СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка открытого урока по литературе на тему: «Основные темы и идеи лирики Ф. И. Тютчева».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по творчеству Ф. И. Тютчева.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого урока по литературе на тему: «Основные темы и идеи лирики Ф. И. Тютчева».»

Урок ________

Этапы биографии и творчества Ф. И. Тютчева.

Основные темы и идеи лирики. Лирика природы.

Цель урока: познакомить учащихся с биографией поэта.

Метод: лекция учителя, чтение стихов.

Оборудование: портрет поэта, грамзапись романсов на слова Ф.И. Тютчева:

"Я встретил Вас" (А.Федосеев), "Весенние воды"(С.Лемешев).

Эпиграфы:

Тютчев... создал речи, которым не суждено умереть.

И. С. Тургенев

... для Тютчева жить — значит мыслить.

И. С. Аксаков

И в полном блеске проявлений вдруг нас охватит мир дневной.

Ф.И. Тютчев



Ход урока


Звучит романс «Я встретил Вас» в исполнении А. Федосеева.


I. Вступительная беседа по вопросам.

- Что вы знаете о Ф.И. Тютчеве?

- Какие стихи читали, учили?

- О чем этот поэт пишет?

- Ваше первое впечатление от стихов? («Весенняя гроза», «Весенние воды»,«Зима недаром злится...», «Чародейкою зимою околдован лес стоит...», «Есть в осени первона­чальной...», «Умом Россию не понять...»).

А вот новый для вас Тютчев: «Слезы людские, о слезы людские», «Не рассуждай, не хлопочи!», «Эти бедные селенья...», «Русские женщины».

Какие стихи Тютчева привлекли ваше внимание, когда взяли в руки сборник? Почему? (Чтение ребят).

II. Сообщение учителя по биографии поэта.

Ф.И. Тютчев (1803-1873 гг.) родился в Орловской губернии в стародворянской семье среднего достатка, где сильны были патри­архальные начала. Отец Иван Николаевич не стремился к служеб­ной карьере, был радушным и добросердечным хозяином-помещиком.

Тютчев рано обнаружил необыкновенные дарования и способно­сти к учению. Получил хорошее домашнее образование, которым с десяти лет руководил Раич, поэт-переводчик, знаток классической древности и итальянской литературы. Под влиянием учителя буду­щий поэт рано приобщился к литературному творчеству и уже в две­надцать лет поступает на словесное отделение Московского универ­ситета, его товарищем был МП. Погодин, впоследствии известный историк. В студенческие годы формируется умеренное политиче­ское вольномыслие, но Тютчев остается противником революционных выступлений, преобладают интересы художественные, эстетиче­ские, философские. В студенческие годы Тютчев много читает, уча­ствует в литературной жизни университета, его ранние опыты вы­держаны в духе поэзии классицизма и сентиментализма.

После окончания университета (1821) едет в Петербург, посту­пает на службу в Коллегию иностранных дел, получает место сверхштатного чиновника русской дипломатической миссии в Ба­варии и в девятнадцать лет отправляется в Мюнхен. За границей Тютчеву предстоит провести двадцать два года.

Как поэт Тютчев сложился к концу двадцатых годов. Значи­тельным событием в литературной судьбе Федора Ивановича стала публикация большой подборки его стихов в пушкинском "Совре­меннике" (№ 3,4, 1836 г.) под заголовком "Стихи, присланные из Германии" и за подписью Ф.Т.

После этой публикации на Тютчева обратили внимание в лите­ратурных кругах, но читателям его имя по-прежнему оставалось не­известным. Осенью 1844 года Тютчев возвращается на родину. В Петербурге сразу завоевывает репутацию блестящего собеседника, любимца салонов. (Собрание его эпиграмм, острот, изречений, афоризмов, подготовленное внуками поэта, было впоследствии из­дано отдельной брошюрой "Тютчевиана", 1822).

С конца сороковых годов начинается новый подъем лирическо­го творчества поэта, но его имя все еще почти неведомо русскому читателю, а он сам не принимает участия в литературной жизни. Начало его поэтической известности положила статья Некрасова ] "Русские второстепенные поэты" (в журнале "Современник" №1,1 1850 г.), в которой он говорит о Тютчеве как о поэте необыкновен­ного таланта, вовсе не замеченного критикой, и поставил никому неизвестного Федора Ивановича в один ряд с Пушкиным и Лер­монтовым, относил его к русским первостепенным талантам. Сборник стихов Тютчева отдельной книгой вышел в 1854 году по инициативе и под наблюдением И.С. Тургенева. Выходу книги предшествовала публикация девяноста двух стихотворений поэта в журнале "Современник". Высокую оценку поэзии Тютчева дали пи­сатели и критики разных направлений: Чернышевский, Добролю­бов, Л. Толстой, Фет, Дружинин, Аксаков. Все это означало, что к Тютчеву пришла поздняя, но подлинная слава.

