СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка «Педагогическая мнемотехника на уроках русского языка: теоретический и практический аспекты»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Множество громоздких правил, большое количество исключений, немалая доля речеупотреблений, которые не поддаются обобщению – все это негативно сказывается на изучении русского языка, внушая и по сей день «страх и отвращение», а как результат - ухудшение грамотности. К моменту написания методической разработки я пришла к выводу, что эффективным путем решения проблемы является использование мнемотехники. Имею большое количество собственного мнемоматериала, который прошел апробацию на уроках изучения нового материала, закрепления и обобщения знаний, уроках развития речи, а также при подготовке к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ. Многие приёмы, которые описаны в работе, были созданы в сотворчестве с учениками.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Педагогическая мнемотехника на уроках русского языка: теоретический и практический аспекты»»

Методическая разработка «Педагогическая мнемотехника на уроках русского языка: теоретический и практический аспекты»







Сытник Ирина Павловна, учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия имени А.Н. Островского» городского округа Кинешма

АННОТАЦИЯ

Как учитель–практик с многолетним стажем, учитель-наставник, учитель-тьютер, руководитель методического объединения учителей русского языка и литературы в МБОУ «Гимназия им. А.Н. Островского», имея опыт и стаж работы методистом и заведующей городским методическим кабинетом, а также завучем, я знаю, как моих коллег всегда волновало и волнует, что изучение русского языка не вызывает у большинства учащихся интереса. Множество громоздких правил, большое количество исключений, немалая доля речеупотреблений, которые не поддаются обобщению (список можно продолжить) – все это негативно сказывается на изучении предмета, внушая и по сей день «страх и отвращение», а как результат - ухудшение грамотности. К моменту написания работы я пришла к выводу, что эффективным путем решения проблемы является использование мнемотехники. Имею большое количество собственного мнемоматериала, который прошел апробацию на уроках изучения нового материала, закрепления и обобщения знаний, уроках развития речи, а также при подготовке к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ. Многие приёмы, которые описаны в работе, были созданы в сотворчестве с учениками, они постоянно обогащаются.



























ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Введение

  2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

    1. Определение понятий, из истории вопроса

    2. Разновидности мнемоприёмов и доказательства необходимости применения мнемотехники на уроках русского языка

    3. Использование мнемотехники для обобщения и систематизации изученного и подготовки к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ

  3. Заключение

  4. Список литературы

  5. Приложение

































1

ВВЕДЕНИЕ

Мнемотехника применяется давно во многих областях. С точки зрения психологии, она исследована достаточно глубоко и серьезно (наряду с такими психологическими понятиями, как память, запоминание), но в плане методологии русского языка целенаправленно не изучалась. Встречаются в журналах, интернете статьи, но они дают отрывочные, неполные, а иногда противоречивые представления.

Выбор именно этой темы аргументирую следующими причинами:

  1. Нельзя объять необъятное, то есть глубоко, детально исследовать все средства развития интереса к русскому языку. А мнемотехника и интерес к уроку тесно взаимосвязаны, так как внутренние резервы мнемотехники уникальны, богаты, разнообразны (это и смена деятельности, и эмоциональный подъем, и колоритная образность, и яркая ассоциативность). Формированию грамотности способствуют доступность и простота способов запоминания языковых норм.

  2. Мне свойственны творчество, склонность к сочинительству, способность импровизировать. Я уверена: результативность того или иного нововведения на уроке русского языка определяется не только и не столько повышением успеваемости (это следствие), сколько повышением интереса детей к личности словесника и к самому предмету.

  3. Необходимо разноуровневое обучение, ведь уникальных рецептов для всех и каждого не существует. Как известно из психологии, у школьников являются ведущими различные виды памяти (зрительная, слуховая, двигательная, моторная, вербальная, эмоционально – образная), а потому каналы восприятия и переработки информации у детей неодинаковые. У каждого свой наиболее привычный способ получения и обработки информации.

Цель методической разработки: дать обоснование психолого-педагогического потенциала мнемоматериала на уроках русского языка 5- 11 классов с точки зрения предметно – методических, возрастных, психологических, физиологических особенностей.

Задачи:

  1. изучить и систематизировать теоретический материал по исследуемой проблеме;

  2. определить терминологический аппарат исследования, в который входят такие понятия, как «мнемотехника», «мнемотехнические приёмы» «ассоциации», «мыслительные операции» и т.д.

    2

  3. рассмотреть основные виды, методы и приёмы мнемотехники;

  4. представить собственный опыт работы в области применения мнемотехники на уроках русского языка: примеры с комментариями и систему их использования.

Как показывает опыт, зерно успеха заключено в том, что мнемонический прием не оставляет школьников безучастными, равнодушными, другими словами, делает заинтересованными. Ведь хорошо известно, знания, усвоенные без интереса, не становятся активным достоянием человека, а ложатся мертвым, застывшим грузом, не пригодным к применению.

Обучение рациональным приемам обработки информации, то есть овладение приемами мнемотехники (позволяет у учащихся выработать надпредметный навык грамотной обработки информации).

Использование в процессе обучения приемов мнемотехники способствует:

1. Выработке у детей приемов умственного труда, обучению их методам и приемам рациональной обработки получаемой информации.

2. Развитию и оптимизации основных мыслительных процессов: памяти, внимания, мышления, воображения.

З. Формированию метапредметных компетенций на основе овладения приемами и методами запоминания.

4. Развитию творческого, нетрадиционного видения мира.

В ходе занятий с использованием мнемотехники у детей начинают вырабатываться навыки культуры умственного труда:

- системность, увязывание любой информации, умение устанавливать связи, образовывать зацепы;

- выделение главного, умение анализировать, выделение опорных точек; осознание логики построения материала, поиск закономерностей.

Данная технология позволяет подобрать индивидуальный «ключ» запоминания и обработки информации каждому ребенку с учетом индивидуальных особенностей мышления.















