Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Республиканский центр дистанционного образования детей-инвалидов
обособленное структурное подразделение города Сибай
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
открытого урока
по теме
«Материалы для лепки. Что может пластилин?»
для 1 Б (доп.) класса
Разработала: Абубкирова А. Р.
учитель технологии
Сибай – 2023 г.
Дата: 16.01.2023 г.
Класс: 1 «Б» (доп.)
Образовательная система: Школа России
Учебный предмет: технология
Тема: «Материалы для лепки. Что может пластилин?»
Тип урока: ОНЗ
Цели:
Содержательная: познакомить учащихся с пластилином, его свойствами, и инструментами для работы (стека); профессиями людей, работающих с пластическими материалами;
Деятельностная: формировать умение работать с пластилином, анализировать образцы готовых изделий;
Задачи:
Образовательные:
1. Актуализировать знания о видах пластических материалов.
2.Познакомить с приемами лепки, совершенствовать умения работы с пластилином.
3. Учить работать по замыслу в рамках тематического поля урока,
Развивающие:
Способствовать развитию логического мышления, анализа, синтеза, обобщения при восприятии объектов;
Формировать навыков грамотной организации рабочего места и аккуратности;
Совершенствовать коммуникативные умения при выполнении учебного задания.
Воспитательные:
Воспитывать принятие других мнений и высказываний, уважительное отношение к ним;
Опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.
Планируемые результаты:
Предметные:
получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
формирование первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;
приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов, освоение правил техники безопасности;
приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной среды и умения применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Метапредметные
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия.
Познавательные:
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.
Коммуникативные:
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
формулировать собственное мнение и позицию;
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия.
Личностные:
способность к оценке своей учебной деятельности;
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
План урока:
Этап мотивации –2 мин
Приветствие.
Проверка готовности к уроку
Эмоциональный настрой
Этап актуализации и пробного учебного действия – 2 мин
Этап выявления места и причины затруднения – 3 мин
Этап построения проекта выхода из затруднения – 3 мин
Этап реализация построенного проекта – 5 мин
Беседа с демонстрацией.
Физкультминутка.
Работа по учебнику с. 22.
Повторение работы с пластилином
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону – 20 мин
Этап рефлексии учебной деятельности – 5 мин
Ход урока:
Этапы урока, их задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы контроля |
1. Этап мотивации Задача: включение учащихся в учебную деятельность. | Приветствие - Здравствуйте, ребята! 1.2. Проверка готовности к уроку - Проверьте, всё ли готово к уроку. 1.3. Эмоциональный настрой - Какое у вас настроение? - А чтобы оно стало ещё лучше, улыбнитесь друг другу и подарите ваши красивые улыбки мне | Приветствуют учителя Проверяют готовность к уроку Настраиваются на работу на уроке | Самоконтроль |
2. Этап актуализации и пробного учебного действия Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося | - Ребята, рассмотрите представленные на нашей выставке изделия. Знакомы ли вы с материалом, из которого сделаны эти работы? (слайд) - Отгадайте загадку: Я весь мир слепить готов - Дом, машину, двух котов. Я сегодня властелин - У меня есть... (пластилин) | | Самоконтроль |
3. Этап выявления места и причины затруднения Задача: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | - Умеете ли вы работать с ним? - Знаете ли вы правила безопасности во время работы с ним? - Что можно лепить из пластилина? -Какие материалы вы еще знаете из которых можно лепить?(песок, соленое тесто,..) слайд | | Самоконтроль, взаимоконтроль |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | - Предположите тему урока, цели урока Тема: Материалы для лепки. Что может пластилин? Цель: познакомиться с пластилином, его свойствами, и инструментами для работы (стека); профессиями людей, работающих с пластическими материалами; | Прогнозируют тему, цель урока Отвечают на вопросы учителя | Самоконтроль, самоанализ |
