МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
государственное автономное професиональное образовательное учреждение
Чувашской Республики "Межрегиональный центр компетенций –
Чебоксарский электромеханический колледж"
Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
открытого урока по информатике на тему
«Электронная таблица и достопримечательности Чебоксар»
Авторы:
Гордова Е. С., заведующий отделением, преподаватель информатики и информационных технологий МЦК – ЧЭМК Минобразования Чувашии
Чебоксары, 2017
Гордова Е. С. Методическая разработка открытого урока по дисциплине информатике на тему «Электронная таблица и достопримечательности Чебоксар»: Учебно-методическое пособие. – Чебоксары: МЦК – ЧЭМК Минобразования Чувашии, 2017.– 21 с.
Рецензент: Мищенко Татьяна Вячеславна, зав. учебной частью, преподаватель информатики и информационных технологий МЦК – ЧЭМК Минобразования Чувашии.
Аннотация
Данная методическая разработка предназначена для проведения открытого урока по информатике на тему "Электронная таблица и достопримечательности Чебоксар". В предлагаемом сценарии открытого урока студентам предоставляется возможность вспомнить достопримечательности Чебоксар и решить задачи в электронной таблице, связанные с нашим городом.
РЕЦЕНЗИЯ
на методическую разработку
«Конспект открытого урока по информатике на тему
«Электронная таблица и достопримечательности Чебоксар»
преподавателя МЦК – ЧЭМК Минобразования Чувашии
Гордовой Екатерины Сергеевны
Представленная на рецензию методическая разработка содержит 19 листов текстовой части и приложения на 2 листах формата А4, предназначена для проведения открытого урока по информатике на тему "Электронная таблица и достопримечательности Чебоксар".
Методическая разработка содержит введение, основную часть (электронная таблица и достопримечательности Чебоксар, рефлексия), заключение, список использованных источников, приложения.
В предлагаемом сценарии открытого урока студентам предоставляется возможность вспомнить историю города, достопримечательности Чебоксар, решить задачи в электронной таблице, связанные с нашим городом, а также с ведущей отраслью промышленности – машиностроением.
Данное занятие является актуальным, т. к. не только учит правильно выполнять вычисления и строить диаграммы в электронной таблице, но и прививает любовь к культуре родного края и воспитывает патриотизм.
Представленная на рецензию методическая разработка составлена на достаточно высоком уровне и может быть рекомендована преподавателям информатики при проведении открытых уроков и выполнении лабораторных работ по дисциплине «Информатика» по теме «Электронная таблица».
Рецензент Т. В. Мищенко, заведующий учебной частью, преподаватель информатики и информационных технологий МЦК – ЧЭМК Минобразования Чувашии
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 5
1 Электронная таблица и достопримечательности Чебоксар 6
Цели занятия 6
План занятия 7
Ход занятия 7
2 Рефлексия 17
Заключение 18
Список использованных источников 19
Приложения 20
ВВЕДЕНИЕ
Электронные таблицы представляют собой удобный инструмент для автоматизации вычислений. Многие расчёты выполняются в табличной форме: балансы, расчётные ведомости, сметы расходов и т. п. Кроме того, решение численными методами целого ряда математических задач удобно выполнять именно в табличной форме. Использование математических формул в электронных таблицах позволяет представить взаимосвязь между различными параметрами некоторой реальной системы. Решения многих вычислительных задач, которые раньше можно было осуществить только с помощью программирования, стало возможно реализовать через математическое моделирование в электронной таблице.
Как показывает опыт, проведение занятия, где студенты решают реалистичные задачи, связанные с жизненными ситуациями, с родным городом, повышает интерес у студентов к дисциплине.
Городу Чебоксары в 2019 году исполняется 550 лет. Наш город с каждым днем преображается. Все больше и больше становится достопримечательностей: Чебоксарский залив, Введенский собор, монумент «Мать-Покровительница», монумент воинской славы, музей им. В. И. Чапаева и др.