  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

    1. . Определение понятий, из истории вопроса

Мнемоника (греч. Mnemonіka) – искусство запоминания, которое известно еще со времен Древней Греции. Греки так почитали память, что в мифологии есть место и ее богине – Мнемозине, матери муз, покровительнице наук и искусств, одаренной всеведением, знаниями о прошлом, настоящем и будущем.

Мнемотехника — система различных приёмов, облегчающих запоминание, сохранение и воспроизведение знаний, увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций; организация учебного процесса в виде игры. Само открытие термина “мнемотехника” принадлежит Пифагору Самосскому – философу, математику и создателю школы пифагорейцев, однако авторство приписывается еще и Симониду Кеосскому.

На Руси тоже использовалась мнемотехника. Ее яркий пример – славянская азбука. Название всех букв кириллицы были придуманы с мнемонической целью. А (аз) Б (буки) В (веди) – я буквы знаю; Г (глагол) Д (добро) Е (есть) - письменность есть добро; Р (рцы) С(слово) Т(твердо) – произноси слово твердо.

Значит, уже издревле люди понимали, что мнемотехника облегчает запоминание, улучшает запоминание информации.

Ближе к нашему времени мнемоника изучалась параллельно с исследованиями психологов. Так, в 80 годы 19 века, немецкий психолог Герман Эббингауз (Эббингауз, (Герман.docx ) поставил задачу изучать память сепаратно, отделив ее от логического мышления; для этого он придумал мнемонические способы запоминания бессмысленных слов типа «дер», «сар», «лим» и прочее. В советский период в нашей стране эту тему изучали лишь отдельные ученые – психологи: А.Р. Лурия, Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.И. Зинченко. Причем их научные работы вышли в свет в 30 – е годы, а затем лишь после смерти Сталина в 60 – е годы - приходилось молчать в эпоху репрессий и подавления инакомыслия. К сожалению, у советских методистов, дидактов, учителей мнемоприемы относились к разряду «противоречащих осознанному научному освоению учебного материала». Поэтому учителя не афишировали свои «искусственные запоминания», быть может, по этой причине до сих пор нет хорошей мнемонической копилки «классических приемов». Начиная с конца 80 -х годов стали выходить в свет издания, которые наряду с занимательным материалом содержали и элементы мнемотехники.

В конце 90 –х только некоторые авторы уже осознанно стали выделять мнемоматериал наряду с другими. И эти уникальные находки по крупицам разбросаны в книгах, журналах, на уроках учителей – словесников. Как правило, это небольшие по объему книги или статьи в методических изданиях.

В начале 21 века в газете «Русский язык» за 2002 год (№4, стр. 15) (https://rus.1sept.ru/rusarchive.php ) открылась рубрика «Полезные мелочи». Ее ведет заслуженный учитель – словесник, методист, автор многих статей – Надежда Шапиро. (Н.Шапиро Полезные мелочи.docx) Она уверена: «Стоит собирать бесценные находки и крупицы, чтобы они послужили всем, кому нравятся. И прибавлять к ним собственные изобретения…».

Использование мнемотехники в настоящее время становится актуальным. Почему? Я остановлюсь на двух причинах, на мой взгляд, объективно доказанных психологами, педагогами в результате проведённых исследований.

Первая причина: мнемотехника помогает преодолеть интерференцию орфографических навыков. Это понятие в методике русского языка стало широко известным лет 10 – 15 назад, до этого интерференцию изучали психологи в контексте исследований памяти, процессов научения (в связи с проблемами навыка). Интерференция (от лат. Іnter – между, ferens (ferentіs) – несущий) – ухудшение сохраняемого материала в результате воздействия (наложения) другого материала, с которым оперирует субъект. Интерференция ухудшает сохранение материала под влиянием предварительно заученного материала (проактивная интерференция) или вызванное заучиванием с последующим материалом (ретроактивная интерференция). Е.И. Николаева трактует это понятие более широко: «Интерференция – это наложение одной информации на другую». [3] Чем больше объем интерферирующего материала, тем больше шансов получить сбившуюся в бесформенный комок информацию, из которого извлечь нужное очень сложно. Т.И. Фролова в своей статье «Как преодолеть интерференцию при обучении орфографии?» приводит, на мой взгляд, серьезный аргумент: «90% правил русского языка создают почву для интерференции орфографических навыков: на один общий сигнал «шипящий на конце слова» в русском языке существует восемь правил; о ё после шипящих – восемь правил; «не» - семь основных правил; «н» «нн» - пять правил и т.д. Здесь мы сталкиваемся и со сходством заучиваемого материала (общий опознавательный признак орфограммы), и большим количеством правил».

Безусловно, интерференция – одна из причин низкой эффективности обучения орфографии. Знакомая ситуация: блестяще прошел урок по теме «Чередование в корнях -кос –- - кас-» (программа Ладыженской, «Русский язык 6 класс»). Все ученики прекрасно освоили правило: есть суффикс – а –после корня – пиши в корне букву а.

Но …назавтра, при изучении корней –гор- – -гар-, учащиеся тоже начинают искать суффикс а, - раздражение, неудовольствие – две темы смешались…Уверена: это состояние испытали многие мои коллеги. «Спрут» интерференции смешал два аналогичных правила; свел практически к нулю результаты прошлого урока и усложнил текущий. Мнемотехника одолеет интерференцию: похожим, обезличенным правилам придаст индивидуальный образ. [4]

У нас c ребятами есть «правило Иры»! Да, правило чередования е/и стало олицетворенным. А у других корней есть свои «командиры», у корня –лаг-/-лож- их даже два. И этот бедный корень, как лещ на сковородке, поджаривается с двух сторон, мы с ребятами знаем, что командует и суффикс –а-, и последняя согласная корня: перед «г» пишется а, перед «ж» - о. Мнемоприем должен живописать, пробуждая воображение, возбуждая внимание и активность учащихся. Формальные знания, не проведенные через эмоции, обременяют человека, становятся мёртвыми. Поэтому я не могу не согласиться с Арнаудовым М., который писал: «Когда предмет стал интересным, вся душа раскрывается и восприятие входит не одно, а сопутствуемое сложной цепью представлений и других внутренних реакций. Эта согласованность не исчезает никогда…» [5].

