготением к гражданственной тематике, …является обострение интереса к сатире»[11], который «находился в русле развития передовой литературы той эпохи». Исследователь отмечает, что замысел «Евгения Онегина» первоначально намечался в плане сатирического противопоставления светского общества и светского героя высокому авторскому идеалу: поэт стремился «создать сатирический образ представителя «изнеженного племени переродившихся славян»[ 13].

Знаменитая формула В.Г. Белинского «энциклопедия русской жизни», оставаясь замечательной в своем роде и для своего времени, уже тогда заключала в себе неразрешимое противоречие: она разошлась с его же определением «Евгения Онегина» как «вечно живущего и вечно движущегося явления». Ведь энциклопедия не живет вечно и не движется, это свод остановленных знаний. Тем не менее, слова об «энциклопедии» на протяжении долгого времени сохраняют свою авторитетность и как бы служат методологическим руководством в изучении романа.

Таким образом, основу поэтики романа «Евгений Онегин» составляют энциклопедизм и в то же время процесс, движение[4].Это точное высказывание можно с полным правом отнести к пушкинскому роману в стихах.

Таким образом, авторское «Я» с его непосредственными переживаниями во многом определило своеобразие романа в стихах. Интересен в этой связи вопрос о лирических отступлениях в романе. Посредством лирического отступления вводится образ автора-повествователя, и оно возникает в первую очередь как эмоциональная беседа автора с читателем. А.Ю. Большакова говорит о «внутреннем диалоге между автором и читателем в повествовательной речи, в самом тексте произведения, а не в процессе его реального прочтения»[2]. Для нас представляется интересным мнение исследователя В.Е. Хализева, который особо выделяет категорию «образ читателя», подчеркивая ее «материальную» природу и рассматривая ее как неотъемлемую часть художественной материи произведения: «правомерно говорить об образе читателя как одной из граней художественной предметности[21]. Получается, что образ авторского собеседника воплощен в художественном произведении. Читатель «вступает в диалектические отношения с другими образами (героев и автора)»[2]. Действительно, в «Евгении Онегине» читатель становится собеседником автора, и автор постоянно обращается к нему как к своему хорошему знакомому:

Поэтому, справедливо пишет В.С. Непомнящий, «как бы ни старался он описать жизнь других людей - она все равно предстанет перед нами в свете его внутреннего мира, прожитая поэтом, прошедшая через его сердце»[16]. Пушкин решил создать картину эпохи (которая всегда была предметом романа) как процесс собственной духовной жизни, поэтому из-под пера поэта вышел именно роман в стихах.

Знаменитая формула В.Г. Белинского «энциклопедия русской жизни», оставаясь замечательной в своем роде и для своего времени, уже тогда заключала в себе неразрешимое противоречие: она разошлась с его же определением «Евгения Онегина» как «вечно живущего и вечно движущегося явления». Ведь энциклопедия не живет вечно и не движется, это свод остановленных знаний. Тем не менее, слова об «энциклопедии» на протяжении долгого времени сохраняют свою авторитетность и как бы служат методологическим руководством в изучении романа.

Таким образом, основу поэтики романа «Евгений Онегин» составляют энциклопедизм и в то же время процесс, движение.

Подводя итоги наблюдений над жанром, стилистикой и композицией «Евгения Онегина», мы имеем все основания утверждать, что пушкинский роман в стихах в жанровом отношении - произведение, органично соотнесенное с предшествующей классической традицией и в то же время новаторское, а в композиционном отношении - полностью художественно законченное, но в то же время сохраняющее открытый финал[19]. Современный исследователь Ю.В. Лебедев пишет о «стыдливости художественной формы», свойственной многим русским писателям-классикам, отмечая, что «в пушкинской гармонии… нет самодовольного чувства, нет претензии на полную завершенность и совершенство… Для русской эстетики характерна незавершенность жанровых форм, даже принципиальная их незавершенность. Так русский писатель обозначает потенциальные возможности жизни к движению, к переменам…»[10].


Практическая часть работы

Русский мир в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».


«Пушкинская картина мира - это русская картина мира, - пишет литературовед В.С. Непомнящий, - весь жанр и вся структура романа как нельзя более ярко демонстрируют национальную суть восприятия абсолютного - тот первоэлемент этого восприятия, в котором главное - личное… . В картине мира, опирающейся на такое восприятие, нет ничего от однозначного результата, в ней все - процесс; контуры ее несколько размыты («Онегина» воздушная громада», - сказала Ахматова), но вовсе не от неясности; они размыты оттого, что сохраняют связи с «тайнами бытия»…»[17]. Суть здесь не в стремлении проникнуть в смысл бытия, суть в том, чтобы проникнуться этим смыслом.

