СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ по учебной дисциплине: «Основы экономики» на тему: Неустойчивость и равновесие макроэкономики

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытое   занятие по учебной дисциплине "Основы экономики" 

Цель урока: Изучить теоретический материал по теме «Неустойчивость и равновесие макроэкономики», усвоить показатели безработицы, инфляции, научиться определять виды безработицы....

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ по учебной дисциплине: «Основы экономики» на тему: Неустойчивость и равновесие макроэкономики»

Департамент лесного хозяйства Нижегородской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Нижегородской области

«Краснобаковский лесной колледж»

(ГБПОУ НО «КБЛК»)











МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА



По учебной дисциплине: «Основы экономики»

Тема: Неустойчивость и равновесие макроэкономики








Разработала

Преподаватель

О.Ю.Игнатенко









р.п. Красные Баки

201..год

План учебного занятия


Учебная дисциплина «Основы экономики»


Тема 4.3.: «Неустойчивость и равновесие макроэкономики»


Цели урока:

1.Образовательные:

Изучить теоретический материал по теме «Неустойчивость и равновесие макроэкономики», усвоить показатели безработицы, инфляции, научиться определять виды безработицы.

2.Развивающие:

Развивать познавательные способности, экономическое мышление, навыки самостоятельной работы, умения применять теоретические знания при решении задач.

3.Воспитательные:

Воспитывать самостоятельность, экономическую культуру, профессиональный интерес, способность к активной трудовой деятельности.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: репродуктивные, частично-поисковые, проблемные.

Организационные формы обучения: индивидуальная, групповая.

Вид и формы контроля знаний: текущий, тематический контроль.

Средства контроля: устный тест-опрос, решение задач

Внутрипредметные связи: Структура экономики страны, Экономический

рост национального хозяйства.

Межпредметные связи: Математика, обществознание.

Виды самостоятельной работы студентов:

Аудиторная – решение задач, ответы на вопросы, систематизация знаний.

Внеаудиторная –работа с учебником по теме, подготовка презентаций

Наглядные пособия: презентация PowerPoint

Технические средства: проектор, ПК, интерактивная доска, раздаточный материал, учебник.

Домашнее задание:

1. Учебник Носова С.С., Основы экономики, стр. Стр174-180, 207-223

2.Подготовиться к выполнению практической работы.





Ход занятия

1.Организационный момент - 5мин.

2.Повторение материала- 10 мин.

2.1. Устный тест – установите соответствие.

3.Объяснение нового материала с показом презентации – 45 мин.

План лекции:

3.1.Циклическое развитие национального хозяйства
3.2.Безработица и занятость
3.3.Причины и виды безработицы
3.4.Политика занятости
3.5.Инфляция: причины, виды и типы ее.
3.6.Антиинфляционная политика

4.Закрепление изученного материала – 25 мин.

4.1. Показ презентаций.

4.2. Решение задач.

5.Подведение итогов занятия, выставление оценок – 5 мин

6.Домашнее задание

1. Учебник Носова С.С., Основы экономики, стр. Стр174-180, 207-223

2.Подготовиться к выполнению практической работы.




Преподаватель: О.Ю.Игнатенко






















Повторение материала

Задание 1.: Каждому экономическому понятию найдите соответствующее определение:

Экономические понятия

Определение

1.Национальный доход

А.Готовая продукция, идущая на потребление

2.Национальное богатство

Б.Расширенное воспроизводство на основе повышения его эффективности

3.Конечный продукт

В.Национальное хозяйство в целом

4.Валовой национальный продукт

Г.Совокупность доходов в макроэкономике

5.Макроэкономика

Д.Результативность всех факторов производства

6.Эффективность производства

Е.Совокупная стоимость конечных продуктов

7.Интенсивный рост производства

Ж.Совокупность материальных благ, созданных трудом и накопленных в стране



Ответы: 1.-Г., 2.-Ж., 3- А., 4.- Е., 5.- В., 6.- Д., 7.- Б.



Тема 4.3.: Неустойчивость и равновесие макроэкономики


План:
1.Циклическое развитие национального хозяйства
2.Безработица и занятость
3.Причины и виды безработицы
4.Политика занятости
5.Инфляция: причины, виды и типы ее.
6.Антиинфляционная политика.

