СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по обществознанию «Лайфхак. Запоминаем полномочия высших органов власти РФ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В методической разработке представлен удобный способ запоминания полномочий высших органов власти Российской Федерации. 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по обществознанию «Лайфхак. Запоминаем полномочия высших органов власти РФ»»



Методическая разработка по обществознанию

«Лайфхак. Запоминаем полномочия высших органов власти РФ»

Знание Конституции Российской Федерации обучающиеся показывают в том числе на олимпиадах (по праву, по обществознанию, «Я-избиратель» и др.) и на экзаменах. Вот примеры типичных вопросов, имеющихся на сайте Решу ЕГЭ.

Пример 1. Установите соответствие между функциями и государственными институтами или должностным лицом в Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. 

ФУНКЦИИ

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНСТИТУТЫ И ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО

А) назначает выборы Президента РФ

Б) издаёт указы и распоряжения

В) решает вопрос о доверии Правительству

Г) возглавляет государство

Д) представляет государство в международных отношениях

 

1) Президент РФ

2) Совет Федерации

3) Государственная Дума РФ

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

A

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

Пример 2. Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ФУНКЦИИ

 

СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ

А) назначение выборов Президента РФ

Б) утверждение военной доктрины

В) управление федеральной государственной собственностью

Г) разработка федерального бюджета

Д) объявление амнистии

 

1) Президент РФ

2) Правительство РФ

3) Государственная Дума

4) Совет Федерации

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

A

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 



Данные вопросы требуют у обучающихся детальных знаний отдельных положений Конституции РФ, специальной лексики и вызывают затруднения как на стадии изучения, так и запоминания.

Думается, в практике нашей работы сложился удачный способ запоминания полномочий высших органов власти Российской Федерации, достойный внимания и популяризации. Его суть – структурирование материала в таблицу на основе выявления логических и ментальных связей, понятных и запоминающихся обучающимися 9-11 классов.

Лайфхак: Как запомнить полномочия высших органов власти РФ.

Цель: Изучение Главы 4 и Главы 5 Конституции РФ.

Задачи: 1. Обозначить высшие органы государственной власти в порядке их участия в законодательном процессе в РФ.

2. Сформировать знания о полномочиях высших органов власти РФ.

3. Структурировать знания о полномочиях высших органов власти РФ.



Ход занятия.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный

Акцентирует внимание на изучении текста Конституции РФ.

Представляет вниманию графический коркас таблицы. (Приложение 1)


Первичное восприятие теоретического материала

Проводит фронтальный опрос:

  1. Какие высшие органы власти участвуют в законодательном процессе?

  2. С какого органа начинается законодательный процесс?

  3. Какими глаголами он описывается?

Организует оформление записей

ГД

СФ

Президент

З а к о н ы

принимает

Рассматривает и одобряет

Подписывает и обнародует

Принимает постановления

Принимает постановления

Издает указы и распоряжения


Знакомятся со статьями 104, 105, 106, 107 Конституции РФ

Знакомятся со статьями 90, 102 (ч.2), 103 (ч.2)








Далее организует чтение статьи 95.

Обращает внимание на сроки полномочий.


Подсчитывают количество сенаторов и вносят данные в таблицу: 450, 170+30, 5лет, 6 лет, 6 лет.


Организует чтение статей 103, 102, 84.


Вписывают в соответствующие графы таблицы названия должностей.


Обращает внимание: Изначально с 1993 г. каждый из этих органов назначал 3 группы должностных лиц. Приводит логические связки: Гос.Дума – финансы, Совет Федераций – право. Поправками от 01.07.2020 г. назначение Ген.прокурора передано Президенту.

Назначаемые Президентом должности напрямую связаны с его статусным набором:

Глава государства (ст.80, ч.1) – (внутри страны) назначает Председателя Правительства РФ, (для мира) назначает дипломатических представителей РФ.

Верховный главнокомандующий (ст.87) – назначает высшее командование Вооруженных Сил РФ. + к его полномочиям относится Совет Безопасности РФ, введение военного положения, чрезвычайного положения.

Обозначают связанные ассоциации


Объясняет понятия амнистия и помилование.

Ассоциативная связь для запоминания: Президент один – помилование индивидуально.

Под амнистию попадает определенная категория осужденных – объявляет амнистию Гос.Дума, депутаты (их много)

Заполняют таблицу.


Сообщает, что в Конституции прослеживается присущая демократии система сдержек и противовесов (система мер, которые не позволяют концентрироваться всей полноте власти в одних руках). Яркий пример – назначение выборов.

В таблицу вносят: Президент назначает выборы, Гос.Думы, а выборы Президента назначает Совет Федерации.

Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных знаний

Организует итоговое «чтение» таблицы.

Предлагает назвать высшие органы государственной власти, не нашедшие отражение в данной таблице, и предположить причины.



Высказывают суждения о трех ветвях власти.


Обращает внимание, что все конституционные формулировки полномочий Правительства начинаются словами: разрабатывает, обеспечивает проведение, осуществляет меры, содействует.

Знакомятся со статьей 114.







Итоговый вид составленной таблицы.

ГД

450 депутатов 5лет

СФ

170+30 сенаторов 5- 6лет

Президент

6лет

З а к о н ы

принимает

Рассматривает и одобряет

Подписывает и обнародует

Принимает постановления

Принимает постановления

Издает указы и распоряжения

Н з н а ч а е т н а д о л ж н о с т ь и о с в о б о ж д а е т

  • Председателя Центрального Банка

  • Заместителя Председателя Счетной палаты….

  • Уполномоченного по правам человека

  • Председателя Конституционного Суда, Верховного Суда и судей

  • Председателя Счетной палаты….

  • Генерального прокурора, прокуроров субъектов…

  • Председателя Правительства РФ….

  • Дипломатических представителей РФ …

  • Высшее командование ВС РФ




Вводит военное положение

Вводит чрезвычайное положение

Объявление амнистии


Осуществление помилования


Назначает выборы Президента

Назначает выборы Государственной Думы, референдум










































З а к о н ы










Н з н а ч а е т н а д о л ж н о с т ь и о с в о б о ж д а е т

























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!