СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка открытого внеурочного занятия по учебной дисциплине бд.04 «история» по теме «три ратных поля россии»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого внеурочного занятия по учебной дисциплине бд.04 «история» по теме «три ратных поля россии»»

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
Московский областной политехнический колледж –
филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения
высшего образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
(МОПК НИЯУ МИФИ)








МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ОТКРЫТОГО ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ БД.04 «ИСТОРИЯ»
ПО ТЕМЕ «ТРИ РАТНЫХ ПОЛЯ РОССИИ»
для специальностей
15.02.08 «Технология машиностроения», 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», 22.02.06 «Сварочное производство», 18.02.03 «Химическая технология неорганических веществ», 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования» (по отраслям)
среднего профессионального образования




















Электросталь, 2023 г.


Пояснительная записка.

Изучение истории родной земли, истории нашего Отечества, боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа было и остается важнейшим направлением в воспитании у детей и подростков патриотизма, чувства любви к нашей великой Отчизне, к малой и большой Родине.

Одним из методов работы с обучающимися является проведение познавательных (интеллектуальных) игр. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, эти игры развивают познавательный интерес к различным областям знаний, формируют навыки сотрудничества. Их цель - формирование у обучающихся интереса к познанию окружающей действительности, развитие самостоятельности, восприятия, воображения, коммуникативных способностей и других личностных качеств, обеспечивающих готовность подростков к восприятию изучаемого материала.

Интеллектуальные игры объединяют в себе черты как игровой, так и учебной  деятельности, они развивают теоретическое мышление, которое является средством достижения игрового результата (победы в соревновании), причем и этот результат быстро теряет ценность сам по себе и цель смещается с результата непосредственно на процесс поиска и принятия решения.

Игры с исторической тематикой – это не только составная часть учебно-воспитательного процесса, один из способов углубления знаний и развития интереса к предмету, но и элемент военно-патриотического воспитания обучающихся. Для каждого обучающегося процесс обучения должен быть личностно направленным, жизненно необходимым, то есть внутренне мотивированным. Он должен побуждаться не только этическими, но, прежде всего, комммуникативно-познавательными интересами. Ход обучения и его успех должны быть самоконтролируемыми и доставлять самоудовлетворение. Предметное содержание обучения должно быть
реалистично, близко и понятно обучающемуся, должно быть личностно значимым для студента как представителя данного конкретного возраста, пола, социальной группы. Задача преподавателя истории состоит в обеспечении активной деятельности каждого студента в течение всего занятия. Реализовать эту задачу позволяет групповая форма работы. Она способствует также формированию компетенций самостоятельной работы студентов в изучении истории. В данном занятии нашли применение следующие педагогические технологии: игровые технологии по К. Гроссу,
личностно-ориентированного обучения по И.С. Якиманской, информационно-коммуникационные технологии по Дж.Тулу, Л.Тану.

Цель викторины:

совершенствование исторических знаний обучающихся через развитие навыков поисковой деятельности;

создание условий для культурно-нравственного и патриотического воспитания обучающихся через изучение всеобщей истории и истории России;

развитие коммуникативных и интеллектуальных навыков обучающихся, формирование опыта публичных выступлений, работы в команде, цивилизованной конкуренции.

Тип занятия: занятие развивающего контроля.

Вид занятия: викторина.

Планируемые результаты:

личностные: воспитывать уважение к историческому наследию России;

метапредметные: формировать навыки планирования ответа; развивать навыки критического      мышления; умение формулировать и доказывать свою точку зрения; применять необходимую информацию, используя предоставленную информацию; учить анализировать и выделять общее;

предметные: формировать навыки владения комплексом знаний об истории России и всеобщей истории в рамках программы первого семестра, представления об общем и особенном в мировом историческом процессе; умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения, уметь самостоятельно извлекать информацию.

              Межпредметные связи: литература, обществознание

Общие компетенции (ОК), формирующиеся на данном занятии:
ОК 1
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных),
результат выполнения заданий.
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной
деятельности.

Применяемые педагогических технологии:  технология проблемного обучения, игровая, информационно-коммуникативная.

