СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по предмету История в 10 классе

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по предмету История в 10 классе»









Урок истории в 10а классе

«Восточнославянские племена в 8 – 9 вв.».

15.12.15 г., учитель истории Казанцева Н.В.









































Цели урока: создать условия для совершенствования информационной и коммуникативной компетенций через освоение знаний образа жизни и черт характера восточных славян, через освоение знаний об основных занятиях славян, о появлении неравенства в общине и среди знати, через совершенствование умения анализировать и обобщать исторический материал , через умение анализировать источники и предложенные учебные ситуации, сопоставлять факты, что будет способствовать воспитанию чувства уважения к человеческому труду, пониманию сложности судьбы в условиях социального неравенства людей, сохранению традиций и обычаев наших предков.

Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала.

Вид урока: урок - диалог

План урока:


  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания

  3. Актуализация знаний.

  4. Мотивация. Освоение новых знаний по плану:

занятия: земледелие , скотоводство, промыслы, ремесло, торговля;

союзы восточнославянских племен, расселение;

общественный строй и социальные отношения;

религия.

Ход урока:

1. Взаимное приветствие учителя и учащихся.

2.Учитель предлагает 2-3 учащимся на доске составить кластер: «восточнославянские племена 8-9 вв.»

Поляне Древляне Дреговичи Полочяне

В о с т о ч н ы е с л а в я не

Северяне Радимичи Кривичи Вятичи Волыняне Уличи Тиверцы



3. Объяснение учителя.

Первые упоминания о славянах относится к I–II векам н.э. Тацит, Плиний, Птолемей сообщают, что славяне населяли бассейн Вислы.

Итак, кратко суть проблемы происхождения славян можно свести к следующим положениям: Славяне являются коренным населением Восточной Европы. Они имеют единый корень и ведут своё происхождение с самых ранних этапов образования индоевропейской общности и являются неотъемлемой частью её.

Славяне появились в результате смешения различных этнических элементов на рубеже н.э. и не имеют единого корня, то есть основа славянской общности полиэтнична.

Было бы слишком смело утверждать, что славяне не имеют единого этнического корня. Тем не менее, с другой стороны, наличие такого корня не отрицает определённой роли других народов в славянском этногенезе (в происхождении славян).

Славяне – часть индоевропейской общности, они имеют единый этнический корень и являются коренным населением Восточной Европы.

Славянский язык относится к индоевропейской языковой системе. Сформировавшись около V-IVтыс. до н.э., эта языковая группа в IV-III тыс. до н.э. переживала время распада, связанного с расселением индоевропейских племён. Расселение это пришлось на время неолита – нового каменного века. Не случайно историки говорят о неолитической революции, то есть о переходе человека от охоты и собирательства к производственному хозяйству – земледелию и скотоводству. Неолитические племена стали более независимы от природы, мобильными. В поисках новых мест обитания они покидали свою прародину и расходились по территории Азии и Европы. В ходе развития из индоевропейцев выделились восточная (индийцы, иранцы, армяне) и древнеевропейская языковые группы. Последняя послужила основой возникновения западноевропейской (германской, французской, итальянской) и славянской групп.

Наши предки называли себя славянами, также и словенами. от каких же слов пошло название «славяне» и «словены»? (Славяне от слова «слава», означавшее то же, что и хвала, а словены означает «разумеющие слово»)

К VII-IX восточная ветвь славянства населяла значительную часть великой Русской равнины, доходя на севере почти до Финского залива, а на юге – до Черного моря. Размещение восточнославянских племён подробно описано летописцем Нестором (Все исторические произведения Древней Руси начинались со слов «В лето…», позже их слали называть летописями.). Причём, расселение племён, данное в Повести Временных Лет подтверждается археологическим материалом.


  1. Работа с учебником: учащиеся , пользуясь учебником парагр.3 , находят характеристику занятий славян и делают краткую запись в тетрадь:


Основные занятия восточнославянских племён:



Занятия славян Характеристика занятий


- земледелие южные земли обгоняют северные земли в развитии.