На предлагаемом занятии студентам предоставляется возможность вспомнить достопримечательности Чебоксар и решить задачи в электронной таблице, связанные с нашим городом. Например, рассчитать стоимость бензина для проезда на автомобиле из Чебоксар в города России, вспомнить годы создания наиболее известных религиозных сооружений города, построить диаграммы национального состава, численности населения Чебоксар и др.
1 Электронная таблица и достопримечательности Чебоксар Цели занятия
Оборудование:
компьютеры с выходом в Интернет;
мультимедийный проектор;
офисные программы,
электронный тест,
файлы с заданиями,
документальные материалы об исторических местах города Чебоксары,
презентация «Достопримечательности г. Чебоксары».
Тип занятия: обобщающее занятие.
Формы работы: лабораторная работа.
Цели обучения:
развить навыки работы в среде табличного процессора (электронной таблицы),
развивать интерес к решению задач,
сформировать навыки самостоятельной работы, составления с помощью компьютера электронных документов,
Цели воспитания:
воспитание интереса к изучаемому материалу,
воспитание любви к Родине,
развитие познавательного интереса, логического мышления
Цели развития:
развитие логического мышления, памяти, внимательности, умения работать с формулами, строить графики и диаграммы.
Цели познавательные:
повышение интереса к занятиям информатикой,
развитие познавательного интереса, творческой активности студентов.
Применяемые на занятии педагогические технологии: современные образовательные технологии на основе здоровьесберегающих технологий, интерактивных методов обучения, информационно-коммуникационных технологий.
План занятия
Вступление преподавателя.
Общие характеристики табличного процессора.
Представление о формуле и правилах ее записи в электронной таблице.
Вычисления по формулам.
Вычисления с использованием относительных и абсолютных ссылок.
Сортировка данных.
Построение диаграмм.
Построение графиков.
Закрепление.
Рефлексия.
Ход занятия
I Актуализация знаний
В детстве, когда мы начинаем изучать окружающий мир, первым делом сталкиваемся с числами, учимся считать, решать самые простые задачи: у тебя было столько-то яблок, ты отдал какую-то часть своему другу, сколько яблок осталось?
С возрастом сталкиваемся с более сложными задачами. Если вспомнить каждый прожитый день, то ни один из них не прошел без математических вычислений. Например, в магазине считаем деньги, просчитываем скидки, минуты до звонка, набираем номера телефонов, паролей, и т. д. и все это мы вычисляем в уме.
При несложных вычислениях мы используем калькулятор, когда сталкиваемся с более сложными действиями, само собой обращаемся к электронным таблицам.
Итак, электронные таблицы дают нам возможность быстро вычислять различные математические операции и управлять ими.
Сегодня мы с вами будем говорить о табличном процессоре.
Итак, что мы с вами знаем и умеем делать:
создавать редактировать и формировать табличный документ;
выполнять вычисления по формулам;
применять относительные и абсолютные ссылки;
использовать в формулах функции;
создавать диаграммы;
рисовать графики.
Мы также знаем, что в таблице есть вертикальные и горизонтальные линии. Что означают эти линии?
(Электронная таблица состоит из столбцов и строк)
Сколько строк и столбцов в таблице?
(65536 строк и 256 столбцов, строки пронумерованы(1, 2, 3:65536), столбцы имеют имена(A, B, C:Z, AA:))
Что такое ячейка?
(На пересечении строк и столбцов находятся ячейки).
Если ячейка выделена рамкой, то, как она называется?
(Активной, при этом выделяются и номер строки, и имя столбца)
Что образуют две или более ячеек?
(Диапазон, граничащие ячейки называются смежными, а отделенные друг от друга несмежными, для определения диапазона ставится между ними двоеточие (:), диапазон А1:В3 состоит из шести ячеек)
- Ребята, в каком году был основан город Чебоксары? Сколько лет нашему городу?
