СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка отрядного мероприятия. Тематика: "Ивана Купала"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка отрядного мероприятия. Тематика: "Ивана Купала"»

Методическая разработка коллективного воспитательного дела

1

Титульный лист

Тема

«Праздник Ивана Купала»

Название

«Цвет Папоротника»/«Купала Ивана?»

Форма дела

Квест, соревнование

ФИО студентов

Зайнудинова Арина Валерьевна

Год создания

2023

2

Пояснительная записка

Цели и задачи дела

Цели:

  • Развитие речи, мышления воображения

  • Воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия к древним традициям

  • Формирование личности способной к творческой деятельности;

  • Воспитание интереса к традициям древней Руси

  • Овладение элементарными умениями, навыками, способами решения нестандартных проблем;

  • Формирование социально ценных практических умений, опыта преобразовательной деятельности и развитие творчества, что создает предпосылки для более успешной социализации личности;

  • Создание и реализация моделей социального поведения при работе в группах (обеспечение благоприятных условий для коммуникативной практики и социальной адаптации в целом);

  • Воспитание познавательной активности, креативности, интереса и инициативы.

  • Формирование умений общаться и работать в команде

  • Воспитание нравственных и эстетических чувств: любви к своему народу, родине, уважения ее традиций, многонациональной культуре

Задачи:

  • Образовательные: 1) расширить знания о славянской культуре, 2) расширить общий кругозор;

  • Развивающие: 1) создать условия для развития коммуникативных навыков через разнообразные виды речевой деятельности (монологическая и диалогическая речь), 2) создать условия для развития памяти, внимания, воображения, 3) содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности; 4) создать условия для развития умения анализировать, сопоставлять

  • Воспитательные: 1) способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в коллективе; 2) Содействовать формированию толерантности к культуре своего и других народов; 3) содействовать развитию эстетического вкуса, культуры речи.

Место дела в проекте лагерной смены или отрядной деятельности

Отрядное дело – одно из звеньев в цепи событий жизни детского отряда, требующее самоопределения, выбора, демонстрации собственной позиции участников.

Отрядные дела выстраиваются в логике тематического проекта смены, они планируются, готовятся, проводятся и анализируются педагогом и детьми, исходя из общих интересов и целей, помогают глубже разбираться в жизненных процессах и явлениях, выводят на индивидуальное осознание себя, своей позиции в обществе и жизни.

Отрядное дело должно соответствовать содержанию, целям и задачам общелагерного проекта смены, учитывать интересы и способности каждого подростка, предоставлять им возможность найти в общем деле значимое для себя место. При этом личные цели не должны противоречить целям отряда, а, наоборот, вожатый должен помочь ребёнку увидеть, как поставленная им цель на смену может реализоваться в совместной деятельности всего отряда.

Преемственность заключается во взаимодействии участников процесса: детей между собой и с вожатыми.

Умело организованное дело развивает личность ребенка, развивает самостоятельность и предоставляет возможность самореализации личности.

Состав участников

Возраст: 7– 16 лет (дети младшей, средней и старшей возрастных групп).

Количество: 180 человек (1-6 отряды в полном составе).

При организации дела были учтены возрастные и психологические особенности участников:

  1. Младший школьный возраст — 6-10 (7-11) лет. Развитие психики детей этого возраста осуществляется главным образом на основе ведущей деятельности — учения. Учение для младшего школьника выступает как важная общественная деятельность, которая носит коммуникативный характер. В процессе учебной деятельности младший школьник не только

усваивает знания, умения и навыки, но и учится ставить перед собой учебные задачи (цели), находить способы усвоения и применения знаний, контролировать и оценивать свои действия.

Новообразованием младшего школьного возраста являются произвольность психических явлений, внутренний план действий, рефлексия.

  1. Подростковый возраст от 11-12 до 14-15 лет. Переход от детства к взрослости составляет главный смысл и специфическое различие этого этапа. Подростковый период считается «кризисным», такая оценка обусловлена многими качественными сдвигами в развитии подростка. Именно в этом возрасте происходят интенсивные и кардинальные изменения в организации ребенка на пути к биологической зрелости и полового созревания. Анатомофизиологические сдвиги в развитии подростка порождают психологические новообразования: чувство взрослости, развитие интереса к противоположному полу, пробуждение определенных романтических чувств. Характерными новообразованиями подросткового возраста есть стремление к самообразованию и самовоспитанию, полная определенность склонностей и профессиональных интересов.

