СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка плана урока Поход Александра Македонского на Восток

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка плана урока Поход Александра Македонского на Восток»

Урок с созданием проблемной ситуации по истории Древнего мира в 5 классе по теме:

«Поход Александра Македонского на Восток».

Цели урока: а) познакомить учащихся с восточным походом греко-македонских войск;

б) подвести учащихся к пониманию причин гибели Персидского царства и образования державы Александра Македонского;

в) формировать умение работать с исторической картой, на

основе текста документа, учебника, презентации давать

характеристику участников исторических событий, оценку их деятельности.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Этап актуализациизнаний.

На прошлом уроке мы говорили

о небольшой стране, которой удалось подчинить почти все города Эллады.

- Где находилась эта страна?

- Почему происходит возвышение Македонии?

- Почему действия ФилиппаII укрепляли государство?

-Почему Греция потеряла независимость?

- Сравните государственное устройство греческих полисов и Македонии.

- Говорят, что в Македонии были города, но не было полисов.

Что это значит и верно ли это?

- Почему греки жили недружно и воевали между собой?

- Почему ни один город Эллады не сумел объединить всю страну под своей властью, а македонцы сумели это сделать?

Действительно, Филипп Македонский в отличие от Ксеркса (персидского царя) хорошо владел римской мудростью: «Разделяй и властвуй»

Греческий оратор Демосфен высказал причину победы Македонии над Грецией.

На основе карты определите ее.

- Как же Греция потеряла свободу?

- Где это произошло?

- Покажите на карте место сражения.

Филиппу недостаточно было покорение Греции. Он мечтал о походе на Восток, но осуществить свои замыслы он не успел. После его смерти на престол вступил Александр, в ту пору ему исполнилось 20 лет.

На севере Балканско-го полуострова.

Основу могущества страны заложил царь Филипп IIМакедонский в IVв. до н.э.

- Создал золотой запас.

- Создал большие военные корабли.

Расширил торговлю с другими государствами.

- Создал могущественную

армию.

Полис – это городская республика.

В Македонском царстве не было городского самоуправления, были только царские крепости и столица Пелла.

Филипп Македонский имел в 5-10 раз больше военных сил, чем Афины и Фивы, но гораздо меньше , чем объединенные военные ресурсы полисов Эллады.

Однако Филипп был царь и мог собрать все свои силы вместе, а греки слишком завидовали друг другу и не хотели

объединяться.

«…Сила македонян в слабости и разрозненности греков».

Битва при г. Херонее

в 338 г. до н.э.

II.Создание проблемной ситуации.

- Какая могущественная держава существовала на Востоке, то есть в Западной Азии

- Поработаем с картой «Персидская держава в VI в. до н.э.

- Какие государства поглотила Персия?

Сравним двекарты: «Персидская держава в VI в. до н.э.«Завоевательные походы Александра Македонского в IVв. до н.э.»

- Какие изменения мы можем отметить, сравнивая эти две карты?

-Почему же мощная держава персов рухнула под ударами армии македонцев?

- Персидская держава.

На территории

Персидской державывозникло новое государство – держава Александра Македонского.

III.Целепо-лагание.









IV.Реализация плана выхода из затруднения.















V.Самостоя-тельная работа.

Какую цель мы поставим перед собой сегодня на уроке?


Итак, тема нашего урока «Завоевания Александра Македонского и его держава».

Какой вопрос встает перед нами?

Как возникла держава Александра Македонского?

Александр Македонский завоевал не только Персидское государство, но и много других государств?

Как достичь нам цель нашего урока?

Мы должны выяснить причины, основные события и результаты завоеваний Александра Македонского.

Вспомним, по какому плану мы изучаем «завоевания».

План-памятка.

I. Причины похода.

II.Ход военных действий.

III. Итоги завоеваний.

Для того, чтобы достичь цель нашего урока, мы будем составлять сложный план к изучению нового материала, используя памятку.

Определите причины похода. Александра на основе сведений, приводимых Плутархом.

  • Продолжитьполитику Филиппа Македонского по установлению повсеместной власти над греческим населением.

  • Расправиться с главным противником Греции – Персией.

Ход военных действий изучаем самостоятельно, заполняя таблицу.

- Определите этапы похода Александра Македонского на Восток.

Таблицу заполняем по группам. Каждая группа получает задание, работая с Атласом, контурной картой и учебником.

Какими событиями и когда начался

поход Александра на Восток?

- 334 г. до н.э.

- 333г. до н.э. – битва при реке Граник.

- 332 г. до н.э.- битва при Иссе.

332г. до н.э. – завоевание Египта.

- Чем завершился 1этап похода Александра на Восток?

