СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка открытого урока.Тема: «Понятие рекурсии в программировании» 11 класс

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном материале даны рекурсивные методы программирования

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого урока.Тема: «Понятие рекурсии в программировании» 11 класс»

Задачи урока:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 10

г.о. Люберцы Московской области



Методическая разработка

открытого урока

«Проектирование урока по информатике в контексте ФГОС»


Тема: «Понятие рекурсии в программировании»

11 класс















Составила:

Давыдова О.Н. –

учитель информатики




Рассмотрена на заседании ШМО

учителей

математики, информатики, физики

протокол № ________от________

Председатель ШМО: Лелецкая С.В.




27.11.2018

Технологическая карта ОТКРЫТОГО урока по ФГОС

Предмет: Информатика

Тема урока: Понятие рекурсии в программировании

Дата

27.11.2018


Класс

11а



Количество часов: 1 академический час

Тип урока: комбинированный

Цель: создать условия для формирования представлений учащихся о применении рекурсии в программировании, его значении, способах применения. На практике оценить возможности рекурсии.

Задачи:

Обучающая: знакомство учащихся с понятием рекурсия, с видами рекурсии; формирование первичных умений и навыков использования рекурсивных процедур в среде программирования «Pascal».

Развивающая: формирование алгоритмического стиля мышления; развитие творческой активности, формирование умения анализировать и находить оптимальное решение к задачам.

Воспитывающая: воспитание самостоятельности, аккуратности, внимательности

Планируемые образовательные результаты

предметные – представления о методах структурного программирования, умение представлять план действий формального исполнителя по решению задачи укрупненными шагами (модулями), осуществлять детализацию каждого из укрупненных шагов формального исполнителя с помощью понятных ему команд;

метапредметные – умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;

личностные – алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе; представление о программировании как сфере возможной профессиональной деятельности.

коммуникативные-развитие учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.


Дидактические средства: учебник, памятки, карточки с заданиями для групповой работы.

Оборудование: мультимедийный проектор, видео и аудио фрагменты, презентация Microsoft Office Power Point по теме урока, видео и аудио фрагменты, раздаточный материал, компьютерный тест "Язык программирования Pascal. Рекурсия" в программе MyTestEditor, приложение Pascal ABC.


Используемая технология: программируемое обучение.

Структура урока

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Структура урока:

  1. Организационный момент

  2. Целеполагание

  3. Объяснение нового материала

  4. Первичное закрепление

  5. Подведение итогов, рефлексия

  6. Постановка домашнего задания

  7. Практическая работа

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Форма работы

Методы, приемы обучения

Содержание деятельности учащихся

Оборудование

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята.
Присаживайтесь.

Фронтальная

Словесный: беседа

Приветствуют учителя

Пустой экран

II. Целеполагание

Прочитайте высказывания на слайде. Какую особенность вы можете выделить в этом высказывании? Правильно, в данном высказывании мы как бы возвращаемся в начало высказывания. Отметьте, особенности изображения на втором слайде.

Фронтальная

Словесный: беседа

Отвечают на вопросы

Слайд 1-2

III. Объяснение нового материала

Как вы думаете, может ли программа вызывать саму себя? Алгоритмическая конструкция, в какой подпрограмма вызывает сама себя, называется рекурсией. Рекурсивные алгоритмы обычно возникают там, где исходную задачу можно привести к такой же, но с другими аргументами или в других обстоятельствах.
Рекурсия дает возможность записывать циклические алгоритмы без использования  команд цикла.
Рекурсивные задачи – это задачи имитации человеческого интеллекта на основе перебора вариантов. Без рекурсии есть возможность решить подобные задачи только для частных случаев. Понятие рекурсии довольно молодое. В 1958 году в руководстве по программированию ЕРМЕНТ впервые появилось понятие рекурсивности.
Преимущества использования рекурсии: рекурсивный алгоритм более короткий и более наглядный. Недостатки: для вычисления рекурсивного алгоритма на компьютере, необходимо больше времени (за счет повторных обращений к подпрограмме) и большее количество памяти (за счет дублирования локальных переменных подпрограммы).
Итерация — это организация обработки данных, при которой действия повторяются многократно с помощью цикла, при этом не приводя к вызовам самих себя.
Как вы знаете существует 3 вида циклов. Сейчас мы рассмотрим синтаксис этих циклов в Gambas. Рассказываю и даю под запись синтаксис циклов «Для», «Пока», «До».