Вторая причина: проблема «детского склероза» существует давно, но в последнее время это явление стало приобретать массовый характер. Отчасти это следствие потери интереса в подростковом возрасте.

Начальная школа активизирует мыслительную деятельность ребенка, развивая все виды памяти: эмоциональную, образную, словесно – логическую и др. В среднем и старшем звене развитие двух первых видов памяти является больше исключением, чем правилом, особенно в старших классах. Я уверена, что проблема скрыта в значительной разнице методов и приемов начальной школы и среднего звена. Если в 1 - 4 классах ученики на уроках «играют» с правилом и словом, то в дальнейшем обучение сводится к запоминанию, утрачивается способность творческого осмысления учебного материала. Общеизвестно, что «слух» ребенка в школе, как правило, перегружен. Письменная работа и чтение вызывает напряженное зрение. Способность детей длительно сосредоточить внимание – невелика. Так 11 – 13летние дети воспринимают материал, не отрываясь, 4 -5 минут, 14 – 15летние – 5 – 7 минут. Нельзя забывать, что у школьника гораздо меньше, чем у взрослого, развиты воля и сознательность. У него еще слабо развиты произвольное внимание и произвольное запоминание, необходимые для того, чтобы учиться, если учение не захватывает само по себе. Более того, природа отпустила ему намного меньше работоспособности, чем требует от него школа.

Рано или поздно наступает момент, когда подросток перестает следить за происходящем на уроке и погружается в дремоту с открытыми глазами, «отключается» (так называемое «охранительное торможение) или начинает вертеться, смеяться, тормошить соседа (так называемое «охранительное возбуждение»). В таких случаях мы считаем, что ребенок ленив, несобран, недисциплинирован.

Н.С. Лейтес в своей книге «Возрастная одаренность школьников» говорит о существенных, важных психофизиологических особенностях школьников. Он утверждает, что школьник 11 – 13 лет возвращается на тот уровень, на котором он находился в младшем школьном возрасте. «Мозг ребенка, как и весь организм, развивается неравномерно. Одни структуры созревают раньше, другие позже. В подростковом возрасте, когда начинается активное половое созревание, умственные способности падают. Некоторые функции мозга словно возвращаются назад, давая дорогу другим, более важным на этот момент процессам. Школьник 12 – 14 лет не в состоянии воспринимать учебную информацию в том объеме, в котором она на него сыплется. Так что программу возрастных особенностей нужно переписать с учетом возрастных особенностей». [6] Таково мнение специалиста – психолога и физиолога.

Применение мнемотехники дает возможность продуктивного переключения, своеобразного «отвлечения» от науки на уровень житейских ассоциаций, игры воображения и фантазии. Мнемоприем разгружает информацию, делая новый материал «легкоусвояемым». Это достигается благодаря введению игрового элемента без ущерба основному содержанию урока и за счет эмоциональной насыщенности, заложенной в мнемотехнике, то есть непосредственных составляющих интереса.

Ссылаясь на авторитетное мнение психологов, хочется напомнить: гораздо лучше запоминаются факты, имеющие положительную окраску, хуже – отрицательную и еще хуже – не имеющие никакой окраски. Поскольку сами правила не имеют никакой эмоциональной окраски, то мнемоприем как нельзя лучше компенсирует этот «недостаток».

В старших классах ребята обыкновенно забывают теоретический материал. Но теория мнемотехники, реализованная на практике, позволяет справиться с затруднением. Опыт показывает, что большая часть старшеклассников с легкостью вспоминают мнемоприемы, но гораздо тяжелее дело обстоит с припоминанием правил. Мнемонические приемы вспоминаются моментально, потому что составление «правил для себя» – это ключик к запоминанию и последующему припоминанию. Если я напомню моим ученикам, что это правило «мальчика с молоточком», они вспомнят правописание букв о-ё после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных. Или правило «двух треугольников». И сразу много желающих «нарисовать» это правило на доске и по рисунку сформулировать правописание букв е-и в безударных падежных окончаниях имён существительных. Когда в 10 класс приходят учащиеся из других школ, то особенно наглядно проявляется разница между теми, кто владеет мнемотехникой с 5 класс, и теми, кто не может понять, «на каком языке мы говорим».

2.2.Разновидности мнемоприёмов и доказательства необходимости применения мнемотехники на уроках русского языка

Мнемоприем – средство для запоминания неалгоритмизуемых единиц языка. Проще говоря, когда учитель может сказать только одно: «Это надо запомнить!» Надо вызубрить, от этого слова, как говорят мои ученики, «реально сводит зубы». К таким правилам относятся написание непроверяемых гласных и согласных, различные исключения из правил, а также вариативность словоформ, употребляемых в одном категориальном значении (носков, но чулок; узбеков, таджиков, но туркмен, грузин, татар). И вот тут на помощь приходит мнемоника. Например, орфограммы в слове винегрет запомнить не просто, гласные -е и -и можно переставить местами, но стоит запомнить «вино не греют», и уже ученик твердо усвоит написание орфограмм. Мнемотехника не позволит учителю быть сухим и неулыбающимся, а значит, и школьники не будут тосковать 40 минут за партами.

Приёмы мнемотехники (мнемоприёмы) позволяют запоминать практически любую информацию.

  • По начальным буквам. Такой приём я использую для запоминания разносклоняемых существительных. Сначала запомним количество – 11. У ребят тут же возникает ассоциация: столько же, сколько игроков в футбольной команде. Представили поле, игроков, из которых один, не как все. Кто? Чем выделяется? Конечно, вратарь, он стоит на воротах. Среди 11-ти несклоняемых 10 на –мя, а одиннадцатое слово – путь. Теперь построим команду. Произношу слова по алфавиту, на доске по вертикали записываю только первую букву:

Пишу

Говорю

Б

В

В

З

И

П

П

С

С

Т

Бремя

Время

Вымя

Знамя

Имя

Пламя

Племя

Семя

Стремя

Темя

Теперь игра – соревнование, кто может повторить слова. Обязательно найдутся желающие блеснуть, потом повторим хором и, наконец, уберём подсказку. Как правило, запоминается легко. Как любой мнемоприём будет эффективно работать при систематическом и многократном повторении: в конце урока, на следующий урок, через 3 урока, 3 дня и т.д.

