СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по естествознанию "Викторина по окружающему миру во внеурочное время"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В помощь учителю в данной разработке представлены методические рекомендации по составлению и проведению викторин по окружающему миру во внеурочное время. Также представлен конспект викторины по данному предмету. 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по естествознанию "Викторина по окружающему миру во внеурочное время"»




Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №13» г. Воркуты









Викторина по окружающему миру во внеурочное время

для учащихся

2 класса


Методическая разработка






Воркута

2018 год



















Викторина по окружающему миру во внеурочное время для учащихся 2 класса» [Текст] методическая разработка / автор - составитель: Багина Ирина Игоревна. – Воркута: МОУ «СОШ № 13» 2018г. – 14с.





Методическая разработка предназначена для подготовки и проведения учителями и студентами педагогических колледжей викторины по окружающему миру во внеурочное время. В ней отражается методика проведения викторины. Также в данной разработке представлен один из вариантов внеурочного занятия. Предлагаемая методика может быть использована при проведении внеклассных мероприятий по естествознанию.

Предложенные задания ориентированы на учащихся 2 класса. Они разработаны с учетом возрастных особенностей детей. Викторина как игра проходит в виде 4 станций с различными видами сложности заданий, такие как: викторина «Узнай растение», загадки, различные конкурсы, игра «Четвертый лишний», викторина «Лесные загадки», «Забавные зверюшки», «На лесной полянке», игра «Собери грибочки», конкурс «Правила друзей природы.

Также в данной разработке представлены резервные задания, если у команд будет одинаковое количество баллов.

Эту разработку могут использовать студенты колледжа в ходе прохождения учебной и производственной практики «Внеурочная деятельность по естествознанию», а также она может быть полезной учителям вторых классов.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………………....4

  1. Методика организации и проведения викторин по естествознанию в начальных классах………………………………………………………………………………… 6

  2. «Викторина по окружающему миру для 2 класса …………………………………….9

Список использованных источников…………………………………...…………………16






ВВЕДЕНИЕ

В младшем школьном возрасте идет активный процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, переживаний, развития способностей и интересов. Отзывчивость и восприимчивость являются важнейшей особенностью учащихся.

Общение с природой вызывает у детей эмоциональный отклик, так как она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все чувства. Но в тоже время есть дети, которые относятся к природе потребительски, жестоко (ловят насекомых, разоряют муравейники и птичьи гнезда, рвут без нужды растения и цветы).

Это говорит о сложности взаимоотношений детей с природой. Очень важно приучить детей восхищенно - уважительно смотреть на все, что растет, цветет, движется, с тревогой и переживанием воспринимать факты грубого отношения к природе.

Одно из ведущих мест в воспитании ответственного отношения к природе принадлежит ознакомлению учащихся с окружающим миром, которое позволит систематизировать процесс приобретения знаний о природе, ее взаимосвязях, подробнее познакомить с характером природных особенностей родного края и страны, мероприятиями по охране окружающей среды как в урочное, так и во внеурочное время.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающиеся не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.

Основные принципы организации внеурочной деятельности:

- учёт возрастных особенностей;

- сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;

- связь теории с практикой;

- доступность и наглядность;

- включение в активную жизненную позицию.

Во внеурочное время можно использовать такой вид работы, как викторина.

Цель викторины окружающий мир – овладение учеником основами практико-ориентированных знаний о природе родного края, освоение норм и способов сотрудничества и способов общения со сверстниками и родителями, формирование ценностно-смысловых ориентиров по охране окружающей среды, формирование информационной грамотности учащихся на основании самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира.

В данной разработке вы сможете ознакомится с викториной по окружающему миру. Викторина предназначена для 2 класса.

Методическая разработка предназначена студентам колледжа в ходе прохождения учебной и производственной практики «Внеурочная деятельность по естествознанию», а также она может быть полезной учителям вторых классов.
























  1. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВИКТОРИН ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ


Викторина — это особый вид игры, который заключается в процессе угадывания правильных ответов на устные или письменные вопросы из разных областей знания.

