СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка на тему: «Концепции и технологии интерактивного обучения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная цель интерактивного обучения – целостное развитие личности обучающегося. Средством же развития личности, раскрывающим ее потенциальные внутренние способности является самостоятельная познавательная и мыслительная деятельность.

В данной методической разработке представлены различного рода интерактивные технологии и методы, через которые можно внедрить интерактивную модель обучения в рамках занятия.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка на тему: «Концепции и технологии интерактивного обучения»»

Методическая разработка на тему:
«Концепции и технологии интерактивного обучения»

выполнил: Подшивалова Татьяна Владимировна
учитель-логопед МКДОУ «Детский сад №14»
г. Усть-Катав

Концепция и создание интерактивного обучения базируются на явлении интеракции (от англ. interaction – взаимодействие, воздействие друг на друга). Следовательно, интерактивное обучение представляет собой обучение, которое видоизменяет формы с транслирующих на диалоговые.

В процессе изучения происходит межличностное познавательное взаимодействие и связь всех его субъектов. Формирование индивидуальности каждого обучающегося и развитие его личности происходит в моментах общения и взаимодействия людей совместно. Точной и более часто применяемой моделью подобных ситуаций считается учебная игра.

Изучением образовательных возможностей игры, применяемой в течение обучения, занимались многие профессоры и доктора педагогических наук. М.В. Клариным, Ю.С. Тюнниковым и др., были сделаны выводы о том, что игры дают педагогу возможности, связанные с проигрыванием итогов обучения (знаний, умений и возможностей), их использованием, отработкой и занятием, учетом индивидуальных отличий, вовлечением в игру обучающихся с различными ступенями обученности. Одновременно с этим игры несут внутри себя возможности важного эмоционально-личностного влияния, воспитания коммуникативных умений и возможностей, ценностных связей. Вследствие этого использование учебных игр способствует формированию индивидуальных и личных качеств обучающегося.

В процессе обучения можно выделяют содержательную, процессуальную, мотивационную и организационную стороны. Каждой из этих сторон соответствует ряд концепций:

  • первой стороне соответствуют концепции содержательного обобщения, генерализации учебного материала, интеграции учебных предметов, укрупнения дидактических единиц;

  • процессуальной стороне соответствует концепция программированного, проблемного, интерактивного обучения;

  • мотивационной – концепция мотивационного обеспечения учебного процесса, формирования познавательных интересов;

  • организационной – идеи гуманистической педагогики, концепции педагогики сотрудничества, «погружения» в учебный предмет (М.П. Щетинин), концентрированного обучения.

Все эти концепции в свою очередь обеспечиваются технологиями. Например, концепции проблемного обучения соответствуют такие его технологии: проблемно-диалоговое обучение; проблемно-задачное; проблемно-алгоритмическое; проблемно-контекстное; проблемно-модельное; проблемно-модульное; проблемно-компьютерное обучение.

Занятие – это творчество педагога. Любое занятие должно иметь конкретную цель. Поэтому в современной дидактике существует следующая классификация типов занятий:

  • изучение нового материала;

  • формирование и совершенствование умений и навыков;

  • закрепление и использование знаний, умений, навыков;

  • обучение и систематизация знаний;

  • контроль и коррекция знаний, умений, навыков;

  • комбинированное занятие.

Сначала педагогу необходимо определить, что он планирует сделать на занятии, а потом – как и какими способами провести занятие. Структура занятия определяется целью и содержанием изучаемого материала и не может строиться стихийно.

Под технологией интерактивного обучения (ТИО) понимается порядок методов организации взаимодействия педагога и обучающихся в виде учебных игр, обеспечивающих педагогически эффективный познавательный диалог, в результате которого формируются обстоятельства для переживания обучающимися ситуации успеха в учебной деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной и других сфер.

В структуре процесса обучения с применением ТИО можно выделить следующие этапы:

  • Направленность. Этап подготовки участников игры и экспертов. Педагог предлагает порядок работы, разрабатывает вместе со обучающимися главные цели и задачи занятия, формулирует учебную проблему. Далее он дает характеристику имитации и игровых правил, обзор общего хода игры и выдает пакеты материалов.

  • Подготовка к проведению. Это этап изучения ситуации, инструкций, установок и других материалов. Педагог излагает сценарий, останавливается на игровых задачах, правилах, ролях, игровых процедурах, правилах подсчета очков (составляется табло игры). Обучающиеся собирают дополнительную информацию, консультируются с педагогом, обсуждают между собой содержание и процесс игры.

  • Проведение игры. Этот этап включает собственно процесс игры. С момента начала игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они отклоняются от главной цели игры. Педагог, начав игру, не должен без необходимости принимать в ней участие. Его задачи заключаются в том, чтобы следить за игровыми действиями, результатами, подсчетом очков, разъяснять неясности и оказывать по просьбе участников помощь в их работе.