5. Этап реализации построенного проекта Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | 5.1. Беседа с демонстрацией. - Сегодня вы познакомитесь с новой группой пластических материалов, к которой относится хорошее всем вам знакомый пластилин. Какие еще материалы мы можем отнести к этой группе? Работа с учебником. - Откройте учебник на стр.22. Рассмотрите рисунки. Что изображено на рисунке слева? (кувшин, булочка, поделка) - Предлагаю вам отгадать загадки и узнать из каких материалов изготовлены эти изделия? Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги. Чтоб сделать миску или вазу — Она понадобится сразу…(глина)СЛАЙД Я пузырюсь и пыхчу, Жить в квашне я не хочу Надоела мне квашня, Посадите в печь меня…(тесто)СЛАЙД - Почему глину, тесто и пластилин мы можем отнести их к пластичным материалам? - Главная особенность этих материалов в том, что они пластичны. Их можно отрезать, открутить, сминать, раскатывать, вытягивать и т.д. Люди, каких профессий работают с этими материалами? (Кондитер, скульптор, гончар) - Что делает кондитер? Что делает гончар? У каждого из них есть свои инструменты, приборы для изготовления. - А вот какой инструмент необходим сегодня нам на уроке, вы узнаете отгадав загадку… Он лепить нам помогает, Все ненужное срезает. Пластилин и глину тоже Выровнять он нам поможет. Ножичка удобней нет, В лепке нужен, дети, ... (стек) - Стека – это инструмент, используемый при лепке. 5.2. Работа по учебнику с. 22. Задание 1: подготовить рабочее место с опорой на рисунок в учебнике с. 22. - Положите перед собой дощечку, картон, откройте пластилин, достаньте стеки и положите их на дощечку, рядом с собой положите салфетку. - Сравните с учебником правильно ли вы подготовили своё рабочее место. СЛАЙД СОВЕТ МАСТЕРА: Увлажняй руки при работе с пластилином. ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЫ С ПЛАСТИЛИНОМ.СЛАЙД 5.3. Повторение работы с пластилином Задание 2: выполнить пробные упражнения (учебник, с. 23) - Для того чтобы нам сделать какое-то изделие, необходимо знать основные приемы лепки из пластилина. Сейчас мы с вами поупражняемся. Я буду вам показывать, а вы повторять все приемы лепки за мной. А) Возьмите в руки брусок пластилина любого цвета. Чтобы отделить кусочек пластилина от одного брусочка можно его: - открутить; - отщипнуть; - разрезать с помощью нитки СЛАЙД 12 - разрезать, но для этого нужно воспользоваться стекой.СЛАЙД 13 Б) Возьмите пластилин в ладошки и мы погреем его. Пластилин - большой выдумщик и фантазер. Из него можно сделать что угодно. Но он очень упрямый. Когда упрямства в нем собирается много, он становится твердым, непослушными и ничего делать не соглашается. Чтобы выгнать из него упрямство его нужно как следует поразминать. Тогда он станет мягким и поможет нам. Мы уже разогрели пластилин, а теперь разомнем его руками.СЛАЙД В) Существуют приемы, которые помогут придать форму пластилину: СЛАЙД - скатывание в шар - раскатывание колбаской - сплющивание - вытягивание - вдавливание - сгибание - прищипывание- оттягивание Г) Как нам соединить детали? СЛАЙД - прижать - примазать - Какое основное свойство пластилина? (основное свойство пластилина – пластичность. Пластичными мы называем такие материалы, из которых можно лепить.) Можно лепить из теста и глины? | | Самоконтроль, взаимоконтроль |
6. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Задача:интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях. | 6.1. Задание на практическую работу: слепить из пластилина буквы. - А сейчас я вам предлагаю поработать в парах. Слепите из пластилина известные вам буквы .А из букв составить слова. Выложить их на картон, а чтобы они не упали, их нужно немного прижать к картону. 6.2.Целевые обходы учителя: -Контроль организации рабочего места. -Контроль технологической грамотности выполнения приемов работы. -Контроль за соблюдением правил безопасной работы и культуры труда. -Оказание инструктивной, дозированной помощи учащимся, испытывающим затруднения. После выполнения изделия учащимся предлагается украсить его. | Анализируют работы, корректируют | Самоконтроль, самоанализ |
7. Этап рефлексии учебной деятельности Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | - С какими видами пластических материалов мы познакомились? -Что такое лепка? -Какие приемы лепки помогли вам вылепить буквы и составить слова? - Какие правила необходимо соблюдать при работе с пластилином? - Какие цели, задачи стояли перед нами в начале урока?- Смогли ли вы их достичь? Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия. Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны. Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе | Подводят итог урока Демонстрируют лучшие работы Отвечают на вопросы учителя Анализируют работы | Самоконтроль, самоанализ, взаимоконтроль |
Рефлексия учебной деятельности.
- Какие цели, задачи стояли перед нами в начале урока?
- Смогли ли вы их достичь?
- Какие приемы вами освоены легко?
- Какие вызвали трудности?
5