Лекция


1.Циклическое развитие национального хозяйства


Экономические колебания - это отклонения важнейших показателей макроэкономики от их устойчивого состояния, траектории (непрерывной линии) движения.

Волнообразным колебаниям подвергаются в первую очередь следующие основные показатели, которые характеризуют решающие социально-экономические изменения в национальном хозяйстве:

• объем производства или дохода в стране в целом (ВВП и национальный доход);

• занятость работников;

• уровень цен в масштабе экономики страны.

От этих основных показателей во многом зависят производные переменные величины:

• объем валовой прибыли в национальном хозяйстве (зависит от объема производства и уровня цен);

• норма ссудного процента (зависит от нормы прибыли и уровня цен).

Экономические колебания отличаются друг от друга по своим масштабам и по времени. Они бывают:

а) краткосрочными – это текущие колебания (например, сезонные подъемы и спады деловой активности; хозяйственные сбои, связанные с задержками поставок сырья или освоением производственных мощностей и т.п.), 1-3 года

б) среднесрочными –это средние экономические циклы от 3до 10 лет

в) долгосрочными- длительные экономические циклы, или так называемые «длинные волны», продолжительностью 40-60 лет, которые обычно связывают со сменой технологических эпох (переход к новым научно-техническим принципам производства, коренная переквалификация кадров, перестройка всей производственной базы, инфраструктуры и т.д.).

Человеческому обществу присуща определенная волнообразность и цикличность развития.

Наибольшую угрозу макроэкономической стабильности представляют средние экономические циклы.

Экономический цикл – это волнообразные колебания уровня хозяйственной активности в течение нескольких лет. Хотя отдельные циклы и отличаются друг от друга по характеру и продолжительности, в них все же можно условно выделить четыре фазы (рис. 4.3).

Рисунок 4.3 - Экономический цикл и его фазы

Фаза пика означает полную (или почти полную) занятость – всех ресурсов в производстве. Фаза спада характеризуется сокращением производства и занятости, а

фаза депрессии – тем, что они, достигнув самого низкого уровня некоторое время «топчутся на месте», а затем «отталкиваются от дна и начинают движение вверх». Наконец, в

фазе оживления уровень экономической активности повышается и растущие, производство и занятость постепенно переходят в подъем, продолжающийся до высшей отметки нового пика (с которого позднее начнется следующий цикл).

Смена экономических циклов объясняется внешними и внутрисистемными причинами.

К внешним относятся следующие причины:

  • изменение численности населения. Увеличение и уменьшение численности населения воздействуют на спор и предложение. Рост населения способствует увеличению производства и уровня занятости, которые приводят к подъему и экономическому буму и наоборот;

  • изобретения и инновации. Коренные изменения в технологии (изобретение автомобиля, самолета и др.) приводят к взрыву деловой активности и широкому инвестированию;

  • войны и друге события. Например, подъем экономики в нацистской Германии и начало Второй мировой войны подтолкнули США к перевооружению, что вывело страну из состояния великой депрессии и привело к экономическому подъему.

К внутрисистемным относят следующие причины:

  • потребление. При росте потребительских расходов возрастают объемы производства, начинается фаза подъема и наоборот;

  • инвестирование. Вложение в основные фонды создают новые рабочие места, тем самым увеличивается покупательная способность потребителей;

  • отсутствие «правильных пропорций» между отраслями и регионами;

  • деятельность правительства. Фискальная (сбор налогов и их расходование) и монетарная (кредитно-денежная) политика государства может сломать сложившееся рыночное и дать толчок очередному экономическому спаду.



2.Безработица и занятость

Безработным считается тот, кто хочет и может работать, но не имеет рабочего места.

В России существуют определенные критерии, по которым человек официально относят к категории безработных: он должен проживать на территории РФ более 6 мес., не иметь заработка, быть зарегистрированным в службе занятости, быть готовым приступить к подходящей работе. Безработный имеет право на пособие и бесплатное обучение профессии. Статус безработного может получить и выпускник вуза.