  • Рифмы. Есть много классических (хрестоматийных) рифмовок. Например, орфоэпия 5 – 6 класс

Надеваю шо'рты,

Чтобы кушать то'рты.

Коль будильник зазвони'т,

У меня ужасный вид.

Если классная звони'т,

Папа за ремнем спешит.

Не звони'те, не звони'те

Пощадите, пощадите.

Уважают человека у туркмен, татар, узбеков,

У таджиков и армян, у монголов и цыган,

У якутов и тунгусов, у башкир и белорусов,

У киргизов и грузин, у бурят и осетин.

  • Созвучия

«Одеваем Надежду – надеваем одежду», т.е. одевать кого – то, а на себя надевать.

  • Визуализация.

Приём, основанный именно на визуальных ассоциациях. Для запоминания какой-либо информации в голове создаётся определённая картинка. Такой приём особенно хорош для развития именно зрительной памяти. Я уже упоминала «правило треугольников». Правило правописания букв е – и в безударных падежных окончаниях заучивается в начальной школе и забывается там же. Наш с ребятами приём: мы вспоминаем игру в морской бой, когда на поле расставляем корабли, потом ищем и убиваем их по координатам буква – цифра. У нас буквы – это падежи (Р, Д, П), а цифры – 1, 2, 3 склонение.


1 2 3

Р И И

Д Е И

П Е Е И

Если соединить буквы И, то получится большой треугольник, а буквы Е – маленький.

Сразу возникнут вопросы: почему только три падежа? Потом надо проверить, как этот приём работает на конкретных примерах слов, например, «тропинка», «село», «ночь». Всё получается…, и вдруг «путь», «время», «знание». Опять вопрос: значит этот приём нельзя применить ко всем словам? Есть исключения? Возникли вопросы, значит есть интерес, поэтому нельзя потерять его, стоит «забежать» вперед, рассказать про особые типы склонения (разносклоняемые и существительные на –ий, -ие, -ия). Вот ещё одно основание использовать мнемотехнику: у ребят появляется азарт понять, запомнить.

  • Визуальные ассоциации. Снова обращусь к собственному опыту. Изучаем правило Н и НН в суффиксах прилагательных. Оказывается, всё правило на окне! Дети сразу догадываются почему. Слова исключения все там: стекло – стеклянное, рама – деревянная, ручка – оловянная. Но это же только исключения, а где на окне всё правило? Сочиняем, рисуем окно с двумя занавесочками, они должны быть красивые, с рисунком, может, с орнаментом. Тут каждый сам себе художник, но о правиле не забываем. На правой занавеске пусть будут суффиксы с одной Н (-ан-/-ян-, -ин-), а на левой – суффиксы с двумя НН (-онн-/-енн-). Не забудем про подоконник: на него поставим ещё один пункт – основа на Н + суффикс Н = НН. Осталось ещё одно слово-исключение «ветреный». Оно связано с окном? Конечно. Ассоциаций у ребят много. Если окно открыто, то ветерок играет с нашей левой занавеской, срывает одну буковку Н у суффикса –ЕНН. Но если на улице безветренная погода, тогда и нашей левой шторке, а точнее рисунку, ничего не угрожает, все по правилу - безветренный с двумя Н. А у нас в классе появился ветреный человек. Кто это? Кто замечтался, отвлёкся и смотрит в окно? А в конце я заброшу удочку: много в нашем языке загадок, и не одно правило «связано» с окном. Обязательно найдутся желающие узнать эти правила.

  • Пространственное воображение. Знаменитый метод Цицерона, что ещё раз доказывает, насколько древней наукой является мнемотехника. Человек, который применяет на практике этот приём, относится к собственной памяти как к отдельному пространству. Это может быть музей, библиотека, хранилища, просто комната. В ней — множество полочек, сундучков, отсеков. Запоминаемую информацию рекомендуется представить в виде дорогой вазы или старинного свитка и убрать её в определённое место. Когда нужно будет её воспроизвести, мысленно возникает придуманная ассоциация, и она без проблем «извлекается» наружу из того или иного чемоданчика. Этот мнемоприём мы используем, например, когда расставляем по местам части речи. Сначала надо разобраться, сколько будет ценных вещей (частей речи) и как правильно распределить их во Дворце Морфологии, которая, как царица, любит во всём порядок. Вопрос «сколько частей речи в русском языке» ставит обычно в тупик, запомнить, оказывается, проще простого. Их 10, как пальцев на руках. Рисуем схему, распределяя части речи на группы по морфологическим признакам.

Самостоятельные

Служебные

Междометия



С а м о с т о я т е л ь н ы е

Изменяемые

Неизменяемые

Имена

Глагол






Наречие

Существительное

Прилагательное

Числительное

Местоимение



С л у ж е б н ы е

Предлог

Союз

Частица

Составляя схему, разбираемся в морфологических признаках, по которым распределяются части речи.

Когда уяснили принцип, определяем место, куда разместим ценности Морфологии, чтобы хозяйка осталась довольна. Форма работы по желанию: индивидуально, в парах, группах. Можно описать словами (словесное описание), нарисовать картину, начертить чертеж, создать макет, использовать возможности компьютера. Однажды ребята даже инсценировали. Обязательно проходит защита творческого проекта и рефлексия.

  • Зрительная память. Широко применяемый метод Айвазовского, подразумевающий запоминание деталей. Ещё один приём мнемотехники, работающий на развитие прежде всего зрительной и даже фотографической памяти.

  • Сказки – ассоциации.