  2. Старший школьный возраст — 15-17 лет (ранняя юность). Главное психологическое приобретение ранней юности — это открытие своего внутреннего мира, внутреннее «Я». Главным измерением времени в самосознании является будущее, к которому он (она) себя готовит. Ведущая деятельность в этом возрасте — учебно-профессиональная, в процессе которой формируются такие новообразования, как мировоззрение, профессиональные интересы, самосознание, мечта и идеалы.


Основная идея дела

Отрядное дело – часть воспитательного процесса, специальным образом организованное событие, направленное на достижение личностного или социально значимого результата путём совместной деятельности детей и взрослых в определённое время, в определённом месте.

Во все времена традиции предков считались неотъемлемой частью культуры любого народа. Их сохранение и преумножение лежали в основе развития общества. Таким образом обеспечивалась беспрерывная передача опыта от старшего поколения младшему, сохранялась преемственность.

Россия – страна с богатейшим культурным прошлым. Наши обряды, праздники и обычаи настолько уникальны и самобытны, что ежегодно привлекают огромное количество туристов, желающих погрузиться в эту особую атмосферу.

Наш мир постоянно претерпевает изменения. Одни нормы и принципы сменяются другими. Но сейчас все чаще можно услышать о необходимости развивать патриотизм, сохранять устоявшиеся ценности и уважать обычаи и традиции предков.

Важно донести до детей всех возрастов важность обычаев и традиций, показать, насколько многогранная культура стоит в основании страны. С помощью наглядных образов укрепить представления детей об истории и традициях славянских народов.

Особые условия проведения

Мероприятие важно проводить в основной период лагерной смены (распределены роли: выявлен лидер, члены отряда имеют представление друг о друге, возможно, сформированы внутриотрядные группы, дети включены в деятельность), когда кризис адаптационного процесса («пик эмоциональной усталости») миновал.

Должен быть соблюден следующий алгоритм проведения (этапы воспитательного дела):

  1. Диагностический этап:

  • Определена степень важности, актуальности мероприятия для его участников;

  • Поставлены ориентировочные цели и задачи;

  • Определена готовность или неготовность детей к участию;

  1. Этап целеполагания: сформулированы цели, задачи, определены необходимые и достаточные условия для их эффективного решения;

  2. Этап планирования;

  3. Подготовка мероприятия:

  • Подготовлен сценарий;

  • Подготовлен реквизит, компьютерное сопровождение;

  1. Этап рефлексии:

  • Проанализированы и оценены результаты мероприятия на основе сопоставления предполагаемых результатов с полученными;

  • Проанализированы результаты проведенного мероприятия;

  • Оценена собственная деятельность каждым участником.

Список необходимых материалов, оборудования и реквизита

  • Элементы мебели (стулья, столы);

  • Канцелярские товары (бумага (обычная, гофрированная), для оформления окружения и создания антуража каждой станции; краски, кисти, цветные фломастеры, карандаши)

  • Элементы костюмов (шляпы, мантии, аксессуары, перья);

  • Технические средства (компьютер, микрофоны, колонки, камера).

Рекомендации по выбору помещения

Должен задействоваться максимум территории ДОЛ. Каждая станция должна находиться достаточно далеко от другой, чтобы отряды, участвующие в мероприятии, не пересекались между собой. Несколько станций должны располагаться в помещении, для удобства.

Предварительная подготовка места проведения:

- Оформление 6 станций в стиле определенных сказочных героев.

- Наличие спрятанного места, где будет находиться цель квеста – цветок папоротника.

3

План подготовки дела

Предварительная подготовка педагогов

Вожатые лишь наблюдают за детьми, отвечают на все заданные вопросы, вожатый может проверить идею, проконтролировать решение задачи и подать новые идеи, но ни в коем случае не навязывать своё желание и видение.

На отряде остается один вожатый, другой выполняет роль одного из сказочных персонажей на своей станции.

