СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по окружающему миру. Тема: Вода и жизнь. Свойства воды (3 класс, Школа России)

Нажмите, чтобы узнать подробности

3 класс. Окружающий мир. Урок 10.   Тема: Вода и жизнь. Свойства воды.

Цель: познакомить со свойствами воды.

Планируемые результаты: учащиеся научатся с помощью опы­тов исследовать свойства воды, анализировать, доказывать пред­положения, делать выводы, использовать тексты и иллюстрации учебника для поиска ответов на вопросы.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по окружающему миру. Тема: Вода и жизнь. Свойства воды (3 класс, Школа России)»

01.10.2020

3 класс. Окружающий мир. Урок 10. Тема: Вода и жизнь. Свойства воды

ЭКОР: Реки, озера, водопады республики.

Цель: познакомить со свойствами воды.

Планируемые результаты: учащиеся научатся с помощью опы­тов исследовать свойства воды, анализировать, доказывать пред­положения, делать выводы, использовать тексты и иллюстрации учебника для поиска ответов на вопросы.

Оборудование: стакан с водой, ложка; полоски цветной бумаги (серая, зеленая, желтая, красная, белая); соль (или сахар), глина (или измельченный мел); стакан с мутной водой, чистый стакан, воронка, стеклянная палочка, фильтр, бумажный круг; колба с трубкой, заполненная подкрашенной водой, тарелка, лед (или снег); распечатки таблицы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос

- Что такое воздух? Из каких газов он состоит? Перечислите свойства воздуха.

- Какой газ из воздуха мы поглощаем при дыхании?

- Отчего загрязняется воздух?

- Что надо делать для охраны чистоты воздуха?

-Покажите свои рисунки «Охрана воздуха»

III. Самоопределение к деятельности

– На прошлом уроке мы пришли к выводу, что без чистого воздуха человек жить не может. А без чего еще не может жить человек и другие живые существа? (Ответы учащихся.)

– Посмотрите на доску. Что случилось с цветком (показывает увядший цветок)? Почему это произошло? (Ответы учащихся.)

– Без чего еще не может жить ничто живое? Это вещество очень распространено в природе, но в чистом виде практически не встречается. Без этого вещества жизнь невозможна. У древних народов оно считалось символом бессмертия и плодородия. Это – самая необыкновенная жидкость на свете. Что это? (Вода.)

– Действительно, совсем без воды на Земле не может существовать ни одно живое существо. Подумайте и скажите, какую тему мы будем изучать сегодня. (Ответы учащихся.)

– Сегодня мы поговорим о воде, её роли в природе, её свойствах и состояниях

IV. Работа по теме урока

1. Вода – источник жизни на Земле.

– Когда люди полетели в космос, они увидели, что наша Земля голубая. Большую часть поверхности земного шара занимает вода. А если бы на Земле вдруг пропала бы вся вода?! Как это бы выглядело? Что изменилось бы? (Изменился бы цвет – нет голубого и зеленого.)

– Да, зеленый цвет тоже пропал бы. Почему это может произойти?

– Ничто на Земле не может жить без воды!

– Давайте вернем воду на Землю и подумаем, где она содержится. (В морях, океанах, реках, ручьях, озерах.)

– Правильно. Но в морях и океанах вода соленая, а человеку нужна пресная. К сожалению, чистой пресной воды остается все меньше. В чем причина? (Люди загрязняют реки и озера, не экономят воду.)

– Скоро может случиться так, что нам нечего будет пить. А ведь человеку для жизни вода просто необходима, потому что он на 70 % состоит из жидкости, запасы которой нужно постоянно пополнять. Конечно, человек не бутылка, наполненная водой. Давайте подумаем, где в организме человека содержится вода. (Слюна, кровь, слёзы.)

– В каждой клеточке нашего организма, в каждом сосуде содержится жидкость. Вода есть повсюду. Она есть в реке, океане, в нас с вами. (Если человек весит 65 кг, то 40 кг из них – вода. Даже в костях пятая часть – вода). Она есть в растениях (в картофеле 77 %, в огурце целых 99 %), она есть в животных, например, в медузе – 99 %.

– Откуда мы с вами можем получить воду? (Из пищи: из овощей, фруктов, из напитков и другой еды.)

2. Практическая работа. Проведение опытов.

– Итак, мы сейчас выясним, какими свойствами обладает вода. Проведем опыты и определим свойства воды. У каждого из вас есть стаканчик с водой и ложка.

Опыт 1

Подумайте, как можно проверить прозрачность воды. Ка­кой опыт можно провести?

В стакан с водой опустим ложку.

Видна ли она? О каком свойстве воды это говорит?

Вывод: вода прозрачна.

Опыт 2

Какого цвета вода?

Нaстоле у вас лежат полоски цветной бумаги. С их помощью определим цвет воды.

Сравните цвет воды и цвет каждой полоски.

- Можно ли сказать, что вода синяя? серая? зеленая? желтая? красная? белая? (Нет.)