Сказочные правила с элементами мнемоники. В последнее время нет недостатка в литературе такого рода. Всевозможные сказки, шуточные мини – рассказы, фантастические истории широко тиражируются, занимая определенную нишу в методике русского языка. Разного рода лингвистических сказок в избытке, но зачастую в них нет и элемента мнемоники. По этой причине в название группы вынесено слово «ассоциации». Относящиеся к этой группе мини – сказки должны крепкими канатиками образов, ассоциаций крепиться к правилу, при этом сюжет, кульминация, развязка не так важны.

Говоря об этой группе приемов, можно вспомнить известного польского педагога Януша Корчака. Известно, что когда он учил грамматике детей варшавской бедноты, он рассказывал им сказки. Так в одной из них повествуется о том, что когда – то очень давно все слова были свалены в одну кучу, где ничего нельзя было разобрать. Но прошла Грамматика и разложила все по ящикам: в один – все существительные, в другой – все прилагательные, в третий – все глаголы. В другой сказке, посвященной местоимениям, Корчак рассказал о малыше кто – слове, помогающем спросить о любом человеке на свете.

Я охотно использую замечательные сказки писателя Феликса Кривина, у которого есть сказки с элементами мнемотехники. Одна из них – это сказка «Сила любви», способствующая запоминанию темы 5 –го класса «Написание не с глаголами». Проверено уже не одним уроком: равнодушных не бывает, интерес повышается необычайно. Появляется желание самим сочинить сказку – ассоциацию. Важно, что дети придумывают не просто сюжет, а осмысленно используют ассоциативные связи. Например, Волченков Егор в своей сказке «Тридевятое царство для Стёпки, или как я помог однокласснику» пишет: «…и мне тоже захотелось чем-то помочь Стёпе. Я подумал: если он так любит сказки, хорошо их запоминает, фантазирует, может быть, мне сочинить для него Лингвистическую сказку? А почему бы и нет! Вдруг это поможет Стёпе запомнить правила русского языка. Сначала я сам еще раз прочитал новый параграф, подчеркнул самое важное в нём, взял лист бумаги и стал писать. Вот что у меня получилось, дорогой мой читатель».

См. приложение 1

Использование приёмов мнемотехники, способствует увеличению объёма памяти. К.Д. Ушинский утверждал: «Ребёнок мыслит образами» [7]. Он считал, что чем большим количеством анализаторов будет воспринят изучаемый материал, тем прочнее он запоминается. Поэтому необходимо «провести» правило или слово через все виды памяти ученика. Как известно из психологии, у школьников являются ведущими различные виды памяти (зрительная, слуховая, двигательная, моторная, вербальная, эмоционально – образная), а потому каналы восприятия и переработки информации у детей неодинаковые. У каждого свой наиболее привычный способ получения и обработки информации.

С 5 класса мы начинаем вести справочник по русскому языку. Интересно, что с точки зрения памяти, как утверждают учёные, и в чём убеждает педагогический опыт, запись, сделанная от руки, лучше усваивается, чем компьютерная. Не зря же, и мы сами, и теперь многие наши ученики пишут шпаргалки. Создавая запись вручную, мы склонны перефразировать информацию, включая тем самым более активный вид обучения. Современный энциклопедический словарь даёт и такое определение мнемотехники: «Это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов». Мои ученики ведут свой справочник по своему усмотрению. Можно писать правила и учить их так, как в учебнике? Можно, если вам так проще запомнить. Можно рисовать, строить опорные схемы, таблицы, как мы делаем в классе (пользоваться мнемоприёмами)? Конечно, можно. Можно по-своему? Обязательно можно. Когда ребёнок освоит мнемонику (искусство запоминания), улучшится не только качество его знания, мнемотехника обеспечивает большую системность, сознательность усвоения новых знаний, вызывая интерес к предмету. Правило «пропущенное» не только через логику, но и воображение, эмоции, удерживается в памяти прочнее, дольше. А приемов мнемотехники и в моей практике, и в практике моих коллег достаточно много.

2.3.Использование мнемотехники для обобщения и систематизации изученного и подготовки к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ



Какие возможности открывает мнемотехника при обобщении и систематизации изученного? Искусство мнемотехники улучшает оперативную память человеческого мозга.

С 1 по 11 класс обучающиеся должны выучить около 400 правил + около 1500 исключений из правил. Даже если поверить, что это возможно, то нет уверенности в том, что в нужное время и в нужном месте (ситуация экзамена) можно быстро воспроизвести нужную информацию. Очень часто, анализируя допущенные ошибки, ученики сами удивляются: «Ведь я же это знаю!»

Я считаю, что, во-первых, не увидел ошибкоопасное место, поэтому не применил правило, во-вторых, не сработала оперативная память, то есть знал, но не смог вспомнить, или вспомнил, да не то. Например, правило правописания о – ё после шипящих разное в зависимости от морфемы (корень, суффикс, окончание), а если в суффиксе или окончании, ещё и у разных частей речи правила разные.

Отличительной особенностью современной мнемотехники (Направления мнемотехники.docx) является наличие теоретической базы. На основе теории памяти ранее известные приемы запоминания существенно дорабатываются и объединяются в четкую систему запоминания, направленную на решение определённых задач, в том числе на обобщение и систематизацию изученного по теме, разделу, перед промежуточным и итоговым контролем.

Свою работу над орфографией я начинаю в 5 классе на этапе повторения изученного в начальной школе. Ввожу понятие «орфографическая зоркость». Орфографическая зоркость заключается в способности учащихся обнаруживать «ошибкоопасное место» в слове, определять тип орфограммы, устанавливать способ проверки и осуществлять написание в соответствии с орфографическим правилом [1].

«Ошибкоопасное место» - это место, где написание и произношение не совпадают, это орфограмма.

Орфограмма – выбор, ведь мы выбираем, как правильно написать слово, то есть решаем, какое правило применить.

Важным приемом мнемоники является умение делить запоминаемый материал на «удобоваримые» куски, определяемые объемом оперативной памяти. Поэтому надо дать понять ученикам, что орфограмм всего три! Если орфограмма – это выбор, то мы выбираем букву, слитно-раздельно, полуслитно (дефис).

