Министерство образования и науки
Донецкой Народной Республики
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Донецкий центр профессионально-технического образования
строительства и архитектуры»
Методическая разработка открытого классного часа
«Моя профессия – строитель»
Разработала
Мастер производственного обучения
Павлюк Людмила Ивановна
Донецк, 2020
Методическая разработка открытого классного часа
«Моя профессия – строитель»
Цели:
Познакомить студентов с избранной профессией.
Рассказать о задачах строителей в производственных условиях.
Показать важность и значимость профессии – строитель.
Прививать любовь к будущей профессии.
План:
Вступительное слово мастера производственного обучения.
Основные продукты строительства.
Проектирование объектов строительства.
Показ слайдов и характеристики рабочих профессий.
Вступительное слово мастера производственного обучения.
Сегодня мы поговорим о вашей будущей профессии – строитель! Эта профессия самая древняя и самая важная. Без строительства не обходится не одна отрасль народного хозяйства: химическая промышленность, пищевая, текстильная, горнодобывающая, транспорта и связи, жилищно-коммунальная, сельское хозяйство и др.
Строитель - это тот, кто строит, возводит».
Строительством называют возведение, реконструкцию, техническое перевооружение или ремонт зданий и сооружений.
Стихотворение «Что такое ударная стройка?»
Что такое ударная стройка?
Не отчеты, не цифры, не речи,
Не плакаты, кричащие бойко,
А живые сердца человечьи.
Вот они - под рубашкой бьющиеся,
Не сдающиеся, горячие,
Вот они – наше близкое будущее,
Наше радостное настоящее!
Вот они – молодые, отважные,
Зимней стужею обожженные,
Не задетые пылью бумажною,
Для любви и добра обнаженные!
Что такое ударная стройка?
Не за теплым местечком погоня,
А походная жесткая койка
Это сила и это вера,
Это свежесть и молодость века,
Это бой против стужи и ветра
Против грязи – за человека!
(И.Харабаров)
Песня «Слава строителям»
Мы все отлично понимаем,
Что нет прекрасней никого,
Кто ставит сваи, строит стены
И крыши дома своего (2 раза)
Они пришли через столетья,
Они пройдут через года,
Ведь знают люди на планете
Что без строителей беда (2 раза)
Мы наших зодчих поздравляем,
И им желаем на 100 лет,
Здоровья, счастья, созиданья
И новых творческих побед (2 раза)
Пусть планировка наших судеб,
Не завершит своих наук,
И пусть Алтарь построен будет
Тем, кто придумал в двери стук (2 раза)
(на песню «Под крышей дома твоего»)
Продукцией строительства являются построенные и уже подготовленные к эксплуатации здания и сооружения не только производственного назначения, но и жилые дома, культурно-бытовые сооружения, сооружения для здравоохранения, просвещения, науки, искусства, спорта.
Продукция строительства очень разнообразна и очень отличается от продукций других отраслей:
Она большая по размерам;
Она не передвигается, стационарна;
Она трудоемка и требуется много времени и затрат труда на ее создание;
Она материалоёмка, причем на ее создание используется самый разнообразный строительный материал;
Создается на многие года и даже века;
Производится на открытом воздухе и строителям приходится работать в самых разных, не всегда благоприятных погодных условиях.
Строительство любого здания или сооружения осуществляется только при наличии проекта.
Проектом называют комплекс расчетов и показателей, обосновывающих строительство объекта и чертежи, по которым можно будет выполнять строительство.
Проект разрабатывают проектировщики. Предварительно, проектная группа изучает условия и местность, в которых будет производиться строительство; проводит необходимые топографические, геологические и гидрогеологические исследования.
При наличии всех необходимых данных проектируется объект строительства.
Разработанный проект согласовывается со строителями, проходит экспертизу, утверждается. После этого можно начинать строить!
Песня «Города на память»
1 куплет.
Когда друзья приходят на вокзал,
Когда друзьям ты все уже сказал,
Тебе отсюда трудно уезжать,
И город что построил оставлять.
Огни проспектов в городе твоем,
Остались где-то сумраке ночном
А ты спешишь туда, где гул ветров,
Где будут силуэты городов.
Припев: Спасибо дружище,
Спасибо тебе,
За то, что идешь ты по трудной тропе.
Не каждому дано так щедро жить,
Друзьям на память города дарить.
2 куплет.
Тебе спешит на встречу новый день,
Но день вчерашний не уходит в тень.
И ты несешь ночлег свой на плечах,
Чтоб люди жили в новых городах,
Пусть город твой, где сопки и тайга,
Еще на белом ватмане пока.
И пусть вокруг лежит суровый снег.
Но верит в этот город человек.
Припев.
Слово мастера производственного обучения.
Процесс строительства длительный, трудоемкий, сложный. Он выполняется большим количеством рабочих, разных профессий: каменщиками, монтажниками, плотниками, столярами, кровельщиками, изолировщиками, монтёрами, паркетчиками, стекольщиками, такелажниками и др.
Крановщик. С помощью крана ведется монтаж различных конструкций. Крановщик управляет краном при перемещении и опускании грузов, соблюдает меры безопасности при работе и техническом обслуживании крана, определяет неисправности в работе крана и своевременно устраняет их. Работа на кране необычная, интересная, требует внимания и сосредоточенности. Крановщик должен быть с хорошим зрением, слухом и не бояться высоты.
Каменщик. Профессия каменщик произошла от слова «камень» - самый древний и широко применяемый сегодня строительный материал: прочный, огнестойкий, доступный. Каменщик выполняет кладку стен из кирпича и блоков, бутового камня, кладку стен с одновременной облицовкой. Делает перегородки из кирпича, гипсовых и других плит. Расшивает швы кладки одновременно с кладкой, устанавливает стальные элементы в кладку.
