СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка открытого урока "Великая депрессия в США"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект и презентация открытого урока

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого урока "Великая депрессия в США"»

Великая депрессия: выход и уроки

Цели урока:

  • На основе технологии проанализировать цели, содержание мероприятий и результаты выхода из «Великой депрессии» (экономического кризиса) 1930-х годов в США, Германии и Франции.

  • Сделать выводы о уроках Великой депрессии применительно к сегодняшнему дню.

  • Развивать учебно-информационные компетентности: умения анализа, работы с текстом, создания авторского продукта; социальных компетентностей; умения самостоятельной работы и работы в группе, коммуникативные навыки, презентационные умения.

  • Формирование уважения к ценностям либеральной демократии и непринятия фашистской, националистической идеологии, ценностей тоталитарного государства.

Подготовка:

Учащимся дается опережающее домашнее задание:

  1. 3 группы представляют политику:

    • Фашистской партии в Германии;

    • Правительства Народного фронта во Франции;

    • «Нового курса» Рузвельта в США.

План урока:

  1. Великая депрессия: особенности, причины, последствия.

  2. Политика фашисткой партии в Германии по выходу из кризиса (выступление группы).

  3. «Новый курс» Рузвельта в США (выступление группы).

  4. Деятельность Народного фронта во Франции (выступление группы).

  5. Уроки «Великой депрессии».

  6. Рефлексия.

Великая депрессия: особенности, причины, последствия.

Осенним днем 1929 года Джон Пирпонт Морган, банкир и финансист, остановился напротив уличного чистильщика обуви, чтобы привести в порядок штиблеты.
— Кстати, как там фондовый рынок? — поинтересовался чистильщик, работая щетками. — Я недавно прикупил акции одной железнодорожной компании, можно ли рассчитывать на рост?
Морган промолчал. А придя в свой банк, отдал распоряжение брокерам: «Продавайте всё. На рынке, куда пришел чистильщик обуви, мне делать нечего».
Спустя всего несколько недель американский рынок полетел вниз, разоряя чистильщиков, банкиров, кинозвезд и простых клерков. 28 октября 1929 года, с «черной пятницы» на фондовом рынке, начался самый тяжелый экономический кризис ХХ века — Великая депрессия.

Кризисы - обычное явление в условиях рыночной экономики, но этот имел свои особенности:

  • МАСШТАБ – глобальный (роль США в мировой экономике после 1 мир. войны) - диаграмма «Роль США в мировом промышленном производстве». На Нью-Йоркской фондовой бирже в 1920-е годы воцарилась невиданная горячка: искусственное повышение курса акций в спекулятивных целях, а также «отмывание денег», полученных криминальным путем (сухой закон), привело к тому, что цены на акции достигли запредельных высот и в «черный вторник» начался обвальное падение курсов акций. Затрещала вся финансовая система США, а затем и финансы всего мира. Денег в обращении становилось все меньше, экономическая активность все ниже.

  • ГЛУБИНА: промышленное производство = началу века, 1/3-1/5- безработных; обострение выше обычного социальных проблем (встал вопрос- кто должен решать социальные проблемы, какой механизм для этого запустить).

  • ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: спад 1929-1932, но восстановление экономики продолжалось до второй мировой войны.

Это показало, что традиционный рыночный механизм выхода из кризиса не работает, необходимо запустить какой-то иной механизм.

  • Определите, что мы должны выяснить сегодня на уроке, исходя из темы урока, какие проблемы проанализировать? (формулирование вместе с учащимися цели урока)

Выведены следующие черты:

  1. рост роли США в мировой экономике после 1 мировой войны;

  2. спекулятивные операции на биржах;

  3. банки не вкладывали капиталы в реальное производство;

  4. слабость рыночной экономики свободной конкуренции, характерной для XIX в.;

  5. массовое производство не получило массового потребителя.

На каких сферах отразился мировой экономический кризис (последствия)?
Выведены следующие последствия:

  1. экономические - падение цен, разорение предприятий, сокращение объемов промышленного производства (на 50-60 %);

  2. социальные - безработица - 10 миллионов безработных только в США (пособий по безработице практически нигде не было), массовая бедность, разочарование в существующих порядках, пессимизм, отчаяние;

  3. политическая - разочарование в существующих политических режимах, усиление роли коммунистических и фашистских партий.

Какой путь из кризиса выбрать?

Политика фашистской партии в Германии по выходу из кризиса

выступление группы
План выступления:

  1. Особенности кризиса в Германии.

  2. Цели фашистского правительства.

  3. Основные мероприятия по выходу из кризиса и стабилизации положения в стране (экономические, социальные, политические).

  4. Результаты реализации политики.



«Новый курс» Рузвельта в США

выступление группы
План выступления:

  1. Особенности кризиса в США.

  2. Цели правительства Рузвельта, сущность идеологии кейнсианства.

  3. Основные мероприятия «нового курса» по выходу из кризиса и стабилизации положения в стране (экономические, социальные).

  4. Результаты реализации политики «нового курса».

Деятельность Народного фронта во Франции (выступление группы)

выступление группы
План выступления:

  1. Особенности кризиса во Франции.

  2. Партийный состав и цели правительства Народного фронта.

  3. Основные мероприятия правительства Народного фронта по выходу из кризиса и стабилизации положения в стране (экономические, социальные, политические).

  4. Результаты деятельности Народного фронта.

После презентации группы, «эксперты» задают вопросы по сущности и результативности политики Народного фронта

Уроки «Великой депрессии»

Выступление аналитиков:

  1. Какой путь выхода из кризиса:

    • оказался более эффективным;

    • более социальноориентированным;

    • способствовал развитию и совершенствованию экономики страны;

    • был ценен для международного опыта.

  2. Чьим интересам отвечала политика Рузвельта, Гитлера, Народного фронта?

  3. Что общего можно увидеть во всех трех вариантах выхода из кризиса? Какие изменения претерпела либеральная рыночная экономка после кризиса 1930-х гг?

  4. Какие уроки можно извлечь сегодня, в условиях мирового экономического кризиса, политикам из опыта Великой депрессии? (роль США в мир. экономике)

(работа в интерактивном режиме, 3 минуты учащиеся 3-х групп выводят уроки Великой депрессии, записывают маркерами на листах формата А3 и затем представляют классу)

Рефлексия

Проанализировать, как мы реализовали цели урока, чего достигли? Смогли ли ответить на все поставленные вопросы?
Предложения.


Домашнее задание

письмо о политике фашистской партии в 1930-е гг.:

  • от имени одного из лидеров НСДАП;

  • от имени профессора Берлинского университета;

  • от имени врача-еврея, проживающего в Германии;

  • выбрать своего героя (очевидца событий).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!