Следующий способ облегчения восприятия заключается в систематизации запоминаемой информации, то есть нахождение внутренней логики между отдельными фрагментами целого. Как полагают специалисты, логическое запоминание в 20 раз эффективнее механической зубрежки.

Основной принцип русской орфографии – морфемный, в некоторых пособиях он называется морфологическим. Для запоминания предлагаю алгоритм орфографического анализа: если орфограмма находится в приставке или корне – сразу применяем правило, если в суффиксе или окончании, то сначала определяем часть речи и только потом правило. Этот алгоритм используется для выполнения орфографического анализа заданий ВПР, ОГЭ и ЕГЭ (Задания на орфографический анализ.docx).

Анализ элементов содержания, проверяемые заданиями контрольных и экзаменационных работ в 5 – 11 классах, показывает, что систематическое изучение орфографии, формирование умения орфографического анализа необходимо начинать с 5 класса.

С 5 по 9 класс учащиеся ведут словарь справочник, в котором используют мнемоматериалы, систематизируют информацию по мере изучения программного материала в соответствии с видами орфограмм (буква, слитно/раздельно, дефис) и в соответствии с алгоритмом орфографического анализа. Таким образом этот словарь – «Копилка правил для себя» - даёт возможность каждому ученику запоминать, сохранять и воспроизводить информацию.


  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема выбора технологии, методов и приемов для эффективного обучения русскому языку, запоминания правил - одна из сложных и противоречивых проблем современной методической науки. С одной стороны, она отражает потребность общества, выраженную в образовательном заказе на учащихся, способных к полноценной самореализации, самостоятельному добыванию знаний и эффективному осуществлению различного рода деятельности; отражает заинтересованность ученых в нахождении путей формирования надпредметных действий школьников. С другой стороны, показывает, что современная система школьного образования с традиционной организацией учебного процесса и соответствующим методическим обеспечением не готова справиться с объективными факторами, определяющими формирование общепознавательных действий учащихся, и грамотно, на научной основе, обеспечить формирование надпредметных действий школьников. Одним из направлений работы является педагогическая мнемотехника. Востребованность использования методов и приёмов мнемотехники объясняется следующими причинами: с помощью мнемотехники учащимся легче запомнить большой объём информации, что мотивирует к работе на уроке учащихся разных категорий, так как в процессе запоминания целиком задействованы механизмы памяти, мышления, восприятия, внимания, воображения. Методы и приёмы мнемотехники развивают образную память, но это происходит при условии, если учащийся активно вовлекается в процесс изготовления мнемоматериала: мнемотаблиц, сочинения рифмовок, цепочек ассоциаций, написания лингвистических сочинений. Приёмы мнемотехники повышают мотивацию к обучению, так учащиеся 5-8 классов с большим интересом воспринимают новые приёмы и методы преподавания, ученики 9, 11 классов осмысленно готовятся к итоговой аттестации. Учителям мнемотехника позволяет сделать процесс обучения в общеобразовательных учреждениях действенным и результативным. В своей методической разработке я поделилась своим опытом использования приемов педагогической мнемотехники. Перспектива работы заключается в необходимости дальнейшего изучения методов и приёмов мнемотехники, так как они помогают значительно облегчить запоминания большого потока информации. Применение приёмов мнемотехники положительно сказывается на успеваемости учащихся, развитии их когнитивных способностей и творческого потенциала.



  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

        1. М.Р. Львов. Основы обучения правописанию в начальной школе / М.Р. Львов, под ред. Ш.В. Журжиной. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1987. – 90 с.

  1. Е.В. Целоусова. «Мнемотехника - один из вспомогательных приемов обучения русскому языку, поддерживающих интерес к предмету». Режим доступа:

https://urok.1sept.ru/articles/516638

  1. Е.В. Николаева. «Интерференции визуального и кинестетического в постнеклассическом искусстве» - «Обсерватория культуры», 2016. Т. 13, № 4, стр. /с. 399–409/ Режим доступа: https://observatoria.rsl.ru/jour/article/view/422/127

  2. Т. Я. Фролова. «Как преодолеть интерференцию при обучении орфографии»: [Алгоритмизация обучения орфографии: Рус. яз.] / Т.Я. Фролова // Рус. яз. в шк. - 1995. - N 5. - С. 13-20.

  3. М. Арнаудов. [Текст] / Пер. с болгар. Д. Д. Николаева. - Москва : Прогресс, 1970. - 653 с. Режим доступа: https://bookap.info/lichnost/arnaudov_psihologiya_literaturnogo_tvorchestva/

  4. Возрастная одаренность школьников: Учеб. пособие : Для студентов высших пед. учеб. заведений / Н. С. Лейтес. - Москва : Academia, 2000.

Режим доступа: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=715

  1. Ушинский К.Д. О наглядном обучении. - И Чучин-Русов А.Е. Образование и культура // Педагогика, - 1998г. №1 с12.

  2. Д.Лапп «Искусство помнить и забывать». Режим доступа:

https://bookap.info/popular/lapp_iskusstvo_pomnit_i_zabyvat/

  1. О. Эренберг «Приёмы запоминания информации». Режим доступа: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=715

  2. В.А. Козаренко «Учебник мнемотехники». Режим доступа: http://vladimirgulyaev.ru/wp-content/uploads/2018/12/Kozarenko_-_Uchebnik_mnemotekhniki.pdf

  3. Н.Д.Слоущ «Мнемотехника или искусство укреплять память». Слоущ, Наум Давидович (1872-). Практ. руководство усваивать легко и быстро и удерживать навсегда в памяти числа, названия, серии слов, стихотворения, иностр. яз., логарифмы, бухгалтерию, даты и пр. : Сост. по новейшим иностр. руководствам Н.Д. Слоущ. - 4-е изд., испр. - Одесса : тип. Гальперина и Швейцера, 1895. - 36 с.; 22. Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01003631950

