СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по литературе по творчеству М. Цветаевой

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по литературе по творчеству М. Цветаевой»



Министерство образования и науки

Республики Дагестан.

Муниципальное казённое образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа

г.Южно-Сухокумск.



Литературно-музыкальная композиция

по творчеству Марины Цветаевой


«Моим стихам, написанным так рано…».





Методическая разработка

литературно-музыкальной композиции

по литературе для учащихся 11 класса

Ахмедовой Лейла Абдужалиловны –

учителя русского языка и литературы

МКОУ «СОШ 2» г. Южно-Сухокумск.






г. Южно-Сухокумск – 2015 г.




Предмет литература.

Класс - 11 класс.

Учитель: Ахмедова Лейла Абдужалиловна – учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ №2» г. Южно- Сухокумск.



Цели:

  • заинтересовать учащихся личностью Марины Цветаевой;

  • увлечь поэтическим творчеством, в котором и верность Родине, и прославление человека, и страстная любовь;

  • отметить музыкальность поэзии Цветаевой;

  • формировать эстетический вкус учащихся;

  • дать возможность для учащихся испытать себя в разных видах художественной практики (творчества и восприятия);

  • реализовать межпредметные связи, в частности, литературы и музыки.

Оборудование:

  • портрет Марины Цветаевой, рядом цветы и гроздья рябины;

  • сборники стихотворений поэтессы;

  • альбом, иллюстрации;

  • презентация

Слова, написанные на доске.

“Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черёд”.

“Мы цепи таинственной звенья”.

“Возьмите… стихи – это и есть моя жизнь”.


Вступительное слово учителя

Марина Цветаева... Первая встреча с её поэзией сражает сразу и на всю жизнь. А дальше - любовь к её поэзии, непроходящий интерес к её личности и судьбе. Трагическая судьба этой необычной женщины почти неизвестна нам, оттого поэзия её почти незнакома и непонятна. Долгие годы имя и творчество Марины Ивановны Цветаевой были незаслуженно забыты. Бесценное литературное наследие оставалось невостребованным. Так распорядилось время, слишком насыщенное политикой. “Мимо родилась времени”, - признаётся сама Цветаева. Цветаевскую поэзию невозможно открыть для себя сразу. На это уходят годы, жизнь. Ариадна Эфрон (Аля), выросшая, по словам Марины Ивановны, из её стихов, разделившая с матерью все её горести и беды и сполна испившая горя своего (8 лет сталинских лагерей, 6 лет ссылки - и только потом реабилитация), писала: “...Нужно было столько пережить и перестрадать, чтобы дорасти до понимания собственной матери!..”Нам тоже ещё предстоит дорасти до понимания М.И.Цветаевой.

Музыка.

Ведущий 1. Добрый вечер, уважаемые гости! Сегодня вы являетесь посетителями литературной гостиной, в которой познакомитесь с жизнью Марины Цветаевой, её творчеством. “Мы цепи таинственной звенья,”– так говорила о себе и о своей жизни поэтесса. “Возьмите…стихи – это и есть моя жизнь…” В этих словах вся Марина Цветаева, её увлечённость поэзией, неповторимость и уникальность.

Чтец. Моим стихам, написанным так рано,
Что я и не знала, что я – поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет. Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
Нечитанным стихам! – Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!)
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед

Май 1913 г

Ведущий 2. И действительно, после многих лет забвения этот черед настал. Каждый из нас, читая стихи Марины Цветаевой, открывает для себя свою Цветаеву.

  • романтичную

  • смелую

  • излучающую любовь

  • отчаявшуюся

  • полную горя

  • целеустремлённую

  • добрую,жёсткую

Ведущий 1. 08.10.1892 года в Москве в семье известного филолога и искусствоведа Ивана Владимировича Цветаева и талантливой пианистки Марии Александровны Мейн родилась дочь Марина.

Чтец

Красною кистью
Рябина зажглась –
Падали листья.
Я родилась,
Спорили сотни
Колоколов

День был субботний
Иоанн Богослов
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть

Музыка.

