СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка на тему: "Нейролингвистическое программирование (НЛП)".

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад по теме Нейролингвистическое программирование (НЛП)

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка на тему: "Нейролингвистическое программирование (НЛП)".»

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ КОЗЬМЫ МИНИНА»





Факультет психологии и педагогики

Кафедра специальной педагогики и психологии

Направление подготовки: 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование

Профиль подготовки: Олигофренопедагогика







ДОКЛАД


на тему: Нейролингвистическое программирование (НЛП)





Билялова Динара Рамильевна


















Нижний Новгород – 2020 г.




Содержание



Ведение 3

История развития 4

Концепции и методики 5

Критика 7

Вклад кибернетики и когнитивно-поведенческой психотерапии в НЛП 9

Заключение 10

Список используемой литературы 11

Методика НЛП (Как развить нестандартное мышление и вывести свою жизнь на качественно новый уровень?) 13

Что такое мышление? 13

Для чего нужно нестандартное мышление? 14

Как развивать интеллект? 14

Упражнение на развитие нестандартного мышления 15
























Ведение



Психотерапия – научное направление психологической практики. Цель психотерапии – помочь пациенту осознать причины личностных проблем, найти ресурсы для их решения. Достичь этой цели можно разными методиками, существует несколько школ психотерапии. Предлагаю рассмотреть наиболее популярные учения нейролингвистическое программирования.

НЛП – система техник и методов перепрограммирования сознания, изменения мышления, стереотипов поведения личности. Используется как для лечения психологических заболеваний, так и для раскрытия потенциала личности, перехода из нормального здорового состояния в состояние максимальной продуктивности. Особенно положительно НЛП зарекомендовало себя в лечении фобий. Избавиться от страха можно за один сеанс.





























История развития



Нейролингвистическое программирование разрабатывалось совместно тремя людьми — Ричардом Бендлером и Джоном Гриндером под попечительством антрополога, социального учёного, лингвиста и кибернетика Грегори Бейтсона в Калифорнийском университете, Санта-Круз, в 1960-е и 1970-е годы.

В основу НЛП легла техника копирования вербального и невербального поведения трёх психотерапевтов: Фриц Пёрлз (гештальттерапия), Вирджиния Сатир (семейная терапия) и Милтон Эриксон (эриксоновский гипноз).

В начале 1980-х Бендлер и Гриндер разошлись, началась серия судебных процессов на тему авторских прав на бренд «NLP», что вызвало появление множества альтернативных названий. В течение 1990-х в некоторых странах (например, Великобритания) был предпринят ряд попыток привести НЛП к более формальному и регулируемому основанию. Около 2001 года история с судебными исками была завершена.

Основываясь на языковых шаблонах и сигналах тела, собранных экспертными методами во время наблюдений нескольких психотерапевтов, практикующие нейролингвистическое программирование считают, что нашу субъективную реальность определяют убеждения, восприятие и поведение, и, следовательно, возможно проводить изменения поведения, трансформировать убеждения и лечить травмы.



















Концепции и методики



Согласно одному из сторонников НЛП Роберту Дилтсу, «НЛП имеет теоретическую основу в нейрологии, психофизиологии, лингвистике, кибернетике и теории коммуникации».

Философской основой НЛП по его мнению является структурализм. Другие сторонники НЛП считают, что оно основывается не на теории, а на моделировании. В целом, практики НЛП более заинтересованы в том, что эффективно, а не в том, что истинно.

Пресуппозиции

Пресуппозиции НЛП представляют собой одновременно и основные принципы нейро-лингвистического программирования. Пресуппозиции (например, «вселенная дружественна и полна ресурсов»), или набор позитивно сформулированных в виде афоризмов убеждений (не обязательно доказуемых), в НЛП используются в качестве базового инструмента для групповой и индивидуальной работы с техниками. Пресуппозиции сформулированы в соответствии с принципами, лежащими за НЛП. По словам Джейн Ревелл, британского тренера НЛП, пресуппозиции «не являются философией, или нерушимым мировоззрением, или набором правил и регуляций. Скорее, это предположения, на основании которых индивиды совершают последующие действия».

