СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по обучению прыжкам через короткую и длинную скакалку (из опыта работы)

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Прыжки через гимнастическую скакалку являются не просто физическим упражнением - это универсальное средство для активного отдыха, учебного и тренировочного процесса.       С помощью прыжков со скакалкой развиваются такие физические качества как координация движений, быстрота, выносливость, прыгучесть.       Использовать прыжки со скакалкой можно как тренировочные упражнения в различных видах спорта, так и как вид соревновательной деятельности.    Поэтому важно научить учащихся правильно выполнять прыжки со скакалкой.

Прыжки через скакалку занимают значительное место в работе с детьми младшего школьного возраста. Могут использоваться как на занятиях физической культуры, так и на улице во время прогулки.

     Выбранная нами тема является актуальной, потому что прыжки через скакалку являются средством развития скоростно-силовых способностей.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по обучению прыжкам через короткую и длинную скакалку (из опыта работы)»









«Методические рекомендации

по обучению прыжкам

через короткую и длинную скакалку»

Мастер – класс (из опыта работы)



Манько Татьяна Евгеньевна –

учитель высшей квалификационной категории,

ГБОУ СОШ №32 имени Л.В.Бобковой

Манько Ирина Евгеньевна –

учитель высшей квалификационной категории,

ГБОУ «СОШ № 49»







город Севастополь



Содержание

1.

Введение…………………………………………………………..

2 стр.

2.

История прыжков через скакалку……………………………….

2 стр.

3.

Польза скиппинга………………………………………………...

4 стр.

4.

Техника скиппинга……………………………………………….

4 стр.

5.

Как выбрать скакалку……………………………………………

5 стр.

6.

Обучение прыжкам через скакалку……………………………..

5 стр.

7.

Обучение прыжкам через длинную скакалку………………….

6 стр.

8.

Примерные нормативы…………………………………………..

6 стр.

9.

Планируемые результаты………………………………………..

7 стр.

10.

Выводы……………………………………………………………

9 стр.

11.

Используемая литература………………………………………..

9 стр.

12.

Примерный комплекс ОРУ со скакалкой………………………

10 стр.









































1

Введение

Физическая культура в отличие от других видов культур имеет большие потенциальные возможности в становлении всесторонне развитой личности. С одной стороны, помогает выполнять функции видов культуры (духовной, материально-производственной, художественной и др.). С другой стороны, выполняет только свою функцию – физическое совершенствование, куда входит решение задач оздоровительной направленности, развитие основных физических качеств и приобретение необходимых двигательных умений и навыков. Наряду с формированием различных двигательных умений и навыков одним из наиболее сложных является обучение детей прыжкам через скакалку.

Прыжки через гимнастическую скакалку являются не просто физическим упражнением - это универсальное средство для активного отдыха, учебного и тренировочного процесса. 
С помощью прыжков со скакалкой развиваются такие физические качества как координация движений, быстрота, выносливость, прыгучесть. 
Использовать прыжки со скакалкой можно как тренировочные упражнения в различных видах спорта, так и как вид соревновательной деятельности. Поэтому важно научить учащихся правильно выполнять прыжки со скакалкой.

Прыжки через скакалку занимают значительное место в работе с детьми младшего школьного возраста. Могут использоваться как на занятиях физической культуры, так и на улице во время прогулки.

Выбранная нами тема является актуальной, потому что прыжки через скакалку являются средством развития скоростно-силовых способностей.

Техника прыжков через скакалку требует определенного сочетания работы разных групп мышц при выполнении отдельных фаз прыжка.

Задача учителя по физической культуре, а также родителей обучить детей этому непростому двигательному навыку. Для этого взрослым необходимо владеть такими упражнениями, которые будут доступны им для показа, а также полезны и интересны для выполнения их д детьми.

Английское «skipping» означает «скакать, прыгать», а сам скиппинг не что иное, как прыжки на скакалке. Этим малопонятным словом назван один из самых дешевых и эффективных спортивных тренингов - упражнения со знакомой всем скакалкой. По затрате калорий скиппинг ничуть не уступает занятиям в бассейне или на корте.