Разные виды викторин могут отличаться друг от друга правилами, тематикой, типами и сложностью базы вопросов, порядком и условиями определения победителей конкурса, а также видом и суммой вознаграждения за правильные ответы.

Викторины применяются в качестве оценки знаний, исходя из сложности вопросов, скорости ответов, тематик и прочих направлений. Также викторины применяются для развлекательного времяпровождения соревновательного плана.

Цели викторины:

  • повторение, обобщение и закрепление знаний по учебным дисциплинам, осуществление межпредметных связей;

  • повышение интереса к изучаемым учебным дисциплинам;

  • развитие познавательной и творческой активности;

  • удовлетворение потребностей в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии;

  • выявление качества и уровня овладения теоретическими знаниями;

  • формирование ответственного отношения к обучению;

  • развитие логического мышления, памяти, способности к анализу и синтезу.

Требования к викторине:

  • правила должны быть простые;

  • викторина должна охватывать всех, не должно быть таких ситуаций, когда одни участники вовлечены в процесс викторины, а другие -пассивные наблюдатели;

  • викторина должна быть интересна для всех;

  • викторина должна быть доступна для всех - это ее соответствие интеллектуальным и физическим возможностям участников;

  • использование заданий на практическое применение знаний, логическое осмысление, фактическое воспроизведение знаний;

  • чередование заданий по формам организации деятельности учеников (групповая, парная, индивидуальная);

  • чередование заданий по видам деятельности (устные, письменные, творческие);

  • учет последовательности заданий по принципу от простого к сложному;

  • количество заданий определяется временем на их выполнение (регламент);

  • учет возрастных и индивидуальных особенностей;

  • учет уровня подготовленности учащихся.

Признаки викторины:

  • конкурентность;

  • борьба;

  • азарт;

  • соревновательность;

  • столкновение мнений;

  • объективность оценивания.

Обязательным элементом соревновательных викторин являются судья или жюри, в обязанность которых входит следить за соблюдением правил и, если это предусмотрено, оценивать проведение викторины и определять победителя. Также победители должны быть награждены: приз должен соответствовать уровню и сложности викторины, не следует вручать призы всем только за их участие, или основной приз должен оставаться основным, а остальные носить характер утешительных и отличаться от главного. Приз может быть материальным или чисто символическим (шуточная медалька с соответствующей надписью).

Основные этапы подготовки и проведения викторины:

1. Выбор темы. Викторина может быть, чем угодно, главное, чтобы ее вопросы были объединены общей тематикой.

2. Определение целей. Каждая викторина должна иметь цель. Это может быть проверка знаний по какой-либо теме или определение готовности к чему-либо.

3. Выбор вида викторины. Существует несколько видов викторин, и на этом этапе следует решить, какую именно викторину стоит выбрать, с ответами на выбор или по шкале «да», «нет», «не знаю». В дополнение к решению, какого вида викторину выбрать, нужно определить, сколько в ней будет вопросов.

4. Составление вопросов. После того как составлены все вопросы, нужно вернуться и дополнить их вариантами ответов. Например, с ответами на выбор, написать 3-5 возможных ответов, один из которых правильный.

5. Подготовка игрового поля. Его можно нарисовать на доске цветными мелками, нарисовать на ватмане, составить в виде мультимедийной презентации в программе Microsoft Office Power Point. Игровое поле представляет собой таблицу и состоит из строк и столбцов.

6.Составляются правила игры. Правила должны быть простые, сложные правила приходится долго разъяснять, растолковывать, человек не склонен «загружать» себя сложной и в принципе ненужной ему информацией, в результате теряется интерес к игре, при сложных правилах игры человек будет путаться, сбиваться и тем самым нарушать темп проведения викторины или разрушать ее.

7. Определение участников, ведущих и членов жюри викторины, распечатка вопросов и ответов ведущему и членам жюри.

8.Выбор места проведения игры. Помещение для проведения игры должно быть оснащено персональным компьютером, мультимедиа проектором, экраном.

9.Подведение итогов и награда победителей.




