  4. Ю.Р. Шейх-Заде «Суперпамять: древняя методика мнемотехники». Межрегион. ассоц. делового сотрудничества "Знание", Фирма "Дел-Центр". - Краснодар : Межрегион. ассоц. делового сотрудничества "Знание" : Фирма "Дел-Центр", 1991. Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01000691561

  5. Большой психологический словарь / Сост. Мещеряков Б, Зинченко Т. П. — М., Олма-пресс, 2004 Вacильeва Е. Е. Практические приемы мнемотехники и тренировки памяти. Режим доступа http://www.elitarium.ru/2012/03/20/priemy_mnemotekhniki_trenirovki_pamjati.html\

  6. Козаренко В. А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джор-дано». М.: Самиздат, 2007. — 350 c. — Режим доступа: http://mnemonikon.ru/uchebnik.htm

  7. Фатеева, Г. И. Характеристика мнемотехники как метода развития мышления у детей и взрослых / Г. И. Фатеева. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). — Москва : Буки-Веди, 2018. — С. 3-5. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/279/14274/ (дата обращения: 30.07.2023).

Приложение 1

Сочинение – лингвистическая сказка Волченкова Егора, ученика 9 класса «Тридевятое царство для Стёпки, или как я помог однокласснику»

Глава 1.

Стёпка-растрёпка

Мальчишки… Сразу возникает в голове синоним «шалунишки». Нет, не хочу никого обидеть, мальчики бывают разные: и послушные, и не очень. Но я сейчас говорю о Стёпке, о своем однокласснике. На вид Стёпка, как солнышко: на носу веснушки, а волосы густые и рыжие торчат во все стороны. Одежда на нём всегда сикось-накось: рубашка из брюк выправлена, шнурки у ботинок развязаны. Как он не падает? Ну нельзя же быть таким неряхой в 13 лет. «Стёпка-растрёпка»- так ласково называют его и одноклассники, и учителя, и даже родители. При этой своей, прямо скажем, неказистой внешности Стёпка очень добрый, отзывчивый мальчишка. Все одноклассники с ним дружат, учителя жалеют, помогают и частенько остаются со Стёпкой после уроков, чтобы еще раз объяснить тему урока. Девчонки-отличницы ходят к Степке домой, чтобы помочь ему сделать домашнее задание. В общем у нас класс очень дружный, и все друг другу помогают.

Но для Стёпы школа - это место соревнований во время перемен: побегать, попрыгать, догнать, обогнать, перегнать - и этот список бесконечен. Из чего следует, что самый любимый урок у Стёпки —правильно, это физкультура. Тут у него твердая пять! Если какие спортивные мероприятия в школе - Степка всегда на передовой. Если конкурсы какие - то спеть и сплясать Стёпка тоже мастак. А вот что касается других уроков, то это для Стёпы хуже любого наказания. Учиться он совсем не хочет (или не может), сидит на уроке с широко раскрытыми глазами, и видно, что изо всех сил пытается понять, но всё безуспешно. Единственное, что нравится Стёпке, это когда на уроке литературы мы проходим тему, связанную со сказками, былинами, притчами. Вот тут Стёпка, как говорится, «как рыба в воде».

Однажды на уроке литературы учительница Ирина Павловна спросила Стёпку:

-Стёпа, скажи нам, пожалуйста, какая твоя любимая сказка?

Он подумал и с гордостью ответил:

-«Вовка в тридевятом царстве».

Весь класс засмеялся, а Стёпка опустил голову, застеснялся и покраснел. Учительница улыбнулась, пригладила торчащие на голове Стёпки волосы и сказала:

-А я советую тебе прочитать «Сказку о потерянном времени» Шварца. Уверена, она тебе очень понравится и многому тебя научит.

Вообще Стёпка ужасный фантазер и на ходу может рассказать какую-нибудь вымышленную историю, да так искусно, что можно подумать, что это было на самом деле. Вот бы так на уроке русского языка!



Глава 2

Гром среди ясного неба

Был прекрасный солнечный день, ведь уже весна, май. Скоро каникулы. Когда я прихожу в школу в такие солнечные дни, то сразу в здание идти не хочется, и мы с одноклассниками всегда до последней минутки гуляем на пришкольном участке. А потом за пять минут до урока всей толпой довольные бежим на урок. Так было и в один из школьных дней. Только побежали мы не в класс на урок, а в спортивную раздевалку, чтобы переодеться на урок физкультуры. Но в коридоре нас встретила классный руководитель Марина Геннадьевна и сообщила:

- Здравствуйте, ребята, сегодня урока физкультуры не будет, а вместо него будет второй урок русского языка.

Стёпка сразу очень расстроился, для него это был как гром среди ясного неба. Мало того, что физкультуру отменили, да еще и ДВА урока русского языка поставили. Единственное, что смог произнести непоседливый Стёпка протяжным голосом: «Ну во-о-о-от!». Всем классом под громкий звонок на урок мы побежали на второй этаж в класс «Русский язык и литература».

Начался урок, и учительница Ирина Павловна сказала:

-Ребята, скоро конец учебного года, и нам нужно разобрать и усвоить очень непростую тему «Причастие: признаки, виды, их образование и правописание». На следующей неделе мы проведем самостоятельную работу по этой теме.

Как говорят, «беда одна не ходит». Ещё и новая тема по русскому языку, и самостоятельная, и всё это под конец учебного года, когда Стёпка мысленно уже на каникулах. Бедный Степка! Весь урок, а точнее ДВА урока, Степка сидел и старательно записывал за учителем, пыхтел, водил языком, как бы помогая себе. Иногда подсматривал ко мне в тетрадь. Ах, да, я же не сказал, что Стёпка — это не только мой одноклассник, но и сосед по парте.

Когда учительница спрашивала: «Ребята, всем ли всё понятно?» - и просила поднять руки, кто не понял, Стёпка, как прилежный ученик, тянул руку выше всех. Учительница снова и снова повторяла, объясняя, новый материал. Потом урок закончился, как всегда нам выдали домашнее задание, и мы всем классом пошли на следующий урок. Стёпку, конечно же, оставят после уроков, чтобы дополнительно позаниматься, а девочки помогут ему сделать домашнее задание. Всё как всегда! «Гром среди ясного неба» закончился для Степки привычным затишьем на дополнительных занятиях.



