Методическая разработка на тему
«Приемы мотивации и развития интереса к предмету на уроках информатики»
Неуспеваемость и низкая школьная мотивация учащихся – это то, с чем сталкиваются повседневно учителя.
Как считают психологи, к основному звену школы потребность в получении новых знаний у учащихся резко снижается, так как ребенок уже переполнен информацией.
Как создать положительную мотивацию, что для этого можно использовать в своей работе?
Для повышения мотивации необходим ряд условий:
обеспечить у учеников ощущение продвижения вперед, для чего необходимо правильно подбирать уровень сложности заданий;
использовать все возможности учебного материала для того, чтобы заинтересовать учеников;
организовать сотрудничество учеников на уроке, взаимопомощь, позитивное отношение к предмету в целом;
самому правильно строить отношения с учениками, быть заинтересованным в их успехах; видеть индивидуальность каждого ученика, мотивировать каждого, опираясь на его личные мотивы
Слова "Я не буду это учить, потому что это никогда мне не пригодится в жизни”, звучат гораздо чаще, чем "Я не буду учить, потому что это неинтересно”.
Таким образом, можно взять на вооружение тот факт, что в создании мотивации интерес всегда имеет приоритет. Поэтому педагогам необходимо работать над положительной мотивацией, которая проявляется через интерес ученика к изучаемому предмету.
Наиболее эффективные приемы мотивации:
1. Прием первый: обращение к жизненному опыту детей
Изучаемая тема: «Базы данных» 9 класс.
Например, такая ситуация: за Вашу хорошую учебу родители решить подарить Вам новый компьютер.
Начинается обсуждение / дискуссия /..
Предлагаемые детьми варианты весьма разнообразны, но непременно прозвучит такой способ как поиск фирмы, специализирующейся на продажах оргтехники посредством сети Интернет. Таким образом, есть возможность поиска конкретной информации в базах данных, что, кстати, и является основной темой урока.
2. Второй прием: создание проблемной ситуации (самый распространенный прием)
Например, при изучении темы «Оператор присваивания» рассматривается задача:
Задача: Поменять содержимое в стаканах. Нужен третий пустой стакан.
С:= А, А:= В, В:= С
При изучении темы «Алгоритм», ученики учатся составлять алгоритмы.
Перед детьми стоит вопрос: Как, имея два сосуда емкостью 3 и 5 литров, набрать из водопроводного крана 7 литров воды? Составьте алгоритм.
3. Третий прием: ролевой подход и деловая игра
В этом случае ученику (или группе учащихся) предлагается выступить в роли того или иного действующего лица, например, формального исполнителя алгоритма – 6 класс. Исполнение роли заставляет сосредоточиться именно на тех условиях, усвоение которых и является учебной целью.
4. Четвертый прием: решение нестандартных задач
Задачи такого характера предлагаются учащимся либо в качестве разминки в начале урока, либо для разрядки, смены вида работы в течение урока, а иногда и для дополнительного решения дома.
Такие задачи хороши для мотивации учебной деятельности при изучении темы «Кодирование информации», например, кодирование информации с помощью флажковой азбуки.
5. Пятый прием: игры и конкурсы на уроках
Очень трудно удержать внимание ребенка в течение урока, Для разрешения этой проблемы можно предложить игровые и конкурсные ситуации различного характера.
Пример 1: Игра "Веришь, не веришь”
Верите ли вы, что…
Основатель и глава фирмы Microsoft Билл Гейтс не получил высшего образования (да)
В Англии есть города Винчестер, Адаптер и Дигитайзер (нет)
Были первые версии персональных компьютеров, у которых отсутствовал жесткий магнитный диск (да)
Если содержание двух файлов объединить в одном файле, то размер нового файла может быть меньше суммы размеров двух исходных файлов (да)
Пример 2. Конкурс "Ищи ответы в приведенном тексте”
Детям раздаются тексты, в которых некоторые идущие подряд буквы нескольких слов образуют, термины, связанные с информатикой и компьютерами.
"Этот процесс орнитологи называют миграцией”
"Этот старинный комод ему достался в наследство от бабушки”
И так примеров может быть много.
Л.Н. Толстой считал «главным мерилом хорошего или дурного обучения одно, возбуждение интереса детей к обучению. Интересно детям учиться, светятся их глаза – хорошая школа»