2. ВИКТОРИНА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ДЛЯ 2 КЛАССА

«ПУТЕШЕСТВУЕМ ПО ПРИРОДЕ»


Цели:

  1. удовлетворение потребностей в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии.

  2. расширение кругозора детей, их знаний по окружающему миру, раскрыть важность рационального использования и охраны окружающей природы;

  3. воспитание экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, желание заботиться о ней;

  4. воспитание чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы


(В игре принимают участие четыре команды по 8 человек в каждой).


Ход занятия


Организационный момент.


Есть на земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут в нём солнце,

дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нём птицы и цветы,

Весенний звон ручья,

Живёшь в том светлом доме ТЫ

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели

Всегда ты будешь в нём.

ПРИРОДОЮ родной земли

Зовётся этот дом.

(Л.Дайнеко)


- Дорогие ребята, сегодня мы с вами побываем в удивительном мире природы: на речке, в поле, в лесу и на полянке. Побываем в гостях у животных, заглянем в царство грибов. Вас ждут интересные вопросы и весёлые игры.

- От каждого класса представлена команда из 8 человек. Давайте их поприветствуем!

- Оценивать ваши знания в ходе соревнования команд будет жюри. Болельщики тоже могут принести своей команде дополнительный балл за правильный ответ, но и за плохое поведение они могут лишить свою команду балла.


I. Первая станция. «Царство растений».

- Нашу Землю называют Зелёной Планетой. Кто подарил ей зелёный наряд?

Деревья и травы, цветы и кустарники. Они всюду вокруг нас. На крайнем севере и в жаркой пустыне. Высоко в горах, в лесу, на лугу и у самой воды. Тысячи видов, сотни тысяч названий.

- Итак, в путь.

Первая станция нашего путешествия «Царство РАСТЕНИЙ».

Когда ты идешь по тропинке лесной,

Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

Одно «почему?» меж деревьями мчится,

Летит по пятам за неведомой птицей.

Другое – пчелою забралось в цветок,

А третье – лягушкою скок в ручеек.

«Что?» мышкой шныряет

под листьями в норах,

«Кто?» ищет в кустах притаившийся шорох

Сидит «отчего?» на зеленом листке.

«Куда?» полетело верхом на жуке.

«Зачем?» вслед за ящеркой влезло на пень.

Вопрос за вопросом, и так –

целый день!

Мы с вами, друзья, по тропинке идем

Ответы искать под зеленым шатром.


1-й конкурс. Викторина «Узнай растение».


– Каждая команда внимательно слушает свой вопрос.


  1. На какие группы можно разделить все растения? (Хвойные и цветковые).

  2. Из него плетут весенние венки, а когда он отцветает – разлетается на все стороны света. (Одуванчик).

  3. Какие деревья называют вечнозелеными? (Ель, сосну). Почему?

  4. Какие деревья с белой корой? (Береза, осина).

  5. Какая ягода бывает красной, белой, жёлтой, черной? (Смородина).

  6. На этом цветке любят гадать влюблённые девушки. (Ромашка).

  7. Какой газ необходим для дыхания растений? (Кислород).

  8. Это самый первый цветок, появляющийся из под снега. (Подснежник).

  9. Какой цветок называют – царицей цветов? (Роза).

  10. Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен).

  11. У каких деревьев листья осенью красные? (Клен, рябина).

  12. Листья какого дерева и без ветра трепещут? (Осина).

– Молодцы, ребята!


2-й конкурс.

Кто больше составит слов – существительных из слова ПРИРОДА. (У каждой команды лист и карандаш. Род, пир, ода, дар, и др.).


3-й конкурс. Какие листья и плоды и на каком дереве они растут?


Лист берёзы – берёзовый.

Лист липы – …

Лист клёна – …

Шишка ели – …

Плод дуба – …

Лист дуба – ….

Лист осины – …

Лист ивы – …

Шишка сосны – …

Плод яблони – …


4-й конкурс. Игра «Четвёртый лишний».


Вычеркни лишние слова. Объясни свой выбор.