Глава 3

Тридевятое царство для Стёпки

Уже дома я вспомнил прошедший школьный день, и мне тоже захотелось чем-то помочь Стёпе. Я подумал: если он так любит сказки, хорошо их запоминает, фантазирует, может быть, мне сочинить для него Лингвистическую сказку? А почему бы и нет! Вдруг это поможет Стёпе запомнить правила русского языка.

Сначала я сам еще раз прочитал новый параграф, подчеркнул самое важное в нём, взял лист бумаги и стал писать. Вот что у меня получилось, дорогой мой читатель.

Лингвистическая сказка.

Было это очень-очень давно. Так давно, что даже невозможно себе представить, когда. В одной загадочной, волшебной стране Морфологии правил король, и звали его Глагол. Он был красив собой, мудр и справедлив. Надо добавить, что Глагол был очень трудолюбив, а лентяев безжалостно казнил. Король в своем королевстве всем приказывал работать-действовать, кому указывал, а кому советовал Что делать. Обязательно держал на контроле, кто Что делал, кто Что сделал. Женой короля была великолепная, неподражаемая, всеми обожаемая и почитаемая, незаменимая королева Прилагательная. Король очень её любил, уважал и считал, что жизнь без неё была бы похожа на картину, написанную серой краской, поскольку она-Прилагательная передавала красоту, яркость, разнообразие окружающего мира, все его краски и постоянные признаки от относительных до качественных.

Жили они долго и было у них много деток, которых звали Причастиями, так как они унаследовали характер и папы Глагола, и мамы Прилагательной. Честное слово, они так были очень похожи на своих родителей, что их сложно было различать. Но если приглядеться, то можно увидеть, что всё же между собой они были совершенно разные: одни были Полные, другие Краткие, как и мама Прилагательная. Детки-Причастия, как и их отец король-Глагол, были очень умными, увлекались историей, поэтому их очень интересовало прошедшее и настоящее время, о будущем времени они совсем не думали. Зато они хотели быть артистами, и королева –Прилагательная советовала Полным Причастиям играть роль Определения, а Кратким Причастиям –Сказуемого.

Причастия старались подражать своему отцу и имели такой же Вид, как у него. То есть были то совершенно умными- Совершенными, то несовершенно красивыми-Несовершенными. Когда детки-Причастия долго гуляли по вечерам, отец Глагол звал их домой. Одни Причастия быстро возвращались к отцу, поэтому были Возвратными, а другие Причастия капризничали и не хотели возвращаться домой. Отец бранил их и называл Невозвратными. Деток было настолько много, что король Глагол начинал их путать и, чтобы разобраться, задавал им вопросы: «Ты что сделавший? Ты что делающий?».

У прекрасной королевы Прилагательной был свой сад, где она выращивала невиданной красоты цветы. Некоторые детки-Причастия любили помогать матери ухаживать за цветами. Она их хвалила и называла настоящими Действительными помощниками. Другие же детки-Причастия терпеть не могли помогать в саду и прятались. Но королева заставляла их помогать, приучала к труду, как хотел отец, а они от этого всегда страдали, поэтому мать их звала Страдательными.

Все детки-Причастия очень любили мать-королеву и не хотели её огорчать. Иногда, в зависимости от погоды, они изменялись, как и она, по родам, числам и падежам. Часто получалась такая путаница, что мать приказала пошить для Действительных Причастий одежду с суффиксами -АЩ-/-ЯЩ-, -УЩ-/-ЮЩ-, -Ш-, –ВШ, а для Страдательных Причастий с суффиксами -ЕМ-/-ОМ-, –ИМ-, НН-, -ЕНН-, -Т-. Каждый день мать следила, чтобы дети наряжались правильно, в зависимости от спряжения и времени, в котором они находятся.

В соседнем королевстве жила соседка-принцесса Частица НЕ. Она часто приезжала в гости к Причастиям. Вообще она заядлая путешественница. Но такая капризная! С Краткими Причастиями она не дружила совсем и не подходила к ним. Если в гостях у Полных Причастий был принц Союз А или Зависимые Слова, которые приезжали к королю Глаголу, Частица НЕ никогда к ним не подойдёт. А вот молчаливых Полных Причастий, которые не имели Зависимых Слов и которые сильно скучали по Частице НЕ, она любила, была всегда рядом и ходила с ними за ручку.

Король Глагол и королева Прилагательная иногда спорили о воспитании деток-Причастий: какие гласные писать в суффиксах их костюмов, кем они станут, Определением или Сказуемым, сколько -Н- подарить на День Рождения. Мудрая королева Грамматика из соседнего королевства всегда давала им правильные советы.

«Тридевятое царство» для Степки готово. Я аккуратно сложил листок с лингвистической сказкой пополам и положил в тетрадку.

Глава 4

Чем смог, тем помог

Когда на следующий день я пришёл в школу, то незаметно положил листок Стёпке в тетрадку по русскому языку. Стёпка в это время, как всегда, где-то бегал, прыгал и скакал. Я очень хотел помочь и надеялся, что у меня получится. Через несколько дней, как и говорила учительница, у нас была самостоятельная работа по пройденной теме «Причастия». К всеобщей радости, Стёпка написал эту работу на хорошую оценку. Он и сам был очень доволен и даже прыгал и скакал, теперь от счастья.

Кстати говоря, Стёпка спрашивал меня, не знаю ли я, кто написал для него лингвистическую сказку. Я, конечно, схитрил и сказал, что не знаю. Ведь главное, что Стёпка разобрался в этой теме, и все, кто как сумел, помогли ему в этом.

Мне самому было очень интересно сочинить сказку такого содержания. Это так увлекательно –выбрать какое-нибудь правило русского языка и превратить его в сказку. Попробуйте. Может быть, лингвистическая сказка о причастиях поможет и вам, моему читателю. На что я очень надеюсь!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!