История прыжков через скакалку

«Прыжки через веревку» практикуются на протяжении веков по всему миру. Первые трюки с веревкой появились в Китае, где игра под названием Hundred Rope Jumping  была одним из любимых видов спорта во время китайского новогоднего фестиваля. Прыгали через веревку и в Финикии, и в Древнем Египте. Греки прыгали через веревку на рассвете западной цивилизации, а художники Золотого Века рисовали детей, играющих с веревкой. Скакалка появилась в Нидерландах, и оказалась в Америке в 1600-х годах. В это время во всем мире дети прыгали через одиночную

2

Скакалку (single rope). Боксеры, физиотерапевты со своими пациентами и различные спортсмены использовали скакалку для разминки, улучшения физического состояния и координации движений. Несмотря на то, что многие использовали скакалку, никто не собирался развивать прыжки через скакалку, как отдельный спорт. Результатом было то, что в конце 60-х годов, хотя все знали, как прыгать на скакалке, никто никогда не слышал слово "skipping".

В начале 70-х Ричард Кендали начал распространять прыжки через скакалку в США, а затем и во всем мире. Он устраивал семинары, продавал скакалки и, тем самым распространяя спорт и зарабатывая деньги на дальнейшее развитие. С этого момента начали развиваться федерации прыжков через скакалку в разных странах. В 90-е годы появилась Европейская Организация Прыжков Через Скакалку (ERSO) – первая континентальная организация (CRSO).  Вскоре появились подобные организации в Океании и Америке. Затем была основана Всемирная организация FISAC-IRSF .

В России активное распространение прыжков через скакалку началось в 50-е годы. С тех пор прыжки со скакалкой стали очень популярны. Они всегда были частью занятий физкультуры в школе и вузах.

В США скиппинг в 80-е годы выделили в отдельный вид спорта. Начали организовываться настоящие соревнования - чемпионаты стран, Европы и мира. Существует несколько дисциплин:

Скорость - скипперам предлагалось выполнить большее, по сравнению с соперниками, количество прыжков за указанный интервал времени – например, 30, 60 секунд.

Сила - выполнить наибольшую серию тройных прыжков подряд.

Выносливость - выполнить наибольшее количество прыжков за 180 секунд (3 минуты). Фристайл - каждый участник должен за 45-75 секунд показать комбинацию прыжков под музыку различной сложности (как в художественной гимнастике).

Самый популярный вид скиппинга дабл-датч. Выступает команда 4-5 человек и выполняет прыжки через две длинные веревки, вращающиеся поочередно. Этот вид сплетения акробатики, брейк-данса, хип-хопа и других уличных танцев. Еще одно из направлений Китайское колесо, когда каждый участник держит в руках один конец скакалки свой, а другой конец скакалки другого участника. Прыжки также имеют в основе акробатические упражнения. Следующий вид скиппинга - это так называемый "путешественник", когда один участник прыгает с другим и ловит его своей скакалкой.

Уже несколько лет проводятся соревнования по скипингу: в зачёт идёт количество прыжков за единицу времени. Рекорды:



3

10сек

128

1982

30сек

188

2008

30сек(ноги вместе)

152

2006

1мин

425

1990

3мин

984

2007

двойные,1 мин

111

1997

60 мин

11300

2018

Польза скиппинга

Во-первых, прыжки через скакалку исправляют недостатки осанки, развивают гибкость, чувство равновесия, координацию движений, помогают тренировать вестибулярный аппарат, увеличивать выносливость.

Во-вторых, упражнения со скакалкой позволяют эффективно прорабатывать икры, плечи, мышцы рук и брюшного пресса, что, естественно, улучшает фигуру.

В-третьих, происходит укрепление дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

В-четвертых, это отличный способ похудеть, ведь выполняя прыжки, сжигается до 1000 ккал в час. Человек весом около 70 кг за час расходует до 720 калорий (при 120-140 прыжках в минуту).

Техника скиппинга

Есть несколько общих рекомендаций, которые позволят избежать травм и получить максимум пользы от занятий скиппингом.

