СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка на тему: "Учебные задачи и их решение. Случаи из реальной жизни".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебные задачи и их решение. Случаи из реальной жизни

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка на тему: "Учебные задачи и их решение. Случаи из реальной жизни".»

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ КОЗЬМЫ МИНИНА»





Факультет психологии и педагогики

Кафедра специальной педагогики и психологии

Направление подготовки: 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование

Профиль подготовки: Олигофренопедагогика







Учебная задача по теме 1.2.


Условие задачи:  Внимательно ПМПК о квалификации типа дизонтогенеза, обучения и развития ребенка дошкольного возраста и выполните 4 предложенные задания.





СТУДЕНКА __________________ Минежетдинова Динара Рамильевна

(личная подпись)


РУКОВОДИТЕЛЬ ________________ ст. пр. к. спец. пед.и и псих. С.Е.Уромова.

(личная подпись)
















Нижний Новгород – 2020 г.

Задание:

Алексей М., 6 лет. Обратилась мать с сыном с жалобой на задержку в формировании речи и странности в поведении. Со слов матери ребенок родился в срок, с нормальным весом и рос­том. Отказывался брать грудь, долго не формировался «комплекс оживления». Несмотря на это, раннее развитие соответствовало норме, первые слова появились в 9 мес., навыки ходьбы — в 1 год и 2 мес. Детский сад ребенок не посещает, воспитывается дома. В настоящее время у ребенка присутствует фразовая речь с аграмматизмами; путаются местоимения, себя называет «ты» или «Де­нис», мать может назвать «я». Из вопросов употребляется только «где?» и то крайне редко. Речь представляет собой комментарии всех событий, происходящих с ребенком, его действий и желаний. Часты неологизмы, иногда непонятные для окружающих: «Чурля-ка», «Небияк» и т. д. Новые, похожие по звучанию слова ребенок может повторять в течение нескольких дней, не интересуясь их содержанием.

Моторика развита слабо, плохо, часты стереотипные действия: раскачивания, переступання с ноги на ногу; рисует одинаково пра­вой и левой рукой, иногда двумя сразу. Карандаш удерживает в ку­лаке. Себя ребенок обслуживает: самостоятельно ест, одевается. Вы­ражена избирательность в еде, страх перед новой пищей. Помимо этого Денис боится собак, громких звуков, избегает общения с деть­ми. Мать беспокоят такие особенности ребенка. Она хотела бы ре­шить вопрос о форме и месте обучения. Ребенок умеет читать, счи­тать в пределах 100, легко считает трехзначные числа.

При психологическом обследовании контакт с ребенком удается установить только в процессе совместного рисования. До этого он ходит по кабинету, дотрагивается до предметов и мебели, обследует их. Игрушки иногда лижет. На присутствие в комнате психолога никак не реагирует. В ходе совместного рисования на­зывает тему своего рисунка: «Денис рисовать ежей» и рисует под­ряд на пяти листах одинаковых ежей. Возможно рисование по просьбе экспериментатора. Другие задания не выполняются, вы­ражены реакции пассивного протеста. Возможно выполнение про­стых инструкций: «Дай мяч», «Положи карандаш». Зрительного контакта с психологом нет, на прикосновения — реакция избега­ния.

Рисунки, с точки зрения ребенка, неудачные, он тут же рвет и бросает обрывки в определенный угол кабинета; удачные вырезает и пытается наклеить на стену кабинета. За помощью не обращается ни к психологу, ни к матери.





Задание:

  1. Предположите, какой тип нарушения психического развития возможен в дан­ном случае.

  2. Заключение какого специалиста особенно важно для формирования коллегиального решения ПМПК о диагнозе?

  3. Предложите основные направления углубленной диагностики.

  4. Какие можно выделить направления и этапы  реализации коррекционно-развивающей программы для мальчика?

Решение учебной задачи:

  1. В данном случае возможен такой тип нарушения психического развития, как Ранний детский аутизм.



  1. Заключение психолога особенно важно для формирования коллегиального решения ПМПК о диагнозе.





  1. Направления углубленной диагностики:

• постановка клинического диагноза;

• уточнение диагностической группы.





  1. Направления и этапы реализации коррекционно-развивающей программы:

Направления коррекционной работы:

 коррекция дезадаптивного поведения;

 формирование стереотипа учебного поведения;

 формирование коммуникативных навыков;

 формирование навыков социального взаимодействия;

 развитие социально-бытовой ориентировки;

 формирование представлений о себе и своем социальном окружении;

 формирование «модели психического».

Также важными направлениями коррекционной работы являются
следующие:

 сенсорно-перцептивное развитие;

 развитие познавательной деятельности (когнитивное развитие);

 коррекция нарушений устной и письменной речи;

 эмоционально-личностное развитие.

В процессе коррекционно-развивающей работы используются следующие формы и методы работы:

― индивидуальные и групповые занятия,

― игры, упражнения, этюды,

― психокоррекционные методики,

― беседы с учащимися,

― организация деятельности (игра, труд, изобразительная, конструирование и др.).



Основные этапы психологической коррекции:



Первый этап – установление контакта с аутичным ребенком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятий. Это достигается с помощью спокойной негромкой музыки в специально оборудованном помещении для занятий. Важное значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Психолог должен общаться с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего психокоррекционного процесса. Перед психологом стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается путем поощрения даже минимальной активности.

Второй этап –  усиление психологической активности детей, стимулирование детей к повторению действия, подражанию, развитию приемов самообслуживания. Решение этой задачи требует от психолога умения почувствовать настроение больного ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции.

На третьем этапе психокоррекции важной задачей является организация целенаправленного поведения аутичного ребенка, разыгрывание интеллектуальных и социальных игр, приближенных к реальности. А также развитие основных психологических процессов.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!