В письменных источниках Чебоксары упоминаются с 1469 г., когда русские воины остановились здесь на последний привал по пути в Казанское ханство. Участники похода "ночевали на Чебоксари, а от Чебоксари шли день весь да ночь всю ту шли, и приидоша под Казань". В 2019 году Чебоксарам исполняется 55 лет.
II Формирование умений и навыков при решениях задач.
Задача №1. (Движение автомобиля.)
- Для того чтобы решить эту задачу, нужна формула. Что называется формулой в электронной таблице?
(Это математическое выражение, записанное по правилам, установленным в среде табличного процессора)
- Что может включать в себя формула?
(операторы, ссылки на ячейки, константы, переменные, знаки арифметических операций ("+", "-", "*", "/"), скобки, функции и должна начинаться со знака равенства(=).
{Задачи даются в трех вариантах, и студенты устно отвечают, как правильно составлять формулу и как её записывать в электронной таблице)
Задача № 1.1
Подсчитать, за сколько часов доедет автомобиль от остановки «Роща Гузовского» до поселка Альгешево, если она едет по городу через центр со средней скоростью V=50 км/час, S=20 км.
Задача № 1.2
От остановки «Роща Гузовского» до поселка Альгешево можно поехать по федеральной трассе М7, S=32 км и время в пути t=37 мин. Какова средняя скорость автомобиля?
Задача №1.3
Найдите расстояние от поселка Сосновка (поселок, входящий в состав города Чебоксары, находится на левом берегу Волги) до пр. Ленина г. Чебоксары, если автомобиль двигался со средней скоростью 70 км/ч и доехал за 32 мин.
Столица Чувашской Республики - Чебоксары - находится на расстоянии 650 км восточнее Москвы. Город расположен на правом берегу Волги. Экономико-географическое положение города характеризуется наличием автомагистралей «Нижний Новгород — Чебоксары — Ульяновск», а через плотину Чебоксарской ГЭС — на Казань и Йошкар-Олу. Через Чебоксары проходят две федеральные автомагистрали: М7 Волга и Р176 Вятка.
Задача № 2. Создать электронную таблицу расчета стоимости бензина для проезда на автомобиле из Чебоксар в нижеперечисленные города России. Основными данными для расчета служат: расход автомобилем бензина на 100 км пути, цена 1 л бензина, расстояние от Чебоксар до городов. Для определения стоимости бензина нужно путь разделить на 100, умножить на величину расхода бензина на 100 км пути (абсолютная адресация) и умножить на цену 1 л бензина (абсолютная адресация). Пример создания представлен в таблице 1.
Таблица 1 - Расчет стоимости бензина для проезда на автомобиле из Чебоксар в города России
| A | B | C | D |
-
| Стоимость бензина для проезда из Чебоксар |
-
| | | | |
-
| Расход бензина на 100 км, Л. | 8 |
-
| Цена 1 л бензина, руб. | 30 |
-
| Курс доллара | 50 |
-
| | | | |
-
| Города | Расстояние из Чебоксар | Стоимость бензина, руб. | Стоимость бензина, $ |
-
| Москва | 650 | =B8/100*D$3*D$4 | =C8/D$5 |
-
| Йошкар-Ола | 100 | | |
-
| Казань | 158 | | |
-
| Н. Новгород | 240 | | |
-
| Ульяновск | 246 | | |
-
| Саранск | 323 | | |
-
| Владимир | 460 | | |
-
| Пенза | 470 | | |
-
| Самара | 480 | | |
-
| Уфа | 690 | | |
-
| Волгоград | 1000 | | |
-
| Сочи | 1919 | | |
Какие ссылки называют относительными, абсолютными и смешанными? Какие ссылки вы применяли при решении этой задачи?
Наш город с каждым днем преображается. Все больше и больше становится достопримечательностей: Чебоксарский залив, Введенский собор, монумент «Мать-Покровительница», монумент воинской славы, музей им. В. И. Чапаева и др. (показываются слайды этих достопримечательностей).