Исходное положение для занятий на скакалке — ровная прямая спина, ноги вместе, локти прижаты к телу. Скакалку держать на уровне бедер или пояса, ладони направлены к телу. В таком положении нагрузка будет распределяться правильно и равномерно. Руки должны быть неподвижными, слегка согнутыми в локтях. Скакалку надо вращать кистями и предплечьями рук, плечи не должны двигаться. Приземление во время прыжков должно быть на слегка согнутые ноги, мягко и исключительно на подушечки стоп, пятки не должны касаться пола (это может увеличить нагрузку на сухожилия ног и спины). Не нужно выпрыгивать высоко, оптимальная высота прыжка 2-4 см.

Прыжки через скакалку – очень напряженная форма физических упражнений, особенно в самом начале, поскольку здесь нельзя начинать медленно и регулировать темп. ЧСС поднимается очень быстро, поэтому заниматься этой формой двигательной активности нельзя тому, у кого какое – либо сердечное заболевание или другие недуги, при которых недопустимы высокие показатели пульса.







4


Как выбрать скакалку

Основное в прыжках – скакалки. Скакалка должна быть правильной длины и толщины. Длина скакалки, желательно, должна быть регулируемой. Но минимально рекомендуемая длина для любителей – это когда вы становитесь двумя ногами на середину скакалки и при этом рукоятки должны оказаться на уровне груди. По мере повышения уровня мастерства длина скакалки уменьшается. В диаметре правильная скакалка должна быть не тоньше 0,8-0,9 см.

В настоящее время предлагается огромный выбор скакалок– кожаные, резиновые, утяжеленные. Материал самой скакалки должен быть достаточно эластичным (резиновым или кожаным). Такие скакалки хорошо крутятся. Избегайте лёгких скакалок из пластика, они постоянно норовят перекрутиться, склонны к ломкости, их сложно вращать, а если вы решите попрыгать на улице в прохладный день, то они просто деревенеют.

Материал ручек выбирайте исходя из личных предпочтений, кому-то нравятся деревянные, кому-то пластиковые. Немаловажный момент — вес ручек, если вы только начали заниматься, то вам подойдут лёгкие, а если вы желаете нагрузить не только ноги, но и руки, то выбирайте ручки потяжелее.

Обучение    прыжкам  через скакалку

При выполнении прыжков туловище следует держать выпрямленным, сохраняя правильную осанку, так как это влияет на свободное дыхание. Дыхание при прыжках не задерживать. Руки, слегка согнутые в локтях, расположены по бокам. Вращать скакалку следует кистями рук. Чем интенсивнее работают кисти, тем быстрее вращается скакалка. Ноги слегка согнуты в коленях, ступни вместе.

Обязательно соблюдайте небольшие периоды отдыха между прыжками, так как ЧСС должна оставаться в «зоне безопасности». Во время интервалов проводите дыхательные упражнения.

1.Обучить завязыванию и развязыванию скакалки, сложенной вчетверо.

2.Научить вращать скакалку сбоку от себя поочередно правой и левой руками вперед и назад, стоя на месте.

3. Научить вращать скакалку сбоку от себя одновременно двумя руками, стоя на месте.

4.Научить переступанию через скакалку одновременно двумя ногами, поочередно поднимая носки – пятки.

5.Прыжки на месте, вращая скакалку сбоку от себя (скакалка сложена вдвое).  Необходимо добиваться легкого и мягкого выполнения прыжков. Для

5


этого надо оттягивать пальцы ног, а приземляться сначала на носки, затем на

короткое время опускаться на всю стопу. На приземление надо обращать особое внимание. Мягко приземляйтесь на подушечки пальцев и старайтесь отталкиваться большими пальцами ног. Приземляйтесь, слегка согнув колени, и никогда высоко не отрывайтесь от пола, достаточно подпрыгнуть на 10 - 20 см. Каждая стопа должна приземляться на одно и тоже место.

6. Прыжки на месте, вращая скакалку.

7. Прыжки с междускоками.

8. Поочередные прыжки через скакалку, сложенную вдвое («удочка»).

9.Прыжки поочередно на правой и левой ногах.

10.Прыжки с ноги на ногу (бегом) на месте.

11. Прыжки с продвижением вперед.