Методы обучения: словесные: беседа; наглядные: демонстрация слайдов; рефлексивный: самооценка и взаимооценка.

Оборудование: технические средства обучения (компьютер, экран).

Структура мероприятия:

Приветствие. Введение в тему.

Основная часть.

Викторина.

Заключительная часть.

Подведение итогов викторины.

Награждение победителей.

Подведение итогов мероприятия.

Ход урока:

I этап.

Приветствие. Объявление темы и формы проведения занятия.

Три Ратных Поля России – это этапы формирования России, как единого государства, которое может себе позволить проводить самостоятельную внешнюю политику. Сражения на этих ратных полях произошли в разные столетия:

· Сражение на Куликовом поле – 1380 год

· Сражение на Бородинском поле – 1812 год

· Сражение на Прохоровском поле – 1943 год

Эти три сражения произошли на территории России с неприятелем, который вторгся в страну, в ходе различных войн. Все три сражения были ключевыми в истории этих войн.

В истории России есть три великих ратных поля, на которых произошли три важнейшие битвы. В этих сражениях были одержаны решающие победы, оказавшие влияние на судьбу России. Это Куликово поле, Бородинское поле и Прохоровское поле. У каждого из них свой образ, свои герои, своя историческая значимость. И, наконец, собственная, непреходящая слава! На поле Куликовом блистало русское оружие под знаменем святого благоверного князя-воина Дмитрия Донского. На поле Бородинском - под командованием великого русского полководца Михаила Илларионовича Кутузова, спасителя России, на поле Прохоровском под командованием выдающихся советских военачальников: Ватутина Н.Ф., Конева И.С. и поля не похожи одно на другое. Но все они едины в своём значении для России. Это поля ратной славы России! Сколько существует наше государство, столько приходится ему сражаться за свою свободу и независимость.

Асадов Э. А. - «Россия начиналась не с меча»

Россия начиналась не с меча,
Она с косы и плуга начиналась.
Не потому, что кровь не горяча,
А потому, что русского плеча
Ни разу в жизни злоба не касалась...

И стрелами звеневшие бои
Лишь прерывали труд ее всегдашний.
Недаром конь могучего Ильи
Оседлан был хозяином на пашне.

В руках, веселых только от труда,
По добродушью иногда не сразу
Возмездие вздымалось. Это да.
Но жажды крови не было ни разу.

А коли верх одерживали орды,
Прости, Россия, беды сыновей.
Когда бы не усобицы князей,
То как же ордам дали бы по мордам!

Но только подлость радовалась зря.
С богатырем недолговечны шутки:
Да, можно обмануть богатыря,
Но победить - вот это уже дудки!

Ведь это было так же бы смешно,
Как, скажем, биться с солнцем и луною.
Тому порукой - озеро Чудское,
Река Непрядва и Бородино.

И если тьмы тевтонцев иль Батыя
Нашли конец на родине моей,
То нынешняя гордая Россия
Стократ еще прекрасней и сильней!

И в схватке с самой лютою войною
Она и ад сумела превозмочь.
Тому порукой - города-герои
В огнях салюта в праздничную ночь!

И вечно тем сильна моя страна,
Что никого нигде не унижала.
Ведь доброта сильнее, чем война,
Как бескорыстье действеннее жала.

Встает заря, светла и горяча.
И будет так вовеки нерушимо.
Россия начиналась не с меча,
И потому она непобедима!

Озвучивание условий викторины.

II этап. Основная часть (выступление ведущего с вопросами и заданиями викторины).

Этап 1. Куликовская битва

1. Какое событие можно считать генеральной репетицией Куликовской битвы? Когда и при каких условиях оно произошло?

Битва на р. Боже в 1378 г., когда Мамай направил против Руси не все свои силы, а отдельный, хотя и сильный отряд.

2. Кем Мамай приходился Чингисхану?

Они не родственники, Мамай не происходил из Чингисидов, что не позволило ему стать ханом; он оставался темником, хотя и менял ханов-марионеток.

3. Кто стоял во главе запасного войска у русских?

Князь Владимир Андреевич Храбрый и князь Боброк-Волынский.