Безработица – это незанятость в сфере народного хозяйства трудоспособного населения, желающего иметь работу. Трудоспособными считают тех, кто по возрасту и состоянию здоровья способен работать в народном хозяйстве (мужчины в возрасте 14 – 59 лет и женщины в возрасте 14 – 54 года).

Все население страны подразделяется по степени трудовой активности на экономически активное и экономически неактивное.

Экономически неактивное население ~ это жители страны, которые не входят в состав рабочей силы (готового к работе трудоспособного населения).

Экономически активное население -- часть трудоспособных граждан, которая предлагает рабочую силу для производства товаров и услуг.

В состав экономически неактивного населения входят:

а) учащиеся и студенты дневных учебных заведений, занятых только учебой;

б) пенсионеры (по старости и другим основаниям), не ищущие работы;

в) лица, ведущие домашнее хозяйство (в том числе ухаживающие за детьми, больными и т. п.);


г) те, кто не может найти работу(отчаявшиеся найти работу);

д) лица, которым нет необходимости работать (независимо от источника их дохода).

В свою очередь экономически активное население делится на две группы:

1) занятые - лица в возрасте 16 лет и старше (а также лица младших возрастов),которые:

а) работают по найму за вознаграждение;

б) трудятся без оплаты на семейных предприятиях;

в)самостоятельно обеспечивающие себя работой (ЧП)

г)временно отсутствующие на работе (по болезни, в отпуске)

2) безработные.

Уровень экономической активности населения - доля численности экономически активных людей в общей численности населения. Такой уровень подсчитывается по формуле:

где Уа - уровень экономически активного населения; Н - численность населения; Эа - численность экономически активного населения.

На основании данных о занятости (3) и безработице определяется уровень безработицы. Уровень безработицы (Уб) - удельный вес числа безработных (Б) в составе экономически активного населения (Эа). Этот уровень определяется по формуле:


3.Причины и виды безработицы.


На самом деле занятость почти непрерывно изменяется под влиянием множества причин. К ним, в частности, относятся:

• динамика численности населения страны;

• прогресс техники и технологии во всех отраслях национального хозяйства;

• изменение структуры макроэкономики;

• изменение международных связей;

• перемены в профессиональной структуре и уровне квалификации рабочей силы;

• колебания численности студентов, обучающихся в средних профессиональных и высших учебных заведениях.

Виды безработицы

На современном этапе развития производства научно-техническая революция привела к появлению новых форм безработицы:

  • технологическая безработица связана с внедрением современных технологий, основанных на электронной технике. Например, если в настоящее время 40 типографских рабочих высшей квалификации могут набирать примерно 170 тыс. знаков в час, то с помощью компьютерных технологий 10 человек способны за это же время набрать около 1 млн знаков, в результате чего технологическая безработица возрастает в 20 раз;

  • структурная безработица обусловлена перемещением производства из одного региона в другой, упадком старых отраслей промышленности и появлением новых. Работники в этом случае лишаются не только работы, но и теряют профессию;

  • фрикционная безработица, связанная с временными затруднениями в трудоустройстве - ожиданием работы людьми, которые стремятся сменить место работы или профессию. К ним относятся, по-видимому, те, кто добровольно оставляет прежнее место работы и ищет другое; кто временно теряет сезонную работу, или молодежь, выбирающая место, где можно больше заработать. Таким людям нужно время, чтобы найти соответствующие вакантные места, приобрести квалификацию или переехать в другое место;

  • циклическая безработица связана с периодически повторяющимися кризисами перепроизводства



4.Политика занятости


Естественно, что необходимым является прогнозирование занятости населения страны на длительный период с учетом всех изменяющихся условий и факторов. Такое прогнозирование служит основой эффективной государственной политики занятости.

В правовом государстве действует система социальных гарантий для обеспечения экономической безопасности трудящихся.

Первым элементом такой системы является регулирование занятости. Многие государства предпринимают следующие действия:

• сокращают законодательно установленную продолжительность рабочего времени в период массовой безработицы;

• досрочно увольняют на пенсию работников государственного сектора экономики, которые не дослужили до пенсии 2-3 года;

• создают новые рабочие места и организуют общественные работы (в области инфраструктуры - для постройки высококачественных дорог и т. п.), особенно для постоянно безработных и молодежи;

• сокращают предложение рабочей силы на рынке труда: ограничивают иммиграцию (въезд в страну) для желающих работать и стимулируют репатриацию (возвращение на родину) иностранцев и др.

