Урок истории в 10а классе
«Восточнославянские племена в 8 – 9 вв.».
15.12.15 г., учитель истории Казанцева Н.В.
Цели урока: создать условия для совершенствования информационной и коммуникативной компетенций через освоение знаний образа жизни и черт характера восточных славян, через освоение знаний об основных занятиях славян, о появлении неравенства в общине и среди знати, через совершенствование умения анализировать и обобщать исторический материал , через умение анализировать источники и предложенные учебные ситуации, сопоставлять факты, что будет способствовать воспитанию чувства уважения к человеческому труду, пониманию сложности судьбы в условиях социального неравенства людей, сохранению традиций и обычаев наших предков.
Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала.
Вид урока: урок - диалог
План урока:
Организационный момент.
Проверка домашнего задания
Актуализация знаний.
Мотивация. Освоение новых знаний по плану:
занятия: земледелие , скотоводство, промыслы, ремесло, торговля;
союзы восточнославянских племен, расселение;
общественный строй и социальные отношения;
религия.
Ход урока:
1. Взаимное приветствие учителя и учащихся.
2.Учитель предлагает 2-3 учащимся на доске составить кластер: «восточнославянские племена 8-9 вв.»
Поляне Древляне Дреговичи Полочяне
В о с т о ч н ы е с л а в я не
Северяне Радимичи Кривичи Вятичи Волыняне Уличи Тиверцы
3. Объяснение учителя.
Первые упоминания о славянах относится к I–II векам н.э. Тацит, Плиний, Птолемей сообщают, что славяне населяли бассейн Вислы.
Итак, кратко суть проблемы происхождения славян можно свести к следующим положениям: Славяне являются коренным населением Восточной Европы. Они имеют единый корень и ведут своё происхождение с самых ранних этапов образования индоевропейской общности и являются неотъемлемой частью её.
Славяне появились в результате смешения различных этнических элементов на рубеже н.э. и не имеют единого корня, то есть основа славянской общности полиэтнична.
Было бы слишком смело утверждать, что славяне не имеют единого этнического корня. Тем не менее, с другой стороны, наличие такого корня не отрицает определённой роли других народов в славянском этногенезе (в происхождении славян).
Славяне – часть индоевропейской общности, они имеют единый этнический корень и являются коренным населением Восточной Европы.
Славянский язык относится к индоевропейской языковой системе. Сформировавшись около V-IVтыс. до н.э., эта языковая группа в IV-III тыс. до н.э. переживала время распада, связанного с расселением индоевропейских племён. Расселение это пришлось на время неолита – нового каменного века. Не случайно историки говорят о неолитической революции, то есть о переходе человека от охоты и собирательства к производственному хозяйству – земледелию и скотоводству. Неолитические племена стали более независимы от природы, мобильными. В поисках новых мест обитания они покидали свою прародину и расходились по территории Азии и Европы. В ходе развития из индоевропейцев выделились восточная (индийцы, иранцы, армяне) и древнеевропейская языковые группы. Последняя послужила основой возникновения западноевропейской (германской, французской, итальянской) и славянской групп.
Наши предки называли себя славянами, также и словенами. от каких же слов пошло название «славяне» и «словены»? (Славяне от слова «слава», означавшее то же, что и хвала, а словены означает «разумеющие слово»)
К VII-IX восточная ветвь славянства населяла значительную часть великой Русской равнины, доходя на севере почти до Финского залива, а на юге – до Черного моря. Размещение восточнославянских племён подробно описано летописцем Нестором (Все исторические произведения Древней Руси начинались со слов «В лето…», позже их слали называть летописями.). Причём, расселение племён, данное в Повести Временных Лет подтверждается археологическим материалом.
Работа с учебником: учащиеся , пользуясь учебником парагр.3 , находят характеристику занятий славян и делают краткую запись в тетрадь:
Основные занятия восточнославянских племён:
Занятия славян Характеристика занятий
- земледелие южные земли обгоняют северные земли в развитии.