В 1767 году императрица Екатерина II, проплывая по Волге мимо Чебоксар, выразила свое восхищение живописными видами города, она считала Чебоксары «во всем лучше Нижнего Новгорода». О Чебоксарах писали Радищев и Шевченко. Красоту города отмечали и другие путешественники, о чём в исторических документах сохранились соответствующие записи. К примеру, академик И. Г. Георги, посетивший Чебоксары в 1774 г., писал: «Тринадцать красивых каменных церквей, четыре монастыря, ратуша и некоторые солидные купеческие дома придают городу приятный вид».
Задача № 3. Примените различные виды сортировки к таблице 2:
отсортировать названия религиозных сооружений по алфавиту;
отсортировать названия религиозных сооружений по возрастанию происхождения;
отсортировать названия религиозных сооружений по убыванию построения.
Таблица 2 – Религиозные сооружения Чебоксар
Религиозные сооружения Чебоксар |
Свято-Троицкий мужской монастырь | 1566 |
Введенский собор | 1651 |
Церковь Михаила Архангела | 1702 |
Владимирская церковь | 1716 |
Воскресенская церковь | 1758 |
Успенская церковь | 1763 |
Мечеть Булгар | 1991 |
Покровско-Татианинский собор | 2001 |
Сортировка происходит:
числа сортируются от наименьшего отрицательного до наибольшего положительного;
текст в следующем порядке: 0, 1, :, 9. , символы, A, B, C, :, А, Б, В.
ложь потом истина;
пустые ячейки помещаются в конец списка.
ЭНЕРГИЗАТОР. Закройте глаза и прикройте их ладонями. Представьте лист белой бумаги и попытайтесь мысленно написать на нем тушью свое имя. Если это удастся, то напишите по буквам свою фамилию и отчество, четко представляя себе каждую букву в отдельности. В конце записи поставьте точку.
В электронной таблице можно показывать информацию не только в виде рабочего листа, но и в форме диаграмм.
Диаграмма - графическое представление числовых данных. Диаграммы, отображают данные нагляднее, облегчают восприятие и помогают при анализе и сравнении данных.
Как построить диаграмму? Какие типы диаграмм вы знаете, что называется легендой? Объясните алгоритм построения диаграмм. (рассказывают студенты)
Задача № 4. Постройте круговую диаграмму, отображающую национальный состав Чувашии, представленный четырьмя этническими группами - чуваши, русские, татары и мордва. Национальный состав этнических групп Чувашии представлен в таблице 3.
Таблица 3 – Национальный состав Чувашии
Этническая группа | Процентный состав, % |
чуваши | 67 |
русские | 26 |
татары | 2,8 |
мордва | 2,4 |
другие национальности | 1,8 |
Конечный результат построения диаграммы представлен на рисунке 1.
Рисунок 1 – Диаграмма национального состава Чувашии
Итак, в каждом случае важно правильно подобрать тип создаваемой диаграммы. Приводить диаграмму к устраивающему виду.
Далее, ребята, что необходимо знать, чтобы построить графики функций?
Построение графиков
Для того чтобы построить график необходимо знать координаты ее точек, то есть, для каждого X нужно найти соответственное значение Y.
Задача № 5. По таблице 4 постройте график результатов метеорологических наблюдений средний показателей температуры в Чебоксарах. Вычислите максимальные, минимальные и средние годовые показатели температуры.
Таблица 4 – Результаты метеорологических наблюдений средних показателей температуры в Чебоксарах
Показатель | янв | февр | март | апр | май | июнь | июль | авг | сент | окт | нояб | дек |
Средняя температура, °C | -12,9 | -10,7 | -5,1 | 4,3 | 12,6 | 16,6 | 18,8 | 16,6 | 10,6 | 3,1 | -3,4 | -9,1 |
Конечный результат построения графика метеорологических наблюдений представлен на рисунке 2.
Рисунок 2 – Диаграмма результатов метеорологических наблюдений средний показателей температуры в Чебоксарах
Задача № 6. Постройте диаграмму численности населения Чебоксар по таблице 5. Наиболее приемлемый тип диаграммы выберите сами.
