СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА по дисциплине Обществознание (вкл. экономику и право, основы финансовой грамотности) на тему: «ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ЕГО ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ"»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного урока является создать условия для усвоения подростками понятия «негативное отклоняющееся поведение», его проявлений и социальных последствий на примере алкоголизма и наркомании; раскрыть сущность понятия «девиантное отклоняющееся поведение»; научить учащихся определять виды и группы отклоняющегося поведения, а также причины и последствия негативного отклоняющегося поведения.

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА по дисциплине Обществознание (вкл. экономику и право, основы финансовой грамотности) на тему: «ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ЕГО ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ"»»

Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Республики Крым «Красногвардейский агропромышленный техникум»




















Методическая разработка

открытого урока

по дисциплине ОУД. 12 Обществознание (вкл. экономику и право, основы

финансовой грамотности)

Тема урока:  «Девиантное поведение и его формы проявления»









Разработал:

преподаватель : Кушпит Е.А.












2020 г.

Тема урока : «Девиантное поведение и его формы проявления»

Цель: создать условия для усвоения подростками понятия «негативное отклоняющееся поведение», его проявлений и социальных последствий на примере алкоголизма и наркомании

Задачи:

образовательная: раскрыть сущность понятия «девиантное отклоняющееся поведение», научить учащихся определять виды и группы отклоняющегося поведения, а также причины и последствия негативного отклоняющегося поведения;

развивающая: способствовать развитию умения подростков анализировать реальные жизненные ситуации, выбирать адекватную модель поведения в рамках свойственных им социальных ролей;

воспитательная: продолжить формирование отрицательного отношения подростков к психоактивным веществам, высокой оценки социального значения здорового образа жизни, правового поведения.

Формируемые УУД:

регулятивные: самостоятельно определять цели, формулировать и ставить перед собой учебные задачи; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;

познавательные: определять понятия, устанавливать аналогии,  причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы, использовать полученные знания для решения конкретных задач;

коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками; работать индивидуально, в паре и группе; формулировать, аргументировать и корректно отстаивать свою точку зрения.

Оборудование: Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования / А.Г. Важенин. – 9-е изд., исправл. – М.: Издательский центр «Академия», 2020. – 528 с. ISBN 978-5-4468-8419-3

Основные понятия: социальная норма, отклоняющееся поведение, зависимость, алкоголизм, наркомания.







Ход урока



  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний

Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя? Давайте в конце урока вернёмся к этому вопросу и постараемся ответить на него.

Действительно, в обществе существуют общепринятые нормы, регулирующие поведение людей в той или иной ситуации. Давайте вспомним, какие виды социальных норм существуют? (Правовые, религиозные, моральные, корпоративные, нормы этикета, обычаи, традиции и т. д.) 

А теперь постараемся определить, какими социальными нормами регулируются следующие ситуации.

  • Семья украшает ёлку на Новый год.

  • Бизнесмен платит налоги государству.

  • Женщина, заходя в православный храм, надевает на голову платок.

  • Перед началом спектакля зрители отключают мобильные телефоны.

  • При заключении брака жених и невеста обмениваются кольцами.

  • Выходя из машины, мужчина подаёт руку даме.


Однако в жизни часто происходят ситуации, при которых поведение людей не согласуется с нормами, отклоняется от них. Оно так и называется – отклоняющееся, или, выражаясь языком психологов, девиантное.

А теперь приведём несколько примеров отклоняющегося поведения

(Учащиеся приводят свои примеры девиантного поведения)

Пример 1. Сальвадор Дали, испанский живописец, один из самых ярких представителей сюрреализма. Творчество художника не вписывается в рамки нашего привычного представления об искусстве, сам он называл свои картины «рисованными снимками сновидений». Но и поведение художника выходило за рамки привычного: например, он часто прогуливался по улице, используя вместо трости батон, а в качестве домашнего животного держал муравьеда.

Пример 2. Древнегреческий философ Диоген, как известно, жил в пифосе – большой глиняной бочке. Он насмехался над существовавшими в то время социальными нормами – например, принимал пищу на площади, при людях, что считалось в Афинах крайне неприличным.

Пример 3. Художник, учёный и изобретатель Леонардо да Винчи также игнорировал многие общественные нормы своего времени: не ел мяса, спал около двух часов в сутки, писал левой рукой, его нередко видели стоящим возле виселицы с блокнотом в руке, куда он тщательно зарисовывал фигуру покойного, не упуская ни одной детали в лице и позе.