4. Кому ты, Дмитрий, отдал коня и знаки власти перед Куликовской битвой?

Своему любимцу, воеводе Михаилу Андреевичу Бренко.

5. Говорят, что во время Куликовской битвы и монголы, и русские выражали свой боевой настрой одним и тем же кличем. Каким?

Ура — это слово тюрк­ского происхождения, оно появилось на Руси с перебежчиками из Орды.

6. Кто из русских князей выступал на стороне Мамая?

Великий князь рязанский Олег Иванович.

7. Что сказал Дмитрию Пересвет-чернец перед бранью?

«Лучше нам порубленными быти, чем в плен к поганым попасть»?

8. Назовите богатырей, поединком которых началась битва.

Пересвет и Челубей.

9. Во время Куликовской битвы отдельные смельчаки становились «ёжи­ками». Покажите как.

Вставали спинами друг к другу, выставляли копья и отбивались.

10. Почему археологам во время раскопок на Куликовом поле почти не уда­лось найти оружия, которым пользовались участники сражения?

Наверное, потому, что оружие было дорогим и его не оставляли на поле битвы.

11. Летописец так описал состояние князя Дмитрия Донского после Кули­ковской битвы: «Все доспехи его избиты и пробиты, но на теле не было ни одной раны. А бился он с татарами лицом к лицу, став впереди в первой схватке, справа и слева от него дружину его били, самого его обступили вокруг, как обильная вода по обе стороны, много ударов ударялось по голове его и по плечам и по животу, но от всех ударов Бог защитил его в день битвы, и таким образом среди многих воинов он сохранён был невредим». Князь бился с врагами в течение всего сражения, как же ему удалось уцелеть?

Современники считали, что Дмитрия спасла помощь Божья, а мы добавим: и те мастера, которые создали надёжные доспехи, выдержавшие удары врагов.

Памятник Дмитрию Донскому. Храм-памятник Сергею Родонежскому.

12. Назовите автора этих строк.

Река раскинулась. Течет, грустит лениво

И моет берега.

Над скудной глиной желтого обрыва

В степи грустят стога.

О, Русь моя! Жена моя! До боли

Нам ясен долгий путь!

Наш путь - стрелой татарской древней воли

Пронзил нам грудь.

(А. Блок)

Этап 2. Бородинская битва

1. Какой император правил Россией во время Отечественной войны 1812 года?

Александр I

2. Через какую реку переправилась «Великая армия Наполеона», вторгаясь 12 июня 1812 года в пределы Российской империи?

Неман

 3. Кто был старше, Наполеон или Кутузов

Кутузов. Ему 67 лет, а Наполеону 43 года

4. В 19-м веке в высшем обществе довольно часто встречались двойные фамилии. У Михаила Илларионовича Кутузова тоже была двойная фамилия. Какая?

Кутузов-Голенищев

5. В каком районе Московской области находится Бородинское поле?

Можайском

6.  Назови имя героя, который, по мнению очевидцев «намеренно подставлялся под огонь врага, не в силах выносить молчаливое осуждение армии и общества»?

Генерал Барклай-де-Толли

7. Кому принадлежат слова: «Лучше умереть на поле славы, нежели на

кровати»; «Счастье и наивеличайшая честь – носить русский мундир»?

Кутузову М.И.

8. Назовите первую в России женщину – офицера

Первой женщиной-офицером в истории России стала Надежда Андреевна Дурова (1783–1866), которая служила под именем Александра Андреевича Александрова в регулярной русской армии. С 1806, выдав себя за мужчину, вступила в кавалерийский полк, участвовала в войнах с Францией в 1807 и 1812-14, ординарец М. И. Кутузова. Участница Бородинского сражения. В 1816 вышла в отставку в звании штаб-ротмистра. Впоследствии занялась писательским трудом, в основном мемуарным. Самым значительным своим произведением, описывающим грозное время Отечественной войны 1812 года являются автобиографические «Записки кавалерист-девицы» (1836-39), которые высоко оценили А. С. Пушкин и В. Г. Белинский.

9. Кто из русских генералов был смертельно ранен в Бородинском сражении и похоронен на Бородинском поле?

