01.10.2020
3 класс. Окружающий мир. Урок 10. Тема: Вода и жизнь. Свойства воды
ЭКОР: Реки, озера, водопады республики.
Цель: познакомить со свойствами воды.
Планируемые результаты: учащиеся научатся с помощью опытов исследовать свойства воды, анализировать, доказывать предположения, делать выводы, использовать тексты и иллюстрации учебника для поиска ответов на вопросы.
Оборудование: стакан с водой, ложка; полоски цветной бумаги (серая, зеленая, желтая, красная, белая); соль (или сахар), глина (или измельченный мел); стакан с мутной водой, чистый стакан, воронка, стеклянная палочка, фильтр, бумажный круг; колба с трубкой, заполненная подкрашенной водой, тарелка, лед (или снег); распечатки таблицы.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
Фронтальный опрос
- Что такое воздух? Из каких газов он состоит? Перечислите свойства воздуха.
- Какой газ из воздуха мы поглощаем при дыхании?
- Отчего загрязняется воздух?
- Что надо делать для охраны чистоты воздуха?
-Покажите свои рисунки «Охрана воздуха»
III. Самоопределение к деятельности
– На прошлом уроке мы пришли к выводу, что без чистого воздуха человек жить не может. А без чего еще не может жить человек и другие живые существа? (Ответы учащихся.)
– Посмотрите на доску. Что случилось с цветком (показывает увядший цветок)? Почему это произошло? (Ответы учащихся.)
– Без чего еще не может жить ничто живое? Это вещество очень распространено в природе, но в чистом виде практически не встречается. Без этого вещества жизнь невозможна. У древних народов оно считалось символом бессмертия и плодородия. Это – самая необыкновенная жидкость на свете. Что это? (Вода.)
– Действительно, совсем без воды на Земле не может существовать ни одно живое существо. Подумайте и скажите, какую тему мы будем изучать сегодня. (Ответы учащихся.)
– Сегодня мы поговорим о воде, её роли в природе, её свойствах и состояниях
IV. Работа по теме урока
1. Вода – источник жизни на Земле.
– Когда люди полетели в космос, они увидели, что наша Земля голубая. Большую часть поверхности земного шара занимает вода. А если бы на Земле вдруг пропала бы вся вода?! Как это бы выглядело? Что изменилось бы? (Изменился бы цвет – нет голубого и зеленого.)
– Да, зеленый цвет тоже пропал бы. Почему это может произойти?
– Ничто на Земле не может жить без воды!
– Давайте вернем воду на Землю и подумаем, где она содержится. (В морях, океанах, реках, ручьях, озерах.)
– Правильно. Но в морях и океанах вода соленая, а человеку нужна пресная. К сожалению, чистой пресной воды остается все меньше. В чем причина? (Люди загрязняют реки и озера, не экономят воду.)
– Скоро может случиться так, что нам нечего будет пить. А ведь человеку для жизни вода просто необходима, потому что он на 70 % состоит из жидкости, запасы которой нужно постоянно пополнять. Конечно, человек не бутылка, наполненная водой. Давайте подумаем, где в организме человека содержится вода. (Слюна, кровь, слёзы.)
– В каждой клеточке нашего организма, в каждом сосуде содержится жидкость. Вода есть повсюду. Она есть в реке, океане, в нас с вами. (Если человек весит 65 кг, то 40 кг из них – вода. Даже в костях пятая часть – вода). Она есть в растениях (в картофеле 77 %, в огурце целых 99 %), она есть в животных, например, в медузе – 99 %.
– Откуда мы с вами можем получить воду? (Из пищи: из овощей, фруктов, из напитков и другой еды.)
2. Практическая работа. Проведение опытов.
– Итак, мы сейчас выясним, какими свойствами обладает вода. Проведем опыты и определим свойства воды. У каждого из вас есть стаканчик с водой и ложка.
Опыт 1
Подумайте, как можно проверить прозрачность воды. Какой опыт можно провести?
В стакан с водой опустим ложку.
Видна ли она? О каком свойстве воды это говорит?
Вывод: вода прозрачна.
Опыт 2
Какого цвета вода?
Нaстоле у вас лежат полоски цветной бумаги. С их помощью определим цвет воды.
Сравните цвет воды и цвет каждой полоски.
- Можно ли сказать, что вода синяя? серая? зеленая? желтая? красная? белая? (Нет.)
- Как видите, вода не окрашена ни в один из этих цветов. Каков же цвет воды?
Вывод: вода бесцветна.
Опыт 3
- Каков запах воды?
Когда мама печет пироги, аппетитный запах мы чувствуем за дверями квартиры. Тонкий аромат издают духи, цветы.