- Клён, рябина, ель, тюльпан.

- Берёза, дуб, шиповник, тополь.

- Яблоня, смородина, малина, рябина.

- Осина, липа, дуб, ель.

- Сосна, тополь, рябина, ива.

- Липа, осина, клён, яблоня.

- Груша, слива, тополь, вишня.

- Клубника, роза, ландыш, фиалка.

- А пока команды работают, болельщикам предлагаем отгадать загадки и принести дополнительный балл своей команде.


Загадки

- Русская красавица,

Всем нам очень нравится.

Бела она, стройна,

Одежда зелена. (Береза).


- Прямо в небо рвутся, ввысь;

Ты внимательно всмотрись:

Не березы, не осинки,

Нет листочков, есть хвоинки. (Ели).


- Вот бочонок с шапочкой,

С дерева упал.

Год прошел – и деревцем

Маленьким он стал. (Желудь).


- Ветви над рекой склонила,

В реку смотрится уныло. (Ива).


- Осень тихая настанет,

Дивным дерево то станет:

Листья – звезды яркие,

Золотые, жаркие. (Клен).


- Летом знойным зацветет –

Сразу пчел к себе зовет.

Круглые листочки,

Светлые цветочки.

Вкусен, сладок их нектар...

Кто-то дерево узнал? (Липа).


-Что за дерево такое

Угощает снегирей?

Снег стоит, трещат морозы,

Ну а ягоды вкусней. (Рябина).

II. Вторая станция. «Царство Животных».

- Лес – это большой дом, где по соседству живут самые разные растения и животные. Они не только живут вместе, но и нужны друг другу. Послушайте стихотворение Б. Заходера


Про всех на свете.

Все-все, все на свете,

На свете нужны,

На свете нужны,

И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись

Без чудищ нелепых

И даже без хищников,

Злых и свирепых.

Нужны все на свете!

Нужны все подряд –

Кто делает мед,

И кто делает яд!

Плохие дела

У кошки без мышки,

У мышки без кошки

Не лучше делишки!

И если мы с кем-то

Не очень дружны,

Мы все-таки очень

Друг другу нужны.

А если нам кто-нибудь

Лишним покажется,

То это, конечно,

Ошибкой окажется!

Все-все,

Все на свете нужны,

И это все дети

Запомнить должны!


Мы продолжаем наши конкурсы.


1-й конкурс. Викторина «Лесные загадки».

- Как называются животные, тело которых покрыто перьями? (Птицы).

- Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? (Рыбы).

- Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? (Звери).

- Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки).

- Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук).

- У кого на сучке кладовая? (У белки).

- Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина).

- Какую птицу называют «белобока»? (Сорока).

- Есть на речках лесорубы

В серебристо-бурых шубах

Из деревьев, веток, глины

Строят прочные плотины. (Бобры).


Скачет зверюшка:

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка. (Лягушка).


Над рекою он в полёте,

Этот чудо-самолётик.

Над водой парит он гладкой,

На цветке его посадка. (Стрекоза).


На спине я дом ношу,

Но гостей не приглашу:

В костяном моём дому

Место только одному. (Черепаха).


Лежит верёвка,

Шипит плутовка,

Брать её опасно –

Укусит. Ясно? (Змея).


Волны к берегу несут

Парашют – не парашют

Не плывёт он, не ныряет,

Только тронешь – обжигает. (Медуза).


2-й конкурс. «Забавные зверюшки».

- Если понаблюдать за животными, то можно увидеть много интересного и забавного. А сейчас я предлагаю командам изобразить зверей, так чтобы все догадались – КТО ЭТО?

Цапля и лягушата в озере.

Лев и собачка.

Ворона и лисица.

Машенька и три медведя.



III. Третья станция. «Царство Грибов».

- Отгадайте загадку и узнаете, какая нас ждёт станция.


По дорожке, по тропинке

В лес за ними мы идём.

Если место попадётся,

То лукошко наберём. (Грибы).