12. Прыжки на месте (все виды), вращая скакалку назад.

13. Прыжки на месте, руки скрестно.

14. Двойные прыжки.

                Обучение    прыжкам  через длинную   скакалку

С одной стороны скакалку вращает учитель.

1. Научить вращать длинную скакалку.

2. Забегание и выбегание через длинную скакалку во время ее вращения. Движение начинать после того, как скакалка ударилась о пол. (Следить за осанкой – туловище выпрямлено).

3.Прыжки на месте через длинную скакалку (без впрыгивания).

4. Научить впрыгивать (с помощью учителя).

5. Выполнение прыжков по 1, 2, 3 раза после самостоятельного впрыгивания.

6. Прыжки в парах, стоя рядом или один за другим.

7. Прыжки через длинную скакалку с подбрасыванием, ведением, передачей мяча.

8. Прыжки через длинную скакалку вдвоем, втроем с выполнением различных дополнительных действий.


Примерные нормативы по прыжкам через скакалку

за 10 секунд (2-7 класс)



Класс

Девочки

Мальчики

Отлично

Хорошо

Удовлетворительно

Отлично

Хорошо

Удовлетворительно

2

22

16

10

18

12

10

3

24

18

12

20

14

10

4

26

20

14

22

16

12

5

28

22

16

24

18

14

6

28

24

20

24

20

16

7

30

26

22

26

22

18


6


      Примерные нормативы по прыжкам через скакалку за 1 минуту (2-4 класс из «Школы здоровья», 5-7 класс – из учебника, 8 - 11 класс – разработанные 


Класс

Девочки

Мальчики

Отлично

Хорошо

Удовлетворительно

Отлично

Хорошо

Удовлетворительно

2

80

70

60

70

60

50

3

90

80

70

80

70

60

4

100

90

80

90

80

70

5

110 и больше

109-91

90 и меньше

90 и больше

89-71

70 и меньше

6

115 и больше

114-96

95 и меньше

105 и больше

99-85

84 и меньше

7

120 и больше

119-105

104 и меньше

105 и больше

104-95

94 и меньше

8

140

130

120

130

120

110

9

150

140

130

140

130

120

10

160

150

140

150

140

130

11

170

160

150

160

150

140


Примерные нормативы по прыжкам через скакалку

за 30 секунд (8-11 класс)



Класс

Девочки

Мальчики

Отлично

Хорошо

Удовлетворительно

Отлично

Хорошо

Удовлетворительно

8

75-80

65-74

60-64

70-75

60-69

50-59

9

75-80

65-74

60-64

75-80

65-74

60-64

10

75-80

70-74

65-69

75-80

70-74

60-69

11

75-80

70-74

65-69

75-80

70-74

65-69


Планируемые результаты при обучении прыжкам через скакалку:

Личностные результаты:

-умение длительно сохранять правильную осанку во время статичных поз и в процессе разнообразных видов двигательной деятельности;

-формирование потребности иметь хорошее телосложение в соответствии с принятыми нормами и представлениями;

-формирование культуры движений, умения передвигаться легко, красиво, непринужденно.

-владение умениями:

Метапредметные результаты:

-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;


7

-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

-умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение ;

-добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, повышающих результативновность выполнения заданий;

-приобретение умений планировать, контролировать и оценивать учебную деятельность, организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность;

-владение умениями выполнения двигательных действий и оздоровительной физической культурой, активно их использовать самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;

-владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности величиной физических нагрузок, использования этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий.

Предметные результаты:

-приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил ТБ и профилактики травматизма;

-формирование умений выполнять комплексы ОРУ, оздоровительных и коррегирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояния здоровья и режим учебной деятельности; расширение двигательного опыта - за счет упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.

-способность преодолевать трудности, добросовестно выполнять учебные задания по технической и физической подготовке;

-умение организовывать самостоятельные занятия физическими упражнениями разной функциональной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;

-умения организовывать самостоятельные занятия с использованием физических упражнений по формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития;

-умения организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений при выполнении упражнений разной направленности (на развитие координационных способностей, силовых, скоростных, выносливости, гибкости ) в зависимости от индивидуальных особенностей физической подготовленности;

-способность отбирать физические упражнения в соответствии с их функциональной направленностью,составлять из них индивидуальные комплексы для осуществления оздоровительной гимнастики, профилактики нарушений осанки, улучшения физической подготовленности.