Вся напряженная духовная жизнь поэта была посвящена роману. Но в посвящении П.А. Плетневу он пишет:

Не мысля гордый свет забавить,

Вниманье дружбы возлюбя,

Хотел бы я тебе представить

Залог достойнее тебя…[18]

(V, 7)

То есть Пушкин так высоко ценит дружбу, что и этого подарка мало. А «Онегин» - это вся его жизнь:

Небрежный плод моих забав,

Бессонниц, легких вдохновений,

Незрелых и увядших лет,

Ума холодных наблюдений

И сердца горестных замет.[18]

(V, 7)

Действительно, по словам Н.Н. Скатова, «создание «Онегина» - это… подвиг как подвижничество. Семь лет неустанного, напряженнейшего труда для того, чтобы достичь иллюзии его полного отсутствия»[ 3].

Роман Пушкина «Евгений Онегин» является, на мой взгляд, уникальным произведением. Это роман в стихах. Надо сказать, что ранее не было ничего подобного ни в русской, ни в мировой литературе. Уникальным его делает широта охвата действительности, многосюжетность, описание отличительных особенностей эпохи, ее колорита. Именно поэтому «Евгения Онегина» назвали энциклопедией русской жизни 20-х годов прошлого столетия. Болезнью века, болезнью «лишних людей» была «русская хандра».

Исследователи этого явления («русской хандры») и посвятил Пушкин свой роман.

В романе, как в энциклопедии, можно узнать все об эпохе, о том, как одевались, что было в моде («широкий боливар» Онегина и малиновый берет Татьяны), меню престижных ресторанов («бифштекс окровавленный»). Также мы можем узнать, что шло в театрах той эпохи ( балеты Дидло). На протяжении действия романа и в лирических отступлениях поэтом показаны все слои русского общества того времени: высший свет Петербурга, дворянская Москва, поместное дворянство, крестьянство, то есть весь народ. Петербург того времени был местом обитания лучших людей России- декабристов, литераторов. Там «блистал Фонвизин, друг свободы», люди искусства- Княжнин, Истомина. Автор хорошо знал и любил Петербург. Он точен в описании, не забывая ни о соли светской злости, ни о «необходимых глупцах» и «накрахмаленных нахалах».

Глазами столичного жителя показана и Москва- «ярмарка невест». Описывая московское дворянство, Пушкин зачастую саркастичен: «…бессвязный, пошлый вздор». Но вместе с тем поэт любит Москву:

Москва…как много в этом звуке

Для сердца русского слилось,

Как много в нем отозвалось!

А с какой гордостью за свою отчизну написаны строки, посвященные Москве 1812 года:

Напрасно ждал Наполеон

Последним счастьем упоенный,

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля.

Современная поэту Россия - деревенская, и он подчеркивает это эпиграфом ко 2-ой главе, кратким, но очень содержательным:

«О, Русь!..Как четко слышится лирическая гоголевская интонация о «России-тройке!»

Так как мы рассматривали роман «Евгений Онегин» как энциклопедию русской жизни 20-х годов 19 века то без разговора ожизни крестьянства эта картина была бы неполной. Жизнь крестьянства в романе показана довольно скупо, но ёмко и образно. Простой рассказ няни Филипьевны о её замужестве, сцена сбора ягод в господском саду и пение хором, «чтоб барской ягоды тайком уста лукавые не ели».

Десятая глава полностью посвящена декабристам, где автор открыто высказывал свои мысли, именно поэтому десятая глава в чистовой вариант была включена в отдельных фрагментах , но и по ним чётко определяется мировоззрение автора и отношение к происходящему на Руси. Думаю, невозможно переоценить роман Пушкина «Евгений Онегин» ни с точки зрения формы, ни с точки зрения содержания. Появление романа оказало огромное влияние на дальнейшее развитие русской литературы.

Известно, что в настоящее время интерес к чтению резко снижается. Наша задача, как учителей-словесников, развивать этот интерес, прививать любовь к художественному слову. С этой целью я стремлюсь разнообразить формы обучения. Самая распространенная форма – это исследовательская работа, которая позволяет держать в поле зрения мысли, чувства ,вызванные конкретным текстом. На уроках знакомства с биографией писателя практикую доклады, рефераты, проекты, которые готовят сами учащиеся. На уроках литературы в старших классах часто ставлю проблемный вопрос, и ученики занимаются поисковой деятельностью, чтобы найти ответ на поставленный вопрос. С этой целью провожу уроки-исследования, уроки-диспуты, уроки-семинары, уроки-концерты. На уроках обобщающего повторения использую тесты.

