СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по литературному чтению по теме: И.А Крылов "Мартышка и очки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по литературному чтению по теме: И.А Крылов "Мартышка и очки"»

Ф.И.О. учителя: Бокова И.В.

Класс:

Дата: 24.11.2022 г.

Предмет: литературное чтение

Тема урока: «И.А. Крылов «Мартышка и очки»

Тип урока: урок открытия нового знания

Цели урока:

образовательная: обобщить знания о творчестве писателя; продолжить расширять знания детей о жизни и творчестве И.А.Крылова; продолжить работу над жанровыми особенностями басни;

развивающие: отрабатывать навыки выразительного чтения, чтения по ролям; развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать,   делать выводы, логически обосновывать высказывания, размышлять над изобразительно-выразительными средствами языка;

воспитательные: формировать представление о нравственных понятиях, отраженных в литературном тексте; воспитание чувства уважения к литературному наследию.

УУД:

познавательные: умение находить скрытый смысл басни; умение перерабатывать информацию, полученную из разных источников; умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

регулятивные: умение осуществлять контроль по результату выполненного действия; умение давать оценку своим действиями действиям одноклассников, оценивать результат;

коммуникативные: умение договариваться, находить общее решение, задавать вопросы и использовать речь для регуляции своего действия; умение оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание;

личностные: проявление творческого отношения к процессу обучения; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей; умение соотносить поступки героев с нравственными нормами; умение оценивать себя и окружающую жизнь при анализе образов, особенностей поведения героев басни.


Ход урока.


  1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Класс делится на микрогруппы.


- Сегодня у нас необычный урок.

- Первое задание – лист №1: из рассыпанных слов необходимо составить слова и определить название произведения.


Группы получают карточки со словами.


  • МКАРЫШТА, КОЧИ, ОСВТХ (МАРТЫШКА, ОЧКИ, ХВОСТ)

  • КСЕОЗТРА, РМЙВУАЕ, ТЛЕО (СТРЕКОЗА, МУРАВЕЙ, ЛЕТО)

  • ЕБДЕЬЛ, КУАЩ, ОЗВ (ЛЕБЕДЬ, ЩУКА, ВОЗ)

  • ЯОБНЕЗЬА, ЕАЛРКОЗ, ЕДДВМЕЬ (ОБЕЗЬЯНА, ЗЕРКАЛО, МЕДВЕДЬ)

  • ЕДДВМЕЬ, СЕОЛ, МКАРЫШТА (МЕДВЕДЬ, ОСЕЛ, МАРТЫШКА)

  • СЛАИ, ОНРОАВ, СРЫ (ЛИСА, ВОРОНА, СЫР)


- К какому литературному жанру относятся эти произведения?

- Кто автор всех этих басен?

- Какова тема урока: басни Ивана Андреевича Крылова.


  1. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.


Выполнение упражнения «Ромашка Блума».

Работа в микрогруппах.

Задание: придумать 1 вопрос для класса по биографии И.А. Крылова (задание по прочитанному тексту дома).

Вывод о баснописце делает учитель.


Отец Ивана Андреевича умер рано, когда мальчику было всего 9 лет. Единственное наследство, которое оставил отец Ивану – это сундучок с книгами. Его папа, хоть и не был образованным, но очень любил читать, и на последние деньги приобретал книги, очень их берёг. Сыну же давал их посмотреть лишь иногда. И первые уроки грамоты Ваня получил от отца – тот показал, как складывать буквы, и Ванюша сам выучился читать.

Когда Иван Андреевич стал взрослым, те переехал в Санкт-Петербург, где в 1812 г. открылась Публичная библиотека. Он стал работать в ней библиотекарем. Когда он пришёл на службу, в русском отделе было всего 4 книги. Он начинает собирать новые русские книги, и к концу его службы их стало около тридцати тысяч экземпляров. В библиотеке же располагалась его квартира. Сейчас там музей – его кабинет, диванчик, на котором он любил отдыхать, сохранились его рабочие записи. Люди помнят и чтят память о великом библиотекаре.


  1. Этап выявления места и причины затруднения.


«Крылов! Это имя нам дорого с детства: 
И знает Крылова любой человек – 
Дедушка нам оставил наследство, 
Которое светит из века в век…» 

Так о баснописце сказал поэт Лебелев-Кумач.


- О каком наследстве говорит поэт? (О баснях).

- Что такое басня?