Поэзия Ф.И. Тютчева относится к непреходящим ценностям литературы прошлого, которые и в наши дни обогащают духовную культуру каждого человека. Творчество Тютчева привлекало вни­мание многих выдающихся писателей, мыслителей, ученых, но до сих пор оно осталось недостаточно изученным и понятным. В 1903 году, когда исполнилось сто лет со дня рождения поэта, один из его горячих поклонников, И.С. Аксаков, писал: "Трудно принять исто­рическую точку зрения на Тютчева, трудно отнести его творчество к одной определенной и законченной эпохе в развитии русской лите­ратуры. Для него не настала история. Возрастающий для нас смысл его поэзии внушает нам как бы особую, внеисторическую точку зрения на него". О творчестве Тютчева высказано немало противо­положных мнений: им восхищались, его не воспринимали. Каждый должен будет выработать свою точку зрения на его творчество в контексте эпохи. Но нельзя его поэзию представить без лирики природы.

Судьба Тютчева-поэта необычна: это судьба последнего русского поэта-романтика, творившего в эпоху торжества реализма и все-таки сохранившего верность заветам романтического искусства.

Романтизм Тютчева сказывается, прежде всего, в понимании и изображении природы. И в сознание читателей поэт вошел, прежде всего, как певец природы, ни для кого из русских поэтов, кроме раз­ве его младшего современника Фета, природа не являлась таким постоянным источником впечатлений и раздумий, как для Тютчева. Некрасов отметил его необыкновенную способность улавливать "именно те черты, по которым в воображении читателя может воз­никнуть и дорисоваться сама собою данная картина". Л.Н. Толстой признавался, что каждой весной в его памяти возникают строфы тютчевской «Весны»:

Как ни гнетет рука судьбины,

Как ни томит людей обман,

Как ни браздят чело морщины.

И сердце как ни полно ран;

Каким бы строгим испытаньям

Вы ни были подчинены,

Что устоит перед дыханьем

И с первой встречею весны!

Да разве в торопливом говоре весенних ручейков не слышится нам песня тютчевских весенних вод, славящих приход "молодой весны", и разве первым раскатам весеннего грома не вторят в на­шем сознании знакомые строки:

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

А летом, когда мы видим сгустившиеся тучи и переводим взгляд на притихшие поля, нам опять-таки вспоминаются тютчевские строки:

Зеленеют нивы

Зеленеют под грозой.

Преобладание пейзажей - одна из примет его лирики. Правиль­нее называть ее пейзажно-философской: картины природы вопло­щают глубокие, напряженные трагические раздумья поэта о жизни и смерти, о человеке, человечестве и мироздании: какое место за­нимает Человек в мире и в чем его Судьба. Тютчев как бы возвра­щался к исходным темам познания людьми мира, к тем вопросам, которые волновали человека еще на заре его существования и которые получили отражение в легендах, обрядах и сказках. Старинные образы Матери-земли, Океана, Солнца, Дня и Ночи, Смерти, Сна и Любви, Человека, Судьбы вошли в его поэзию.

Природа у Тютчева изменчива, динамична. Не знающая покоя, она вся в борьбе противоборствующих сил, беспрерывной смены дня и ночи, круговороте времен года, она многолика, насыщена звуками, красками, запахами. "На бесконечном, на вольном про­сторе блеск и движение, грохот и гром..." - восхищается поэт карти­ной ночного моря. ("Как хорошо ты, о море ночное" (1865)). То же пиршество звуков и красок в хрестоматийных строках "Весенние грозы". Лирика Тютчева проникнута восторгом перед величием и красотой, бесконечностью и многообразием природы. Характерны начала его стихотворений: "как хорошо ты, о море ночное...", "Есть я осени первоначальной...", "Как весел грохот летних бурь...", "Люб­лю грозу в начале мая...". Поражает диапазон художнического виде­ния поэта от тонкого волоса паутины, что "блестит на праздной бо­розде", до океана вселенной, объемлющего "шар земной". Неожи­данны тютчевские эпитеты и метафоры, передающие столкновение. и игру природных сил. Солнечный полдень поэт называет "мгли­стым", пышность древесного убора - "ветхой", сияние ночного моря "тусклым", "Воздушная арка" радуги полнеба обхватила и в высоте изнемогла".

