МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАС
Методическая разработка открытого урока
по теме: «Бизнес-план»
Верхняя Пышма 2016 год
Аннотация
Методическая разработка открытого урока по дисциплине «Экономика предприятия (организации)», по теме «Бизнес-план». Урок разработан в соответствии с требованиями к минимуму содержания по данной теме.
Разработка урока содержит развернутый план занятия, материалы для контроля знаний и умений, разработку ролевой игры и электронной презентации.
В развернутом плане представлены следующие разделы:
- цели, задачи, методы обучения, тип и вид урока, этапы занятия;
- повторение пройденного материала в форме опроса и решения кроссворда;
- объяснение нового материала с применением мультимедийного оборудования (по данной теме разработана презентация);
- заключительная часть проводится в форме игры - дискуссии «Альтернатива»;
- в конце подводятся итоги занятия, выставляются оценки и выдается домашнее задание.
Методическая разработка урока по теме «Бизнес-план» может применяться по дисциплинам:
- экономика организации (предприятия);
- анализ финансово-хозяйственной деятельности;
- экономика отрасли;
- бизнес-планирование.
Пояснительная записка
Методическая разработка урока по дисциплине «Экономика предприятия (организации)», по теме «Бизнес-план», составлена в соответствии с требованиямирабочей программы, к минимуму содержания.
Уровень образования студентов: 2 курс колледжа, что предполагает проблемность изложения материала. Поскольку студенты уже получили эмпирический опыт, на уроке организуется осмысление и получение знаний о бизнес-планирование, а также студенты знакомиться с разновидностью типов бизнес-плана, рассматривается типовая структура бизнес-плана. Данный урок завершает изучение значительного блока вопросов главы, посвященной основам планирования. Его содержание акцентирует внимание на изучении экономических проблем в масштабе бизнес-планирования, изучение нового материала сопровождается разработанной презентацией по данной теме.
Форма обучения: индивидуальная, групповая и фронтальная на основе активной и интерактивной стратегии взаимодействия. Урок строится в диалоговом режиме, акцент делается на сотрудничество и взаимодействие студентов и преподавателя, и студентов между собой во второй части урока, при закреплении пройденного материала в форме игры-дискуссии «Альтернатива».
Студенты пользуются дополнительными источниками информации – книгами, электронными ресурсами, конспектами. Они обращаются к социальному опыту – своему и своих одногруппников, при этом вступают в коммуникацию друг с другом, совместно решают поставленные задачи, все включены в учебный процесс. Тип урока: урок комбинированный.
В разработке приводится список используемой литературы.
Цели и задачи методической разработки урока - создание условий для:
- формирования знаний об основных принципах и элементах планирования;
- закрепление навыка о методах планирования;
-получение необходимых теоретических знаний о методике разработке бизнес-плана;
- иметь представление о типах бизнес-плана и основных его разделах;
- развитие умения планирования на предприятии;
- развитие наблюдательности и внимания к своей и чужой работе на рабочем месте;
- развитие любознательности, стремления больше знать о финансовой деятельности предприятия;
- развитие познавательной активности в процессе обучения.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ
по дисциплине «Экономика организации (предприятия)»
Преподаватель – Хлопина Светлана Юрьевна
Тема занятия - Бизнес-план
Цель занятия
1. Обучающая:
- формирование знаний об основных принципах и элементах планирования
- закрепление навыка о методах планирования;
-получение необходимых теоретических знаний о методике разработке бизнес-плана;
- иметь представление о типах бизнес-плана и основных его разделах.
2.Развивающая:
- развитие умения планирования на предприятии;
- развитие наблюдательности и внимания к своей и чужой работе на рабочем месте;
- развитие любознательности, стремления больше знать о финансовой деятельности предприятия;
- развитие познавательной активности в процессе обучения.
3. Воспитывающая: воспитывать чувство ответственности за начатый или продолжающий развиваться бизнес.
Форма занятия - урок
Тип урока – комбинированный урок
Вид урока – урок с применением активных форм образования (игра, кроссворд, презентации)
Методы обучения - проблемно-поисковый.