Как можно назвать 1 этап похода Александра?

- В какой стране продолжался поход

Александра?

- 2 этап. - 331 г. до н.э. – сражение при Гавгамелах.

- 331 г. до н.э. – сражение при

Гавгамелах.

- 3 этап – 327-325 гг.до н. э. - поход в Индию.

- Как можно назвать 4 этап похода?

- 324-323 гг. до н.э. –Возвращение в Вавилон. Завершение похода.

Мы успешно поработаемна уроке, если заполним таблицу и выясним, каковы результаты похода Александра Македонского.

Этапы завоеватель-ного похода

Дата

Событие

Резуль-

тат


I этап. Поход в Малую Азию.





II этап. Завоевания Персии.





III этап. Поход в Индию.





IV этап. Возвраще-ние в Вавилон. Завершение похода.







Учащиеся при помощи учителя формулируют цели и план урока

Почему вместо Персидской державы возникает новое государство – держава Александра Македонского?

Путем завоевательных походов.

Запишите причины похода Александра на Восток.

1 группа: изучить основные события I этапа.

2 группа: изучить основные события II этапа.

3 группа: изучить события III этапа.

4 группа: изучить основные события IV этапа.

1 этап - поход в Малую Азию и Египет.

- в Персии.

Учащиеся заполняют таблицу. Это помогает составить им сложный план.

VI.Оценива-

ние.




- Учитель вместе с учащимися подводит итоги заполнения

таблицы.

- Проверяет сложный план

I. Причины походов Александра Македонского.

II.Ход военных действий.

1этап. Завоевания Малой Азии и Египта.

2 этап. Завоевание Персии.

3 этап. Поход в Индию.

4этап Возвращение в Вавилон. Завершение похода.

III.Итоги завоевания.

- Каков результат похода

Александра на Восток?

Почему Александру удалось осуществить свою цель?

Постараемся найти ответ на данный вопрос. Разобьем этот вопрос на несколько мелких вопросов.

- Какие народы завоевала Персия?

- Каково было положение покоренных народов?

- Какова же была обстановка в Персии?

- Какова была персидская армия?

- Дайте характеристику персидскому царю.

Завоевание

Персидского царства и создание державы Александра Македонского.

- Персидская держава раскинулась от реки Инд до Средиземного моря.

- Народы Египта, Ассирии, Финикии давно уже страдали от власти персов, мечтали о том, чтобы сбросить власть персов.

- Сатрапы грабили и разоряли местное население.

- Персидская знать непрерывно боролась за власть, страну терзали восстания, перевороты и гражданские войны.

- Персидская армия была огромна. Лучшую её часть составляла царская гвардия и отряды наёмников разных национальностей.

Армия, состоявшая из людей покорённых народностей, была плохо обучена и не умела выдерживать трудные походы.

- Противник Александра, царь Дарий III, был слабый, нерешительный человек и бездарный полководец

VII.Рефлек-сия.




- Какова была цель нашего урока?

- Смогли ли мы ее достичь?

- Как мы ее достигали?

 - Какие земли и страны включала держава Александра Македонского?

  • Выполним тест.

1.Афинский оратор, страстный и непримиримый противник Филиппа Македонского.

1.Перикл.

2.Сократ.

3.Демосфен.

2. Битва, в которой греки потерпели поражение от царя Македонии Филиппа:

1.При Платеях.

2.При Гранике.

3.При Херонее.

3. Афинский мудрец, учитель Александра Македонского.

1.Сократ.

2.Анаксагор.

3.Аристотель.

4.Первое сражение Александра Македонского с персами, после которого была завоевана Малая Азия.

1. При Херонее.

2.В Фермопильском проходе.

3.На реке Граник

5.Последнее сражение, в котором Александр окончательно разгромил Персидское царство.

1.При Гавгамелах.

2.При Херонее.

3.При Платеях.

6.Куда совершил последний поход Александр Македонский.

1.В Египет.

2.В Среднюю Азию.

3.В Индию.

7.Какой город Александр Македонский сделал своей столицей после завоевания Азии?

1.Вавилон.

2.Афины.

3.Александрию Египетскую.

-Что нового мы узнали на сегодняшнем уроке.

Заполним таблицу:

 

Знал

Узнал

Хочу узнать




- Какие уроки можно извлечь из истории и жизни Александра Македонского?

- Составьте 3-4 предложения личности Александра Македонского для энциклопедии.



VIII. Домаш-нее задание.




п.42, подготовить презентацию об

Александре Македонском (по желанию).



IX.Перспек-

тива.




- Как долго просуществовала держава Александра Македонского?

- Что произошло с державой после его смерти?















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!