Внеклассная работа расширяет кругозор учащихся, повышает их культурный уровень, вызывает стойкий интерес к предмету. Разнообразные формы этой работы дают возможность ученикам проявить свои способности, глубже познакомиться с произведениями художественной литературы, способствуют развитию у школьников чувства прекрасного, любви к природе, стремление эту красоту, это богатство ценить и беречь, самим участвовать в созидательном труде.

Провожу конкурсы стихов, посвящённые разным знаменательным датам, литературные вечера, инсценирование сказок и сцен из литературных произведений. На каникулах организовываем экскурсии по литературным местам Ульяновской области. К знаменательным датам писателей проводим читательские конференции, устные журналы. При организации внеклассной работы стремлюсь к тому, чтобы основная тяжесть работы при подготовке мероприятия легла на плечи учащихся, чтобы каждый из них мог показать себя в работе. В результате этих проведённых мероприятий школьники ещё раз соприкоснуться с жизнью и творчеством писателя, по-новому увидят его произведения.

Знакомясь с методикой работы Кошелева В.А., Маранцмана В.Г., очень часто следую их советам. После знакомства с биографией и лирикой Пушкина можно с уверенностью в успехе дела приступать к изучению романа «Евгений Онегин». Практика показывает, что вхождение в пушкинский роман, чтение первых страниц произведения представляет для девятиклассников серьёзную трудность, Поэтому даже в условиях, когда роман целиком прочитан учениками самостоятельно, необходимо представить произведение классу, помочь преодолеть пороги нового и сложного художественного текста и провести его комментирование.

« Встреча с пушкинским романом,- считает Шадрина,- подготовлена рассказом об его истории создания, печатания и восприятием читателями-современниками Пушкина. Волнение автора и нетерпеливое ожидание читателями каждой следующей главы «Евгения Онегина», воспроизведённые в конкретном непосредственном изложении учителя помогают ученикам ощутить себя очевидцами событий, преодолеть даль времени, отделяющую нынешнего читателя от времени создания романа». После вступительного слова учителя приступаем к аналитическому чтению романа.

На таких уроках не стремлюсь растолковать содержание, разъяснить все сложности отношений героев. Задача здесь другая: не разъяснить все вопросы , а возбудить в сознании учеников отбросить элементарные искания в понимании текста. С этой целью при проверке домашнего задания выдвигаются вопросы такого типа:

- Какие новые слова и понятия затруднили чтение текста?

- Что осталось непонятным в ходе чтения?

- Какие вопросы возникали при чтении романа?

- Кто из героев романа вызвал ваше сочувствие и почему?

- Почему Татьяна , любя Онегина, в конце романа отвергает его любовь?

- В какие моменты автор сочувствует своим героям, а когда осуждает их?

-А как вы относитесь к героям романа?

Почти все ученики девятых классов в своих ответах отмечают, что чтение романа захватило их. Для девятиклассников интерес к роману при первом чтении продиктован прежде всего занимательностью сюжета, нравственной стороной произведения. При первом чтении романа очень важно для учащихся зрительно представить происходящее. Школьный анализ направлен на то, чтобы на основе личностных восприятий и логики художественного произведения углубить нравственное влияние литературы на ученика.

Далее выясняем, что автор – это полноценный герой, потому что на протяжении всего романа этот образ раскрывается и развивается в лирических отступлениях, а также в самом сюжете. Именно с главным героем связано большинство авторских суждений и оценок. Автор подчёркивает своё единство с героем, который вышел из дворянской среды и получил типичное для того круга и того времени образование. Пушкин сравнивает, сопоставляет себя с Онегиным. Для этого он находит разные художественные приёмы. Один из них – сближение с героем через общих знакомых лиц. Автор и Онегин – ведущие мужские образы романа. Между ними очень тесная связь. Они проходят через всё произведение в сопоставлении и в сравнении. Это помогает не только глубже раскрыть образ Онегина, но и высказать свои сокровенные мысли, поделиться чувствами наблюдениями.

- Почему рядом с Онегиным Пушкин ставит Ленского?