Ведущий 1.Цветаева начала писать рано. Уже в ранних стихах проявляется поэтическая индивидуальность Цветаевой, формируются важнейшие темы ее творчества: Россия, любовь, поэзия.В 1919 году Цветаева, как бы заглядывая в будущее, писала: Со мной в - руке почти что горстка пыли -
Мои стихи! - я вижу: на ветру
Ты ищешь дом, где родилась я -
Или в котором я умру.

Ведущий 2. С шести лет Муся (так называли Марину в семье) читала стихи. Мать, связывая будущее дочери с музыкой, запрещала ей это делать. Быть самой собой, ни у кого не заимствовать, не подражать, не подвергаться влияниям - такою Цветаева вышла из детства и такою осталась навсегда. После смерти матери интерес к музыке постепенно угасал, теперь любовь к поэтическому творчеству захватила её целиком.

Чтец Кто создан из камня,
Кто создан из глины, –
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело – измена, мне имя – Марина,
Я – бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти –
Тем гроб и надгробные плиты …
В купели морской крещена – и в полете
Своем – непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня – видишь кудри беспутные эти? –
Земною не сделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена
Я с каждой волной – воскресаю!
Да здравствует пена – веселая пена
Высокая пена морская!

Музыка.

Ведущий 1. Первую книгу “Вечерний альбом” выпустила Цветаева в 1910 году, когда ей только что исполнилось 18 лет. Книга не осталась незамеченной: ее хвалили поэт Валерий Брюсов, с интересом писал о ней Н. Гумилев, а первым прочитал и с доброй улыбкой, и дружеским участием отнесся к ней Максимилиан Волошин. Марина Цветаева познакомилась и подружилась с 37-летним Максимилианом Волошиным. Их дружба длилась более 20 лет.

Кто вам дал такую ясность красок?
Кто вам дал такую точность слов,
Смелость все сказать от детских ласок
До весенних новолунных снов?

Ведущий 2. Девочка из Трехпрудного переулка, переполненная впечатлениями жизни, пишет стихи, чтобы рассказать о себе, чтобы понять себя. В стихотворениях беззаботное лето в Тарусе, голубая Ока и облака, неторопливо плывущие к Богу; безотчетная отроческая грусть, молодая печаль, создающая паузы в бурном течении жизни, во время которых взрослеет душа; первая любовь; успех в поэтических салонах.

Ведущий 1. В мае 1911 года по приглашению Волошина Марина приезжает в Крым. В Коктебеле на дачах, принадлежащих матери Волошина, собиралась большая артистическая компания. Бродя по окрестностям Коктебеля в поисках красивых камешков, которым славится Крымское побережье, Марина встречает высокого юношу. Его огромные голубые глаза ее пленяют. Есть такие голоса,
Что смолкаешь, им не вторя,
Что предвидишь чудеса
Есть огромные глаза
Цвета моря

Он помогает ей собирать камни. Она загадывает, что если незнакомец найдет сердолик, то она выйдет за него замуж. Так и случилось. Юноша нашел почти сразу же, на ощупь генуэзскую сердоликовую бусину – розовый крупный камень – и подарил Марине. В январе 1912 года в Москве, в церкви, они обвенчались. В январе 1912 года Сергей Эфрон и Марина Цветаева обвенчались. Короткий промежуток между их встречей и началом первой мировой войны был единственным в их жизни периодом бестревожного счастья. Именно ему, любимому мужу, другу будут посвящены лучшие стихи.

Песня в исполнении А.Пугачевой «Мне нравится, что вы больны не мной».

Ведущий 2. 5 сентября 1912 года, в половине шестого утра, под звон колоколов родилась дочь Аля, Ариадна Эфрон.

Звучит музыка колоколов

Замужество и рождение дочери послужили творческим импульсом в развитии Марины Цветаевой и как личности, и как поэта. В стихах появляются новые темы, новые ритмы. Центром внимания и любви становится маленькая Аля – дочь Ариадна, названная в честь героини греческой легенды о минотавре. Стихи, посвященные Але, обжигают любовью и нежностью

Чтец.