Экология

Сторонники НЛП определяют экологию как заботу о целостности взаимосвязей между существом и окружающей средой. Употребляется также в отношении внутренней экологии: уравновешенность взаимосвязей между личностью и её мыслями, поведением, способностями, ценностями и убеждениями.

Латерализация мозга

Концепция функциональной асимметрии полушарий («латерализация мозга») используется в качестве одного из источников для базового предположения НЛП о том, что глазодвигательные сигналы (и иногда жесты) связаны с визуальной/аудиальной/кинестетической репрезентативной системами и определёнными зонами мозга. Например, согласно одной из теорий функциональной асимметрии, левая сторона считается более логическо-аналитической, а правая — более креативно-творческой, и зоны мозга, как считается, специализируются на выполнении определённых функций, связанных, например, с математикой и речью.

Техники

  • Редактирование субмодальностей

  • Хорошо сформулированный результат

  • Взмах

  • Пирамида логических уровней

  • Шестишаговый рефрейминг

  • Фокусы языка

  • Изменение личностной истории

  • Быстрое лечение фобий

  • Быстрое лечение аллергий

  • Линия времени

  • Работа с эмоциями

  • 3 позиции восприятия

  • Рамка проблемы и рамка решения

  • Стратегия Уолта Диснея

  • Ассоциация/диссоциация

  • Метамодель

  • Якоря

  • Я-концепция

  • Сущностная трансформация

  • Договор частей личности

  • S.C.O.R.E.

Критика



Различными людьми поднимаются вопросы о неэффективности практик НЛП, неэтичности использования НЛП, НЛП как психокульте, псевдонауке, преувеличенных и ложных заявлениях сторонников НЛП. Критика разделяется на два потока: с одной стороны, утверждается, что НЛП неэффективно и является мошенничеством, с другой же вопрос стоит относительно этичности его применения.

По мнению М.Сингер, изучению корректности моделей, используемых НЛП, посвящено недостаточное количество научных исследований. Она выступает за недопустимость употребления слова «наука» по отношению к НЛП. Как указывает М. Корбаллис, название «нейролингвистическое программирование» было выбрано, чтобы умышленно создать впечатление научной респектабельности, тогда как «НЛП имеет мало общего с нейрологией, лингвистикой или даже респектабельной поддисциплиной нейролингвистикой».

Научная критика

Со времени создания НЛП было проведено множество эмпирических исследований, экспериментально проверявших в лабораторных условиях эффективность методик НЛП и обоснованность его концепций. Бо́льшая часть научных экспериментов показала неэффективность методик НЛП, и отсутствие у них научного обоснования, хотя результаты ряда исследований всё же были положительными. Обзор исследований, проведённый Шарпли в 1984 и обзор, написанный в 1987, в ответ на критику Эйншпроха и Формана, показывают что эмпирические данные не подтверждают базовых положений НЛП, однако ряд методов НЛП дают результат.

Некоторые исследователи указывают на недостаточную проверку теорий НЛП в лабораторных условиях, НЛП также критикуют за то, что оно не является наукой и не имеет чётких теоретических обоснований.

Хотя оно заявляет о неврологии в своей родословной, устаревшее представление НЛП об отношениях между когнитивным стилем и функционированием мозга, в конечном счете, сводится к грубым аналогиям. НЛП греется в лучах бесчисленных экспансивных свидетельств, но Национальный Исследовательский Совет (National Research Council) не мог выявить никаких достаточных данных в его пользу, или даже сжатого изложения его основной теории. (Beyerstein, 1990)

Одно исследование (Krugman, 1985) показывает, что НЛП не более эффективно в уменьшении тревоги, чем простое ожидание в течение часа.











































Вклад кибернетики и когнитивно-поведенческой психотерапии в НЛП



Кроме того, к научным основам НЛП можно отнести разработки поведенческой психологии, основателем которой является русский академик А. П. Павлов, и особенно изучение условной рефлекторной деятельности. Исследователи НЛП сфокусировали свое внимание не на механизме, а на различии условных и безусловных рефлексов и на изучении внешних стимулов (триггеров), которые запускают данный конкретный рефлекс. В НЛП эта тема называется «Якорение».