Таблица 5 – Численность населения Чебоксар
Год | 1625 | 1723 | 1856 | 1913 | 1940 | 1959 | 1970 | 1982 | 1992 | 2000 | 2005 | 2010 | 2015 |
Кол-во | 458 | 1924 | 4700 | 6700 | 40000 | 104374 | 216139 | 353000 | 441900 | 459200 | 453400 | 447929 | 474025 |
Конечный результат построения диаграммы численности населения Чебоксар по годам представлен на рисунке 3.
Рисунок 3 – Диаграмма численности населения Чебоксар
Одной из ведущих промышленных отраслей города является машиностроение. В организациях комплекса работает каждый второй работающий в обрабатывающих производствах.
Задача № 7. Структура машиностроительного комплекса в процентном соотношении по видам деятельности представлена в таблице 6. Постройте диаграмму динамики изменения структуры машиностроительного комплекса.
Таблица 6 – Численность населения Чебоксар
Виды деятельности | 2012 | 2013 | 2014 |
производство машин и оборудования | 21,6 | 16,0 | 17,4 |
производство транспортных средств и оборудования | 29,6 | 25,9 | 26,5 |
производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования | 36,1 | 45,8 | 43,9 |
металлургическое производство | 15,4 | 12,3 | 12,2 |
Конечный результат построения диаграмму динамики изменения структуры машиностроительного комплекса Чувашии представлен на рисунке 4.
Рисунок 4 – Динамика изменения структуры машиностроительного комплекса Чувашии
III. Закрепление (тест на компьютерах).
Тест представлен в таблице 7.
Таблица 7 – Тест по теме «Электронная таблица»
1 | В ячейке электронной таблице H5 записана формула =B5*V5. Какая формула будет получена из нее при копировании в ячейку H7: | |
| =$B5*V5 | |
| =B5*V5 | |
| =$B5*$V5 | |
| =B7*V7 | 1 |
2 | В ячейке электронной таблице H5 записана формула =$B$5*V5. Какая формула будет получена из нее при копировании в ячейку H7: | |
| =$B$7*V7 | |
| =$B$5*V5 | |
| =$B$5*V7 | 1 |
| =B$7*V7 | |
3 | В ячейке электронной таблице H5 записана формула =$B$5*5. Какая формула будет получена из нее при копировании в ячейку H7: | |
| =B$5*7 | |
| =$B$5*7 | |
| =$B$7*7 | |
| =$B$5*5 | 1 |
4 | В электронной таблице в ячейке A1 записано число 5, в B1 — формула =А1*2, в C1 формула =А1+В1. Чему равно значение С1: | |
| 15 | 1 |
| 10 | |
| 20 | |
| 25 | |
5 | В электронной таблице в ячейке A1 записано число 10, в B1 — формула =А1/2, в C1 формула =СУММ(А1:В1)*2. Чему равно значение С1: | |
| 10 | |
| 150 | |
| 30 | 1 |
| 50 | |
6 | Линейчатая диаграмма — это: | |
| диаграмма, в которой отдельные значения представлены полосами различной длины, расположенными горизонтально вдоль оси Х | 1 |
| диаграмма, отдельные значения которой представлены точками в декартовой системе координат | |
| диаграмма, в которой отдельные значения представлены вертикальными столбиками различной высоты | |
| диаграмма, представленная в виде круга разбитого на секторы, и в которой допускается только один ряд данных | |
7 | Гистограмма — это: | |
| диаграмма, для представления отдельных значений которой используются параллелепипеды, размещенные вдоль оси Х | |
| диаграмма, в которой отдельные значения представлены вертикальными столбцами различной высоты | 1 |
| диаграмма, представленная в виде круга разбитого на секторы, и в которой допускается только один ряд данных | |
| диаграмма, отдельные значения которой представлены точками в декартовой системе координат | |
8 | Круговая диаграмма — это: | |
| диаграмма, отдельные значения которой представлены точками в декартовой системе координат | |
| диаграмма, в которой используется система координат с тремя координатными осями, что позволяет получить эффект пространственного представления рядов данных | |
| диаграмма, представленная в виде круга разбитого на секторы, и в которой допускается только один ряд данных | 1 |
| диаграмма, в которой используется система координат с тремя координатными осями, что позволяет получить эффект пространственного представления рядов данных | |
9 | При перемещении или копировании в электронной таблице абсолютные ссылки | |
| не изменяются | 1 |
| преобразуются вне зависимости от нового положения формулы | |
| преобразуются в зависимости от нового положения формулы | |
| преобразуются в зависимости от длины формулы | |
10 | При перемещении или копировании в электронной таблице относительные ссылки | |
