СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка на тему: "Организация занятий сольфеджио в ДШИ"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка: "Организация занятий сольфеджио в ДШИ"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка на тему: "Организация занятий сольфеджио в ДШИ"»

Методическая разработка

по теме:


«Организация занятий сольфеджио в ДШИ»







Подготовила преподаватель

Скачкова Ю.А.























2021г.



План методической работы.

I. Основная задача предмета сольфеджио в ДШИ:

а) в младших классах (1-3кл; 1-2 кл.)

б) в средних классах (4-5кл; 3 кл.)

в) в старших классах (6-7кл; 4-5кл.)

II. Планирование работы на занятиях:

(полугодовые, поурочные планы).

III. Построение урока сольфеджио : основные формы работы.

IV. Примерный план урока.

V. Домашнее задание по сольфеджио:

(формы, дозировка).

VI. Типы опросов по сольфеджио.

VII. Основные требования к занятиям по сольфеджио.

VIII. Методическая литература.

I. Основная задача предмета сольфеджио в ДШИ:

а) в младших классах (1-3кл; 1-2 кл.)

б) в средних классах (4-5кл; 3 кл.)

в) в старших классах (6-7кл; 4-5кл.)

Сольфеджио- пение с названием звуков. Первоначально предназначалось только вокалистам (нотация монаха Гвидо-995-1050гг.).

В настоящее время предмет сольфеджио входит в учебные планы всех музыкальных учебных заведений. В ДШИ форма занятий групповая,

Основная задача- развитие музыкального слуха, так же, как и других способностей, должно помогать воспитанию мыслящего , самостоятельного, практически владеющего знаниями и навыками человека, который сможет применить их на практике.

Как во всяком педагогическом процессе воспитание неотделимо от обучения, так и в сольфеджио развитие слуха основано на усвоении знаний в области нотной грамоты, элементарной теории музыки в широком смысле этого слова, которое вытекает в дальнейшем в изучении гармонии.

Кроме того , сольфеджио должно обеспечить овладение практическими навыками чтения с листа и записи музыки.

Задачи ДШИ состоят в том, чтобы способствовать развитию всесторонних и гармонических музыкальных способностей детей.

Объем знаний и навыков , которого следует достичь в ДШИ определяется программой.

Учебной план школы должен осуществлять эту задачу комплексно, связывая специальные и теоретические предметы друг с другом.

Это значит , что в работе над развитием слуха на уроках сольфеджио следует использовать репертуар и навыки, полученные в классе по специальности, а на индивидуальных занятиях- знания, понятия, освоенные в курсе сольфеджио.


II. Планирование работы на занятиях:

(полугодовые, поурочные планы).

Подготовка к урокам должна начинаться с составления календарного плана полугодового.

Материал программы распределяется по количеству уроков.

В основном определяются сроки прохождения теоретического материала: тональности, аккорды, последовательности и т.д.

Для педагога надо считать обязательным составление поурочных рабочих планов. В них должен быть отражен весь процесс работы на каждом уроке и используемый музыкальный материал.

Это позволит педагогу строго и последовательно вести работу, помня о 4-х этапах в усвоении каждого нового раздела:

Объяснение нового материала;

Проработка и закрепление этого материала;

Усвоение, то есть самостоятельное выполнение задания;

Контроль уровня усвоения(индивидуальный)

III. Построение урока сольфеджио : основные формы работы.

В наших условиях, когда занятия по сольфеджио происходят всего один раз в неделю, каждый проведенный урок имеет громадное значение.

Некоторые формы работы, например, анализ на слух вообще не могут быть проведены без педагога.

Да и в пении, и в записи диктанта, в чтении с листа, основное направление и контроль может быть осуществлен только педагогом, то есть, на уроке.

Поэтому , умение правильно спланировать работу и на хорошем уровне провести урок- одна из важных задач педагога.

Многим, особенно начинающим педагогам, кажется, что провести урок сольфеджио совсем просто: надо петь упражнения( гаммы, интервалы, аккорды и т.д.), прослушать, пропеть с листа упражнения из имеющегося сборника и написать диктант.

Но, чем больше работает педагог, тем все больше встает перед ним вопросов, как добиться лучших результатов, как быть со слабыми учениками, как научить писать диктант, петь и слышать…

Построение урока может быть или всегда одинаковым – типовым, или свободным, то есть таким, когда последовательность форм работы будет меняться.

Однако на каждом уроке должны быть использованы все основные формы работы: пение интонационных упражнений, анализ на слух, чтение с листа и запись диктанта.

Чтобы урок был полноценным и внимание учащихся было все время активным, следует чередовать формы, приемы ведения урока, не допускать утомления, однообразия.

Так, хоровое пение, чтение с листа, где каждый учащийся активно участвует в работе, лучше всего чередовать слушаньем, индивидуальным опросом.

Диктант, требующий активности , собранности каждого, лучше всего проводить в середине урока, когда внимание учащихся еще не ослабло.

Нельзя допускать в ведении урока «пустых мест», когда педагог, занятый проверкой домашнего задания или индивидуальным опросом не привлекает к работе весь класс.

В ДШИ группы надо комплектовать по возрастному принципу. В старших классах- по специальности.

Методику работы по сольфеджио должны определять возрастные особенности детей.

Так в младших классах основной усвоения должно быть эмоциональное восприятие детей, яркость и осознание эмоциональных ощущений.