Ты будешь невинной, тонкой,
Прелестной – и всем чужой,
Пленительной амазонкой,
Стремительной госпожой

И косы свои, пожалуй,
Ты будешь носить, как шлем,
Ты будешь царицей бала –
И всех молодых поэм
И многих пронзит, царица,
Насмешливый твой, клинок,
И все, что мне – только снится,
Ты будешь иметь у ног.
Все будет тебе покорно,
И все при тебе – тихи,
Ты будешь, как я –
бесспорно –
И лучше писать стихи …
Но будешь ли ты – кто знает –
Смертельно виски сжимать,
Как их вот сейчас сжимает
Твоя молодая мать.

Ведущий 2. 1914 год. Первая разлука с любимым. Сергей Эфрон, студент 1 курса Московского университета, отправляется на фронт . 13 апреля 1917 года у Марины Цветаевой родилась вторая дочь Ирина."

Ведущий 1.В ноябре 1917 года Цветаеву с мужем разлучили революционные события. Сергей уехал на Дон, где формировались первые части белой армии. Марина оставалась с двумя дочерьми в Москве. Старшей, Але, было пять, Ирине не исполнилось и года. Страшная осень этого года застанет Цветаеву наедине с катастрофой вплотную придвинувшегося голода. "Муки нет, хлеба нет, под письменным столом фунтов 12 картофеля: весь запас"

Ведущий 2.В отчаянии она делает непоправимый шаг: отдаёт дочерей в Кунцевский приют, где им обещают полное обеспечение. Но уже через несколько недель приходится забрать тяжело заболевшую Алю; два месяца девочка находилась между жизнью и смертью. А 2 февраля 1920 года умерла в приюте Ирина Цветаева. Марина осталась одна как перст, с непереносимой болью в сердце - да и кто мог бы смягчить её терзания?

Музыка.

Чтец

Две руки, легко опущенные

На младенческую голову!

Были - по одной на каждую -

Две головки мне дарованы.


Но обеими - зажатыми -

Яростными - как могла! -

Старшую у тьмы выхватывая -

Младшей не уберегла.


Две руки - ласкать - разглаживать

Нежные головки пышные.

Две руки - и вот одна из них

За ночь оказалась лишняя.


Светлая - на шейке тоненькой -

Одуванчик на стебле!

Мной еще совсем непонято,

Что дитя мое в земле.

Ведущий 1.Событие, перевернувшее всю дальнейшую жизнь Марины Цветаевой, произошло 14 июля 1921 года. В этот день пришло первое за четыре с половиной года письмо от мужа из-за границы, где он находился после разгрома белой армии.

Ведущий 2:Письмо С. Эфрона. " Мой милый друг, Мариночка, сегодня получил письмо от Ильи Григорьевича (Эренбурга), что вы живы и здоровы. Прочитав письмо, я пробродил весь день по городу, обезумев от радости. :Наша встреча с Вами была величайшим чудом и ещё большим чудом будет наша встреча грядущая. В годы нашей разлуки - каждый день, каждый час - Вы были со мной, во мне: Берегите себя, себя, заклинаю Вас. Вы и Аля - последнее и самое дорогое, что у меня есть. Храни Вас бог. Ваш С."

Ведущий 1.Мгновенно, бесповоротно Марина приняла решение об отъезде. Без Серёжи не мыслила своего существования. Увлечений в её жизни - своеобразного "топлива" для творческого костра, которое, отгорев, рассеивалось навсегда, - было и будет много; но любовь остаётся одна до конца дней:

Чтец

Писала я на аспидной доске,

И на листочках вееров поблёклых,

И на речном, и на морском песке,

Коньками по льду и кольцом на стеклах, -


И на стволах, которым сотни зим,

И, наконец - чтоб было всем известно! -

Что ты любим! любим! любим! - любим!

Расписывалась - радугой небесной.


Как я хотела, чтобы каждый цвел

В веках со мной! под пальцами моими!

И как потом, склонивши лоб на стол,

Крест - накрест перечеркивала - имя...


Но ты, в руке продажного писца

Зажатое! ты, что мне сердце жалишь!

Непроданное мной! внутри кольца!

Ты - уцелеешь на скрижалях.