Также были использованы некоторые модели, разработанные поведенческими психологами. Так, Т.О.Т.Е. (Карл Прибрам и др.) aдаптирован в НЛП в качестве способа описания поведенческих и мыслительных стратегий. Основатели НЛП пошли дальше поведенческих психологов, сравнивавших наш внутренний опыт с «черным ящиком»; они продвинули изучение человеческого опыта и понимание того, что находится на «входе» (поступающая к нам из внешнего мира информация) и как это связано с «выходом» (как обработанная информация реализуется во внешнем поведении, коммуникации).

Исследователи НЛП попытались заглянуть внутрь этого «черного ящика» и обнаружили мельчайшие составляющие человеческого опыта — субмодальности, позволяющие на микроуровне описывать его структуру. Теория субмодальностей позволила описать разницу в состояниях и предложить пути успешного поддержания нужных состояний и их изменения. На этой основе было предложено микроописание субъективного опыта и объяснены многие феномены и эффекты восприятия.

Определенно можно сказать, что в основе НЛП лежат когнитивные науки. Разрабатывая модели искусственного интеллекта, когнитивисты продвинулись в понимании того, как устроен самый главный биокомпьютер — человеческий мозг, предлагая различные модели функционирования памяти и мышления: голографическую, синергетическую и многие другие.

НЛП началось с вопроса: как мы организуем собственную модель мира, на основе которой строим свое поведение? Поэтому разработки когнитивистов использовались для понимания того, что представляют собой мыслительные стратегии и как происходит построение когнитивных карт.



Заключение



НЛП предполагает изучение, усвоение и моделирование опыта того человека, в котором содержится желаемая черта. Грубо говоря, это копирование чьей-то модели поведения, особенностей мышления.

Принципы подхода:

  • Все люди здоровы, совершенны, исправны.

  • Каждый поступок совершается из благих побуждений.

  • Человек уже обладает всеми необходимыми ресурсами, нужно лишь помочь ему найти доступ к ним.

  • Люди делают наилучший выбор из доступных в данный момент.

  • Любой человек способен на все. Нужно лишь найти того, кто это умеет, и смоделировать его поведение.

  • Человек реагирует на то, как он воспринимает реальность, а не на саму реальность.

  • Нет ошибок, есть только обратные связи.

Итак, как вы могли заметить, основа успешного НЛП – позитивный настрой специалиста, повышение веры в себя у клиента.



















Список используемой литературы



  1.  Thyer, Bruce A. Science and Pseudoscience in Social Work Practice / Bruce A. Thyer, Monica G. Pignotti. — Springer Publishing Company, 2015-05-15. — P. 56–57, 165–167. — «As NLP became more popular, some research was conducted and reviews of such research have concluded that there is no scientific basis for its theories about representational systems and eye movements.». — ISBN 978-0-8261-7769-8.

  2. ↑ Перейти обратно:1 2 3 Sharpley C. F. Research findings on neurolinguistic programming: Nonsupportive data or an untestable theory? // Journal of Counseling Psychology. — 1987. — Т. 34, № 1. — С. 103—107. — DOI:10.1037/0022-0167.34.1.103.

  3. ↑ Witkowski, Tomasz. Thirty-Five Years of Research on Neuro-Linguistic Programming. NLP Research Data Base. State of the Art or Pseudoscientific Decoration? (англ.) // Polish Psychological Bulletin : journal. — 2010. — 1 January (vol. 41, no. 2). — DOI:10.2478/v10059-010-0008-0.

  4. ↑ Берулава Г. А. Методологические основы деятельности практического психолога. — М.: Высшая школа, 2003. — 4000 экз. — ISBN 5-06-004382-7.