Думаю, вы и сами сможете привести большое количество подобных примеров. Такие формы поведения не создают неудобств окружающим, не подрывают стабильность и благополучие общества. Отклоняющееся поведение характерно для многих творческих людей, и, как мы видим, далеко не всегда несёт в себе что-то плохое, напротив – способствует созданию чего-то нового, интересного, неординарного.

Но есть и другие случаи, когда отклоняющееся поведение ведёт к нежелательным, негативным последствиям как для личности, так и для всего общества.  

Сегодня мы поговорим о негативном отклоняющемся поведении. Мы рассмотрим его причины, проявления и последствия.

  1. Изучение нового материала

Тема, которую нам предстоит изучить достаточно обширна. Я надеюсь, сегодня вы узнаете много новой информации.

Для начала попробуем сформулировать определение отклоняющегося поведения.

Отклоняющееся поведение – поведение, не соответствующее общепринятым, наиболее распространённым и устоявшимся общественным нормам.

 Приведите свои различные при­меры отклоняющегося поведения


Примеры:

  1. Перешел улицу на красный свет.

  2. Развел костер в неположенном месте.

  3. Публично оскорбил пожилого человека.

  4. Нарушений правил поведения в школе: игра в телефон на уроке и т.д.



Как мы успели заметить, существует большое разнообразие форм отклоняющегося поведения. Специалисты разделяют их на несколько групп: 

  • на уровне личности (подросток стал заядлым курильщиком)

  • малых группах (пьющие родители перестали заботиться о детях)

  • на уровне государства (чиновник вымогает взятку)


 Каковы последствия отклоняющегося поведения?

  • не причиняет вреда обществу

  • причиняет вред обществу

  • причиняет вред и человеку и обществу


А теперь подумаем, какие проявления отклоняющегося поведения наносят вред и человеку, и малым группам, в которых он функционирует, и государству?

Обучающиеся предлагают свои варианты ответов

Верно, это, в первую очередь, алкоголизм и наркомания.

Проблема алкоголизма и наркомании является острой темой, которая активно обсуждается в средствах массовой информации. Тем не менее, существует огромное количество мифов и домыслов, связанных с ней, которые часто подаются нам под видом проверенных фактов.

Давайте рассмотрим и разберем каждое из утверждений более подробно.

  1. Зависимость от табака или алкоголя не является наркотической. Если обратиться к законодательству, то Уголовный кодекс Российской Федерации не причисляет табак и алкоголь к наркотикам, однако их воздействие на организм имеет ту же природу, поэтому официальная медицина рассматривает зависимость от табака или алкоголя как наркотическую.

  2. Алкоголь поднимает настроение, делает человека более общительным и открытым. Так ли это на самом деле? Обратимся к замечательному высказыванию средневекового мыслителя Абу-ль-Фараджа:

Вино сообщает каждому, кто пьёт его, четыре качества. Вначале человек становится похожим на павлина - он пыжится, его движения плавны и величавы. Затем он приобретает характер обезьяны и начинает со всеми шутить и заигрывать. Потом он уподобляется льву и становится самонадеянным, гордым, уверенным в своей силе. Но в заключение он превращается в свинью и, подобно ей, валяется в грязи.

На самом деле алкогольное опьянение – это проявление интоксикации (отравления) организма. Лёгкая её степень может характеризоваться раскованностью, повышенной общительностью, но вместе с этим снижением самоконтроля и адекватной оценки своего поведения. А вот тяжёлая степень опьянения нередко приводит к алкогольной коме, инфаркту, резкому падению артериального давления и, как следствие, к смерти.

  1. Алкоголь вреден лишь в больших дозах, «разумное» его потребление – только на пользу. Не существует такого понятия как «разумная» доза алкоголя: он вреден в любых количествах. Кроме того, алкоголь имеет накопительный эффект, т. е. при повторном употреблении «разумной» дозы его вред увеличивается вдвое.

  2. Все наркотики делятся на «лёгкие» и «тяжёлые». Ни в медицине, ни в законодательстве нет такого разделения. Все наркотические вещества действуют по одной и той же схеме – вызывают психологическую, а затем физическую зависимость, разрушают организм изнутри и убивают человека. Просто одни делают это быстрее, а другие медленнее.

  3. Есть люди, которые ежедневно употребляют наркотики/пьют/курят и при этом абсолютно здоровы. Таких людей не существует. Нормальные, привлекательные лица на снимках, сделанных во время первого задержания наркоманов, через годы, а иногда и даже месяцы, превращаются в измождённые, покрытые язвами, беззубые развалины. 

