СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка на тему: " Психокоррекция как сплав наук".

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЭССЕ на тему:  Психокоррекция как сплав наук

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка на тему: " Психокоррекция как сплав наук".»

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ КОЗЬМЫ МИНИНА»





Факультет психологии и педагогики

Кафедра специальной педагогики и психологии

Направление подготовки: 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование

Профиль подготовки: Олигофренопедагогика







ЭССЕ


на тему: Психокоррекция как сплав наук







Билялова Динара Рамильевна












Нижний Новгород – 2019 г.



В современном мире, людям приходится встречаться с проблемами и вопросами, относящимися к области психологии. Человек так устроен, что ему свойственно стремиться к внутреннему гармонии, физическому и психическому здоровью. Но, в жизни это стремление, показывает, что человек оказывается в сложных ситуациях, где один на один, со своими проблемами, с которыми самостоятельно он справиться не может и нуждается в психологической помощи. Психологическая помощь включает в себя: психодиагностику, психокоррекцию, психотерапию, психологическое консультирование, профориентацию и др.

По мнению Ю. Е. Алешиной, различие терминов «психокоррекция» и «психотерапия» возникло не в связи с особенностями работы, что психотерапией могут заниматься люди, имеющие специальное медицинское образование.

По мнению Р. С. Немова, разница между понятиями «психотерапия» и «психокоррекция» состоит в следующем: психотерапия - это система медико-психологических средств, применяемых врачом для лечения различных заболеваний, психокоррекция - совокупность психологических приемов, используемых психологом для исправления недостатков психологии или поведения психически здорового человека.

Термин «коррекция» буквально означает «исправление».

Психокоррекция - это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия.

Психокоррекции подлежат недостатки, не имеющие органической основы и не представляющие собой такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются.

В случае, когда за помощью к психологу обращается человек, страдающий различного вида соматическими или психическими заболеваниями, аномалиями психических и поведенческих процессов, психологическая помощь осуществляется – патопсихологом, дефектологом, нейропсихологом, психоневрологом, психиатром - в зависимости от возраста, предъявляемых жалоб и запроса. Психокоррекционные мероприятия в данном случае, будут направлены на расширение здоровой части личности.

Методов психокоррекционных воздействий существует большое множество. Выбор формы, метода, способа работы для специалиста опирается на сочетании множества факторов:

- возраст (этапы детского и подросткового возраста, взрослые, пожилые люди);

- индивидуальные и специфические особенности особенности личности (интелект и его сохранность, уровень образования, тип личности);

- наличие либо отсутсвия соматического и /или психического заботевания;

- материально-экономический аспект;

- социальные и семейные ресурсы;

- религиозная принадлежность;

- ориентированность на запрос и пр.

Это далеко не все факторы, которые учитывает специалист, но выше изложенное приводит к пониманию клиентцентрированности, выбор методов коррекции буде зависеть от точности построения типологии симптомов и синдромов нарушения.

Основные методы и методики, используемые в психокоррекционной практике в детском и подростковом, условно можно объединить на 5 основных групп:

- метод игровой терапии,

- методы арттерапии,

- методы поведенческой терапии,

- методы социальной терапии (Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др.).

- метод замещающего онтогенеза

В психореррекционной практике при работе со взрослыми, выделяют 3 основных направления:

Психодинамическое направление – коррекционное воздействие в классическом психоанализе З.Фрейда.

Гуманистическое направление - индивидуальная психокоррекция А.Адлера; клиент-центрированный подход К.Роджерса; экзистенциальное направление, гештальт подход Ф.Перлза.

Когнитивно - поведенческое направление – классическое оперантное обуславливание; (РЭТ) рационально- эмотивный подход; когнитивный подход А.Бекка; диалектический поведенческий подход (DBT) М.М.Линехан.

Предлагаю более подробно рассмотреть 5 основых методов психокоррекционной работы.

1.Игровая терапия как метод коррекции.