- диалогический, эвристическая беседа
- лабораторно-исследовательский
- игровой
Формы обучения - индивидуальная
- групповая
- фронтальная
Оборудование - мультимедийное оборудование для демонстрации презентаций
- раздаточный материал для решения кроссворда, игры
Продолжительность занятия – 2 академических часа
Ход урока. Этапы занятия.
1. Организационный момент |
1.1 | Проверка присутствующих, заполнение журнала | Преподаватель обучающиеся | 2 мин |
1.2 | Актуализация темы, цели и задач занятия: Значение и содержание планирования. Методы планирования. Бизнес-планирование, составные элементы внутрифирменного планирования. Типы бизнес-планов. Структура бизнес-плана. | Преподаватель обучающиеся | 3 мин |
2. Основная часть |
2.1. | Повторение ранее пройденного материала – в форме Опроса - игры «Принципы и методы планирования»: Уметь ориентироваться в основных правилах организации системы планирования и требования к процессу плановых Вопросы: Назовите принцип планирования, при котором детализируются и конкретизируются планы с учетом внешних и внутренних условий функционирования. Ответ: точность Какой из принципов предполагает вовлечение всех участников процесса функционирования предприятия? Ответ: участия При каком принципе планирования используются инженерные и экономические расчеты? Ответ: научности Назовите принцип, предполагающий скользящий характер планирования, например месяц, квартал, год? Ответ: непрерывность Как называется принцип, при котором разрабатывается несколько вариантов сценариев? Ответ: многовариантность | Ведущий называет один из принципов или методов планирования, а студенты поясняют суть данного определения и значение его в системе планирования. | 10 мин |
2.2. | - Отгадать кроссворд на тему: «Виды планирования» Кроссворд состоит из понятий, а также методов и подходов видов планирования | Самостоятельная работа студентов | 5 мин |
3. Объяснение нового материала с применением мультимедийного оборудования | 25 мин |
Бизнес-план предприятия |
3.1. | Понятие бизнес-плана. Цели разработки бизнес-плана Функции бизнес-планов | Преподаватель, студенты – проблема, эвристическая беседа. |
Объяснение: 1.Бизнес – план - краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективные решения и определить средства для их достижения. | Преподаватель -объяснение Студенты – запись в тетрадь (1 слайд) |
2.Цели разработки бизнес-плана: Планирование хозяйственной деятельности фирмы на краткосрочный и долгосрочный периоды; Получение кредитов или привлечение инвестиций; Определение степени достижимости поставленных целей развития фирмы; Доказательство целесообразности реорганизации фирмы или создания новой | Преподаватель -объяснение Студенты – запись в тетрадь (2 -5 слайды) |
3.В современной хозяйственной практике бизнес-план выполняет пять функций: Возможность использования бизнес-плана для разработки стратегии бизнеса; Планирование; Привлечения внешних источников финансирования; Привлечения потенциальных партнеров (инвесторов); Вовлечения персонала предприятия в процесс составления бизнес-плана, координация усилий, распределения обязанностей | Преподаватель -объяснение Студенты – запись в тетрадь (6 слайд) |
4.Разработка бизнес-плана позволяет получить ответы на вопросы: Как начать дело Как эффективно организовать производство Когда ориентировочно можно получить первые доходы Как скоро можно будет расплатиться с кредиторами Какими мерами уменьшить возможный риск | Преподаватель -объяснение Студенты – запись в тетрадь (7 слайд) |
3.2. | Типовая структура разработки бизнес-плана В теории и хозяйственной практике отсутствует жестко регламентированная структура бизнес-плана. Она может быть различной в зависимости от выполняемой функции: одна – для начинающего предпринимателя, другая – для действующего предприятия. Структура бизнес-плана и его объем определяются спецификой бизнеса фирмы, ее размерами, целью составления бизнес-плана, наличием конкурентов, размером предполагаемого рынка сбыта и прочими факторами. | Преподаватель, студенты – проблема, эвристическая беседа (8-9 слайд) |
Объяснение: Резюме (концепцию бизнеса), по содержанию инвестор часто судит о том, стоит ли ему терять время и читать бизнес-план до конца, поэтому необходимо четко и весьма убедительно изложить основные положения предполагаемого проекта, чтобы инвестор смог получить ответы на вопросы: что они получат в случае успешной реализации этого бизнес-плана и каков риск потери ими денег? | Преподаватель -объяснение Студенты – запись в тетрадь |