Лист № 2. Закрась любым цветом необходимые прямоугольники (индивидуальная работа) и сформулируйте понятие о басне.


Поучительный короткий рассказ



Смешное стихотворение


Короткая сказочная история






Герои – богатыри




Герои – животные, вещи, иногда люди


Герои – дети






Цель – развеселить читателя, создать хорошее настроение


Цель – прославить русский народ, Русскую землю


Цель – показать недостатки людей






Троекратные повторы




Волшебство


Мораль


- Что такое мораль? Мораль - это вывод или поучение, в котором выражена главная мысль.

- Чтобы узнать, какие недостатки людей показывал И.А. Крылов в этих баснях, предлагаю заполнить ассоциативный круг «Басни высмеивают» (из иллюстраций басен) состоящий из тех пороков и недостатков людей, которые в своих баснях высмеивает автор.


Учитель зачитывает слова из басни, дети определяют пороки людей и фиксируют на доске.

  1. Ты все пела? Это дело:
    Так поди же, попляши! - легкомысленность, лень

  2. А вы, друзья, как ни садитесь,
    Все в музыканты не годитесь. – болтливость, непрофессионализм

  3. Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука. – не умеют договариваться.

  1. За что же, не боясь греха,
    Кукушка хвалит Петуха?
    За то, что хвалит он Кукушку. – лицемерие (притворство, неискренность)


- Какова же тема сегодняшнего урока? Чем мы будем сегодня заниматься? (знакомиться с баснями И.А. Крылова).


  1. Построение проекта выхода из затруднения

Физминутка «Изобрази по звуку животное»: пантомима.

- Звуки какого животного были последними? (Мартышки)

- Почему? (Сегодня мы познакомимся с басней «Мартышка и Очки» и узнаем какой порок высмеивает Иван Андреевич).

  1. Этап реализации построенного проекта, первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.


- Какие басни Крылова мы будем читать?

- Можно ли по названию определить о каких героях пойдет в басне речь?

Первичное чтение басни «Мартышка и Очки» диктором. Учебник с. 134.

- Почему слова «Мартышка» и «Очки» написаны с заглавной буквы?

- Почему баснописец для своей истории выбрал именно мартышку, а не другое животное?

Чтение басни хорошо читающими учащимися.

- В чем комичность ситуации? Что вас рассмешило в басне, когда вы с ней познакомились первый раз?

- Давайте, найдем слова, в которых автор описывает какие действия Мартышка совершала с Очками.

- Прочитайте мораль басни. В чем важность этого вывода для нас?

- Кто такой невежда? (необразованный или несведущий в чём-то человек).


  1. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.


Работа в микрогруппах. Лист № 3.

  1. Найти в Толковом словаре непонятные слова и объяснить их значение: полдюжины, нинижет, невежда, прок, темя.

Полдюжины – 6 штук.

Нанижет – наденет.

Невежда – человек, который мало знает.

Прок – польза.

Темя – задняя часть головы, затылок.


  1. Объяснить значение устойчивых выражений: «к старости слаба глазами стала»; «что это зло ещё не так большой руки»; «тьфу, пропасть»; «цены не зная ей»; «свой толк всё к худу клонит»; «то он её ещё и гонит».

«к старости слаба глазами стала» - стала плохо видеть;

«что это зло ещё не так большой руки» - не слишком большая беда;

«тьфу, пропасть» - тьфу, ерунда;

«и проку на волос в них нет» - никакой пользы;

«цены не зная ей» - пользы, применения ее на зная;

«свой толк всё к худу клонит» - думает про нее плохо;

«то он её ещё и гонит» - вообще выбрасывает.


  1. Подобрать строки из басни к иллюстрациям.


  1. Выбрать подходящую пословицу:

За всё берётся, да не всё удаётся.

Неча на зеркало пенять, коли рожа крива.

Ученье свет, а неученье тьма.

Не умеючи и лаптя не сплетёшь.

Других не суди, на себя погляди.

Другому доверяй, но проверяй.


  1. Прочитать басню по ролям.


  1. Инсценировать басню.


  1. Этап включения в систему знаний и повторения.


Работа с Ассоциативным кругом «Басни высмеивают».

- Так какой людской порок высмеивает автор басни? (невежество – недостаток знаний, невежда - неуч)


8. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.


Домашнее задание на выбор:

  1. Выразительно читать басню по ролям.

  2. Выучить басню наизусть.

  3. С одноклассниками подготовить инсценировку басни.


Заполнение таблицы «Я работаю в группе».











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!