север: подсечно-огневое земледелие


- скотоводство свиньи, коровы, мелкий рогатый скот

- промыслы развито рыболовство, охота, бортничество


- ремесло кузнечное, ткацкое



- торговля торговля хлебом, воском, медом, мехом.




Учащиеся пользуясь картой Атласа находят места расселения славян в 8-9 вв. и делают краткую запись в тетрадях:

Расселение восточнославянских племен.

Название племенного союза

Место расселения

поляне

среднее течение Днепра, г. Киев

древляне

В бассейне р. Припять, г. Искоростень

дреговичи

Территория совр. Белорусии

полочане

Среднее течение западной Двины при впадении р. Полот, г. Полоцк

ильменские словене

Озеро Ильмень, г. Новгород

северяне

В бассейне р. Десна, Сейм, Сож, г. Чернигов

радимичи

По р. Сож и Сейм

кривичи

Верховья Зап. Двины и Днепра, г. Смоленск

вятичи

В лесных чащах междуречья Оки, Клязьмы и Волги, города Ростов, Суздаль

волыняне

По р. Буг

уличи

Ниж. Поднепровье, побережье Черного моря

тиверцы

Между рек Днестр и Прут


Учащиеся представляют результаты работы классу.

Вывод: Зона расселения восточных славян была лишена естественных границ, поэтому была «открыта» как вторжениям, так и культурным влияниям и воздействиям соседних народов.




Общественное устройство славян:


Напоминаем, что после второго общественного разделения труда на смену родовой общине приходит соседская (территориальная)

Запись в тетрадях:

Родовая община – коллектив кровных родственников, которые имеют общую собственность и вместе ведут хозяйство.

(Пояснение учителя: Одной из причин перехода к соседской общине была смена подсечного земледелия пахотным.

Пахотное земледелие – вид земледелия, не требовавший трудоемкой работы по обработке земли, так как земля была уже расчищена предшествующими поколениями, но восстановившая плодородность. Такой участок могла обработать одна семья)


Запись в тетрадях:

Соседская община – более дробное объединение, основанное на выделении из рода отдельных малых семей.

(Пояснение учителя: В обществе постепенно усиливается значение отдельной личности, отдельной семьи. Зарождалось право частного владения, частной собственности.)


Запись в тетрадях:

Частная собственность – форма собственности, при которой средства производства и продукты труда принадлежат частным лицам.






(Зарисовывают схему в тетрадь)


Религия была существенной частью жизни славян.

Религия с множеством божеств называется многобожием или политеизм (от греч. «поли» - много и «теос»- бог.). Записывают определение в тетрадь.

учащиеся предлагается из текста параграфа найти имена языческих божеств

Во главе стоял великий Сварог – бог Вселенной, бог неба, сын Сварога Даждьбог (бог солнца)


Велес – бог скота, богатства


Перун – бог молнии, грома


Стрибог – повелевал ветрами


Макошь – богиня домашнего очага, рукоделия


Ярило – бог солнца,

Учитель: какие другие языческие представления существовали кроме главных божеств?

Учащиеся : славянский мир был наполнен сверхъестественными существами – упыри (злые духи), и берегини (добрые духи). Славяне населили лес лешими, воду – русалками. Каждый дом находился под покровительством домового.


Вопросы и задания для организации дискуссии:

- назовите основные факторы, определившие своеобразие русской цивилизации.

- существует ли взаимосвязь между ценностями православия и действием остальных факторов в истории России? Аргументируйте свою точку зрения.

- представьте взаимосвязь факторов цивилизационного развития России в виде схемы. Каково значение каждого фактора в истории нашей страны? Какой фактор представляется вам наиболее значимым и почему?

Представление классу результатов работы.

Учащиеся под руководством учителя делают общий вывод урока: таким образом, социально – экономическое развитие во многом повлияло на развитие общества у восточных славян, на появление у них государства. Первые зачатки государства появились в тех землях восточных славян, где хозяйство развивалось быстрее по сравнению с другими землями. Это были земли полян и новгородских славян.

Оценивание работы учащихся во время занятия.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!