18 мая 1920

Ведущий 1. Встреча с мужем произойдёт через год, и её близость способствовали творческому подъёму поэтессы. За это небольшое время Марина Цветаева написала более 100 стихотворений, несколько поэм.В 1923 году, в Берлине, выйдет из печати сборник "Ремесло", объединивший стихотворения, созданные за год до отъезда из России. Книга приведёт в недоумение читателей: нервная сжатость, жёсткость.

Чтец. Пригвождена к позорному столбу
Славянской совести старинной,
С змеею в сердце и с клеймом на лбу,
Я утверждаю, что – невинна.
Я утверждаю, что во мне покой
Причастницы перед причастьем,
Что не моя вина, что я с рукой
По площадям стою – за счастьем.
Пересмотрите все мое добро,
Скажите – или я ослепла?
Где золото мое? Где серебро?
В моей руке – лишь горстка пепла!
И это все, что местью и мольбой
Я выпросила у счастливых.
И это все, что я возьму с собой
В край целований молчаливых

Ведущий 2.Смена стиля означала существенные перемены, прежде всего в отношении к жизненным ценностям. Революция и гражданская война, испытания четырёх московских лет, окрашенных смертью дочери и тревогой за мужа, - всё здесь сказалось. Цветаева не могла больше говорить прежним голосом. На старом языке, в прежних интонациях уже нельзя было выразить мироощущения, прораставшие в ней все эти годы.

Ведущий 1.Здесь, в Берлине, Цветаева получает письмо от Бориса Пастернака, взволнованное и благодарное. Он восхищался её сборником "Версты". Ошеломлённая письмом, Марина впервые внимательно прочла пастернаковский сборник "Сестра моя жизнь". Два дня подряд она не могла оторваться от книжки, с ней на груди просыпается поутру. Пастернак отныне будет годы и годы присутствовать в её судьбе, как и она в его судьбе. Их привязанности друг к другу суждено было родиться тогда, когда между ними пролегли не просто вёрсты, границы.

Ведущий 2. 17 лет чужбины станут для Цветаевой временем разлуки не просто с Россией - с Борисом Пастернаком. Берлин – недолго. Прага - 3 года. Париж- семь лет

Ведущий 1. Марина Цветаева принадлежала к людям той эпохи, которая была необычна сама по себе и делала необычными всех живущих в ней. Поэтесса была хорошо знакома с Валерием Брюсовым, Максимом Горьким, Владимиром Маяковским, Борисом Пастернаком, Анной Ахматовой и другими талантливыми людьми 19 - начала 20 века. Им она посвящала стихи, являвшиеся выражением её чувств и мыслей. Особенной любовью проникнуты строки, посвящённые её поэтическому кумиру - Александру Блоку.

Чтец. Имя твое – птица в руке,
Имя твое – льдинка на языке.
Одно – единственное движение губ
Имя твое – пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту.

Имя твоё – ах, нельзя! –
Имя твоё – поцелуй в глаза,
В нежную стужу недвижных век.
Имя твоё – поцелуй в снег.
Ключевой, ледяной, голубой глоток.
С именем твоим – сон глубок.

Ведущий 2.Цветаева боготворила Анну Ахматову.

Чтец

О, Муза, плачь, прекраснейшая из Муз!

О ты, шальное исчадие ночи белой,

Ты черную насылаешь метель на Русь,

И вопли твои вонзаются в нас, как стрелы.


И мы шарахаемся и глухое ох!

Стотысячное тебе присягает Анна

Ахматова! Это имя – огромный вздох,

И в глубь он падает, которая безымянна

Ведущий 1.Другом был поэт Волошин. "Ни в чём и никогда Макс не дал мне почувствовать преимуществ своего опыта, не говоря уж об имени. Он меня любил и за мои промахи. Как всякого, кто чем-то был. Ничего от мэтра: всё от спутника:" Ведущий 2. А затем – долгие годы молчания, в эмиграции она, увы, не прижилась, на западе ее и Сергея Эфрона воспринимают, чуть ли не как предателей и отступников.

Чтец.

Тоска по родине! Давно

Разоблаченная морока!

Мне совершенно все равно_

Где совершенно одинокой


Быть, по камням домой

Брести с кошелкою базарной

В дом, и не знающий что мой,

Как госпиталь или казарма.