Этапы работы с детьми по разработке идеи, распределению и выполнению поручений при подготовке дела

Показ мультфильмов в тематику праздника накануне дня проведения мероприятия. (Например, мультфильм «Бабка Ёжка и другие» режиссёр Валерий Угаров)

4

План проведения дела

Смысловая последовательность этапов: от настраивающего момента до подведения итогов и анализа

1 этап – подготовительный (отряды собираются в актовом зале);

2 этап – предосновной:

  • Ведущий в образе рассказывает о значении праздника Ивана-Купала и о цветке папоротника на территории ДОЛ, который «охраняют» сказочные герои;

  • Капитану каждого отряда выдается записка с подсказкой, в каком месте находится первое испытание (важно, чтобы места испытаний отрядов были разными)

3 этап – основной (прохождение детьми квеста-соревнования, в котором каждому отряду необходимо перемещаться от одной станции к другой, разгадывая загадки сказочных персонажей)

4 этап – подведение итогов (нахождение одной из команд цветка папоротника)

5 этап – заключительный (сбор отрядов в актовом зале, награждение участников и объявление победителей)

5

Полный сценарий

Обозначенные способы взаимодействия детей

  • Групповое внутриотрядное обсуждение;

  • Фронтальное обсуждение с вожатым своего отряда;

Критерии оценивания

Способ подведения итогов

Распределение мест с 1 по 6 по принципу последней пройденной станции по счету.

6

Дидактические материалы

Информационно-методическое обеспечение

  1. Дидактические визуальные средства:

Тематическое оформление пространства:

-Оформление 6 станций в стиле определенных сказочных героев.

-Наличие спрятанного места, где будет находиться цель квеста – цветок папоротника.);

  • Тематические аксессуары, присутствующие в инвентаре лагеря;

  • Справочные материалы по игротехнике для вожатых и воспитателей;

  • Методические сборники по развитию системы самоуправления;

  • Печатные материалы для организации смены (эмблема смены, блокноты, бейджи);

  1. Дидактические аудиальные средства:

  • Сборник песен из известных кинофильмов;

  • Музыкальная подборка песен о лидерстве, активном образе жизни и т.д.

7

Рекомендации по проведению подобного дела

Как в дальнейшем закрепить полученные материалы, как создать эмоциональный настрой детей и заинтересовать их, как провести анализ с организаторами и участниками и др.

  • Для создания эмоционального настроя можно спросить у детей, спросить знают ли они о празднике «Ивана-Купала». Погрузить отряд в атмосферу этого праздника, задавать вопросы на счет их любимых персонажей из старых сказок; спросить, какие традиции и славянские праздники они знают.

  • В дальнейшем, закрепить узнанное детьми можно с помощью исторических или художественных мультфильмов, книг или роликам на различных платформах, отвечающих возрасту детей.

  • Обязательно в конце мероприятия, проводя рефлексию, закрепить, что понравилось детям, что было сложно в реализации/понимании. После чего, при проведении планерки с организаторами/вожатыми, нужно обсудить минусы и плюсы, которые высказали дети или увидели вы сами.

8

Список источников, которые использовались при разработке и подготовке дела

  1. Примерные цели и задачи (воспитательных мероприятий) [Электронный ресурс] (дата обращения: 1.05.23);

  2. Сборник методических разработок воспитательных мероприятий классных руководителей Свердловской области [Электронный ресурс] (дата обращения: 1.05.23);

  3. Методика организации коллективных творческих дел и игр [Электронный ресурс] (дата обращения: 1.05.23);

  4. Методическая разработка воспитательного проекта «Азбука семейного воспитания» [Электронный ресурс] (дата обращения: 1.05.23);

  5. Каким образом формируются отряды и сколько в них детей? [Электронный ресурс] (дата обращения: 1.05.23);

  6. Возрастные особенности детей и подростков [Электронный ресурс] (дата обращения: 1.05.23);

  7. Возрастные особенности подросткового возраста (12 – 16 лет) [Электронный ресурс] (дата обращения: 1.05.23);

  8. Процессы адаптации детей в лагере [Электронный ресурс] (дата обращения: 1.05.23);

  9. Положение от 31.08.2016 о проведении воспитательного мероприятия [Электронный ресурс] (дата обращения: 1.05.23);




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!