Игра и игрушки для ребенка — естественная среда развития, воспитания, обучения и конечно же психокоррекции. То что ребенку трудно выразить словами он выражает это посредством собственной игры. Игра для ребенка – это одна из форм самотерапии, благодаря которой могут быть отреагированы различные конфликты и неурядицы (Вебб, 1991, Оклендер В., 1997).

2. Арт-терапевтические методы.

Термин «арт-терапия» в буквальном переводе: терапия искусством ввел в употребление Адриан Хилл. Это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности. Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

3. Методы поведенческой коррекции.

Одно из ведущих направлений современной психотерапии и психокоррекции, которые основаны на теории научения, а также на принципах классического и оперантного обуславливания. В основе лежит идея, что симптомы некоторых психических расстройств обязаны своим появлением неверно сформированных навыков. Поведенческая психокоррекция ставит своей целью устранение нежелательных форм поведения и выработку новых, полезных для клиента/пациента навыков поведения.

4. Методы социальной терапии.

Метод социальной терапии – это метод психологического воздействия, основанный на использовании социального принятия и признания, социального одобрения и положительной оценки ребенка значимым социальным окружением, как взрослыми, так и сверстниками. Что можно осуществить лишь в условиях активного взаимодействия с группой.

5. Метод замещающего онтогенеза.

Идеология метода замещающего онтогенеза основывается на теории А.Р. Лурия о трёх функциональных блоках мозга и учение Л.С. Цветковой о нейропсихологической реабилитации психических процессов.

Нейропсихологическая коррекция представляет собой трёхуровневую систему. Каждый из уровней коррекции имеет свою специфическую «мишень» воздействия и направлен на все три блока мозга». (А.В. Семенович)

1-й уровень – «уровень стабилизации и активации энергетического потенциала организма». Методы 1-го уровня направлены, прежде всего, на функциональную активацию подкорковых образований головного мозга.

2-ой уровень – «уровень операционального обеспечения сенсомоторного взаимодействия с внешним миром». Методы 2-го уровня направлены на стабилизацию межполушарных взаимодействий и специализации левого и правого полушарий.

3-й уровень – «уровень произвольной саморегуляции и смыслообразующей функции психических процессов». Методы 3-го уровня направлены на формирование оптимального функционального статуса передних (префронтальных) отделов мозга.

В коррекционный процесс поэтапно включены упражнения 1-го, 2-го и 3-го уровней, однако удельный вес и время применения тех или иных методов варьируются в зависимости от исходного статуса ребёнка. Соответственно применение методов разного уровня требует продуманной стратегии и тактики, основанной на результатах нейропсихологической диагностики.

Нейропсихологическая коррекция предназначена для детей с самого раннего до школьного и подросткового возраста. Особенно она показана при таких видах дизонтогенеза, как ранний детский аутизм, умственная отсталость, задержка психического развитияразличных типов, общее нарушение развития, алалии, дизартрии, дизграфии, дислексии, СДВГ, ДЦП. В том числе, нейрокоррекция помогает и детям, испытывающих сложности в обучении в силу психологических причин (невротических расстройств, психосоматических расстройств, особенностей личности), при общем физическом недоразвитии, при школьной дезадаптации и стрессовых расстройствах.

Показаниями для начала психокоррекионной работы могут быть:

- трудности эмоционального развития,

- актуальный стресс,

- депрессия,

- снижение эмоционального тонуса,

- лабильность, импульсивность эмоциональных реакций,

- эмоциональная депривация, переживания эмоционального отвержения, чувство одиночества, наличие конфликтов в межличностных отношениях;

- неудовлетворенность в семейной ситуации, ревность,

- повышенная тревожность, страхи, фобические реакции,

- негативная «Я-концепция», низкая, дисгармоничная, искаженная самооценка, низкая степень самопринятия.

Таким образом, психологическая коррекция обладает большим арсеналом средств и методов, применение которых должно быть согласовано с возрастными и индивидуальными особенностями, характером имеющегося отклонений, расстройств и аномалий личности. При необходимости сопровождение пациента в команде специалистов - патопсихологом, дефектологом, нейропсихологом, психоневрологом, психиатром.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!