Физическое воспитание и формирование культуры здоровья
Тематическое направление
Методическая разработка по профилактике негативного
проявления в детско-молодежной среде
«Жизнь без вредных привычек»
Тема методической разработки
Автор:
Таранова Анастасия Петровна,
Социальный педагог
МАОУ «Школа №94»
2021 год
Пояснительная записка
Данный классный час разработан с целью развития и укрепления физического воспитания и формирования культуры здоровья у подрастающего поколения. Темой методической разработки является профилактика негативного проявления в детско-молодежной среде. Актуальность данной темы обусловлена высоким уровнем употребления табачной и табакосодержащей продукции среди школьников и подростков. Целевой аудиторией являются подростки 6-9 классов.
Основной возраст алкогольного или наркотического дебюта – это возраст подростковый, являющийся критическим периодом в развитии человека. Это время сильных психофизиологических изменений, этап активного экспериментирования в различных сферах жизни.
Когда мы говорим о профилактике злоупотребления теми или иными веществами, естественно мы обращаемся в первую очередь к учащимся, поскольку именно в этом возрасте и этой среде происходит массовое приобщение к наркотикам.
Актуальность данного мероприятия состоит в нарастании остроты данной проблемы среди подрастающего поколения, повышении требований в организации качественной работы по профилактике наркомании и формировании здорового образа жизни.
Это воспитательное мероприятие классный руководитель сможет использовать как на классных часах, так и как самостоятельное мероприятие во внеурочной деятельности.
Цель мероприятия: профилактика негативных явлений в детской и молодежной среде; формирование у подростков системы взглядов, принципов, норм поведения здорового образа жизни
Задачи мероприятия:
Научить подростков лучше понимать самих себя, уметь общаться и анализировать свои поступки.
Развитие навыков поведения, ведущее к здоровому образу жизни.
Создание условий для открытого доверительного общения, восприятия информации, творческой атмосферы работы.
Предоставить студентам объективную, соответствующую возрасту информацию о психоактивных веществах.
Оптимальная число участников: 20-30 человек;
Длительность мероприятия: 40-45 минут;
Место и условия проведения: учебная аудитория;
Форма проведения: групповая;
Методы поведения: деловая игра.
Ход мероприятия.
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами проведем деловую игру по теме: «Жизнь без наркотиков».
2. Вступительное слово социального педагога или классного руководителя.
Класс. Рук.: Наша жизнь порой непредсказуема, и что ждёт каждого из нас впереди, мы не знаем, но всё то, что будет происходить в нашей жизни, зависит только от нас самих. Будем мы теми, кто поддаётся на грязные уловки вредных привычек, или теми, кто носит гордое имя здоровый человек. Сегодня мы с вами будем выполнять действия, которые помогут нам узнать больше информации о вредных привычках, задуматься, а может и найти выход.
Юность – это такой период в жизни, когда мы решаем очень многие и, наверное, самые важные задачи, стоящие перед личностью. Я и мир, Я и моя жизнь, Я и окружающие меня люди. Хочется познать мир. Хочется узнать всё любой ценой и прямо сейчас. Всё – потому что не хочется ничего упустить (вдруг это самое главное в жизни?). Любой ценой – потому что пока всё равно непонятно, что, сколько стоит и есть ли ценность человеческой жизни вообще. Прямо сейчас, потому что вдруг потом уже не успеешь. И кажется, что самая главная ценность – свобода. Как возможность делать то, что хочется.
И часто первыми атрибутами свободной, самостоятельной жизни становятся сигарета, алкоголь и наркотики. Каждый день можно видеть, в какой ужасной действительности мы живём. Что разрушает здоровье?
Ответы учащихся: Неправильное питание, сигареты, алкоголь, наркотики, малоподвижный образ жизни
Класс. Рук.: Правильно ребята, молодцы! В настоящее время курение и употребление алкоголя глубоко вошло в быт многих людей, стало повседневным явлением. Продолжительность жизни курильщика сокращается на 10 лет в среднем, а алкоголика – на 15. Поэтому, остаётся актуальной проблема отказа от вредных привычек.
Всем давно известно, что курить и пить вредно. Но почему люди все равно употребляют табак и алкоголь? Что привлекает подростков и взрослых в курении сигарет и употреблении алкоголя, особенно пива?
Ответы учащихся: Желание казаться взрослым, быть в компании, не подвергаться критике со стороны сверстников и т.д.
Класс. Рук.: Вы все верно говорите, ребята! Желание казаться взрослым очень часто подталкивает подростков на необдуманные действия, а именно на употребление алкоголя, табака, наркотиков.
Наркотики - это вещества, способные вызывать состояние радостного опьянения - эйфорию, а при систематическом применении - привыкание и жесткую зависимость. Наркомания - это состояние хронического отравления организма, при котором человек испытывает непреодолимое влечение к наркотику. Человек в состоянии наркотического опьянения перестает испытывать душевную и физическую боль. Ощущение легкости приводит к потере контроля над собой и утрате чувства реальности. Бывают случаи, когда человеку начинает казаться, что он может выпрыгнуть из окна и полететь по воздуху, и т. д. Состояние наркотического опьянения продолжается только в то время, когда наркотическое вещество содержится в крови.