- Как видите, вода не окрашена ни в один из этих цветов. Каков же цвет воды?

Вывод: вода бесцветна.

Опыт 3

- Каков запах воды?

Когда мама печет пироги, аппетитный запах мы чувствуем за дверями квартиры. Тонкий аромат издают духи, цветы.

- А чем пахнет чистая вода? Понюхайте ее и сделайте вывод.

Вывод: вода не имеет запаха.

Опыт 4

Вода — растворитель. Насыпаем в стакан с водой мел. Перемешаем воду.

- Что можно заметить? О чем говорит этот опыт? (Вода рас­творила часть мела и осела на дно.)

Вывод: вода – растворитель, но не все вещества в ней раство­ряются.

- Подумайте, где в быту, в жизни человек использует эти свойство воды. (Умываемся, моем руки, стираем белье, готовим растворимый кофе, какао.)

Опыт 5

- А можно ли очистить мутную меловую воду или воду с примесями песка и глины?

Приготовим стакан с мутной водой, чистый стакан, воронку и фильтр.

Фильтр — это приспособление для очистки воды. Наш фильтр сделан из специальной бумаги.

- Вливайте в воронку мутную воду. Наблюдайте за водой, которая вытекает из воронки. Про­верьте ее на прозрачность.

Нерастворенные вещества остались на фильтре. Такая очистка воды называется фильтрованием. В быту для очистки воды при­меняются более совершенные фильтры, чем наш.

Вода — универсальный растворитель. Растворяет почти все, даже металлы, например серебро. С давних пор известно народное средство, которым залечивали наружные раны и лечили желудоч­но-кишечные заболевания. Эту воду можно получить в домашних условиях: опустить в стакан с водой серебряную ложку. Через не­которое время мельчайшие частицы серебра растворятся — этого глазом увидеть нельзя.

Вывод: не растворившиеся вещества остаются на фильтре, и вода проходит через него.

Опыт 6

- Что же происходит с водой при нагревании и охлаждении?

Колбу с трубкой, заполненную подкрашенной водой, опустим в горячую воду. Мы увидим, что вода в трубке поднимается. Ту же колбу поставим холодную воду. Вода в трубке опускается.

Вывод: вода при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.

Опыт 7

- Что произойдет с водой, если ее вылить из посуды? (Она растекается в разные стороны.)

- Что будет происходить с водой, если наклонить эту поверх­ность? (Вода стекает под уклон.)

Можно ли воду из одного стакана перелить в другой?

Во всех этих случаях проявляется одно и то же свойство воды. Какое?

Вывод: вода течет (свойство – текучесть).

- Итак, перечислите свойства воды. (Вода прозрачна, бес­цветна, не имеет запаха, текуча, вода — растворитель, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.)

Vфизкультминутка

VI. Закрепление изученного материала

— Как объяснить, что вода при нагревании расширяется? Что происходит с частицами, из которых она состоит? (Частицы начинают двигаться быстрее, и промежутки между ними увеличиваются)

— Нарисуйте как располагаются частицы воды при нагревании.

— Как объяснить, что вода при охлаждении сжимается? Что; происходит с частицами, из которых она состоит? (Частицы начинают двигаться медленнее, и промежутки между ними уменьшаются.)

— Нарисуйте как располагаются частицы воды при охлаждении.

(После выполнения задания проводится взаимопроверка. Учитель раздает детям распечатки таблицы.)

2. Работа с таблицей (работа в парах)

— Какие свойства имеют воздух и вода? Выберите из табли­цы эти свойства и запишите ответы соответствующими цифрами.


Ответ

Свойства

Воздух




1. Без цвета

2. Без запаха

3. Расширяется при нагревании

4. Текучесть

5. Сжимается при охлаждении

6. Растворитель

7. Плохо проводит тепло

8. Фильтрование


Вода


VII. Подведение итогов урока

- Почему вода — самая главная жидкость на свете?

-Назовите свойства воды?

-Как можно очистить загрязнённую воду?

Итак, вода — одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. От загрязнения воды страдает живое, опасно это и для жизни человека. Поэтому воду — наше главное богатство — надо беречь!

VIII. Рефлексия

— Оцените свои знания на конец урока (капельки)

Синяя – узнал на уроке много;

Желтая – узнал, но не все

Красная – ничего не узнал

– Я хочу закончить урок словами Антуана де Сент-Экзюпери, которые он написал в своей самой известной сказке «Маленький принц»: «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами… Ты самое большое богатство на свете».

Домашнее задание

  1. Учебник: прочитать текст на с. 51—54, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 54.

  2. Подобрать пословицы о воде – 5 штук.




















Вода – источник жизни на Земле

Свойства

3. Не имеет запаха

1.Прозрачная

2. Бесцветная

4. Растворитель

5. Фильтрование

6. При нагревании вода расширяется, при охлаждении - сжимается

7. Текучесть


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!