СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка «Обучение учащихся 3-4 классов анализу художественных текстов на предмет нахождения фразеологизмов»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В методической разработке для учителей начальных классов охарактеризованы педагогические методы изучения фразеологизмов. Теоретические методы (способствуют освоению программного материала; теоретико-практические методы – развитию устной речи младших школьников; практические методы подготавливают учащихся к написанию изложения или сочинения с использованием фразеологизмов.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Обучение учащихся 3-4 классов анализу художественных текстов на предмет нахождения фразеологизмов»»

Методическая разработка «Обучение учащихся 3-4 классов анализу художественных текстов на предмет нахождения фразеологизмов»


Петрова Екатерина Александровна,

магистрант, ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова»;

учитель начальных классов, МБОУ «Луговская основная школа»

им. М. П. Хваткова».


Аннотация: В методической разработке для учителей начальных классов охарактеризованы педагогические методы изучения фразеологизмов. Теоретические методы (способствуют освоению программного материала; теоретико-практические методы – развитию устной речи младших школьников; практические методы подготавливают учащихся к написанию изложения или сочинения с использованием фразеологизмов.


На этапе начального общего образования особенно важен фразеологический анализ текста, поскольку данный вид учебной деятельности способствует пониманию младшими школьниками идейно-художественного содержания произведения. Лексико-фразеологическая работа на уроках русского языка и литературного чтения заключается в объяснении значения и способов применения в речи устойчивых оборотов. Для того чтобы достигнуть намеченных результатов урока, учителю необходимо организовать деятельность учащихся посредством специальных педагогических методов (совокупность способов достижения дидактических целей обучения) и приёмов (способов организации взаимосвязанной деятельности).

Методологической основой обучения фразеологии в начальной школе являются научные труды М.Т. Баранова, М.Р. Львова, Т.А. Ладыженской, Т. И. Зиновьевой, Н.А. Лобачевой, Т.Г. Рамзаевой. При выборе методики обучения педагог опирается, прежде всего, на тот объём теоретических знаний и практических умений, связанных с заданиями по фразеологии конкретного УМК: для освоения программного материала необходимо применять теоретические методы; для включения учащимися устойчивых оборотов в устную речь – теоретико-практические методы; для употребления младшими школьниками фразеологизмов в письменной речи – практические методы.

Среди теоретических методов наиболее оптимальным для ознакомления младших школьников с фразеологическими оборотами является метод сообщения, который реализуется с помощью следующих приёмов: показ предметных действий – демонстрация учащимся способов выявления устойчивых оборотов в тексте, а также их лексический анализ; приём постановки грамматического вопроса – лаконичная формулировка проблемы, поиск решения на которую способствует закреплению изученных сведений;

Для подготовки учащихся к анализу художественных текстов на предмет нахождении фразеологизмов учителю необходимо использовать метод беседы, в основе которого постановка системы вопросов, при ответе на которые младшие школьники способны определить общие признаки устойчивых словосочетаний и алгоритм их анализа. Для закрепления изученного лексического материала возможно включать приём иллюстрирования фразеологизма при создании коллективного словаря.

Организация процесса обучения с помощью теоретико-практических методов способствует обогащению устной речи учащихся. Метод наблюдения применительно к лексико-фразеологической работе реализуется с помощью приёма выписывания устойчивых оборотов и приёма их классификации по значению.

Метод реконструирования − видоизменение текста, включение в него фразеологических оборотов. Данный метод предполагает следующую учебную деятельность: учащиеся определяют те словосочетания, которые можно заменить соответствующими по смыслу фразеологизмами, причём полученное таким способом предложение должно соответствовать стилю всего текста. Данный метод предполагает применение следующих приёмов: выяснение значения путём замены лексическим синонимом, использование контекста при объяснении фразеологизма.

При организации занятия с помощью метода конструирования текста младшим школьникам предлагаются готовые фразеологизмы, которые необходимо дополнить рассказом на определённую тему. Готовые устные ответы редактируются учителем. Данный метод также предполагает работу с синонимами при конструировании связного мини-рассказа.

Педагогической целью применения практических методов в лексико-фразеологической работе является создание учащимися изложения или сочинения, грамотного письменного высказывания. Практические методы должны способствовать активации знаний и способов осуществления учебных действий.

Метод последовательности − совокупность речевых упражнений от простых к сложным:

  • упражнения, активизирующие знания учащихся о значении фразеологизмов (определение смысла, распределение на подгруппы, подбор синонимов и антонимов к устойчивым выражениям);

  • упражнения, способствующие усвоению школьниками категориального признака фразеологизма – устойчивости (прочитать предложения с фразеологизмами и устранить ошибки в их применении);

  • упражнения, направленные на формирование образности речи школьников (замена словосочетаний фразеологическими оборотами).

Метод case-study – решение учащимися проблемных ситуаций («кейсов). Сюжетной основой для данного метода могут выступать художественные тексты, поэтому механизм его применения оптимален в лексико-фразеологической работе. Младшим школьникам может быть предложен кейс, где необходимо подумать над тем, какие фразеологизмы мог использовать тот или иной литературной персонаж в определённой ситуации. Качественно составленный кейс для применения в речи фразеологических оборотов должен соответствовать следующим требованиям:

  • иметь положительную эмоциональную окраску;

  • иллюстрировать реальные жизненные ситуации;

  • содержать проблемные вопросы, провоцирующие на дискуссию;

  • иметь несколько вариантов решения.

Метод изложения текста с фразеологизмами представляет собой языковой анализ и письменный пересказ. Младшим школьникам необходимо сообщить, что изложение предполагает передачу не своего восприятия текста и воспоминаний о нём, а передачу как можно более полного предложенного автором содержания. При проведении изложения целесообразно включать в текст несколько ранее не изученных фразеологизмов, смысл которых учащиеся могут самостоятельно понять из контекста.

Заключительным этапом лексико-фразеологической работы является написание сочинений с включением фразеологических оборотов. Целесообразно практиковать сочинения малых форм («миниатюра», «зарисовка», «этюд»). Этапы работы над сочинением-миниатюрой:

1) «создание речевой ситуации» − ознакомление с опорными фразеологизмами, которые необходимо использовать;

2) организации наблюдений описываемого предмета или явления – определение значения предложенных фразеологизмов;

3) «устный каркас» − составление тезиса и определение аргументов к нему;

4) «письменный каркас» − совместное с учителем написание плана сочинения-миниатюры;

5) продуцирование – написание мини-текста;

6) «круглый стол» − анализ и рецензирование готовых сочинений.

Таким образом, вышеописанные методы и приёмы способствуют закреплению и активизации в речи младших школьников фразеологических оборотов. Однако выбор определенной группы методов зависит от конкретных условий и целей, которые ставит перед собой учительных классов.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!