Фронтальная

Словесный: рассказ, объяснение

Делают записи в тетрадях

 

Слайд 3

 

 

Слайд 4

 

 

 

Слайд 5

 

 

 

Слайд 6

IV. Первичное закрепление

Вопросы для самоконтроля:
1. В каком году в программировании впервые появилось понятие рекурсивности?
2. Какие отличия между итерацией и рекурсией?
3. Опишите словесно синтаксис цикла «Для».

Индивидуальная

Словесный: беседа

Отвечают на вопросы

 

V. Подведение итогов, рефлексия

Сегодня мы рассмотрели тему «Итерация и рекурсия».
Какие трудности у вас возникали в ходе изучения материала?
Есть у кого-нибудь вопросы по данной теме?
Отвечаю на вопросы, если таковые имеются.

Фронтальная

Словесный: беседа

Отвечают на вопросы

 

VI. Постановка домашнего задания

Запишите, пожалуйста, домашнее задание: § 4.10, записи в тетрадях.

Фронтальная

Словесный: объяснение

Записывают домашнее задание

Слайд 7

VII. Практическая работа

Сейчас мы на практике увидим как работает итерация. И для примера, который является классическим, мы используем пример подсчет факториала. Ребята, вы знакомы с понятием факториала?
Факториал целого, положительного числа N – это произведение целых чисел от 1 до N,  обозначается как N!.
Глядя на формулу кто может предположить как выполнение программы будет выглядеть в виде блок-схемы? Пожалуйста, выйдите к доске и изобразите алгоритм. Поправляю учащегося, если он совершает ошибки.
Спасибо. Теперь посмотрите, пожалуйста, внимательно код программы. Назовите количество переменных и их назначение. Следует отметить, что для корректной работы цикла необходимо перед ним присвоить переменной F значение 1. Кто может объяснить почему? Правильно, для того, чтобы после выполнения цикла значение переменной не осталось равным нулю, т.к. по умолчанию переменная имеет начальное значение ноль.
Для вывода результата в поле списка используется параметр.Add(F). Запишите в тетрадь.
А теперь, ребята, пересаживайтесь за компьютеры и приступайте к выполнению практической работы.

Фронтальная

Словесный: объяснение, беседа

Делают записи в тетрадях, выполняют практическую работу

 

 

Слайд 8

 

 

 

Слайд 9

 

 

Слайд 10

























ПРИЛОЖЕНИЕ

Примеры применения рекурсий

Презентация

Слайд 2.




Слайды 3, 4 – Прием рекурсии в литературе.




Слайд 5 – Прием рекурсии в физике.







Слайды 6 – 9 – Прием рекурсии в живописи.

Учитель: Давайте попробуем дать определение рекурсии.


Учащиеся пытаются дать определение новому понятию.


Затем полное определение получают на слайде презентации.



Слайд 10 – Определение рекурсии.


Учитель: На этих слайдах мы познакомились не только с понятием рекурсии. Но поняли, что иногда рекурсия может быть бесконечной.


Слайд 11.


Учитель: Давайте познакомимся с видами рекурсии. Посмотрим следующие слайды.



Слайды 12, 13 – Виды рекурсии.


Эти определения учащиеся записывают в тетрадь.


Слайд 14 – Задача 1.


Учащиеся называют прямую рекурсию.



Учащиеся называют вид рекурсии.


Слайд 15 – Косвенная рекурсия.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!