  • Анализ игры. Заключительный этап, в котором происходит обсуждение и оценка результатов игры. Педагог проводит обсуждение, в ходе которого выступают эксперты, участники обмениваются мнениями, защищают свои позиции и решения, делают выводы, делятся впечатлениями, рассказывают о возникавших по ходу игры трудностях, идеях, приходивших в голову.

Использование ТИО дает возможность педагогу объединить труд каждого обучающегося (возникает целая система взаимодействий: преподаватель – обучающийся, преподаватель – группа, обучающийся – группа, обучающийся – обучающийся, группа – группа), объединить его учебную деятельность и межличностную познавательную беседу.

Интерактивные технологии обучения – это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие обучающегося в коллективном, взаимодополняющим, основанным на взаимодействии всех его участников процесса обучающего познания.

Познакомимся с некоторыми интерактивными технологиями и методами, через которые можно внедрить интерактивную модель обучения в рамках занятия:

  • работа в парах;

  • ротационные (сменные) тройки;

  • карусель;

  • работа в малых группах;

  • аквариум;

  • незаконченное предложение;

  • мозговой штурм;

  • броуновское движение;

  • дерево решений;

  • суд от своего имени;

  • гражданские слушания;

  • ролевая (деловая) игра;

  • метод пресс;

  • займи позицию;

  • дискуссия;

  • дебаты.

Технология «Карусель» заключается в образовании двух колец: внутреннего и внешнего. Внутреннее кольцо – это сидящие неподвижно обучающиеся, а внутреннее – обучающиеся, которые через каждые 30 секунд меняются. Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько тем и стараются убедить в своей правоте собеседника.

Технология «Аквариум» заключается в том, что несколько обучающихся разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют.

«Броуновское движение» предполагает движение обучающихся по всей группе с целью сбора информации по предложенной теме.

«Дерево решений» – группа делится на 3 или 4 подгруппы с одинаковым количеством обучающихся. Каждая подгруппа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (лист ватмана), потом подгруппы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи.

«Займи позицию» – зачитывается какое-нибудь утверждение и обучающиеся должны подойти к плакату со словом «ДА» или «НЕТ». Желательно, чтобы они объяснили свою позицию.

Иногда на обобщающих уроках используют такой прием, как «Свеча». По кругу передается зажженная свеча, и обучающиеся высказываются о разных аспектах обучения.

Технологий интерактивного обучения существует огромное количество. Каждый педагог может самостоятельно придумать новые формы работы с группой. Часто используют на занятиях работу в парах, когда обучающиеся учатся задавать друг другу вопросы и отвечать на них.

Интерактивное творчество педагога и обучающегося безгранично. Важно только умело направить его для достижения поставленных учебных целей. Для этих целей существуют эффективные методы, которые применяются на занятиях для обсуждения каких-либо проблем, о которых у обучающихся имеются первоначальные представления, полученные ранее на занятиях или в житейском опыте. Кроме того, обсуждаемые темы не должны быть закрытыми или очень узкими. Важно, чтобы уровень обсуждаемой проблемы позволял перейти от узких вопросов к широкой постановке проблемы.

Итак, адекватной и наиболее часто применяемым методом является учебная игра, так как игры предоставляют педагогу возможности, связанные с воспроизведением результатов обучения (знаний, умений и навыков), их применением, отработкой и тренировкой, учетом индивидуальных различий, вовлечением в игру обучающихся с различными уровнями обученности. Вместе с тем игры несут в себе возможности значительного эмоционально-личностного воздействия, формирования коммуникативных умений и навыков, ценностных отношений. Поэтому применение учебных игр способствует развитию индивидуальных и личностных качеств обучающихся.

Далее будут рассмотрены конкретные технологии и методы, которые позволяют осваивать учебный материал и включать в учебный процесс мотивационную сферу обучающегося. Интерактивную работу можно применять и на занятиях усвоения материала (после изложения нового материала), и на занятиях по применению знаний, на специальных занятиях, а также делать её вместо опроса или обобщения.

  1. Часто используется работа в парах, особенно она эффективна на начальных этапах обучения. Плюс этой работы заключается в том, что все обучающиеся имеют возможность высказаться, обменяться идеями со своим напарником, а только потом огласить их всей группе. Кроме того все обучающиеся будут вовлечены в работу. Примерами такой работы являются: обсуждение текста, взятие интервью у напарника, анализ письменной работы партнера, разработка вопросов к группе или ответы на вопросы педагога и т. д. От педагога требуется умение быстро распределить обучающихся по парам, дать задание и оценить результаты работы пары.

  2. Подобной работой является и деятельность обучающихся, которые объединяются в ротационные (изменяющиеся) тройки. Этот вариант кооперативного обучения способствует активному анализу и обсуждению нового материала с целью его осмысления и освоения. Чтобы организовать этот вид деятельности от епдагога требуется объединить обучающихся в тройки (1-й, 2-й, 3-й) так, чтобы все тройки образовали круг. Каждой тройке педагог задает вопрос (одинаковый для всех), только он должен иметь неоднозначные ответы, а обучающиеся, каждый по очереди, отвечают на вопрос. Потом происходит перемещение всех обучающихся, например, под номером один в другую тройку, и, таким образом, педагог может двигать обучающихся сколько угодно раз, задавая при этом различные вопросы. Это очень активный прием, который можно применять на любом занятии.