Другим элементом рассматриваемой системы служат биржи труда, созданные еще в первой половине XIX в. Биржи труда - это, как правило, государственные учреждения, выступающие посредником между предпринимателями и работниками при трудовом найме. Они ведут учет и трудоустройство безработных, помогают приобрести новую профессию, изучают состояние рынка труда и предоставляют информацию о нем, помогают профессиональной ориентации молодежи. Однако направление на работу, выданное биржами, не является обязательным для предпринимателей, которые часто предпочитают действовать через собственные отделы кадров. Отказ от предложения биржи обычно влечет за собой лишение пособия по безработице.


5.Инфляция: причины, виды и типы ее.


Инфляция - это устойчивое повышение общего уровня цен. Это не означает, что все цены растут: одни цены могут резко повышаться, другие – оставаться относительно стабильными, третьи – снижаться, но средний уровень цен повышается. При инфляции рост цен обусловливает обесценение денег (покупательная способность денег падает). Таким образом, инфляция – это одновременное повышение цен и обесценение денег.

Для понимания сущности инфляции важно учитывать три момента:

-инфляция – это макроэкономический процесс, охватывающий всю экономику, цены на товары: это значит, что инфляционный рост цен следует отличать от маневрирования ценами на отдельных рынках с целью установления равновесной цены;

-под инфляцией понимают такой рост цен, который снижает покупательную способность денег, обесценивает деньги;

-инфляция, в конечном счете, выражается в увеличении количества денег, необходимых для обращения товаров и для накопления, а дефляция – в их уменьшении.

В зависимости от темпов роста цен можно выделить следующие виды инфляции:

  • умеренную, или ползучую: цены растут на 10% в год, стоимость денег сохраняется, отсутствует риск подписания контрактов в номинальных ценах;

  • галопирующую: цены растут от 10 до 100% в год, деньги ускоренно материализуются в товары, контракты привязываются к росту цен;

  • гиперинфляцию: цены растут астрономически, более чем на 100% в год, расхождение цен и зарплаты разрушает благосостояние даже обеспеченных слоев общества, возникает полное расстройство денежного обращения.


Выделяют типы инфляции:

инфляция спроса: повышение цен может быть объяснимо избыточным спросом. Когда все имеющиеся ресурсы уже задействованы, дальнейший рост спроса уже не может привести к увеличению объема выпуска товаров, но будет приводить к повышению цен на производимые товары;

инфляция предложения (издержек): повышение издержек на единицу продукции сокращает объем продукции, которую фирмы готовы предложить при существующем уровне цен. В результате сокращается предложение товаров при неизменившемся спросе и повышается уровень цен

6.Антиинфляционная политика.

Антиинфляционная политика – это составная часть стабилизационных мер на макроэкономическом уровне, комплекс мер, направленных на урегулирование денежного обращения, сжатие массы денег, прекращение неумеренного роста цен.

Основными мерами являются:

  • преодоление дефицита госбюджета;

  • изменение структуры бюджета за счет прекращения финансирования убыточных производств и изменения социальной политики;

  • финансирование бюджетного дефицита за счет выпуска государственных ценных бумаг.

Антиинфляционное регулирование – это бессрочная повседневная обязанность государства, его постоянная функция. Задача государства состоит в том, чтобы сделать рост цен контролируемым и сравнительно умеренным.

Рядовой потребитель не имеет ни малейшего отношения к истокам инфляции, бесконечно далек от организации предложения денег, бюджетного дефицита, макроэкономического равновесия и др. Население всегда является пострадавшей стороной, жертвой инфляции. Виновник инфляции – государство – должно взять на себя ответственность за антиинфляционное регулирование.



ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА:





Подведение итогов занятия, выставление оценок.


Домашнее задание:

1.Учебник Носова С.С., Основы экономики, стр. Стр174-180, 207-223

2.Подготовиться к выполнению практической работы


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!