Через некоторое время регулярного употребления наркотиков эйфория сменяется жесткой физической зависимостью - человек употребляет наркотики не столько ради эйфории, сколько из страха подвергнуться ломке - крайне тяжелому и болезненному состоянию, сопутствующему возврату организма к нормальной деятельности. При внезапном отрыве от приема наркотика возникает беспокойство, бессонница, депрессия, ломота и давление в суставах, очень неприятные, тягостные ощущения в мышцах, могут быть судороги в конечностях, и т.д. (озноб, сердцебиение). Дети – наркоманы становятся агрессивными, злобными, теряют связь с родными, вынуждены врать, идти на преступления.
Как вы думаете, ребята, из-за чего подростки начинают употреблять наркотики?
Ответы учащихся: Любопытство, за компанию, семейные проблемы и т.д.
Класс. Рук.: Верно, ребята, молодцы! В основном подростки начинают употреблять наркотики из-за этих причин, но сюда можно отнести и стресс, безделье, желание казаться взрослым. С причинами мы разобрались, а как вы думаете, какие последствия употребления наркотиков в подростковом возрасте?
Ответы учащихся: Проблемы в школе, потеря близких или друзей, проблемы с деньгами на дозу
Класс. Рук.: Совершенно верно. «От одного раза ничего не будет» думают они, но это не так. Физическая зависимость возникает с 1 применения! Как только человек попробует наркотик один раз - начнется необратимый процесс зависимости. Из-за проблем с деньгами человек может идти на все что угодно, лишь бы достать новую дозу.
Давайте посмотрим познавательный ролик на тему нашего классного часа и немного порассуждаем (https://youtu.be/9N8yp_Im91o)
Класс. Рук.: Что полезного вы вынесли из просмотра данного видео? Какие изменения происходят с людьми, потребляющими наркотики?
Ответы учащихся: Наркотики воздействуют на головной мозг. Сначала они оказывают одурманивающий результат. Движения и речь становятся более оживленными, кровяное давление повышается, сердце бьется чаще, дыхание ускоряется. Но скоро наркотик начинает действовать на мозг угнетающе: притупляется способность думать, наблюдать, быть внимательным. Человек не контролирует свое поведение, а поэтому может совершать поступки, которые наносят вред окружающим людям.
Класс. Рук.: Верно, а какие наиболее характерные для табакокурения заболевания?
Ответы учащихся: Воспаление носоглотки и гортани. Хронический бронхит. Раковые заболевания лёгких, гортани. Хронический гастрит, язвы в желудке и кишечнике. Спазм артерий, инфаркт, инсульт, мигрень и другие.
Класс. Рук.: Именно так. Мы познакомились с вами с основными вредными привычками, давайте придумаем как с ними можно бороться?
Ответы учащихся: Запретить продажу сигарет и алкоголя вообще или до 21 года. Запретить рекламу сигарет. Получать достоверную информацию о вреде.
3. Рефлексия.
Класс. Рук.: Молодцы, ребята, будем надеяться, что эти изменения когда-нибудь вступят в силу. А теперь давайте подведем итоги нашей с вами встречи. Почему мы с вами сегодня встретились? Что было на повестке дня?
Ответы учащихся: Сегодня мы говорили о вредных привычках, причинах и их последствиях. Посмотрели познавательный видео-урок, из которого вынесли много новой и интересной информации.
Класс. Рук.: Верно, а как вы думаете, что мы получаем, в результате отказа от вредных привычек?
Ответы учащихся: Укрепление здоровья, прекрасный сон, возрастание умственных и физических способностей, спокойную нервную систему, повышение устойчивости к стрессам, улучшение взаимоотношений с родителями, высокую работоспособность, повышение интереса к жизни.
Класс. Рук.: Лучший способ борьбы с вредными соблазнами – никогда не брать в рот сигарету, не употреблять алкогольные напитки, не пробовать психоактивные и наркотические вещества. Или немедленно последовать примеру людей, бросивших и отказавшихся от вредных привычек. Любая положительная деятельность может быть толчком к отказу от вредных привычек. Для того, чтобы быть здоровым, счастливым и весёлым, лучше заниматься любимым делом: тренировать своё тело, заниматься спортом, слушать пение птиц, ходить в походы, на концерты, посещать выставки, читать книги, дружить.
Список использованной литературы
1. Баранова, С. В. Вредные привычки. Избавление от зависимостей / С.В. Баранова. - М.: Феникс, 2007.
2. Белов В.И. Психология здоровья. - М.: КПС; Спб.: Респекс, 2000.
3. Стань свободным от вредных привычек. - Москва: Мир, 2015.