Поэта особенно привлекают переходные промежуточные мо­менты жизни природы. Он изображает осенний день, напоминающий о недавнем лете ("Есть в осени первоначальной...") или же осенний вечер - предвестие зимы ("Осенний вечер"). Он воспевает не грозу в разгар лета, а весенний первый гром "в начале мая". Он рисует первое пробуждение природы, перелом зимы к весне ("Еще! земли печален вид, /А воздух уж весною дышит...").

Природа в стихах Тютчева очеловечена, одухотворена. Она внутренне близка и понятна человеку, родственна ему. "В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык..." • убежден поэт. («Не то, что мните вы, природа...»). Словно живое, мыслящее существо, она чувствует, дышит, радуется и грустит. Ве­сенний гром грохочет в небе, "как бы резвяся и играя". Вешние во­ды "бегут и будят сонный брег". Уступая дорогу весне, зима злится, "хлопочет", "ворчит", "бесится". "Лазурь небесная смеется", "полу­прозрачный лес грустит" и т.д. Само по себе одушевление природы довольно обычно в поэзии. Но для Тютчева это не просто метафоры и олицетворения; живую краску природы "он принимал и понимал не как свою фантазию, а как истину", - писал B.C. Соловьев.

Природа и человек образуют в лирике поэта единство, поэтому многим его стихам присуща двучастная композиция, построенная на параллелизме между жизнью природы и жизнью человека. ("Осенний вечер", "Еще земли печален вид...", "Когда в кругу убий­ственных забот...", "О чем ты воешь, ветер ночной"). Обычное для романтиков противопоставление природы и цивилизации доведено до пределов. Поэту чуждо не только современное общество (Душа моя Элизиум теней ...", 1830 г.), история, культура, цивилизация -все кажется ему призрачным, обреченным на гибель ("От жизни той, что бушевала здесь...", 1871 г.).

Итак, человек в поэзии Тютчева двуедин: он слаб и величествен одновременно. Хрупкий, как тростник, обреченный на смерть, не­мощный перед лицом судьбы, он велик своей тягой к беспредель­ному. Вот почему невыносимо для него спокойное существование в однообразии, для него велик человек, оказавшийся участником или свидетелем исторических свершений ("Счастлив, кто посетил сей мир / В его минуты роковые..." ("Цицерон").

Тютчев неповторимо запечатлел в своих стихотворениях все че­тыре времени года: В стихотворении "Весенние воды" ручьи - первые вестники вес­ны оповещают о приходе праздника природы. Мы видим и слышим звуки природы от апрельского бурного таяния снегов (1,2 строфа) до теплых, тихих майских дней (3 строфа).

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят...

Они гласят во все концы:

"Весна идет, весна идет!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперед!"

Шум природы передает само звучание стихов. Аллитерации "бе­гут... будят... брег... бегут... блещут"; "гласят, гласят, гонцы"; "весна, весна, весны, выслала вперед!" - это будто праздничные трубы при­роды, в которые трубят ее глашатаи. Последняя строфа рисует ве­сеннее успокоение, цветущее блаженство мая. Образ хоровода, вы­зывающий крестьянскую ассоциацию, приближает тютчевскую весну к народу:

Весна идет, весна идет!

И тихих, теплых майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней.

III. Работа учителя с группой.

Ученики по очереди выразительно читают стихотворения Тют­чева о природе, характеризующие различные времена года. После прочтения всем классом пытаемся раскрыть значения поэтических образов поэта. Пусть выскажутся все о том, как воспринимаются строки Тютчева, какие чувства и ассоциации они рождают.

Весна. «Весенняя гроза» передает возвышенную по-тютчевски красоту мира. Мы видим «небо голубое», «перлы дождевые», «солн­ца нити золотые», лес, омытый дождем; слышим «первый гром гро­хочет», «гремят раскаты», «птичий гам», «гам лесной», «шум нагор­ный», «все вторит весело громам», «громокипящий кубок» пролива­ется на землю. Так весеннее действие, развернувшись на небесах, касается земли. Важно чтобы ребята почувствовали, что, несмотря на зимнюю пору, при чтении стихотворения возникает ощущение весны и свежести.

Лето. Тютчевское лето также очень часто грозовое: "В душном воздухе молчанье", "Как весел грохот летних бурь", "Неохотно и не­смело"... Стихотворение "Неохотно и несмело" создает олицетво­ренный образ природы. Место действия - земля и небо, они же -главные персонажи, гроза - это их сложные и противоречивые взаимоотношения. Природа полна движения (ветер порывист, пла­мень молний летучий, пыль вихрем летит, земля в смятении), полна звуков (гром гремит, раскаты громовые), красок (зеленеющие ни­вы, синяя молния, пламень белый, земля в сиянье). И снова поэт дает почувствовать приближение праздника. Хотя "неохотно и не­смело" смотрит солнце, "исподлобья" поглядывает на поля и гром "все сердитей", а земля "принахмурилась", но все же природу красит этот гнев - "зеленеющие нивы зеленее под грозой", и гроза несет блаженство сияния: "И в сиянье потонула вся смятенная земля".