Чтобы полнее раскрыть образ главного героя. Противопоставляя Онегина и Ленского, автор показывает глубину натуры Евгения Онегина. Во время ссоры со своим соседом герой обнажает трагическую противоречивость своего внутреннего мира.

- Почему Онегин не отказывается от дуэли?

С одной стороны, он понимает, что дуэль с другом – непростительная глупость. Но, с другой стороны, Евгений считает для себя унизительным отказ от этой роковой дуэли. И здесь он проявляет себя как раб общественного мнения, дитя высшего света.

Выбор пути анализа зависит от литературного развития учащихся и их возрастных особенностей. Для одних учеников характерна увлечённость сюжетом, активность сопереживания и в то же время неумение мотивировать события и поступки героев, однолинейность истолкования текста, невнимание к автору. При таком уровне литературного развития провожу анализ «вслед за автором».

Урок 1-й . День Онегина. («И завтра то же, что вчера».)

Урок 2-й. Онегин и Ленский в деревенском кругу. («Бежал он их беседы шумной»)

Урок 3-ий. Письмо Татьяны к Онегину. ( И в необдуманном письме

Любовь невинной девы дышит.)

Урок 4-ый. Исповедь Онегина. («Но я не создан для блаженства».)

Урок 5-ый. Сон и именины Татьяны. («Мечтанья страшного значенье»).

Урок 6-ой. Дуэль. («Враги! Давно ли друг от друга

Их жажда нрава отвела…»)

Урок 7-ой. Татьяна в доме Онегина и в Москве. ( Её сомнения смущают»)

Урок 8-ой. Последняя встреча. (Не грустно думать, что напрасно

Была нам молодость дана…!)

Урок 10-ый. Обобщающий урок. Энциклопедичность и новаторство романа «Евгений Онегин»

В классе при очевидном стремлении учащихся размышлять над текстом, самим ставить перед собой вопросы, пытаясь на них ответить неоднозначно, избираю путь проблемного анализа. Целостность как качество анализа, создающее общий взгляд на произведение, обнаруживающее единство его нравственной проблематики, идейного содержания и художественной формы, должна присутствовать в любом пути разбора.

Проблемный анализ предполагает, что вопрос, возникший в сознании учащихся при чтении литературного произведения, направляет процесс его изучения. Проблемный анализ – это своего рода цепная реакция проблемных вопросов, разбор, построенный на соединении связанных друг с другом проблемных ситуаций. Прблемная ситуация не замыкается в данном случае рамками одного урока. Она должна предшествовать всему анализу в целом. Отдельные проблемные ситуации могут создаваться и в рамках анализа «вслед за автором».

Ключевая и центральная проблема романа – проблема цели и смысла жизни. Сам автор видит смысл жизни в исполнении своего предназначения. Весь роман насыщен глубокими размышлениями об искусстве, образ автора в этом смысле однозначен: он прежде всего поэт, жизнь его немыслима вне творчества, вне напряженной духовной работы. В этом ему прямо противоположен Евгений. У него нет потребности в труде, в поиске своего предназначения. «Труд упорный ему был тошен».

Особенно важна в «Евгении Онегине» проблема долга и счастья. Счастье с Онегиным для Татьяны невозможно: нет счастья, построенного на бесчестии, на несчастье другого человека. Выбор Татьяны - глубоко нравственный выбор, смысл жизни для нее - в соответствии с высшими моральными критериями. Счастье не в одних только наслаждениях любви, а в высшей гармонии духа.

Татьяна-любимая героиня Пушкина, наиболее близкий автору образ. Духовная близость автора и Татьяны основывается на сходстве основных жизненных принципов: бескорыстного отношения к миру, близости к природе, национального сознания. Такой тип русской женщины почти уже и не повторялся в нашей художественной литературе, кроме разве образа Лизы в «Дворянском гнезде» Тургенева.

Сознание человека, систему его жизненных ценностей во многом формируют законы, принятые в обществе. Судьбы героев романа прежде всего зависят от истинности (ложности) ценностей, принятых ими за основные жизненные принципы.

Для проблемного изучения романа особенно важно выяснить разнообразие мнений. Вступительные занятия должны завершится уроком «Собрание пестрых глав», где обобщаются читательские представления, сопоставляются позиции пушкинских современников и тем самым уточняются вопросы, возникшие у школьников при чтении. Эти вопросы, сложившиеся на вступительном уроке, укрепляют потребность проблемного анализа. Основой его должны оказаться читательские впечатления учеников, которые активизируются проблемным вопросом:

- Почему Пушкин назвал главы своего романа «полусмешными, полупечальными, простонародными, идеальными»?