Описание предприятия и отрасли | Преподаватель -объяснение Студенты – запись в тетрадь |
Описание продукции и услуг, которое предприятие собирается производить или предоставлять (какие потребности призван удовлетворять продукт (услуга), какой полезный эффект можно получить от товара (услуги), чем отличается продукт от товара конкурента?) | Преподаватель -объяснение Студенты – запись в тетрадь | |
Исследование и анализ рынков сбыта, прежде чем начинать дело, следует изучить рынок, что даст возможность определить круг потребителей, емкость рынка товара (услуг), объемы их производства и реализации, а также необходимые для этого ресурсы | Преподаватель -объяснение Студенты – запись в тетрадь |
План маркетинга, изучение рынка и потенциальных потребителей и всестороннее продвижение товаров (услуг) к потенциальному потребителю, т.е продавать то что покупается , а не то что производится . | Преподаватель -объяснение Студенты – запись в тетрадь |
Производственный план, содержит описание всего производственного процесса, при изготовлении какой либо продукции или оказания услуг. Главная задача – подтвердить расчетами, что создаваемая фирма в состоянии производить необходимое количество товаров (услуг) в нужные сроки и с требуемым качеством. | Преподаватель -объяснение Студенты – запись в тетрадь | |
Организационный план, с какими партнерами организуется дело и как планируется наладить его бесперебойное и успешное функционирование, т.е какие специалисты понадобятся для ведения дела и на каких условиях они будут привлекаться (постоянную работу, по контракту и т.д.), оплата работников, стимулирование труда. | Преподаватель -объяснение Студенты – запись в тетрадь |
Финансовый план и финансовая стратегия,обобщает в стоимостном выражении возможные результаты принятых решений по предыдущим разделам, включает: расчеты величины и определение источника получения средств, необходимых для организации дела, прогноз объемов реализации, баланс денежных расходов и поступлений, и т.д. | Преподаватель -объяснение Студенты – запись в тетрадь |
4. Повторение и закрепление пройденного материала | 3 мин |
4.1 | Теоретическая часть: цель и структура создания бизнес-плана | | |
| - Назовите основные цели разработки бизнес-плана (научиться планировать хозяйственную деятельность предприятия, для привлечения инвестиций, и т.д.) | |
| - На какой период времени рекомендуется составлять бизнес-план? ( на 3-5 лет) | |
| - На какие вопросы можно получить ответы при разработке бизнес-плана? (как начать дело, как эффективно организовать производство, когда можно получить первые доходы, как скоро можно расплатиться с кредиторами и т.д.) | |
5. Заключительная часть | 42 мин |
5.1 | Для закрепления пройденного материала предлагается Игра-дискуссия «Альтернатива» | Ведущий объясняет цель игры, выдает задание, делит класс на две группы и проводит игру |
5.2 | Задание на дом по пройденной теме: «Бизнес-план» составить дома кроссворд из 5-6 слов | Преподаватель – объяснение Студенты – запись в тетрадь |
5.3 | Проектируемый результат и его оценка | |
| Сформированность основных понятий темы на уровне воспроизведения и трансформации | |
Сформированность способов действий на уровне умений | |
Оценка проектируемого результата проводится на всех этапах занятия и интегрируется при оценке выполнения заданий обучающимися на закрепление изученного материала | |
5.4 | Выставление оценок студентам | Преподаватель |
Приложение 1
Кроссворд по теме: Планирование
По горизонтали:
Метод планирования, означающий использование в качестве важнейшего инструмента систему норм и нормативов.
Вид планирования, разрабатываемый на год, при котором рассчитываются объемные и качественные показатели не только на год, но и с разбивкой по кварталам.
Принцип планирования, отражающий взаимосвязь основных сфер деятельности предприятия: научно-технический, маркетинговый, производственной, социальный и экономический.
По вертикали:
Метод планирования, увязывающий потребности в ресурсах с источниками их покрытия.
Вид планирования, рассчитывается на 10-15 лет, в котором формируется экономическая стратегия деятельности предприятия и способы ее достижения.
4.
5.
1.