Петр Иванович Багратион

10. На совете в каком подмосковном селе в 1812 году Кутузов решил сдать Москву французам с целью сохранения армии?

1 сентября 1812 года в селе Фили

11. Назовите приток Днепра, сыгравший в ноябре 1812 года роковую роль в судьбе армии Наполеона.

Березина, река в Белоруссии. При переправе с боями через неё наполеоновская армия потеряла около 50 тыс. человек, большую часть артиллерии и обозов и перестала существовать как организованная сила.

12. Торжественная закладка какого московского храма произошла в день 25-летия Бородинского сражения (в 1837 году)?

Храм Христа Спасителя был построен в 1837-83 гг. как храм-памятник, посвящённый Отечественной войне 1812 года. Был разрушен в 1934 году, а ныне вновь восстановлен.

Этап 3. Великая Отечественная война и битва у села Прохоровка

1. Когда началась Вторая мировая война?

1сентября 1939 г. Нападением немецких войск на Польшу.

2. Что было целью разработанной в 1941 г. гитлеровцами операции

«Тайфун»?

Захват Москвы

3. Кто водрузил знамя Победы над Рейхстагом 30 апреля 1945 г.?

Сержант Красной армии Михаил Алексеевич Егоров и младший сержант Красной армии Мелитон Варламович Кантария, одними из первых водрузили Знамя Победы на крыше Рейхстага во время битвы за Берлин, Герои Советского Союза.

4. Вспомните народное название боевых машин реактивной артиллерии во

время Великой Отечественной войны.

Катюша

5. Когда и где состоялся Парад Победы?

В Москве на Красной площади 24 июня 1945 г.

6. В честь освобождения каких городов был дан первый салют?

В честь освобождения Орла и Белгорода 5 августа 1943 г.

7. Как называется и когда был учреждѐн высший орден Великой

Отечественной войны?

Орден «Победа», учреждѐн 8 ноября 1943 г.

8. В какой стране появился первый танк?

В России в 1915 г. Он назывался вездеход. Построен изобретателем А. Пороховщиковым. А наладили производство танков англичане в 1916 г.

9. В июле 1943 г. немецкие войска под Курском начали последнее крупное

наступление, которое было отражено советскими войсками. Под каким

названием проходила немецкая операция?

«Цитадель»

10. Когда началась и закончилась Курская битва?

5 июля-23 августа 1943 г.

11. Назовите танки СССР эпохи Великой Отечественной войны.

Лѐгкий БТ-5, тяжѐлый КВ, средний Т-34, лѐгкий Т-70, тяжѐлый ИС-2.

12. В боях на Курской дуге сбил свой первый самолет противника этот прославленный лётчик-ас. В течение всей войны им будет сбито 62 самолета. Он совершил 330 боевых вылетов, провёл 120 воздушных боёв. Это наиболее результативный советский лётчик-истребитель. Трижды герой Советского Союза. Кто этот лётчик-ас?

Иван Кожедуб

III этап. Заключительная часть.

Подведение итогов викторины, объявление победителей, выставление оценок.

О, мать моя, Россия 

 

О, мать моя, Россия, Русь,
Незыблем трон твой златоглавый,
Люблю тебя, тобой горжусь,
Многострадальной и державной.

Россия, Россия, великая сила,
Великая сила, бездонная Русь,
В Россию, в Россию всем сердцем влюблен я
И с нею останусь навеки, клянусь!
(А. Черный)

Россия - одно сплошное ратное поле. Здесь, словно маяки, сияют своим мужеством и самоотверженностью Куликово, Бородинское и Прохоровское поля, где отстаивали наши предки право жить в независимом государстве, где с наибольшей силой проявили мужество и стойкость русские воины, где решалась судьба нашей Родины.

Список использованной литературы:

1. Учебник В.В.Артемов, Ю.Н.Лубченков

История. В двух частях «Академия». -  М.2021 г.

2. www.hist.msu/ER/Etext - Электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова

3. www.hrono.ru  - сайт «Хронос». Всемирная история в Интернете.

Приложение:

  1. Наглядный материал.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!