  4. Алкоголизм или пристрастие к табаку – это не болезнь, а привычка, от которой легко избавиться, если захочешь. И алкогольная, и никотиновая зависимости занесены в Международную классификацию болезней в раздел «Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ». Избавление от этих пагубных зависимостей у большинства людей проходит долго и мучительно. Как и любая болезнь, они требуют лечения, существует даже особый раздел медицины – наркология.

  5. Употреблять наркотики или нет – личное дело каждого. 

Методом мозгового штурма обучающиеся выделяют последствия негативного отклоняющегося поведения для общества и государства.

Итак, к последствиям алкоголизма, наркомании относятся увеличение количества дорожно-транспортных происшествий, разводов, брошенных детей, несчастных случаев на производстве, снижение уровня продолжительности и качества жизни людей, производительности труда, рост числа правонарушений, в т. ч. и преступлений.

Дополнительная информация к размышлению:

  • У подростков, молодых людей риск развития алкогольной за­висимости оказывается в 1,5 раза выше, чем у людей в возрасте 30—35 лет.

  • У девушек и женщин зависимость от алкоголя формируется быстрее, чем у юношей и мужчин.

  • В последнее время врачи и педагоги с тревогой говорят о распространении пивного алкоголизма у школьников 12—14 лет.


Любителям пива

Помните, что пиво вовсе не так безобидно, как порой кажется. Во-первых, общее количество алкоголя после огромных порций пива достаточно велико: 0,5 литра пива соответствует 60—80 граммам водки. Во-вторых, не забывайте, что это очень калорийный напиток. Постоянные потребители пива быстро толстеют, стенки желудка от пива растягиваются. И в-третьих, обратите внимание на наблюдение немецкого психотерапевта Э. Крепелина: 45% его пациентов стали алкоголиками в результате того, что регулярно и много пили пиво.

Дополнительная информация к размышлению:

  • У 25—30-летних родителей, пробовавших в 15—16-летнем воз­расте наркотики, риск рождения ребёнка с физическими или психи­ческими отклонениями повышается в 2—3 раза.

  • Эффективность лечения наркомании, даже с использовани­ем самых современных методик, очень невелика — всего 15—20% (т. е. удаётся вылечить одного-двух человек из десяти).


3. Причины отклоняющегося поведения.

  • Человек не думает о негативных последствиях и своём будущем.

  • Молодые люди переоценивают свою силу воли

  • Склонность к риску у молодёжи.

  • Нежелание отставать от других.

  • Неблагополучные семьи

  • Переоценка жизненных ценностей

  • Стремление любыми (асоциальными) способами достичь цели.


Думаю, самое время вернуться к нашему эпиграфу и ответить на вопрос: «Можно ли живя в обществе, быть от него свободным, делать всё, что вздумается?»

  1. Закрепление изученного материала

Ребята, как вы думаете, какую пользу принесёт нам материал, который мы изучили на уроке? Я очень надеюсь, что знания, полученные на уроках, помогут вам избежать роковых ошибок в будущем и предостеречь от них тех, кто вас окружает.

А теперь давайте вспомним всё, о чём говорили сегодня на уроке: мы узнали много информации. Подумайте, как вы с ней распорядитесь. Что из изученного на уроке вы возьмёте с собой в багаж знаний, какую информацию вам необходимо обработать, а какую – выкинуть, потому что она кажется вам бесполезной. 

Фронтальный опрос:

  • Правила поведения, принятые в обществе. Они предписывают или запрещают определённый тип поведения – это …..?

  • Поведение, которое не согласуется с социальными нормами – это …..?.

  • Как может проявляться отклоняющееся поведение?

  • Каковы последствия отклоняющегося поведения?

  • Отклоняющееся поведение, которое причиняет вред и человеку и обществу – это …..?

  • Почему люди так делают?



Задание 1. РЕШИТЕ ПРОБЛЕМУ

Четверо друзей из одного двора решили встреться в новогоднюю ночь, чтобы покататься с горки. Саша зашел за Андреем, затем вместе они пошли за Сергеем и Мишей, Михаил что-то долго копался в своей комнате, наконец вышли на улицу. «А я что-то для вас припас», — гордо сказал Миша и достал спрятанную под курткой бутылку с вином. «Вот это да!» — восхитился Андрюха. Сережа смутился, а Сашка решительно заявил «……………………..» Напишите, какие аргументы может привести Саша, чтобы убедить своих друзей отказаться от спиртного.


Учитель опрашивает несколько желающих.

  1. Подведение итогов урока, оценка деятельности учащихся, выставление отметок

  2. Домашнее задание

Повторить пройденный материал, подготовиться к письменной самостоятельной работе. Подготовить презентацию на тему «Девиантное поведение его причины виды и последствия»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!