север: подсечно-огневое земледелие
- скотоводство свиньи, коровы, мелкий рогатый скот
- промыслы развито рыболовство, охота, бортничество
- ремесло кузнечное, ткацкое
- торговля торговля хлебом, воском, медом, мехом.
Учащиеся пользуясь картой Атласа находят места расселения славян в 8-9 вв. и делают краткую запись в тетрадях:
Расселение восточнославянских племен.
Название племенного союза | Место расселения |
поляне | среднее течение Днепра, г. Киев |
древляне | В бассейне р. Припять, г. Искоростень |
дреговичи | Территория совр. Белорусии |
полочане | Среднее течение западной Двины при впадении р. Полот, г. Полоцк |
ильменские словене | Озеро Ильмень, г. Новгород |
северяне | В бассейне р. Десна, Сейм, Сож, г. Чернигов |
радимичи | По р. Сож и Сейм |
кривичи | Верховья Зап. Двины и Днепра, г. Смоленск |
вятичи | В лесных чащах междуречья Оки, Клязьмы и Волги, города Ростов, Суздаль |
волыняне | По р. Буг |
уличи | Ниж. Поднепровье, побережье Черного моря |
тиверцы | Между рек Днестр и Прут |
Учащиеся представляют результаты работы классу.
Вывод: Зона расселения восточных славян была лишена естественных границ, поэтому была «открыта» как вторжениям, так и культурным влияниям и воздействиям соседних народов.
Общественное устройство славян:
Напоминаем, что после второго общественного разделения труда на смену родовой общине приходит соседская (территориальная)
Запись в тетрадях:
Родовая община – коллектив кровных родственников, которые имеют общую собственность и вместе ведут хозяйство.
(Пояснение учителя: Одной из причин перехода к соседской общине была смена подсечного земледелия пахотным.
Пахотное земледелие – вид земледелия, не требовавший трудоемкой работы по обработке земли, так как земля была уже расчищена предшествующими поколениями, но восстановившая плодородность. Такой участок могла обработать одна семья)
Запись в тетрадях:
Соседская община – более дробное объединение, основанное на выделении из рода отдельных малых семей.
(Пояснение учителя: В обществе постепенно усиливается значение отдельной личности, отдельной семьи. Зарождалось право частного владения, частной собственности.)
Запись в тетрадях:
Частная собственность – форма собственности, при которой средства производства и продукты труда принадлежат частным лицам.
(Зарисовывают схему в тетрадь)
Религия была существенной частью жизни славян.
Религия с множеством божеств называется многобожием или политеизм (от греч. «поли» - много и «теос»- бог.). Записывают определение в тетрадь.
учащиеся предлагается из текста параграфа найти имена языческих божеств
Во главе стоял великий Сварог – бог Вселенной, бог неба, сын Сварога Даждьбог (бог солнца)
Велес – бог скота, богатства
Перун – бог молнии, грома
Стрибог – повелевал ветрами
Макошь – богиня домашнего очага, рукоделия
Ярило – бог солнца,
Учитель: какие другие языческие представления существовали кроме главных божеств?
Учащиеся : славянский мир был наполнен сверхъестественными существами – упыри (злые духи), и берегини (добрые духи). Славяне населили лес лешими, воду – русалками. Каждый дом находился под покровительством домового.
Вопросы и задания для организации дискуссии:
- назовите основные факторы, определившие своеобразие русской цивилизации.
- существует ли взаимосвязь между ценностями православия и действием остальных факторов в истории России? Аргументируйте свою точку зрения.
- представьте взаимосвязь факторов цивилизационного развития России в виде схемы. Каково значение каждого фактора в истории нашей страны? Какой фактор представляется вам наиболее значимым и почему?
Представление классу результатов работы.
Учащиеся под руководством учителя делают общий вывод урока: таким образом, социально – экономическое развитие во многом повлияло на развитие общества у восточных славян, на появление у них государства. Первые зачатки государства появились в тех землях восточных славян, где хозяйство развивалось быстрее по сравнению с другими землями. Это были земли полян и новгородских славян.
Оценивание работы учащихся во время занятия.