| не изменяются | |
| преобразуются вне зависимости от нового положения формулы | |
| преобразуются в зависимости от нового положения формулы | 1 |
| преобразуются в зависимости от длины формулы | |
IV. Выставление оценок по тесту.
V. Рефлексия. Просмотр презентации "Достопримечательности Чебоксар".
2 Рефлексия
Рефлексию рекомендуется провести по двум направлениям:
– Рефлексия участников мероприятия (урока). Выявление мнения участников о данном уроке, его организации и проведении, определение затруднений студентов как в психологическом, так и в образовательном аспектах и способы их преодоления. Высказывание мнений о дополнениях или изменениях некоторых моментов мероприятия, его структуры и т.д. Для проведения рефлексии студентов предлагается разработать анкеты, проводимые после проведения мероприятия, пример приведен в таблице 7.
– Рефлексия организаторов мероприятия. Анализ проведенной игры, выявление достоинств и недостатков, определение необходимых дополнений или изменений этапов, заданий и т.д. мероприятия. Что получилось наиболее успешно при подготовке к данному мероприятию? Благодаря чему? Анализ знаний и интереса студентов к изучаемым предметам на данном этапе обучения (оценка уровня предметных компетенций обучающихся). Выработка рекомендаций студентам для дальнейшего обучения, а также рекомендаций для нового проведения данного мероприятия в рамках учебного процесса.
Таблица 7 – Рефлексивная таблица для участников
№ | Ответьте на вопросы | Сюда впишите ответ или поставьте количество голосов в предложенные варианты |
1 | Какое из заданий вам показалось наиболее сложным? | |
2 | Какое из заданий показалось наиболее легким? | |
3 | Над чем вам следовало бы поработать в дальнейшем? | |
4 | Отрицательными эпизодами мероприятия были: | |
5 | Выразите ваше эмоциональное состояние после мероприятия. | | | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Электронная таблица (табличный процессор) – компьютерная программа, позволяющая проводить вычисления с данными, представленными в виде двумерных массивов, имитирующих бумажные таблицы. А если вычисления в электронной таблице проводить с конкретными числами, близкими студенту, связанным с нашим городом Чебоксары, то время проходит не только познавательно, но и интересно.
Данное занятие не только учит правильно выполнять вычисления и строить диаграммы в электронной таблице, но и прививает любовь к культуре родного края.
Мною ежегодно проводится данное мероприятие в рамках проведения предметной недели цикловой комиссии. Благодаря карточкам рефлексии появляется возможность отследить достоинства и недостатки занятия, учесть предложения и замечания.
Используемый урок также повышает интерес к дисциплине, побуждает к поиску нестандартных решений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Гохберг, Г. С. Информационные технологии: учебник / Г. С. Гохберг, А. В. Зафиевский, А. А. Короткин. - 8-е изд., испр. - М.: Академия, 2013. - 207 с.
2 Михеева, Е. В. Информатика: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Е. В. Михеева, О. И. Титова. – 9-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 352 с.
3 http://cheboksary-vse.ru/2013/10/dostoprimechatelnosti-cheboksary-s-foto/
4 https://ru.wikipedia.org/wiki/Чебоксары
ПРИЛОЖЕНИЯ