Мне все равно, каких среди

Лиц – ощетиниваться пленным

Львом из какой людской среды

Быть вытесненной непременно.


Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст

Мне все равно, и все едино

Но если по дороге куст

Встает, особенно, рябина… Ведущий 1. Нужда, ностальгия по России измучили Цветаеву. В одном из писем она отправляет стихотворение Пастернаку, но, по сути, через него - России.

Русской ржи от меня поклон,
Полю, где баба застится...
Друг! Дожди за моим окном,
Беды и блажи на сердце...

Ты в погудке дождей и бед —
То ж, что Гомер в гекзаметре.
Дай мне руку — на весь тот свет!
Здесь мои — обе заняты.

Состояние Марины Цветаевой было труднейшим: больше полугода она ничего не писала: "Нет душевного (главного и единственного) покоя, есть обратное". Ведущий 2.Сентябрьские события 1938 года вывели Цветаеву из творческой немоты. Нападение гитлеровцев на Чехословакию вызвало в её сердце гнев и негодование, - и хлынула лавина антифашистских "Стихов Чехии". Это была её "лебединая песнь на чужбине".

Чтец

О, слезы на глазах!

Плач гнева и любви!

О, Чехия в слезах!

Испания в крови!


О, черная гора,

Затмившая весь свет!

Пора, пора, пора

Творцу вернуть билет.


Отказываюсь быть

В бедламе нелюдей.

Отказываюсь жить

С волками площадей.


Отказываюсь выть

С акулами равнин

Отказываюсь плыть

Вниз, по теченью спин.


Не надо мне ни дыр

Ушных, ни вещих глаз

На твой безумный мир

Ответ один – отказ.

Ведущий 1. В 1939 году Цветаева, восстановив своё советское гражданство, приезжает в Москву. Её семья, наконец, воссоединилась, все вместе жили в подмосковном посёлке Болшево. Но это последнее счастье длилось недолго: в августе арестовали дочь, в октябре - мужа. Марина Цветаева с сыном скиталась по чужим углам. Ездила с передачами к Але и Сергею Яковлевичу, тряслась над хрупким здоровьем Мура, вызволяла прибывший из Франции багаж, который задержался на целый год. Стихи не публиковали. Занималась переводами, чтобы прокормить себя и сына.

Ведущий 2.Война застала Цветаеву за переводом Федерико Гарсиа Лорки. Работа была прервана: события привели поэта в состояние паники, безумного страха за сына, полной безысходности. Тогда-то, вероятно, и начала слабеть её воля к жизни. 8 августа Цветаева с Муром уехала в эвакуацию в Елабугу на Каме. Навис ужас остаться без работы. Надеясь что-нибудь получить в Чистополе, Марина Ивановна съездила туда, получила согласие на прописку и оставила заявление в совет Литфонда.

Ведущий 1.: “Мне все эти дни хочется написать свое завещание: мне вообще хотелось бы не-быть …” 26 августа 1941 года: " Немного как будто обнадёженная, 28-го она вернулась в Елабугу, а 31-го - покончила собой.

Звучит "Реквием" в исполнении А. Пугачёвой.

Ведущий 1. Я буду петь, земная и чужая, Земной напев! В этом “земном напеве” и заключена красота и сила цветаевской лирики. Музыкой напоены ее стихи. Недаром Андрей Белый отозвался об одном из её сборников: “Позвольте мне высказать глубокое восхищение перед совершенно крылатой мелодией Вашей книги “Разлука”. Это не книга, а песня …”


Ведущий 2. Поэт умирает – его поэзия остается. Исполнилось пророчество Цветаевой, что ее стихам “настает свой черед”. Сейчас они вошли в культурную жизнь мира, в наш духовный обиход, заняв высокое место в истории поэзии.

Ведущий 1. Подошла к концу наша встреча. Разумеется, она не могла вместить в себя всё творчество М..И. Цветаевой. Мы вместе сегодня будто пролистали несколько страниц сборника стихотворений поэтессы, но лишь приоткрыли дверь в богатейший мир наследства Марины Цветаевой. Надеемся, что у вас возникло желание обратиться к поэзии Цветаевой и перелистать сборники её стихотворений. До новых встреч.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!