- А чем пахнет чистая вода? Понюхайте ее и сделайте вывод.
Вывод: вода не имеет запаха.
Опыт 4
Вода — растворитель. Насыпаем в стакан с водой мел. Перемешаем воду.
- Что можно заметить? О чем говорит этот опыт? (Вода растворила часть мела и осела на дно.)
Вывод: вода – растворитель, но не все вещества в ней растворяются.
- Подумайте, где в быту, в жизни человек использует эти свойство воды. (Умываемся, моем руки, стираем белье, готовим растворимый кофе, какао.)
Опыт 5
- А можно ли очистить мутную меловую воду или воду с примесями песка и глины?
Приготовим стакан с мутной водой, чистый стакан, воронку и фильтр.
Фильтр — это приспособление для очистки воды. Наш фильтр сделан из специальной бумаги.
- Вливайте в воронку мутную воду. Наблюдайте за водой, которая вытекает из воронки. Проверьте ее на прозрачность.
Нерастворенные вещества остались на фильтре. Такая очистка воды называется фильтрованием. В быту для очистки воды применяются более совершенные фильтры, чем наш.
Вода — универсальный растворитель. Растворяет почти все, даже металлы, например серебро. С давних пор известно народное средство, которым залечивали наружные раны и лечили желудочно-кишечные заболевания. Эту воду можно получить в домашних условиях: опустить в стакан с водой серебряную ложку. Через некоторое время мельчайшие частицы серебра растворятся — этого глазом увидеть нельзя.
Вывод: не растворившиеся вещества остаются на фильтре, и вода проходит через него.
Опыт 6
- Что же происходит с водой при нагревании и охлаждении?
Колбу с трубкой, заполненную подкрашенной водой, опустим в горячую воду. Мы увидим, что вода в трубке поднимается. Ту же колбу поставим холодную воду. Вода в трубке опускается.
Вывод: вода при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.
Опыт 7
- Что произойдет с водой, если ее вылить из посуды? (Она растекается в разные стороны.)
- Что будет происходить с водой, если наклонить эту поверхность? (Вода стекает под уклон.)
Можно ли воду из одного стакана перелить в другой?
Во всех этих случаях проявляется одно и то же свойство воды. Какое?
Вывод: вода течет (свойство – текучесть).
- Итак, перечислите свойства воды. (Вода прозрачна, бесцветна, не имеет запаха, текуча, вода — растворитель, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.)
Vфизкультминутка
VI. Закрепление изученного материала
— Как объяснить, что вода при нагревании расширяется? Что происходит с частицами, из которых она состоит? (Частицы начинают двигаться быстрее, и промежутки между ними увеличиваются)
— Нарисуйте как располагаются частицы воды при нагревании.
— Как объяснить, что вода при охлаждении сжимается? Что; происходит с частицами, из которых она состоит? (Частицы начинают двигаться медленнее, и промежутки между ними уменьшаются.)
— Нарисуйте как располагаются частицы воды при охлаждении.
(После выполнения задания проводится взаимопроверка. Учитель раздает детям распечатки таблицы.)
2. Работа с таблицей (работа в парах)
— Какие свойства имеют воздух и вода? Выберите из таблицы эти свойства и запишите ответы соответствующими цифрами.
| Ответ | Свойства |
Воздух | | 1. Без цвета 2. Без запаха 3. Расширяется при нагревании 4. Текучесть 5. Сжимается при охлаждении 6. Растворитель 7. Плохо проводит тепло 8. Фильтрование |
Вода | |
VII. Подведение итогов урока
- Почему вода — самая главная жидкость на свете?
-Назовите свойства воды?
-Как можно очистить загрязнённую воду?
Итак, вода — одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. От загрязнения воды страдает живое, опасно это и для жизни человека. Поэтому воду — наше главное богатство — надо беречь!
VIII. Рефлексия
— Оцените свои знания на конец урока (капельки)
Синяя – узнал на уроке много;
Желтая – узнал, но не все
Красная – ничего не узнал
– Я хочу закончить урок словами Антуана де Сент-Экзюпери, которые он написал в своей самой известной сказке «Маленький принц»: «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами… Ты самое большое богатство на свете».
Домашнее задание
Учебник: прочитать текст на с. 51—54, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 54.
Подобрать пословицы о воде – 5 штук.
Вода – источник жизни на Земле |
Свойства |
3. Не имеет запаха 1.Прозрачная |
2. Бесцветная |
4. Растворитель |
5. Фильтрование |
6. При нагревании вода расширяется, при охлаждении - сжимается |
7. Текучесть |