Задачи урока:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 10
г.о. Люберцы Московской области
Методическая разработка
открытого урока
«Проектирование урока по информатике в контексте ФГОС»
Тема: «Понятие рекурсии в программировании»
11 класс
Составила:
Давыдова О.Н. –
учитель информатики
Рассмотрена на заседании ШМО
учителей
математики, информатики, физики
протокол № ________от________
Председатель ШМО: Лелецкая С.В.
27.11.2018
Технологическая карта ОТКРЫТОГО урока по ФГОС
Предмет: Информатика
Тема урока: Понятие рекурсии в программировании
Дата | 27.11.2018 | |
Класс | 11а | |
Количество часов: 1 академический час
Тип урока: комбинированный
Цель: создать условия для формирования представлений учащихся о применении рекурсии в программировании, его значении, способах применения. На практике оценить возможности рекурсии.
Задачи:
Обучающая: знакомство учащихся с понятием рекурсия, с видами рекурсии; формирование первичных умений и навыков использования рекурсивных процедур в среде программирования «Pascal».
Развивающая: формирование алгоритмического стиля мышления; развитие творческой активности, формирование умения анализировать и находить оптимальное решение к задачам.
Воспитывающая: воспитание самостоятельности, аккуратности, внимательности
Планируемые образовательные результаты
предметные – представления о методах структурного программирования, умение представлять план действий формального исполнителя по решению задачи укрупненными шагами (модулями), осуществлять детализацию каждого из укрупненных шагов формального исполнителя с помощью понятных ему команд;
метапредметные – умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
личностные – алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе; представление о программировании как сфере возможной профессиональной деятельности.
коммуникативные-развитие учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Дидактические средства: учебник, памятки, карточки с заданиями для групповой работы.
Оборудование: мультимедийный проектор, видео и аудио фрагменты, презентация Microsoft Office Power Point по теме урока, видео и аудио фрагменты, раздаточный материал, компьютерный тест "Язык программирования Pascal. Рекурсия" в программе MyTestEditor, приложение Pascal ABC.
Используемая технология: программируемое обучение.
Структура урока
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Структура урока:
Организационный момент
Целеполагание
Объяснение нового материала
Первичное закрепление
Подведение итогов, рефлексия
Постановка домашнего задания
Практическая работа
Ход урока
Содержание деятельности учителя | Форма работы | Методы, приемы обучения | Содержание деятельности учащихся | Оборудование |
I. Организационный момент |
Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. | Фронтальная | Словесный: беседа | Приветствуют учителя | Пустой экран |
II. Целеполагание |
Прочитайте высказывания на слайде. Какую особенность вы можете выделить в этом высказывании? Правильно, в данном высказывании мы как бы возвращаемся в начало высказывания. Отметьте, особенности изображения на втором слайде. | Фронтальная | Словесный: беседа | Отвечают на вопросы | Слайд 1-2 |
III. Объяснение нового материала |
Как вы думаете, может ли программа вызывать саму себя? Алгоритмическая конструкция, в какой подпрограмма вызывает сама себя, называется рекурсией. Рекурсивные алгоритмы обычно возникают там, где исходную задачу можно привести к такой же, но с другими аргументами или в других обстоятельствах. Рекурсия дает возможность записывать циклические алгоритмы без использования команд цикла. Рекурсивные задачи – это задачи имитации человеческого интеллекта на основе перебора вариантов. Без рекурсии есть возможность решить подобные задачи только для частных случаев. Понятие рекурсии довольно молодое. В 1958 году в руководстве по программированию ЕРМЕНТ впервые появилось понятие рекурсивности. Преимущества использования рекурсии: рекурсивный алгоритм более короткий и более наглядный. Недостатки: для вычисления рекурсивного алгоритма на компьютере, необходимо больше времени (за счет повторных обращений к подпрограмме) и большее количество памяти (за счет дублирования локальных переменных подпрограммы). Итерация — это организация обработки данных, при которой действия повторяются многократно с помощью цикла, при этом не приводя к вызовам самих себя. Как вы знаете существует 3 вида циклов. Сейчас мы рассмотрим синтаксис этих циклов в Gambas. Рассказываю и даю под запись синтаксис циклов «Для», «Пока», «До». | Фронтальная | Словесный: рассказ, объяснение | Делают записи в тетрадях | Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 |
IV. Первичное закрепление |
Вопросы для самоконтроля: 1. В каком году в программировании впервые появилось понятие рекурсивности? 2. Какие отличия между итерацией и рекурсией? 3. Опишите словесно синтаксис цикла «Для». | Индивидуальная | Словесный: беседа | Отвечают на вопросы | |
V. Подведение итогов, рефлексия |
Сегодня мы рассмотрели тему «Итерация и рекурсия». Какие трудности у вас возникали в ходе изучения материала? Есть у кого-нибудь вопросы по данной теме? Отвечаю на вопросы, если таковые имеются. | Фронтальная | Словесный: беседа | Отвечают на вопросы | |
VI. Постановка домашнего задания |
Запишите, пожалуйста, домашнее задание: § 4.10, записи в тетрадях. | Фронтальная | Словесный: объяснение | Записывают домашнее задание | Слайд 7 |
VII. Практическая работа |
Сейчас мы на практике увидим как работает итерация. И для примера, который является классическим, мы используем пример подсчет факториала. Ребята, вы знакомы с понятием факториала? Факториал целого, положительного числа N – это произведение целых чисел от 1 до N, обозначается как N!. Глядя на формулу кто может предположить как выполнение программы будет выглядеть в виде блок-схемы? Пожалуйста, выйдите к доске и изобразите алгоритм. Поправляю учащегося, если он совершает ошибки. Спасибо. Теперь посмотрите, пожалуйста, внимательно код программы. Назовите количество переменных и их назначение. Следует отметить, что для корректной работы цикла необходимо перед ним присвоить переменной F значение 1. Кто может объяснить почему? Правильно, для того, чтобы после выполнения цикла значение переменной не осталось равным нулю, т.к. по умолчанию переменная имеет начальное значение ноль. Для вывода результата в поле списка используется параметр.Add(F). Запишите в тетрадь. А теперь, ребята, пересаживайтесь за компьютеры и приступайте к выполнению практической работы. | Фронтальная | Словесный: объяснение, беседа | Делают записи в тетрадях, выполняют практическую работу | Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Примеры применения рекурсий
Презентация
Слайд 2.
Слайды 3, 4 – Прием рекурсии в литературе.
Слайд 5 – Прием рекурсии в физике.
Слайды 6 – 9 – Прием рекурсии в живописи.
Учитель: Давайте попробуем дать определение рекурсии.
Учащиеся пытаются дать определение новому понятию.
Затем полное определение получают на слайде презентации.
Слайд 10 – Определение рекурсии.
Учитель: На этих слайдах мы познакомились не только с понятием рекурсии. Но поняли, что иногда рекурсия может быть бесконечной.
Слайд 11.
Учитель: Давайте познакомимся с видами рекурсии. Посмотрим следующие слайды.
Слайды 12, 13 – Виды рекурсии.
Эти определения учащиеся записывают в тетрадь.
Слайд 14 – Задача 1.
Учащиеся называют прямую рекурсию.
Учащиеся называют вид рекурсии.
Слайд 15 – Косвенная рекурсия.