  5. ↑ Перейти обратно:1 2 Von Bergen C. W., Gary B. S., Rosenthal T., Wilkinson L. V.Selected alternative training techniques in HRD // Human Resource Development Quarterly. — 1997. — Т. 8, № 4. — С. 281. — DOI:10.1002/hrdq.3920080403.

  6. ↑ Druckman D. Be All That You Can Be: Enhancing Human Performance // Journal of Applied Social Psychology. — 2004. — Т. 34, № 11. — С. 2234—2260. — DOI:10.1111/j.1559-1816.2004.tb01975.x.

  7. ↑ Devilly G. J. Power Therapies and Possible Threats to the Science of Psychology and Psychiatry // Australian and New Zealand Journal of Psychiatry. — 2005. — Т. 39, № 6. — С. 437—445. — DOI:10.1080/j.1440-1614.2005.01601.x. — PMID 15943644.

  8. ↑ Stollznow, K. Bad language: Not-so Linguistic Programming (неопр.) // Skeptic. — 2010. — Т. 15, № 4. — С. 7.

  9. ↑ Перейти обратно:1 2 Norcross J. C., Koocher G. P., Garofalo A. Discredited psychological treatments and tests: A Delphi poll // Professional Psychology: Research and Practice. — 2006. — Т. 37, № 5. — С. 515—522. — DOI:10.1037/0735-7028.37.5.515.

  10. ↑ Перейти обратно:1 2 Witkowski T. Thirty-Five Years of Research on Neuro-Linguistic Programming. NLP Research Data Base. State of the Art or Pseudoscientific Decoration? // Polish Psychological Bulletin. — 2011. — Т. 41, № 2. — С. 58—66. — ISSN 0079-2993. — DOI:10.2478/v10059-010-0008-0.

  11. ↑ Dowlen, Ashley. NLP – help or hype? Investigating the uses of neuro-linguistic programming in management learning (англ.) // Career Development International : journal. — 1996. — 1 January (vol. 1, no. 1). — P. 27—34. — DOI:10.1108/13620439610111408.

































Методика НЛП (Как развить нестандартное мышление и вывести свою жизнь на качественно новый уровень?)



Так часто в повседневной жизни мы сталкиваемся с тем, к чему никто нас не готовил. Так много сфер, в которых приходится проявлять свой выдающийся ум, чтобы стать более успешным и востребованным сотрудником. Нестандартное мышление – вот что спасает в подобных ситуациях. Как же всегда оставаться на вершине и не бояться жизненных неурядиц? Как найти неординарный подход к решению любых задач?

Что такое мышление?


Комплексный вопрос, на который до сих пор не существует простого и чёткого ответа. Ведь у многих нет не то что нестандартного, но и стандартного мышления. К примеру, оно полностью отсутствует у животных. Они могут реагировать лишь на то, что слышат, видят или чувствуют. Они не могут представить, как устроен атом, что такое свет и прочие сложные явления, доступные для понимания лишь человеческому мозгу.

Также, отличным примером являются маленькие дети, у которых мышление ещё не развито. Хорошая новость – оно развивается! Для этого мы ходим в школу и ВУЗ, где при поддержке самой системы образования, учителей, методик и атмосферы обучения зарождается то самое стандартное, логическое мышление, которое продвигает нашу цивилизацию. Наши гаджеты и прочие блага, которыми мы пользуемся ежедневно, созданы исключительно благодаря ему.

«Мышление – это возможность думать о том и воспринимать то, чего не видно нашими глазами, не слышно ушами, то есть то, что находится за пределами наших возможностей сенсорного восприятия»,- утверждает Александр Герасимов.

Отличным примером является воздух вокруг нас. Мы не видим и не слышим его. В детстве даже не задумываемся о его существовании до тех пор, пока во время обучения плаванию в реке или бассейне не попадём под воду. Тогда мы и понимаем, что без кислорода жить невозможно.