- Среди даров природы, которыми богата наша страна, значительное место занимают грибы – ценный продукт питания. Собирая грибы, мы много времени проводим на свежем воздухе, вдыхаем аромат леса, любуемся красотой природы. Это очень полезное и увлекательное занятие.

- А сейчас мы отправляемся за грибами.

- Вы любите собирать грибы?


1-й конкурс. «На лесной полянке».


- Сейчас мы вспомним правила сбора грибов. За несколько минут обсудите в команде эти правила и решите, кто будет отвечать. Выходят по одному человеку от команды и по очереди говорят правила.


2-й конкурс. Игра «Собери грибочки».

(На поле разбросаны картинки грибов. Выходят по одному члену от команды).

– Кто больше соберёт грибов. (Повторить несколько раз).

– На какие группы можно разделить все грибы? (На съедобные и несъедобные).


Загадки

Вот в траве приметные

Шляпки разноцветные.

Вспомни ты их имя,

Но не ешь сырыми! (Сыроежки).


Очень дружные ребята

У пенька живут... (Опята).


Где хвоинок многовато,

Поджидают нас... (Маслята).


Под осиной гриб тот, дети,

В ярком красненьком берете. (Подосиновик).


У берёзок, посмотри:

Здесь один, тут целых три! (Подберёзовик).


Царь грибов живёт в дубраве.

Для жаркого нужен маме. (Боровик, белый).


3-й конкурс. «Собери пословицу».

Участники команд получают конвертики с разрезанным на слова текстом пословицы. По сигналу ведущего они должны открыть конверт и склеить пословицу.

(«Грибок к грибку – наберёшь и лукошко»).

Текст пословицы представляется жюри, которое оценивает правильность и скорость выполнения задания.



IV. Четвёртая станция. «Экологическая».

– Ребята, что такое «экология»?

- Наша планета – наш дом, и каждый из нас в ответе за её будущее. Но не все люди помнят об этом. Вот послушайте стихотворение о горе – туристах, которые пришли отдохнуть в лес.


Прогулка. (С.Михалков)


Мы приехали на речку

Воскресенье провести,

А свободного местечка

Возле речки не найти!

Тут сидят, и там сидят:

Загорают и едят,

Отдыхают, как хотят,

Сотни взрослых и ребят.

Мы по бережку прошли

И поляночку нашли.

Но на солнечной полянке

Там и тут пустые банки

И, как будто нам назло,

Даже битое стекло.

Мы по бережку прошли,

Место новое нашли.

Но и здесь до нас сидели;

Тоже пили, тоже ели,

Жгли костёр, бумагу жгли –

Насорили и ушли!

Мы прошли, конечно, мимо

Эй, ребята! – крикнул Дима, –

Вот местечко хоть куда!

Родниковая вода,

Чудный вид!

Прекрасный пляж!

Распаковывай багаж!

Мы купались, загорали,

Жгли костёр.

В футбол играли –

Веселились, как могли:

Пили квас, конфеты ели,

Хороводом песни пели…

Отдохнули – и ушли!

И остались на поляне

У потухшего костра:

Две разбитых нами склянки –

Две размокшие баранки –

Словом мусора гора.

Мы приехали на речку

Понедельник провести,

Только чистого местечка

Возле речки не нашли!


– Как вы думаете, почему в понедельник туристы не нашли чистого местечка?

– А как бы вы поступили на месте этих туристов?

– Какой вред наносят люди таким поведением?

– Какие ещё источники загрязнения природы вы знаете? (Дети перечисляют).

Конкурс «Правила друзей природы».

– Вспомните правила друзей природы? (Называют правила по очереди).

- Молодцы, ребята. Я надеюсь, когда вы будете отдыхать на природе, вы будете помнить о том, как нужно вести себя, чтобы не навредить природе.


– Вот и подошло к завершению наше путешествие в удивительный мир ПРИРОДЫ.

- Слово для подведения итогов я предоставляю нашему жюри. (Награждение команд).


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Викторина окружающий мир [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://festival.1september.ru/articles/527352/

  2. Внеурочная деятельность в свете ФГОС [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!