РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТА В ПРОЕКТНО-КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ ПРОФЕСИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Хоменко Валентина Васильевна
ГБПОУ «Краснокамский Политехнический техникум», преподаватель общепрофессиональных дисциплин, профессиональных модулей, г. Краснокамск, Пермский Край, Россия, [email protected]
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ЗНАЧИМАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ СПО
«Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить» - вот основной тезис современного понимания проектов.
В проектной деятельности положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности студентов на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Проектное обучение активизирует образовательный процесс, потому что оно личностно ориентировано, позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле, приносит удовлетворение учащимся, видящим продукт своего собственного труда.
Считаю, что именно проектная деятельность - один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы обучающихся.
Во-первых, в проектном образовании обучающийся становится субъектом процесса образования: он сам отбирает нужную информацию, сам определяет её необходимость, исходя из замысла проекта. Преподаватель может лишь помочь ему в этом.
Во-вторых, в проективном образовании разрушается один из главных признаков традиционно понимаемого образования – наличие готовых, систематизированных знаний, подлежащих усвоению. В проективном образовании знания могут носить случайный, несистематизированный характер, могут быть неистинными и противоречивыми. Их систематизация, приведение в порядок, установление истинности и непротиворечивости –дело и забота самого обучающегося. Он не усваивает готовые представления и понятия, но сам из множества впечатлений, знаний и понятий строит свой проект, своё представление о мире. [ 1, 8]
В-третьих, особенность проективного образования заключается в том, что основным элементом учебного процесса становится не знание, а информация. Различие между знанием и информацией можно определить следующим образом. Знания – это проверенный практикой общества результата познания действительности, главная особенность которого – истинность и непротиворечивость; информация – сведения любого характера, выражающие чаще всего мнения субъектов образовательного процесса.
В последние годы проектная работа студентов стала одним из важных видов работ. Это полезный вид работы, хотя для отечественной методики не новый: «проект» - просто новое название того, что раньше называли «творческая работа»,«творческий этап» и т.д. Студентам нужно помочь выбрать проект, который соответствует их интересам. Обучающиеся имеют право предложить свой собственный проект, если ни один из предложенных им не интересен. [ 1, 10]
Работа над проектом может вестись или индивидуально, или в группах. В последнем случае участникам совместного проекта следует помочь распределить роли и объяснить, что общий успех зависит от вклада каждого студента.
Особое внимание следует уделить презентации проекта, которая создается с применением мультимедийных средств. Работа над проектом ведется под руководством преподавателя, продолжается дома, а презентация осуществляется на зачете или экзамене.
Метод проектов в экономической подготовке студентов - это дидактический инструмент, который создает уникальные предпосылки для развития целеустремленности и самостоятельности учащегося в постижении нового, стимулируя его природную любознательность и творческий потенциал.
Реализация проектной деятельности на практике ведет к изменению позиции преподавателя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности учащихся. Другими становится психологический климат в учебной аудитории, т. к. педагогу приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и действия учащихся на разнообразные виды их самостоятельной деятельности, носящей исследовательский и творческий характер.
Специфика использования проектной методики на занятиях по экономическим дисциплинам вытекает из специфики самого предмета и из целей и задач, которые стоят перед педагогом. Особое значение имеет практико-ориентированный тип проекта, который реализуется с потенциальным работодателем. [ 2, 629]
Можно выделить три основных модели использования проектного подхода в образовательном процессе:
Проект как упражнение. Указанная модель предполагает, что студент использует уже изложенные в научной литературе знания и методики в рамках изучаемого предмета.
Проект как элемент учебного процесса. Указанная модель несколько шире предыдущей, основана на междисциплинарном подходе и часто предполагает решение реальных задач.
Проект как образовательная методика. Проектный подход становится "философией" обучения. По аналогии со второй моделью, предполагается междисциплинарный подход и решение реальных проектных задач, однако проектные цели здесь доминируют над учебными и подбор специальной литературы, необходимой для реализации проекта, определяется тематикой проекта, а не учебными задачами. [ 3, 15]
Проектные технологии могут быть положены в основу учебных курсов и программ дополнительного профессионального образования. Например, чтобы реализовывать метод проект как упражнение в обучении, при изучении темы «Типы организационных структур», студентам предлагается создать проект организационной структуры.
Если взять проект как элемент учебного процесса, то например, при решении предложенной сквозной задачи по теме: «Анализ финансового состояния предприятия по данным бухгалтерской отчетности» мной используется междисциплинарный подход между такими дисциплинами, как «Основы бухгалтерского учета», «Экономика предприятия», МДК 04.01 «Составление бухгалтерской отчетности», МДК 04.02 «Основы анализа бухгалтерской отчетности», результатом которого является решение реальных проектных задач.
Проектом как образовательной методикой является выполнение выпускной квалификационной работы (далее ВКР). ВКР – это законченное теоретико-практическое исследование одной из актуальных экономических проблем. Она должна содержать научный анализ действующего законодательства и научно-методической литературы, а также фактических материалов, собранных выпускником лично за период производственной практики. Работа должна содержать самостоятельные научно-обоснованные выводы и предложения, вытекающие из материала исследования. Комплексное использование положений выпускной работы, системы и технологии проектного обучения позволяет обеспечить устойчивое развитие творческого потенциала студентов.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Голышев, И. Г. Проектно-целевой подход к управлению интеграцией профессионального образования и производства в регионе // Среднее профессиональное образование. — 2011, № 11. — С. 7–10.
Евсеева, Я. В. Организация проектной деятельности учащихся СПО по экономическим дисциплинам / Я. В. Евсеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 13 (93). — С. 629-632.
Павловская С.В., Сироткина Н.Г. АНАЛИЗ ОПЫТА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ВУЗАХ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. — С. 15;