  3. Отдельного внимания требует организация работы в малых группах. Когда нужно решить сложные проблемы коллективным разумом. Существует несколько условий для эффективной для организации такой работы. Прежде всего, обучающиеся должны владеть знаниями и умениями для выполнения задания. Объединять обучающихся нужно в группы из трех- пяти человек (это оптимальные пределы для данной работы). Все члены группы должны хорошо видеть друг друга. В каждой группе обучающийся играет определенную роль, которую ему выбирает педагог: кто-то должен будет прочитать задание для всей группы и организовать его выполнение; другой обучающийся должен будет вести записи работы группы (коротко и разборчиво), одновременно он должен быть готов высказывать свои мысли при подведении итогов; кто-то должен будет следить за временем и стимулировать работу в группе; следующий обучающийся должен будет высказать мысли группы, показывая результаты работы.

Все перечисленные методы интерактивного обучения относятся к технологиям кооперативного обучения, когда обучающимся нужно скооперироваться для выполнения заданий педагога, активной работы на занятии, усвоения материала и выработки навыков общения при дискуссии и аргументации своих позиций. Огромным плюсом данного вида учебной деятельности является привлечение абсолютно всех обучающихся в общую работу. Трудности заключаются в умении педагога организовать работу обучающихся и приучить их к такой работе как постоянной. На основе этих методов можно строить другие или придумывать что-то принципиально новое. В этом заключается преимущество интерактивного обучения.

Основная цель интерактивного обучения – целостное развитие личности обучающегося. Средством же развития личности, раскрывающим ее потенциальные внутренние способности является самостоятельная познавательная и мыслительная деятельность.

Следовательно, задача педагога – обеспечить на занятии такую деятельность, чему и способствуют современные интерактивные технологии. В этом случае обучающийся сам открывает путь к познанию. Усвоение знаний – результат его деятельности. Самой общей задачей педагога в интерактивной технологии является фасилитация (поддержка, облегчение) – направление и помощь процессу обмена информацией:

  • выявление многообразия точек зрения;

  • обращение к личному опыту участников;

  • поддержка активности участников;

  • соединение теории и практики;

  • взаимообогащение опыта участников;

  • облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания участников;

  • поощрение творчества участников.

Каковы основные характеристики «интерактива»? Следует признать, что интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых обучающийся чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность обучающихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводить ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества, позволяет развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение. Значительны и воспитательные возможности интерактивных форм работы. Они способствуют установлению эмоциональных контактов между обучающимися, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку обучающихся, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности.

Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и обучающегося, которое ведет к взаимопониманию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения обучающиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на занятиях организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы.

По сравнению с традиционными моделями обучения, в интерактивных моделях обучения меняется взаимодействие педагога и обучающегося: его активность уступает место активности обучающегося, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы. В интерактивной технологии обучающиеся выступают полноправными участниками, их опыт важен не менее чем опыт педагога, который не столько дает готовые знания, сколько побуждает обучающихся к самостоятельному поиску.

В интерактивных технологиях педагог выступает в нескольких основных ролях. В каждой из них он организует взаимодействие участников с той или иной областью информационной среды. В роли информатора-эксперта педагог излагает текстовый материал, демонстрирует видеоряд, отвечает на вопросы участников, отслеживает результаты процесса и т. д. В роли организатора-фасилитатора он налаживает взаимодействие обучающихся с социальным и физическим окружением (разбивает на подгруппы, побуждает их самостоятельно собирать данные, координирует выполнение заданий, подготовку мини-презентаций и т. д.). В роли консультанта педагог обращается к профессиональному опыту обучающихся, помогает искать решения уже поставленных задач, самостоятельно ставить новые и т. д.

К недостаткам роли фасилитатора относятся большие затраты труда педагога при подготовке, сложность точного планирования результатов.

Источником помех при интерактивном режиме может быть различие в восприятии, из-за которого может изменяться смысл в процессах кодирования и декодирования информации.

Таким образом, можно выделить значение интерактивных форм и методов обучения, заключающееся в достижении целого ряда важнейших образовательных целей:

  • стимулирование мотивации и интереса в области изучаемого материала;

  • повышения уровня активности и самостоятельности обучающихся;

  • развития навыков анализа, критичности мышления, взаимодействия, коммуникации;

  • саморазвитие и развитие активизации мыслительной деятельности и диалоговому взаимодействию с преподавателем и другими участниками учебного процесса.


Список используемой литературы:

  1. Красильникова В. А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебное пособие //М.: ООО «Дом педагогики. – 2006. – С. 231.

  2. Панина Т.С., Вавилова Л.Н.. Интерактивное обучение // Образование и наука. - 2007. - № 6 (48). – с.32 – 41.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!