Стандартное мышление – это подход к решению каких-либо задач по типовой схеме. Например, задачи по математике, физике и химии, где всегда есть единственный верный ответ. Но разве сможет человек продвигать науку, инженерию и технологии, размышляя как все? Безусловно, да. Однако, возможности стандартного мышления ограничены, и такой специалист не добьётся выдающихся результатов в своей области. Эти люди являются отличными исполнителями, но не более того.

«Мысля стандартно, Вы можете выдавать только стандартные, готовые решения. Они мало кого в наше время устраивают»,- говорит эксперт.

Для чего нужно нестандартное мышление?


Зачастую, мы сталкиваемся с неожиданными ситуациями, которые нельзя подогнать под определённые рамки. Выходов из них может быть великое множество и здесь всё зависит от нашей фантазии и креативности. Люди, трудящиеся в сфере искусства, науки, производства товаров и услуг, просто обязаны находить новые решения каждый день. Никого не удивишь тем, что уже существует.

Нестандартное мышление можно приравнять к интеллекту. Именно его задача состоит в поиске различных вариантов решения нестандартных ситуаций. Рынок ценных бумаг и политика требуют подготовки к любому раскладу: будь то революция или стихийное бедствие.

«Решение нестандартных задач – это возможность на них адекватно реагировать, то есть просчитать какие-то вероятные последствия и к ним заранее подготовиться. В этом нам помогает интеллект»,- говорит Александр Герасимов.

Как развивать интеллект?


Лучший способ для развития нестандартного решения или интеллекта — осознанно искать новые дополнительные ответы:

  • Найти в книжном магазине или в интернете учебники и задачники для развития нестандартного мышления (олимпиадные задачи по физике, биологии и другим предметам, где нет одного верного ответа);

  • Попробовать на протяжении какого-то времени искать всегда более, чем одно решение. 


Таким образом Вы избавитесь от шаблонного мышления, которое является распространённой проблемой современности.

Шаблонное мышление – это вырожденное мышление: заранее отработанная схема. Оно лишает человека индивидуальности, превращая его в зомби. По своей природе похоже на рефлексы, которые приводят к последующей фрустрации. Мы перестаем радоваться жизни и теряем смысл существования. Происходит это по причине того, что мозг всегда стремится к упрощению. Ему гораздо удобнее выбрать из двух вариантов вместо ста:


  • Какое молоко купить в магазине;

  • В какой ВУЗ пойти;

  • С кем лучше общаться.

Отличный способ решения данной проблемы — простая игра по смене вариантов:


  1. Почистить зубы необычной пастой;

  2. Начать чистить зубы с другой, непривычной стороны;

  3. Съесть на завтрак бутерброд, приготовленный иным способом;

  4. Прийти на работу и не сразу приступить к ней.


Если сложно перенастроить свой мозг на выполнение непривычных действий, можно представить, что Вы находитесь в параллельной реальности и поступать по-другому:


  • Сказать комплимент близкому человеку по-другому;

  • Построить другим способом разговор с руководителем;

  • Поехать на машине по другому маршруту;

  • Читая книгу, посмотреть в конец главы и подумать: что было перед этим


С помощью этого метода психика будет привыкать к тому, что можно действовать различными способами. Вы сможете вывести себя из привычной колеи и найти для себя новые интересные варианты, которые сделают Вас более продуктивным и эффективным.

Упражнение на развитие нестандартного мышления

1. Берём бумажный стаканчик, из которого обычно мы пьём.
2. Думаем, как можно применить его нестандартно (сделать головной убор, сделать клоунский нос)

А теперь подумаем о том, что когда-то кто-то приложил максимум усилий для того, чтобы изобрести данную вещь. Веками люди пили из керамической посуды и никому не приходило в голову сделать её из бумаги или из пластика. Поэтому, воспринимайте своё мышление как мощный природный дар, который развивается прямо пропорционально количеству тренировок: чем больше Вы тренируетесь, тем больше решений готов выдать Ваш мозг. Всегда есть к чему стремиться и над чем работать.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!