Осень. Картины осени рисуются в стихотворении "Есть в осени ] первоначальной короткая, но дивная пора..." и снова видим дейст­вие на земле и излюбленное вертикальное движение с неба.

Зима. Зимнюю природу Тютчев изобразил в стихотворении "Чародейкою зимою околдован лес стоит". Зимнее "чудо" совершается в состоянии волшебного сна природы, музыка стиха имитирует ма­гическое действие Чародейки, которая чертит волшебные круги, кольца, очаровывая, гипнотизируя, погружая в сон, что особенно подчеркивают повторы: "околдован... околдован... очарован... весь опутан... весь окован... неподвижною... немою". Стихи заворажи­вают своей музыкой, "колдуют":

Чародейкою Зимою

Околдован лес стоит

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,—

Не мертвец и не живой –

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой...

Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой —

В нем ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

Итак, в чем же особенность изображения природы Тютчевым, чем его взгляд отличается от нашего? — Тютчев изображает природу не со стороны, не как наблюдатель и фотограф. Он пытается понять душу природы, услышать ее голос. Природа у Тютчева - это живое, разумное существо.

IV. Слово учителя.

Далее учитель знакомит учеников с размышлениями русского философа Владимира Соловьева об образе природы у Тютчева (Приложение к уроку).

Итак, мы видим, Тютчева недаром называют певцом русской природы. И надо думать, что полюбил он ее не в блестящих гости­ных Мюнхена и Парижа, не в туманных сумерках Петербурга, не в патриархальной Москве. Красота русской природы с юных лет во­шла в сердце поэта с полей и лесов, окружавших его милый Овстуг, с тихих лугов и необозримых голубых небес родной Брянщины.

Домашнее задание.

1. Подготовить пересказ лекции по биографии и творчеству с устным цитированием одного из стихов поэта.

2. Проанализировать основные факты биографии Тютчева и выделить ключевые особенности в виде тезисов.

3. По желанию учителя и учащегося подготовить сообщение на тему: «Любовная биография Тютчева»


Приложение к уроку

... Никто не решится утверждать, что механическое устройство и дейст­вие скелета, сосудистой, мускулистой и нервной систем, изучаемое точными науками - анатомией и физиологией, исчерпывает собою весь смысл че­ловеческого существа и существования. Напротив, каждый согласится, что весь этот механизм координированных частей имеет смысл только как ору­дие или средство выражения и осуществления внутренней жизни или души человека. Точно так же и механизм всей природы есть только слаженная со­вокупность для проявления и развития всемирной жизни. Точное изучение этого механизма в высшей степени важно: оно дает человеку возможность в известной мере управлять естественными явлениям, пользоваться ими для своих целей. Но ни теоретический интерес, ни практическая польза такого изучения не составляет еще достаточного основания, чтобы видеть здесь всю истину о природе: это. В сущности, было бы так же странно, как если бы кто-нибудь стал утверждать, что для полного и окончательного познания челове­ка нужно только вскрыть и препарировать его труп.

Против нашего заключения от одушевленности человеческого тела к одушевленности тела всемирного нельзя приводить то соображение, что живого человека мы действительно видим как замкнутое целое в некотором единстве, - природу же воспринимаем всегда по частям. Ясно, что это раз­личие зависит не от существа дела, а от причины совершенно условной — от относительных размеров того и другого предмета. Для микроскопиче­ских глаз мухи вовсе не существует целого гармоничного очертания чело­века, да и для нашего собственного глаза самое прекрасное и одушевленное лицо превратилось бы при микроскопическом исследовании в бесформен­ную массу грубых тканей и клеток, механически нагроможденных без вся­кой законченности и единства. Однако, когда я смотрю на это лицо, как на живое, узнаю в его очертаниях и изменениях следы внутреннего опыта и выражение мыслей, то я конечно вижу несравненно больше, чем видит в нем самая наблюдательная муха, и узнаю в нем более полную истину, чем ТУ, которую мог бы узнать при помощи микроскопа. Никак не те волокна и клетки, а именно это большое, содержательное и единое, что я вижу жи­вым взглядом, - оно-то и есть ИСТИНА, или подлинный СМЫСЛ этого человеческого существа, а то все - только материал, в котором воплощает­ся, посредством которого выражается эта истина и этот смысл




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!