Каменщик должен знать и применять основные свойства стеновых материалов, растворов, гидроизоляционных материалов, системы кладки и перевязывания швов, приемы выполнения кладки, требования к качеству кирпичной кладки, правила работы с пневматическими и электрическими инструментами.
Монтажник. На стройках стран и монтирует миллионы тонн различных конструкций: железобетонных, бетонных, металлических, деревянных, асбестовых. Монтажник выполняет работы при сборке конструкций зданий и сооружений из отдельных элементов:
Монтирует сборные железобетонные и бетонные фундаментные блоки, колонны, балки.
Монтирует панели наружных и внутренних стен, перегородок.
Устанавливает санитарно-технические кабины, простеночные и угловые блоки, карнизы.
Монтирует сборные железобетонные плиты перекрытий и покрытий, лестничные марши и площадки, перемычки, балконные блоки.
Заделывает стыки балок, прогонов, ригелей с колоннами.
Конопатит и заделывает швы и стыки в сборных железобетонных конструкциях.
Монтирует стальные конструкции: лестницы, площадки, ограждения.
Обшивает листовой сталью бетонные конструкции.
Крепит детали на бетонных и железобетонных поверхностях.
Штукатур. Штукатурные работы относятся к большой группе отделочных, которые завершают весь комплекс строительных работ. Штукатур выполняет работы при оштукатуривании поверхностей и ремонте штукатурки:
Наносит штукатурный раствор на поверхность вручную или механизировано.
Оштукатуривает вручную потолки, столбы пилястры, ниши, балки.
Оштукатуривает откосы, разделывает углы.
Приготавливает раствор из готовых сухих смесей, приготавливает декоративные растворы, растворы специального назначения: гидроизоляционные, газоизоляционные, звукопоглощающие, термостойкие.
Разделяет швы между плитами сборных железобетонных перекрытий.
Изготавливает вручную и прибивает драночные щиты, насекает поверхности, натягивает металлические сетки.
Вытягивает сложные розетки из нескольких центров, ремонтирует штукатурку.
Маляр. Маляр должен придать поверхности стройконструкций красивый внешний вид, эстетическую выразительность, защитить от разрушительных влияний, улучшить санитарно-гигиенические условия. На поверхность конструкций наносит различные покрытия: подготовительные слои – грунтовки, шпаклевки, клеи, мастики. Для лицевого слоя – лаки, краски, обои. Мастерам высокого класса поручают сложные работы такие, как, аэрографическая отделка, орнаментальная роспись, объемная роспись, декоративное лакирование, бронзирование, золочение поверхности. Маляр выполняет работы при окраске, оклейке и ремонте поверхностей:
Шпаклюет, олифит, грунтует поверхности под окраску вручную или механизировано.
Красит поверхности масляными, синтетическими, спиртовыми лаками.
Вытягивает филенки, набивает трафареты в один тон.
Приготавливает шпаклевочные, грунтовочные, окрасочные составы, эмульсии, пасты.
Оклеивает поверхности обоями или тканями.
Отделывает швы сухой штукатуркой.
Выполняет декоративную разделку поверхности в один или несколько оттенков.
Отделывает поверхности набрызгом.
Облицовщик. Выполняет работы по облицовке керамическими, стеклянными, асбестоцементными, мраморными и другими плитками.
Облицовывает плитками на растворе сплошные прямолинейные и криволинейные поверхности стен, полов.
Заполняет раствором швы между плитками.
Натягивает и обмазывает металлическую сетку раствором.
Приготавливает растворы и мастики для крепления плиток.
Облицовывает полы плиткой.
Выполняет декоративную облицовку.
Ремонтирует облицовку стен и полов из плитки.
Арматурщик. Укладывает и вяжет арматуру. Чтобы новые здания были надежными и прочными, не боялись ни ветров, ни морозов, землетрясений, долго служили, в стены укладывают железные сети и каркасы – арматуру. Стержни, сетки, каркасы изготавливают в арматурных целях.
Арматурщик должен их связать, сварщик – сварить. Арматурщик должен разбираться в чертежах, уметь их читать. Ему приходится работать на высоте, на открытом воздухе и в любую погоду.
Бетонщик. Трудится вместе с арматурщиками, монтажниками, отделочниками. Бетон – искусственный материал, его получают из смеси: цемента, вяжущего заполнителя или битума, гипса, извести и воды. Бетонная смесь укладывается в опалубку, постепенно твердеет и становится бетоном – прочным, плотным, водонепроницаемым, морозостойким и антикоррозийным. За уложенным бетоном ведется тщательный уход – т.е. 10 дней поддерживают во влажном состоянии, предохраняют от ударов и резкого колебания.
Столяр. Работает с деревом. Различают белодеревные и краснодеревные работы. Белодеревные – работа с древесиной мягких пород, а краснодеревщики – работают с древесиной твердых ценных пород. Изделия столяра – мебель, лестницы, окна, двери, перегородки, плинтуса и др. в профессии столяра важен творческий подход, одну и ту же операцию можно сделать по-разному. В столярном деле скрыты огромные возможности для рационализации и изобретательства.
Звучит песня «Веселый марш монтажников».
Заключительное слово мастера производственного обучения.
Наша встреча подходит к концу. Вы познакомились ближе со своей будущей профессией. Узнали, что является строительством и все его этапы. Подробнее познакомились с рабочими профессиями строителей. Будем надеяться, что вы полюбите, и будете гордиться своей профессией – СТРОИТЕЛЬ!