Педагог должен воспитывать дисциплину, правильную направленность слухового внимания, активность в накоплении слуховых впечатлений.

В средних классах, где уровень интеллектуального развития детей выше, основой работы должно быть узнавание, сопоставление и усвоение осознанных явлений.

На этом уровне педагог обязан воспитывать самостоятельность детей, продолжать прививать у них интерес к музыке, развивать навыки практического использования полученных знаний и умений.

В старших классах основное внимание педагога должно быть направленно на воспитание музыкального мышления, творческой активности, самоконтроля, способности к теоретическим обобщениям.

Учитывая возрастные особенности детей разных классов, педагог должен использовать различные приемы и формы работы.

Так в младших классах необходим яркий , эмоционально насыщенный показ музыкальных примеров, применение игровых приемов, движений и только постепенное выведение из практики некоторых теоретических знаний.

В средних классах – на основе имеющегося музыкального опыта детей идет уже развитие самостоятельности в суждениях и выводах, повышение требовательности к качеству пения, совершенствование знаний и навыков.

В старших классах- необходимо усиление работы над освоением чтения с листа и записи музыки, воспитание логического мышления и творческой активности в применении на практике полученных знаний и умений.

IV. Примерный план урока.

Проверка присутствующих (2 мин.);

Проверка домашнего задания, повторение, распевание( 8 мин.);

Объяснение нового материала, слушание, индивидуальный опрос (15мин);

Закрепление, пение старых номеров( 10 мин.);

Диктант (20 мин.);

Чтение с листа (10 мин.);

Домашнее задание, заключение, выставление оценок

V. Домашнее задание по сольфеджио:

(формы, дозировка).

Домашнее задание по сольфеджио необходимо.

Важно добиться ежедневной планомерной работы учащихся над развитием слуха.

Основные требования к домашним заданиям:

Посильность.

Задания не должны превышать возможности учащихся на данном уровне их развития. Это особенно важно в ДШИ , где дети еще не умеют и не могут многое делать самостоятельно.

Конкретность.

Необходимо указать задачу , цель и пути выполнения задания. Все должно предварительно проработано в классе, показан способ выполнения.

Правильная дозировка.

Лучше дать задание меньше, но учащийся должен качественно его выполнить.

Формы домашних заданий:

Распевы;

Сольфеджирование примеров – это повторение и отработка исполнения мелодий, пройденных в классе, пение в транспорте, подбор примеров от разных звуков, в разных тональностях, самостоятельное разучивание новых примеров.

Можно порекомендовать – при разучивании нового примера, прежде всего надо сыграть настройку и первый звук, пропеть с листа , а затем проиграть пример на инструменте, чтобы проверить себя.

Или другой прием: проработать отдельно ритм примера путем простукивания или сольмизации, мысленно представляя себе звучание, затем проиграть пример на инструменте, а затем уже петь его без инструмента, добиваясь беглости и чистоты исполнения.

Но играть и петь одновременно- нельзя!

В письменные задания по сольфеджио входят: списывание номеров, транспонирование, определенные построения, сочинения мелодий, группировка длительностей.

VI. Типы опросов по сольфеджио.

Для оценки успеваемости учащихся применяются разные типы опросов.

Беглый опрос с краткой словесной характеристикой ответа. Такой опрос должен производиться на каждом уроке, потому что он послужит укреплению пройденного материала.

Проверочный опрос по темам. Его задача- выяснить усвоение материала каждым учащимся. Достаточно спросить 3-4 учащихся , а остальных на следующем уроке. Можно проводить письменный проверочный опрос, чтобы охватить весь класс.

Опрос учащихся по домашнему заданию. Рекомендуется использовать приемы коллективной проверки, чтобы не тратить много времени и вместе с тем проверить всех. В ДШИ не стои оценки каждый раз за домашнее задание , но обязательно давать словесную характеристику каждому опрошенному.

Контрольный опрос , устный и письменный. В ДШИ контрольный опрос проводиться по полугодиям. Оценки при этом обязательны. Педагогу очень важно умело провести опрос, подобрать материал так, чтобы трудность для всех была одинаковая. Легче всего это сделать в виде письменных работ. Диктант дается для всех один , письменные задания на построения интервалов, аккордов ,педагог подготавливает заранее.

Устные опросы можно также сделать сходными по степени сложности, сделав своего рода билеты.

При выставлении оценки по сольфеджио нужно учитывать и природные данные учащихся, и его отношение к уроку, к предмету сольфеджио, его самоподготовку, работу на уроках.

VII. Основные требования к занятиям по сольфеджио

Основные требование к занятиям сольфеджио следующие:

Методичность и последовательность в построении урока.

Ясность и конкретность в объяснениях и в постановке задач.

Умелое сочетание групповых форм занятий с индивидуальным и пристальным вниманием к каждому учащемуся.

Четкая организованность классной работы и домашних заданий.

Требовательность к качеству выполняемой работы, к активному участию всех учащихся в работе группы.

В целом атмосфера занятий должна быть творческой и увлекательной.

Урок должен вызывать интерес и яркие эмоциональные впечатления ,и главное,- быть насыщенным музыкой, высоким качеством музыкального исполнения.

VIII. Методическая литература.

Вахромеев В. «Вопросы методики преподавания сольфеджио в ДШИ». М.,1996г.

Давыдова Е. «Методика преподавания сольфеджио». М.,1986г.

Незванов Б. «Интонирование в курсе сольфеджио». Л.,1985г.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!