8

Выводы


В рамках решения задачи мы пришли к заключению, что прыжки через скакалку являются наиболее координационно-сложным двигательным действием для детей младшего школьного возраста. Особенности методики обучения прыжкам через скакалку базируются на возрастных особенностях опорно-двигательного аппарата и развития центральной нервной системы.

Разработанный комплекс подводящих упражнений, способствующий формированию умения в прыжках через скакалку, с учетом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста, строится из специально подобранных подводящих упражнений.

Исходя из опыта работы можем отметить следующее: предложенная нами методика применения подводящих упражнений при обучении прыжкам через скакалку способствует эффективному обучению данному двигательному действию.

Список литературы

  1. Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. Пособие для воспитателя детского сада - М.: Просвещение, 1983. - 144 с.

  2. Варакина Т.Т. Упражнения с предметами. М., Физкультура и спорт, 1973г.- 184 с.

  3. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер.- М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 416 с.

  4. Гимнастика: Учебное пособие / Под ред. М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова. — М.: Академия, 2005. — 448 с.

  5. Лукина Г.Г., Потапчук А.А. Анатомо-физиологические особенности двигательной деятельности дошкольников // Теория и методика физической культуры дошкольников: Учебное пособие / Под ред. СО. Филипповой, Г.Н. Пономарева. - СПб.: ВВМ, 2004. - С. 53-57.

  6. Педагогический и медицинский контроль здоровья дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями Методические рекомендации / Автор-составитель С.О. Филиппова-СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И. Герцена, 2000. - 53 с.

  7. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебн. Пособие для студ. Высш. Учебн. Заведений.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: Издательский центр «Академия», 2003.-480 с.

  8. Художественная гимнастика: Учебник для институтов физ. культ. / Под редакцией Т.С Лисицкой. - М.: Физкультура и Спорт, 1982. -232 с.

  9. Физическая культура. Входные и итоговые проверочные работы: 1-4 классы.(Контрольно-измерительные материалы). Учебно – методическое пособие. Авторы-составители: В.Н. Верхлин, К.А. Воронцов, Москва, ВАКО, 2012.

9

  1. Физическая культура. 5-7 классы: Учебник для общеобразовательных организаций. Аторы: М.Я. Виленский, И.М. Туревский, Т.Ю. Торочкова и др. под редакцией М.Я. Виленского – 3-е изд. – Москва, Просвещение, 2014.

  2. Внеурочная деятельность учащихся. Легкая атлетика. Пособие для учителей и методистов. Авторы: Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов, Москва, Просвещение, 2011.

Примерный комплекс ОРУ со скакалкой:

1. И. П. – основная стойка, скакалка внизу

1 – скакалка вверх, правую назад на носок - вдох;

2 – и. п.

3 - 4 то же левой.

2. И. П. стойка ноги врозь, скакалка вверху.

1 - Наклон вправо;

2 - и.п.,

3 - наклон влево;

4 - и. п.

3. И. П. стойка ноги врозь, скакалка вперед.

1 - поворот вправо;

2 – и.п.

3 - поворот влево;

4 - и. п.

4. И. П. – основная стойка, скакалка внизу

1 – шаг правой вправо, наклон прогнувшись вперед, скакалка вверх,

2 – и.п.

3 – то же влево.

4 - и. п.

5.И.П.- О.С., скакалка внизу сзади.

1 - наклон вперед, скакалка вверх;

2 - и. п.

3 – 4 – то же.

6. И. П. стойка ноги врозь, скакалка внизу.

1 –присед, скакалка вперёд;

2 - и. п.

3 – 4 – то же.

7. И. П. стойка ноги врозь, скакалка вперед.

1 - мах правой вперёд - влево;

2. и. п.

3 - мах левой вправо;

4 -и. п.

8. Прыжки через скакалку стоя на месте.



10







































10




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!