Задача учителя состоит в том, чтобы обострить ситуацию затруднения, показать, что без вовлечения в круг раздумий всего материала романа вопрос не решается, а скороспелые решения оказываются ложными, поверхностными. Когда с помощью группы учеников учитель опровергает, обращаясь к тексту, поверхностные суждения, в классе возникает потребность анализа романа в целом и намечается план разбора. Классу предлагаются такие вопросы:

- Одинаков ли Онегин в начале и в конце романа?

- Что могло изменить его?

- Как и почему изменилась Татьяна?

- Что разъединило героев?

- Почему Белинский назвал роман «энциклопедией русской жизни»?

Теперь можно начинать анализ текста.

Примерная система уроков проблемного анализа романа.

Урок 1-ый. «Собрание пестрых глав».

Урок 2-ой. Система образов романа «Евгений Онегин».

Урок 3-ий. «Им овладело беспокойство» (под влиянием каких событий изменился Онегин?)

Урок 4-ый. «Поэта обыкновенный ждал удел.» ( Почему Ленского при высоте его идеалов мог ждать «обыкновенный удел»?)

Урок 5-ый. «Плоды сердечной полноты» . (Почему Ольга забыла Ленского скорее, чем Татьяна?)

Урок 6-ой. «Как изменилася Татьяна!» (Сумела ли Татьяна сохранить верность себе?)

Урок 7-ой. «Судьба моя уж решена». (Почему Татьяна, любя Онегина, отвергает его?)

Урок 8-ой. Почему Белинский назвал роман Пушкина «энциклопедией русской жизни?».

Анализ романа Пушкина «Евгений Онегин» показывает, что ни Онегина, ни Ленского, ни Татьяны нельзя понять, не обращаясь к очень широкому, поистине энциклопедическому, кругу вопросов: к вопросам воспитания, образования, дружбы, любви, досуга, интересов молодых людей, мод, обычаев. Если же учесть, что главные герои романа далеко не исчерпывают его содержания, то станет ясным, что в творении А.С.Пушкина читатель найдёт ответы на очень многие вопросы: он услышит, как звучит русская песня («Песня девушек»), как разговаривали русские няни (разговор Татьяны с няней), узнает многое о декабристах, о Москве, о Петербурге, о русских дорогах, о театре, различных литературных течениях, выдающихся актёрах – словом, обо всём том, что интересует каждого, кто хотел бы знать русскую жизнь во всём её многообразии.

В романе с особой полнотой отразилась личность поэта. Роман «имеет для нас, русских, огромное историческое и общественное значение». Роман Пушкина «положил основание новой русской поэзии, новой русской литературе» (1). «Без «Онегина» был бы невозможен «Герой нашего времени».





















Выводы.


Роман Пушкина «Евгений Онегин» - одно из удивительнейших произведений в русской и мировой литературе. Более чем за полтора века накопилось огромное количество литературы критического и научного характера, и по сей день роман окружен весьма противоречивыми оценками критиков и литературоведов. В своих трудах такие исследователи, как Г.А. Гуковский, Л.Я. Гинзбург, С.Г. Бочаров, Н.Н. Скатов, И.М. Семенко, Ю.М. Лотман, Ю.Н. Чумаков, В.С. Непомнящий затрагивают важнейшие проблемы места романа в контексте пушкинского творчества, его универсальной нравственной, эстетической, философской ценности, историзма Пушкина. Результаты их исследований не могут не учитываться всеми изучающими «Евгения Онегина» и заинтересованными в глубоком постижении текста романа и личности автора[8]. Однако остается множество вопросов, требующих дальнейшего изучения, а иногда и пересмотра.

Современная филологическая наука подошла к осознанию необходимости целостного научного представления о Пушкине, потребности взглянуть на его творчество с онтологической точки зрения, так как «смысл» и «дух» пушкинского гения, по словам В.С. Непомнящего, «остаются вне методологической досягаемости». Вопрос о «постижении русского национального гения» (Е.П. Челышев) ставили многие выдающиеся исследователи: Д.С. Лихачев, Ю.М. Лотман, С.С. Аверинцев. Этот вопрос оказывается в центре внимания современных ученых, таких, как С.Г. Бочаров, В.С. Непомнящий, Ю.Н. Чумаков, В.К. Кантор и других.

В настоящее время очевидна необходимость создания капитальных монографических исследований о «Евгении Онегине», обобщающих и синтезирующих достижения пушкиноведения. Требует дальнейшего исследования история жизни романа в русской и мировой литературе, в читательском восприятии людей разных поколений, потому что огромное идейное и художественное богатство романа не меркнет со временем. Ведь в «Евгении Онегине» заключена частица духовной жизни народа, роман «по-своему решает извечные проблемы человеческого бытия»[6].

Пушкин смотрит на мир и на себя с высоты духовного идеала человека. Пушкин - гуманист. А значит, как справедливо заметил В.С. Непомнящий в своей книге «Пушкин. Русская картина мира»: Слова о Пушкине как русском человеке «чрез двести лет» есть не прорицание, а зов, переданный нам через Гоголя и требующий осмысления сейчас, когда это жизненно необходимо»[17].

Творчество А.С.Пушкина в школе , изучение его поэзии , приобщение к ней представляют из себя бесконечные возможности для духовного роста ученика, воспитания любви к родному слову, уважения к человеку. На уроках по творчеству Пушкина ученики пытаются найти ответ на вопрос: «Что такое духовность?» Духовная жизнь – это не культурное времяпровождение, а неустанная, напряжённая работа над самим собой, над своей душой, созиданием самого себя, расширение своего мира. Пушкин будит в юных сердцах любовь к художественному слову, учит чувствовать суть поэзии родного русского народа, его истории.

Практика показывает, что изучение романа «Евгений Онегин» положительно влияет на развитее нравственных качеств учащихся, пробуждает интерес к чтению художественной литературы

Я считаю, что к роману Пушкина, как и к любому подлинно художественному произведению, надо подходить не со своими заранее подготовленными мерками, а с одним единственным желанием: хорошо прочитать и прочувствовать то, что сказано поэтом, А сказано всё, что нужно для объективной оценки героев и их взаимоотношений. Критерий объективности наших оценок один – художественный текст, позиция автора, в нём выраженная.



Библиография.

  1. Белинский В.Г. Избранные статьи.-М.:Дет.лит.,1996.

  2. Большакова А.Ю. Образ читателя как литературоведческая категория.-РАН, сер. лит. и яз., 2003, т. 62, №2.

  3. Василев Б. Духовный путь Пушкина.-М.:Просвещение,1994.

  4. Гачев Г.Д. Содержательность художественных форм: Эпос. Лирика.-М.: Театр,1986.

  5. Зуев Н. Татьяна и Онегин в эпилоге романа.-Литература в школе.-1997,№3.

  6. Кедров К. Евгений Онегин в системе образов мировой литературы.-М.:В мире Пушкина,1974.

  7. Кошелев В.А. Онегина воздушная громада.-Литература в школе.-2008,№3.

  8. Краснухин Г. Звалась Татьяна.- Литература. Приложение к газете «Первое сентября».-1993,№23-24.

  9. Кулешова С.Ф. Когда кончаются уроки.-Минск.:Народная асвета,1988.

  10. Лебедев Ю.В. Духовные основы поэтики русской классической литературы.-Лит. в школе.-2002, №1,

  11. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь.-СПб.:Комментарий,1995.

  12. Лотман Ю.М. Роман Пушкина «Евгений Онегин».-СПб.:Комментарий,1995.

  13. Макогоненко Г.П. Роман Пушкина «Евгений Онегин».- М.:Просвещение,1968.

  14. Маранцман В.Г. Роман Пушкина «Евгений Онегин» в школьном изучении.-М.:Просвещение,1994.

  15. Монахова О.П. Русская литература 19 века,ч.1.-М.:Просвещение,1995.

  16. Непомнящий В.С. «Евгений Онегин» как «проблемный»роман.-Литература в школе.:№1,№5,2000.

  17. Непомнящий В.С. Поэзия и судьба-3-е изд.доп.-М,1999.

  18. Пушкин А.С. Евгений Онегин.-М.:Художественная литература,1981.

  19. Франк С. Пушкин как политический мыслитель.Пушкин в русской философской критике.-М.:Просвещение,1990.

  20. Халваши З.Л. Поиск нравственной истины не должен быть заданным.-Литература в школе,1998.

  21. Хализев В.Е. Теория литературы.- М.:Просвещение, 2002.

  22. Шадрина С.Б. Поурочные планы по учебнику-хрестоматии В.Я. Коровиной,9 кл, В.Учитель,2013.

  23. Шанский Н.М. Лингвистический анализ текста.- М.:Просвещение,2012.




33



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!